ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ ГОССТРОЕ РОССИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 1993 года N 24-10-2/331
Об экспертизе проектов застройки
1. Учитывая, что экспертиза большинства проектов застройки микрорайонов, жилых кварталов, градостроительных комплексов осуществляется экспертными органами на местах, сообщаем, что в указанной работе следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по проведению экспертизы проектов застройки", которые были утверждены Главгосэкспертизой РФ и направлены в ваш адрес в апреле 1991 года.
Поскольку ожидаемых изменений нормативной базы в градостроительстве не произошло, срок действия указанных Методических рекомендаций продляется от 30 декабря 1994 года.
Направляем Вам дополнительный экземпляр Методических рекомендаций с внесенными уточнениями.
2. Одновременно просим представить в Главгосэкспертизу Российской Федерации информационную справку о содержании и характере рассматриваемых в последнее время проектов застройки микрорайонов, жилых кварталов в городах вашего региона.
В связи с тем, что во многих городах в качестве главного направления развития жилищного строительства провозглашен переход на преимущественно малоэтажное строительство домов в один-два этажа с приусадебными участками, очень важно знать как обеспечивается проектно-техническая готовность к такому переходу.
Рекомендуем вам выяснить у главных архитекторов городов вашего региона: выдавались ли ими заказчикам задания на разработку проектов малоэтажной застройки и как эти задания выполняются?
На основе данных главных архитекторов городов и собственного анализа проектов застройки, выполненных в 1992-1993 годах, сообщите в Главгосэкспертизу РФ: какой примерно процент от общего объема жилищного строительства предполагается осуществлять многоэтажными (крупнопанельными, кирпичными) домами и какой процент - в виде малоэтажной застройки с усадебными участками? Какой процент планируемого жилищного строительства вообще не обеспечен проектно-планировочной документацией?
Вашу информацию просим представить не позднее 15 ноября 1993 года. На основе сообщений с мест Главгосэкспертиза РФ должна представить информацию руководству Госстроя России до 1 декабря 1993 года.
Заместитель начальника
Главгосэкспертизы РФ
Н.В.Суханов
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник
Главгосэкспертизы России
------------Ю.Б.Жуковский
18 октября 1993 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению экспертизы проектов застройки микрорайонов,
кварталов, других аналогичных жилых образований
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации составлены в помощь специалистам, осуществляющим экспертизу проектов застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов городов и рабочих поселков.
Проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов разрабатываются, как правило, на основе проекта детальной планировки. В виде исключения допускается выполнение проекта застройки на основе непосредственно генерального плана города или рабочего поселка.
В проекте застройки, в пределах красных линий проектируемой территории, уточняются и конкретизируются архитектурно-планировочное решение и объемно-пространственная композиция застройки, предусмотренные в ПДП; уточняются типы применяемых жилых и общественных зданий; границы градостроительных комплексов или очередей строительства, состав входящих в них объектов и очередность их строительства; решаются вопросы организации рельефа, инженерного оборудования, инженерной подготовки, озеленения и благоустройства территории, организации движения пешеходов и транспорта; определяются технико-экономические показатели проекта, сметная стоимость и порядок организации строительства.
При осуществлении экспертизы проектов застройки необходимо, прежде всего, выявить их соответствие требованиям СНиП 2.07.01-89 (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений), Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов (ВСН 38-82), а также Региональным строительным нормам (РСН для отдельных районов России). В случае, когда проект застройки совмещен с выпуском рабочих чертежей, учитываются требования СНиП для соответствующих типов объектов.
Также следует исходить из того, что в проектах застройки наиболее полно должны учитываться природно-климатические и социально-экономические особенности данного региона. Определенные изменения в обязательном наборе объектов, входящих в микрорайон, квартал, могут быть вызваны новыми экономическими отношениями, связанными с рынком и приватизацией. Однако соблюдение технических, санитарных, противопожарных норм и правил обязательно во всех случаях.
2. Организация и порядок рассмотрения проектов застройки
2.1. Проверяется наличие (комплектность) представленной документации в соответствии с требованиями 8-го раздела ВСН 38-82 Госгражданстроя и задания на проектирование.
2.2. Проверяется соответствие принятых в проекте застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений требованиям нормативных документов, проекту детальной планировки, заданию на проектирование, архитектурно-планировочному заданию.
Если в микрорайоне, для которого выполняется проект застройки, ведутся ранее разрешенные строительные работы, заказчику необходимо представить чертеж "опорный план" (в масштабе основного чертежа генплана) с показом существующего состояния на момент проектирования. Эксперт должен проверить насколько проектное решение увязано с фактической застройкой, его соответствие ранее принятому.
2.3. Обязательному рассмотрению подлежат основные технико-экономические показатели проекта застройки (микрорайона, квартала градостроительного комплекса, очереди строительства и т.д.):
- размеры территории микрорайона, в том числе площади, занятые под жилые дома, участки школ, детских дошкольных учреждений, учреждений и предприятий обслуживания повседневного использования, проездов, хозплощадок, гаражей и автостоянок, принадлежащих гражданам, в целом (га) и в расчете на 1 чел. (кв.м);
- структура жилого фонда с распределением по этажности. Плотность жилищного фонда (кв.м/га).
Следует проверить соответствие планировки жилых домов (меридиональных широтных блок-секций) принятой в проекте ориентации, соблюдение нормативной продолжительности инсоляции помещений основных зданий и территорий;
- наличие и соответствие нормативным требованиям предприятий и учреждений обслуживания повседневного пользования (школ, детских учреждений, магазинов, столовых и кафе) в расчете на 1000 чел. Проверить наличие в застройке микрорайона, квартала площадок для игр детей дошкольного и школьного возраста, для отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей и выгула домашних животных;
- уточнить целесообразность размещения в застраиваемом микрорайоне, квартале объектов иного назначения (здравоохранения, социального обеспечения, спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, учреждений культуры и искусства, коммунально-бытового обслуживания и других) в соответствии с перечнем зданий и сооружений, изложенных в приложениях N 1 и 7 СНиП 2.07.01-89. Решение о размещении подобных объектов в микрорайоне, квартале принимается руководством администрации по представлению архитектурно-градостроительных органов данного города, района на основе генерального плана города, рабочего поселка, проектов детальной планировки жилого района;
- обеспечение сооружениями гражданской обороны;
- протяженность внутримикрорайонной дорожной сети, площадь дорожных покрытий;
- обеспечение жилого образования общественным транспортом с указанием трасс движения и остановок;
- протяженность относящихся к микрорайону, кварталу, градостроительному комплексу инженерных сетей (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, канализации) км/1000 кв.м общей площади;
- сметная стоимость строительства общая и в том числе: жилищное, культурно-бытовое строительство, дорожная сеть, инженерное оборудование и благоустройство;
- проект организации строительства, определение степени реальности осуществления проекта застройки микрорайона, квартала с точки зрения имеющихся мощностей местных подрядных строительных организаций, уровня развития местной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Следует также обращать внимание на наличие в проекте застройки микрорайона мероприятий по снижению антропогенных воздействий на природу, повышению устойчивости природной среды к антропогенным нагрузкам, сохранению уникальных и эталонных природных, исторических и архитектурных комплексов и зеленых насаждений.
Необходимость детального рассмотрения какого-либо раздела проекта застройки определяется его значимостью для микрорайона, жилого района, города в целом (транспортная магистраль, система инженерных коммуникаций и т.д.).
Рассмотрение проектов застройки территорий частного владения ограничивается рассмотрением проектных решений в части соблюдения требований противопожарных, санитарных и экологических норм, а также выполнения заданий архитектурно-градостроительных органов администрации. Кроме того, при необходимости в зданиях и сооружениях оцениваются прочностные характеристики.
3. Обработка результатов анализа, формулирование
оценок, выводов и предложений
Критерии оценки качества проектов застройки микрорайонов, кварталов основываются на количественной нормативной базе, так как действующие удельные технико-экономические показатели имеют границы, позволяющие принимать проектные варианты лишь в небольшом диапазоне. Если значения выходят за пределы норм и для этого нет убедительных обоснований, то результаты оцениваются как неудовлетворительные, а проектные решения должны быть доработаны.
Проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов с отклонением от нормативных требований могут быть рекомендованы к утверждению и реализации в исключительных случаях при условии согласования с местными органами СЭС, пожарной охраны и главным архитектором города (района).
В случае, если отдельные разделы проекта и весь проект застройки микрорайона, квартала не могут быть оценены количественно, оценка и выводы достигаются с помощью качественных критериев. В этом случае используется метод экспертных оценок, результаты которых зависят от квалификации и личных качеств экспертов. Поэтому к экспертизе проектов застройки следует привлекать специалистов различного профиля: архитекторов, инженеров, экономистов и т.д.
Формируя оценку архитектурно-планировочного решения и объемно-пространственной композиции проекта застройки микрорайона, необходимо уточнить разрабатывался ли эскизный проект этого раздела, согласовывался ли он с архитектурно-градостроительными органами города, района. Если согласования не было, целесообразно организовать рассмотрение архитектурной части проекта на заседании архитектурно-градостроительного Совета города, области, края. Специалист, возглавляющий (осуществляющий) экспертизу проекта застройки, должен получить решение Совета или заключение Главного архитектора города (района) по данному вопросу, обязательно учесть это при формулировании выводов и предложений.
В конечном счете, экспертная оценка проекта застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса складывается с учетом:
- оценки комплектности и полноты представленной для рассмотрения проектно-сметной документации, обязательной для данной стадии проектирования (таблица N 1);
- оценки качества проектных решений проекта застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса на основе экспертных оценок отдельных разделов проекта (таблица N 2);
- оценки эффективности проектных решений, на основе анализа важнейших технико-экономических показателей проекта застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса (таблица N 3).
В заключении экспертизы даются предложения по устранению недостатков и улучшению качества проекта и делается один из выводов: "без замечаний" или "на доработку". Через определенное время проект с выводом "на доработку" должен быть истребован на повторную экспертизу.
Макет-эталон экспертного заключения по проекту застройки микрорайона (градостроительного комплекса, очереди, квартала) прилагается (приложение N 1).
Срок действия настоящих Методических рекомендаций: 1993-1994 годы. К 1995 году текст документа будет уточнен в связи с вводом в действие градостроительного законодательства, учитывающего рыночные отношения.
12 октября 1993 года
Заместитель начальника
Главгосэкспертизы РСФСР
Н.В.Суханов
Начальник отдела архитектуры
и строительства Главгосэкспертизы
России
В.К.Алексеев
Приложение N 1
Макет-эталон
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник управления (бюро)
вневедомственной государст-
венной экспертизы
"---"----------199 года
подпись
Экспертное заключение N
по проекту застройки микрорайона N (квартала N,
градостроительного комплекса N) города
(рабочего поселка)
1. Заказчик проекта.
2. Генеральная проектная организация.
3. Генеральная подрядная строительная организация.
4. Основание для проектирования:
- Решение (N, дата);
- задание на проектирование (дата утверждения);
- архитектурно-планировочное задание (дата);
- проект детальной планировки - согласованный и утвержденный (кем, дата).
5. Данные об утверждении проекта застройки:
- кем и когда рассмотрен, согласован и утвержден.
6. Основные решения проекта:
- расположение микрорайона в городе, жилом районе, рабочем поселке;
- климатический район, зона;
- описание рельефа;
- инженерно- и гидрогеологические данные участка;
- архитектурно-градостроительное решение;
- состав зданий и сооружений микрорайона;
- данные о застройке по очередям и градостроительными комплексами, решения проекта организации строительства и т.д.
Основные технико-экономические показатели проекта
застройки микрорайона, квартала, градостроительного
комплекса:
+-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ Единица ¦ Всего ¦ В том ¦
¦ Показатели ¦ измерения ¦ по ¦ числе по ¦
¦ ¦ ¦ микро- ¦ очереди ¦
¦ ¦ ¦ району ¦ застройки ¦
+-------------------------+-------------+-----------+---------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ Территория ¦
¦ ¦
¦Территория в пределах ¦
¦красных линий, га ¦
¦ ¦
¦в том числе территория: ¦
¦ ¦
¦ застройки жилыми ¦
¦ домами га ¦
¦ ¦
¦ немикрорайонного ¦
¦ значения га ¦
¦ ¦
¦ детских дошкольных ¦
¦ учреждений га ¦
¦ ¦
¦ общеобразовательной ¦
¦ школы га ¦
¦ ¦
¦площадь: проездов, ¦
¦ тротуаров, ¦
¦ хозплощадок га ¦
¦ ¦
¦ элементов благо- ¦
¦ устройства га ¦
¦ ¦
¦ автомобильных ¦
¦ стоянок га ¦
¦ ¦
¦ зеленых ¦
¦ насаждений га ¦
¦ ¦
¦ озеленения на 1 ¦
¦ жителя микро- ¦
¦ района кв.м/чел. ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ Население ¦
¦ ¦
¦Численность населения чел. ¦
¦ ¦
¦Плотность населения чел./га ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ Жилищный фонд ¦
¦ ¦
¦Количество жилых домов зданий ¦
¦ ¦
¦Средняя этажность по этажей ¦
¦микрорайону ¦
¦ ¦
¦Количество квартир кварт. ¦
¦ ¦
¦Распределение по тыс.кв.м ¦
¦этажности -------- ¦
¦ % ¦
¦ ¦
¦Общая площадь квартир кв.м ¦
¦ ¦
¦Количество мест в ¦
¦общежитиях мест ¦
¦ ¦
¦Общая площадь в ¦
¦общежитиях кв.м ¦
¦ ¦
¦Учреждения и предприятия ¦
¦обслуживания повседневного ¦
¦пользования: (по перечню, ¦
¦прилагаемому к методике ¦
¦рассмотрения проекта ¦
¦застройки микрорайона) ¦
¦ ¦
¦Протяженность уличных ¦
¦инженерных сетей: ¦
¦ ¦
¦- водоснабжения, всего км ¦
¦ ¦
¦- то же, на 1000 кв.м ¦
¦ общей площади м ¦
¦ ¦
¦- канализация, всего км ¦
¦ ¦
¦- то же, на 1000 кв.м ¦
¦ общей площади м ¦
¦ ¦
¦- теплоснабжение, всего км ¦
¦ ¦
¦- то же, на 1000 кв.м ¦
¦ общей площади м ¦
¦ ¦
¦- газоснабжение, всего км ¦
¦ ¦
¦- то же, на 1000 кв.м ¦
¦ общей площади м ¦
¦ ¦
¦- электроснабжение, всего км ¦
¦ ¦
¦- то же, на 1000 кв.м ¦
¦ общей площади м ¦
¦ ¦
¦Сметная стоимость ¦
¦строительства ¦
¦ ¦
¦Общая стоимость строительства тыс.рублей ¦
¦ ¦
¦ в том числе: ¦
¦ ¦
¦строительно-монтажных работ тыс.рублей ¦
¦ ¦
¦инженерного оборудования и ¦
¦благоустройства тыс.рублей ¦
¦ ¦
¦жилищного строительства тыс.рублей ¦
¦ ¦
¦культурно-бытового ¦
¦строительства тыс.рублей ¦
¦ ¦
¦улично-дорожной сети тыс.рублей ¦
¦ ¦
¦Удельные затраты ¦
¦ ¦
¦на 1 человека рублей ¦
¦ ¦
¦на 1 кв.м общей площади ¦
¦квартир рублей ¦
¦ ¦
¦Продолжительность ¦
¦строительства месяц ¦
+-------------------------------------------------------------------+