ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 года N 821
О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что осуществляемая в соответствии с решениями XXVII съезда партии и июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС коренная перестройка хозяйственного механизма для реализации экономической стратегии партии на современном этапе развития народного хозяйства страны требует радикальной реформы финансово-кредитной системы.
Воздействие денежно-кредитной политики на повышение эффективности производства, укрепление хозяйственного расчета, соблюдение режима ресурсосбережения в последний период развития экономики значительно ослаблено. Банковская система стала крайне неповоротливой, недостаточно учитывает специфику и особенности отраслей и сфер экономики.
Кредитные рычаги и стимулы фактически перестали выполнять функции инструмента управления расширенным воспроизводством и контроля за рациональным использованием производственного потенциала и ресурсов. Широкие масштабы приобрела порочная практика предоставления кредитов без должного экономического обоснования, вовлечения их в покрытие убытков и длительных финансовых прорывов объединений, предприятий и организаций, не выполняющих плановые задания и допускающих бесхозяйственность. Ухудшились платежная дисциплина и состояние денежного обращения. Каналы денежного оборота наполнялись избыточными платежными средствами, что осложняло достижение натурально-вещественной и финансовой сбалансированности экономики.
Низкая эффективность воздействия кредитно-денежных отношений во многом является следствием крупных недостатков и упущений в работе Госбанка СССР и Стройбанка СССР, всей финансовой системы. Организация кредитования и расчетов все еще не отвечает требованиям современности этапа экономического развития, принципам полного хозяйственного расчета и самофинансирования, не учитывает прогрессивные направления совершенствования хозяйственного механизма в отраслях экономики, изменения в инвестиционной политике и управлении народнохозяйственными комплексами. В условиях, когда основная хозяйственная деятельность и инвестиции объединений, предприятий и организаций органически взаимоувязаны между собой, финансирование и кредитование их различными банками ограничивает эффективность нового хозяйственного механизма.
Учреждения банков не проявляют должной активности в осуществлении мер, связанных с обновлением производственного аппарата, недостаточно действенно и оперативно решают вопросы кредитно-расчетного обслуживания, их деятельность не сосредоточена на достижении объединениями, предприятиями и организациями максимума конечных хозяйственных результатов.
Работа учреждений Госбанка СССР и Государственных трудовых сберегательных касс СССР по обслуживанию населения не отвечает его возрастающим потребностям. Неудовлетворительно и неполно используются новые прогрессивные формы и методы кредитного и кассового обслуживания граждан.
Необходима серьезная перестройка всей кредитной системы, с тем чтобы поднять роль кредита, в полной мере восстановить силу его активного воздействия на хозяйственную жизнь страны.
В целях выполнения решений июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС по осуществлению радикальной реформы управления экономикой, реализации задач ускорения социально-экономического развития страны, активизации в этих целях товарно-денежных отношений, значительного усиления роли кредита и денежного обращения Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Признать необходимым повысить роль кредита и денежного обращения в деле претворения в жизнь экономической стратегии партии, усилить их воздействие на динамичное и пропорциональное развитие народного хозяйства и повышение его эффективности в тесной взаимосвязи с решением социальных проблем, более полной сбалансированности материально-вещественных и стоимостных пропорций общественного воспроизводства, денежных доходов и расходов населения, усилении государственной плановой и договорной дисциплины. Превратить кредит в один из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно-денежных отношений в механизм планового управления экономикой.
Сосредоточить кредитные ресурсы банков прежде всего на развитии наукоемких отраслей и хозяйственных комплексов, определяющих научно-технический прогресс, стимулировании обновления производственных фондов и осуществлении крупных народнохозяйственных программ.
2. Коренным образом изменить направления и формы деятельности банков, повысить их ответственность, превратить в активных и заинтересованных участников перестройки управления экономикой. Учреждения банков в центре и на местах должны активно проводить линию на ускорение научно-технического прогресса, организацию новых прогрессивных форм и методов хозяйствования, перевод отраслей, объединений, предприятий и организаций на полный хозрасчет и самофинансирование, расширение их социалистической предприимчивости и повышение экономической ответственности за достижение высоких конечных результатов.
3. Для усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны и укрепления связи кредитного механизма с конечными результатами расширенного воспроизводства считать целесообразным реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов, решения крупных социальных задач и более полного удовлетворения потребностей населения в кредитно-расчетном обслуживании, создав систему банков в следующем составе:
Государственный банк СССР (Госбанк СССР);
Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);
Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР);
Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР);
Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);
Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР).
4. Банкам СССР в своей деятельности исходить из принципа общей экономической заинтересованности и ответственности за эффективное использование кредитов, обеспечение высоких хозяйственных результатов объединений, предприятий и организаций.
Установить с учетом специализации основные направления и сферы деятельности банков СССР в народном хозяйстве страны:
Госбанк СССР осуществляет централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проведение единой кредитной политики государства, координацию деятельности банков СССР и организацию расчетов между ними, обеспечивает организацию и укрепление денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета и участвует в формировании сводного валютного плана страны. Госбанк СССР осуществляет также кредитование, финансирование и расчетное обслуживание предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы;
Внешэкономбанк СССР обеспечивает организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям, кредитование объединений, предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические связи, контроль за исполнением сводного валютного плана, рациональное и экономное использование валютных ресурсов страны, осуществление операций на международных валютных и кредитных рынках, а также связанных с наличной валютой и валютными ценностями.
Возложить проведение прогрессивной кредитной политики, повышение эффективности всей системы кредитования основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, а также осуществление необходимых расчетов:
на Промстройбанк СССР - в промышленности, строительстве, на транспорте и связи, в системе Госснаба СССР;
на Агропромбанк СССР - в агропромышленном комплексе страны;
на Жилсоцбанк СССР - в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, социально-культурном строительстве, в хозяйстве, подведомственном местным Советам народных депутатов, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности;
Сберегательный банк СССР обеспечивает организацию сберегательного дела в стране, безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, а в необходимых случаях - организаций и учреждений, распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан.
5. Считать важнейшими задачами банков СССР:
радикальное совершенствование кредитного механизма, приведение его в соответствие с требованиями перестройки управления народным хозяйством;
экономическое стимулирование посредством кредита и других банковских рычагов достижения высоких конечных результатов в деятельности всех звеньев народного хозяйства;
широкое использование кредитных ресурсов для ускорения научно-технического прогресса, увеличения производства и реализации товаров народного потребления и оказания платных услуг населению;
всемерное укрепление денежного обращения и повышение устойчивости и покупательной способности советского рубля, усиление контроля за расходованием фонда оплаты труда, соблюдением нормативных соотношений между темпами прироста средней заработной платы и производительности труда, улучшение кассового обслуживания народного хозяйства и населения;
организацию и широкое применение наиболее экономичных и прогрессивных форм кредитования и расчетов, способствующих ускорению платежей и оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, предотвращению необоснованного роста запасов товарно-материальных ценностей;
обеспечение более рационального использования ссудного фонда государства, усиление ответственности за максимальную мобилизацию кредитных ресурсов;
укрепление расчетной, финансовой и кредитной дисциплины в народном хозяйстве и контроль за ее соблюдением;
повышение эффективности финансирования и кредитования капитальных вложений, содействие ускорению ввода в действие производственных мощностей и объектов материально-технической базы социально-культурной сферы;
совершенствование валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношений с зарубежными странами, активное участие в увеличении валютных ресурсов страны, развитии экспортных производств, приоритетном расширении сотрудничества со странами социалистического содружества;
применение и развитие на местах новых видов вкладов и кредитов, прогрессивных форм расчетно-кредитного и кассового обслуживания граждан, расширение безналичных расчетов с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями за товары и услуги;
улучшение стиля и методов работы банковского аппарата, развитие инициативы и творческой активности, деловитости и ответственности за порученное дело;
повышение уровня руководства банковской деятельностью на основе расширения использования современных организационно-технических средств и автоматизированных систем управления банковскими операциями;
осуществление контроля рублем за хозяйственно-финансовой деятельностью объединений, предприятий и организаций.
Считать недопустимым вмешательство местных органов в деятельность учреждений банков путем указаний и требований, не соответствующих их уставам и нормативным актам в области кредитования, финансирования и расчетов.
6. Повысить роль Госбанка СССР как главного банка страны в обеспечении централизованного планового управления денежно-кредитной системой, единой политики в области валютных операций, координации деятельности банков, выполнении функций единого эмиссионно-кассового и расчетного центра, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.
Установить, что Госбанк СССР на основе показателей проектов государственного плана экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и проектов планов специализированных банков СССР разрабатывает сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам СССР, представляет их на утверждение в Совет Министров СССР.
Считать целесообразным обеспечить активное участие Госбанка СССР, других банков СССР в разработке государственного плана экономического и социального развития СССР, формировании плана экспорта и импорта товаров, сводного валютного плана страны.
Предоставить Госбанку СССР право совместно с банками СССР определять на единой методологической основе обязательные для всех банков СССР состав объектов кредитования, условия выдачи и погашения кредитов, льготы при кредитовании, меры кредитного воздействия на ссудозаемщиков и условия их применения, устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках, а также по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР - процентные ставки за пользование кредитами. Госбанку СССР осуществлять координацию проводимой банками СССР работы по совершенствованию методологии, организации и практики кредитного планирования в условиях повышения самостоятельности в хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и расширения прав Советов народных депутатов.
Сохранить за Госбанком СССР предоставленные ему ранее права в области установления официальных курсов иностранных валют к советскому рублю, осуществления связей с центральными банками других стран и решения иных вопросов внешнеэкономической деятельности в пределах его компетенции.
7. В целях проведения государственной политики в области денежного обращения и кредита, решения на единой методологической основе задач совершенствования деятельности банков образовать Совет банков СССР. Указанный Совет является координационным органом, рассматривает проекты и ход выполнения сводных кредитных планов, а также важнейшие проблемы укрепления денежного обращения и совершенствования кредитно-расчетных отношений в народном хозяйстве.
Совет банков СССР возглавляется Председателем Правления Госбанка СССР. В состав Совета входят председатели правлений банков СССР, а также могут входить представители других центральных экономических ведомств.
8. Банки СССР образуют в союзных республиках соответствующие республиканские банки с прямым подчинением банкам СССР, в автономных республиках, краях и областях управления банков, а при необходимости в городах и районах отделения банков. В тех случаях, когда банки на местах не образуются, кредитно-расчетное обслуживание производится учреждениями Госбанка СССР или других банков СССР на основе корреспондентских отношений или через уполномоченных.
Республиканские банки пользуются правами министерств союзных республик.
9. Банкам СССР строить кредитные отношения банков с объединениями, предприятиями и организациями на строгом соблюдении общегосударственных интересов, принципов кредитования планово-целевого характера, материальной обеспеченности, срочности, возвратности и платности кредитов, широко использовать принципиально новые формы кредитных отношений.
Установить, что все вопросы, связанные с планированием, выдачей и погашением кредитов, уменьшением или увеличением размеров процентных ставок, объединения, предприятия и организации решают в местных учреждениях банков на основе кредитных договоров, определяющих взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон.
Учреждениям банков глубоко изучать финансовое положение кредитуемых объединений, предприятий и организаций, всемерно способствовать развитию их инициативы и хозяйственной предприимчивости, не допускать мелочного вмешательства в их производственную деятельность, отказаться от множественности видов и условий предоставления ссуд, упростить систему и повысить оперативность кредитования.
Считать недопустимым использование кредита для покрытия длительности финансовых прорывов, бесхозяйственности и убытков объединений, предприятий и организаций. Прекращать выдачу новых кредитов при систематическом нарушении сроков погашения ссуд.
Банки СССР уплачивают объединениям, предприятиям и организациям проценты за временно привлекаемые в качестве кредитных ресурсов средства фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития и других фондов аналогичного назначения.
В целях повышения ответственности банков СССР за рациональное использование кредитов ввести плату за привлекаемые ими из других банков кредитные ресурсы.
10. Для усиления воздействия процентной политики на хозрасчетную заинтересованность объединений, предприятий и организаций, повышения их ответственности за эффективное использование кредитных ресурсов Госбанку СССР расширить по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР дифференциацию процентных ставок за кредиты в зависимости от целей их использования (на плановые, сверхплановые и непредвиденные потребности), а также от своевременности возврата кредита.
Предоставить право руководителям учреждений банков на местах в пределах установленных размеров процентных ставок понижать либо повышать эти ставки в зависимости от соблюдения объединениями, предприятиями и организациями плановых размеров запасов товарно-материальных ценностей, ускорения оборачиваемости и сохранности оборотных средств, выполнения обязательств перед банками по возврату кредитов.
11. Для повышения эффективности кредитной политики банков и коренного улучшения методов их работы перевести систему банков СССР на принципы полного хозрасчета и самофинансирования.
Установить, что главным показателем результатов деятельности учреждений банков является прибыль, из которой по долговременным экономическим нормативам формируются фонды производственного и социального развития и материального поощрения, а также осуществляются отчисления в централизованные фонды республиканских банков и банков СССР. Средства фондов экономического стимулирования направляются на финансирование мероприятий по развитию и укреплению материальной базы, приобретение современной вычислительной и организационной техники для учреждений банков, строительство подведомственных им объектов производственного и социального назначения, а также на материальное поощрение работников.
Определить в качестве основного хозрасчетного звена в системе банков СССР управления банков автономных республик, краев и областей.
Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма в 3-месячный срок утвердить для системы банков СССР нормативы образования фондов экономического стимулирования на 1988-1990 годы, порядок их использования с учетом особенностей деятельности и предельные размеры отчислений в централизованные фонды республиканских банков и банков СССР.
12. В целях расширения возможностей объединений, предприятий и организаций в решении задач ускорения научно-технического прогресса предоставить право банкам СССР выдавать наряду с кредитами на отдельные мероприятия долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от научно-исследовательских разработок и создания опытных образцов до ее серийного производства. Погашение этого кредита осуществлять за счет фонда развития производства, науки и техники.
Разрешить банкам СССР в случаях низкой экономической эффективности проектов на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств требовать от министерств и ведомств проведения государственной экспертизы наиболее крупных проектных решений. При выявлении экспертизой проектов, не отвечающих новейшим достижениям науки и техники, банки могут приостанавливать финансирование и кредитование таких объектов до внесения в проекты прогрессивных решений.