ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О заявлении "Об основных направлениях социально-экономического
развития Российской Федерации", принятом трехсторонней комиссией
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

Государственной Думы и Правительства Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить в основном заявление "Об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации", принятое трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Правительство Российской Федерации.

3. Предложить Совету Федерации поддержать заявление "Об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации", принятое трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

4. Рекомендовать вновь сформированному Правительству Российской Федерации одобрить заявление "Об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации", принятое трехсторонней комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, в качестве основы для разработки конкретной программы действий Правительства Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу.

5. Поручить комитетам Государственной Думы подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов, предусмотренные в указанном Заявлении.

6. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для опубликования в "Российской газете".

7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезнев

Москва
2 сентября 1998 года
N 2909-II ГД

Принято на заседании трехсторонней
комиссии Государственной Думы,
Совета Федерации и Правительства
Российской Федерации
27 августа 1998 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
Об основных направлениях социально-экономического развития
Российской Федерации

Российская Федерация находится в состоянии углубляющегося системного кризиса. Основными причинами резкого обострения финансового и социально-экономического положения являются принципиальные ошибки и серьезные недостатки в проводимой экономической политике, продолжающееся разрушение экономического потенциала, сокращение объема производства в ведущих отраслях экономики России, недооценка социальных факторов.

Проведенная приватизация не привела к структурной перестройке экономики и не создала эффективное управление собственностью.

Неэффективная налоговая политика, примитивные формы расчетов, бартер, суррогаты денег, хищническое посредничество в товарном обмене, ростовщические формы кредитования реального сектора экономики крайне затруднили цивилизованное рыночное развитие товарно-денежных отношений.

Обвал финансовой системы, произошедший в августе 1998 года, стал следствием наращивания государственного долга в форме финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств, оттока капитала из страны, нестабильности и утраты доверия к власти. Для обслуживания государственного долга Правительство Российской Федерации пошло на секвестирование расходов федерального бюджета на текущий год, нарушая обязательства государства по финансированию социальной сферы, обороны и безопасности, отвлекая финансовые ресурсы из реального сектора экономики.

Наступивший в Российской Федерации кризис усилил социальную напряженность в обществе. Возросла задолженность по выплате заработной платы, денежного довольствия военнослужащим, пенсий и социальных пособий.

В сложившейся ситуации создается серьезная угроза безопасности Российской Федерации как суверенного государства и требуется изменение экономического курса, принятие решительных взвешенных мер по недопущению дальнейшего развития кризиса, преодолению его последствий, консолидации усилий всех ветвей власти, политических и общественных сил как на федеральном, так и на региональном уровне для решения этой общегосударственной задачи.

Изменение экономического курса предполагает:

1) усиление роли государства в регулировании экономики, в первую очередь в восстановлении и развитии производства, сохранении и активизации научно-технического потенциала, ценообразовании в естественных, в том числе сырьевых, монополиях, оздоровлении системы государственных финансов и нормализации денежного обращения, концентрации ресурсов для приоритетных отраслей экономики, усилении роли государственного заказа и закупки продовольствия для государственных нужд, повышении эффективности социальной политики, обеспечении защиты прав собственника и других правовых условий эффективного функционирования рыночной экономики, защите национальных интересов во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах;

2) комплексный, системный характер экономической и социальной политики, включающей в себя инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеэкономическую, научно-техническую, финансово-кредитную и прочие составляющие, которые необходимы для создания предпосылок экономического роста. Такая политика должна способствовать переводу сбережений в инвестиции, восстановлению нормального платежного оборота, стимулировать инновационную активность и структурную перестройку экономики, ее модернизацию на современной технической основе, повышать конкурентоспособность российских товаропроизводителей;

3) социальную направленность преобразований в экономике, в том числе создание эффективной системы социальных гарантий и социальной защиты населения, проведение государственной политики в интересах повышения доходов населения;

4) "дедолларизацию" экономики, означающую сокращение ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и снижение оттока финансовых средств за рубеж, отказ от приоритета денежно-кредитных механизмов обеспечения экономического роста, участие в международных экономических и финансовых организациях на взаимовыгодных условиях;

5) укрепление системы органов государственной власти Российской Федерации, в том числе усиление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации. Совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, в том числе создание такой структуры управления, при которой, с одной стороны, исключается дублирование функций различных министерств и ведомств, с другой - обеспечиваются современный уровень хозяйствования в государственном секторе и эффективное государственное регулирование в частном секторе.

В первоочередном порядке необходимо осуществить следующие меры по выходу экономики из финансового кризиса:

1. Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации:

обеспечение контроля за деятельностью кредитных организаций, срочное принятие всех необходимых мер по обеспечению сохранности вкладов граждан, восстановлению ликвидности коммерческих банков и поддержанию системы расчетов с использованием для их целей фондов обязательных резервов коммерческих банков, резервов Центрального банка Российской Федерации и при осуществлении соответствующей эмиссии денежных средств;

реализация комплекса мер по поддержанию ликвидности и обеспечению бесперебойной работы инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, резервы которых размещены в государственных ценных бумагах, а также по восстановлению таких резервов в ликвидной форме.

2. Центральный банк Российской Федерации при оказании коммерческим банкам финансовой помощи учитывает в качестве обеспечения их активов государственные ценные бумаги и обязательства субъектов Российской Федерации и государственных органов, выданные в соответствии с установленной банковской практикой, а при необходимости приобретает блокирующий или контрольный пакет акций коммерческих банков, в первую очередь системообразующих банков, имеющих разветвленную сеть отделений и значительные объемы вкладов населения.

3. Правительству Российской Федерации:

осуществление совместно с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления комплекса мер по приостановлению необоснованного роста цен на промышленные товары, продукты питания и коммунальные услуги и защите от недобросовестной конкуренции импортных товаров и продовольствия;

незамедлительное проведение консультаций с государствами участниками Таможенного союза, другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств в целях координации усилий по стабилизации национальных финансово-кредитных и денежных систем;

обеспечение неукоснительного соблюдения условий реструктуризации внутреннего долга, а также исполнение обязательств Российской Федерации по государственному внешнему долгу, возникших в соответствии с законодательством;

восстановление совместно с Центральным банком Российской Федерации ликвидности рынка государственных долговых обязательств;

усиление валютного контроля и осуществление подготовки предложений об увеличении нормативов продажи валютной выручки экспортерами;

активное использование мер по ограничению оттока иностранной валюты из страны, в том числе ужесточение выдачи лицензий на вывоз капитала и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта, введение ограничений на вывоз иностранной валюты;

принятие мер по прекращению деятельности так называемых оффшорных зон на территории России, а также применение санкций в отношении субъектов хозяйственной деятельности, ведущих нелегальную деятельность в оффшорных зонах, введение запрета на открытие и ведение счетов российскими банками в иностранных оффшорных банках.

Осуществление указанных мер позволит осуществить развитие экономики и социальной сферы на качественно новой основе. Основными приоритетами в области экономической и социальной политики на ближнюю и среднесрочную перспективу определены:

1. В области государственной политики в реальном секторе экономики:

1) осуществление выбора приоритетов в промышленной политике, направленных на развитие передовых наукоемких экспортно ориентированных производств, способствующих выходу экономики страны из кризиса и обеспечению национальной безопасности;

2) до конца сентября 1998 года принятие федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О лизинге", "О Бюджете развития Российской Федерации", "Об иностранных инвестициях", создающих условия для повышения инвестиционной активности в реальном секторе экономики, а также Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", положения которого позволят укрепить государственную монополию на этот вид деятельности. В текущем году для внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации будут подготовлены изменения, предусматривающие отмену налога на прибыль предприятий и организаций ("налоговые каникулы") в течение первых трех лет предпринимательской деятельности и пониженный уровень налогообложения в течение периода окупаемости инвестиционных проектов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;

3) до 1 ноября 1998 года в обязательном порядке принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", предусматривающего на определенных условиях реструктуризацию задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. Аналогичное положение о реструктуризации будет включено в федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год", и на этой основе будет принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее реструктуризацию задолженности предприятий и организаций бюджету по состоянию на 1 января 1998 года;

4) до 1 ноября 1998 года в обязательном порядке принятие постановления Правительства Российской Федерации о порядке финансирования мобилизационных мощностей и выведения их из состава активов предприятий;

5) до завершения 1998 года осуществление Правительством Российской Федерации следующих мер:

погашение выверенной задолженности предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса по состоянию на 1 января 1998 года за выполненные в 1994-1997 годах работы по государственному оборонному заказу в части заработной платы на сумму 2,5 миллиарда рублей, а также части выверенной общей задолженности по состоянию на 1 января 1998 года на сумму не менее 8 миллиардов рублей;

взаимное списание посредством целевого финансирования части выверенной задолженности по государственному оборонному заказу и долгов предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса федеральному бюджету по состоянию на 1 января 1998 года на сумму до 2 миллиардов рублей;

определение порядка погашения оставшейся части задолженности перед предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса за выполненные в 1994-1997 годах работы по государственному оборонному заказу и отказ от штрафных санкций по обязательным платежам, образовавшимся вследствие несвоевременного и неполного финансирования оборонного заказа, выполненного в указанные годы;

обеспечение начиная с сентября 1998 года своевременного и полного финансирования работ по государственному оборонному заказу в пределах сумм, определенных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год";

6) продление порядка возврата на 1999 год бюджетных ссуд предприятиями легкой промышленности и предприятиями лесопромышленного комплекса, предусмотренного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год";

7) до конца 1998 года принятие нормативных актов, устанавливающих порядок консервации неиспользуемых производственных мощностей предприятий, предусматривающий снижение амортизационных отчислений и налога на имущество;

8) разработка и введение в действие Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации мер по нормализации денежного обращения в стране, прежде всего для создания условий формирования оборотных средств предприятий и подъема инвестиционной активности, с обеспечением необходимого для этого уровня процентных ставок по кредитным ресурсам для производственной сферы;

9) в кратчайшие сроки активное применение защитных мер, определенных Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", в том числе тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

10) до 31 декабря 1998 года разработка и принятие Правительством Российской Федерации программы диверсификации экспорта, в которой будут предусмотрены определяющие систему сертификации ориентированной на экспорт продукции и страхования экспортных кредитов меры поддержки производителей, расширяющих номенклатуру товаров, поставляемых за рубеж;

11) немедленная активизация усилий Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по устранению дискриминационных мер, принимаемых в иностранных государствах по отношению к российским экспортерам, а также осуществление Правительством Российской Федерации координации выхода на внешние рынки отечественных экспортеров однородной продукции в целях недопущения недобросовестной конкуренции между ними и приведение механизма и технологии контроля за качеством импортных товаров в соответствие со стандартами, действующими для российских товаропроизводителей;

12) до 1 марта 1999 года определение и установление в законодательном порядке особого порядка санации, банкротства и национализации предприятий, имеющих стратегическое для экономики России значение. Эти меры будут применяться при необходимости реструктуризации предприятий в целях повышения эффективности их работы;

13) с начала 1999 года расширение Правительством Российской Федерации практики проведения конкурсов на закупку продукции для государственных нужд в целях экономии бюджетных средств при установлении жесткой взаимной ответственности государства и поставщиков такой продукции. Будут приняты меры по улучшению подготовки российских предприятий к участию в международных тендерах;

14) разработка законодательной и нормативно-правовой базы в целях формирования условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по вопросам защиты прав предпринимателей, развития венчурного и инновационного предпринимательства, кредитных союзов, коммерческих концессий товаров и услуг;

15) обеспечение Правительством Российской Федерации строгого соблюдения нормативов системы недропользования, а также реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", принятие и реализация соответствующих нормативных правовых актов;

16) разработка и внесение Правительством Российской Федерации для увеличения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и упорядочения рынка табачных изделий в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, регулирующего производство и оборот табачных изделий;

17) осуществление Правительством Российской Федерации мер по повышению ответственности юридических и физических лиц за неэффективное управление государственными предприятиями промышленности, а также предприятиями, акции которых находятся в федеральной собственности. Считать целесообразным на основе имеющихся казенных предприятий (государственных унитарных коммерческих предприятий) и компаний с преобладающей долей государственной собственности организационно оформить государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных государственных научно-производственных объединений, холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу и вертикально интегрированных;

18) осуществление Правительством Российской Федерации при формировании государственных холдингов и финансово-промышленных групп мер по созданию в них дочерних предприятий в целях укрепления налоговой базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

19) разработка мер по стимулированию вложения средств предприятий в инновационный сектор, до 1 июня 1999 года принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих радикальное совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности и патентной защиты;

20) до начала 1999 года разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О государственной собственности в экономике", "О госхолдингах (государственных компаниях)", "О казенных (унитарных) предприятиях", "Об управлении государственными долями акционерных предприятий";

21) осуществление Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации срочных мер по подготовке экономики страны к функционированию в осенне-зимний период, завозу (с предоставлением субсидий на часть транспортных тарифов) товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза, а также обеспечение субсидирования граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

22) осуществление реализации комплекса мер по сокращению импорта и увеличению доли отечественных продуктов питания в структуре потребления продовольствия с применением мер тарифного и нетарифного регулирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»