• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 мая 1998 года N 811/14-12


О преподавании географии в новом
1998/99 учебном году

Управление общего среднего образования направляет для ознакомления и использования в практической работе методическое письмо "0 преподавании географии в новом 1998/99 учебном году".

Начальник Управления,
член коллегии Минобразования РФ
М.Р.Леонтьева


Приложение

О преподавании географии
в новом 1998/99 учебном году

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации с целью обеспечения единого образовательного пространства на территории России издало приказ от 9 февраля 1998 года N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации". Этот учебный план согласован с Министерством здравоохранения Российской Федерации и учитывает требования к санитарным правилам и нормам, регулирующим учебную нагрузку школьников.

Принятый Базисный учебный план, в соответствии с вышеназванным приказом, является основой для всех органов управления образованием субъектов Российской Федерации, разрабатывающих примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений своего региона с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.

В ранее действующем Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования РФ от 07.06.93 N 237) школьная география входила в две образовательные области. В "Естественные дисциплины" входила физическая география, а в область "Общественных дисциплин" - экономическая и социальная география. В новом учебном плане, учитывая устойчивую тенденцию к сближению природной и социально-экономической составляющих, школьная география как единый предмет включена в образовательную область "Обществознание". Это не означает какого-либо сокращения времени на изучение физико-географических аспектов природной составляющей содержания, но подчеркивает, что природные закономерности в школьной географии изучаются в органической связи с жизнью и деятельностью населения. При этом усиливается внимание и к рассмотрению взаимосвязей природы и общества.

В инвариантной части Базисного учебного плана на изучение географии предусматривается 8 часов в основной и 2 часа в средней школе и это лишь минимум часов, выделяемых на изучение этого предмета. Во второй части учебного плана (в вариативной части) предусматриваются дополнительные часы учебного времени, которые выделяются на проведение факультативных, индивидуальных и групповых занятий по любому предмету, обозначенному в инвариантной части, в том числе и по географии. К традиционным факультативным географическим курсам "Геология", "Картография" с 1998/99 учебного года добавляется факультативный курс "Лес и человек". Соответствующее письмо и программа этого факультативного курса направлены Управлением общего среднего образования во все регионы Российской Федерации и будут опубликованы в журналах "География в школе" и "Вестник образования". Издание учебника по этому курсу предполагается к 1999-2000 учебному году.

В настоящее время в Министерстве общего и профессионального образования РФ подписан приказ "Об обязательном минимуме содержания общего среднего образования". Содержание документа определяет то минимальное содержание школьного географического образования, которое даст возможность сформировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний картину мира. В соответствии с минимумом готовится программа по географии, содержащая основные требования к уровню подготовки учащихся и список географической номенклатуры, обязательной для усвоения учащимися, оканчивающими основную школу.

География - наука интегральная и призвана формировать у учащихся комплекс знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах на Земле на территории локального, регионального и глобального масштабов. Исходя из этого целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты, как комплексно-географический, историко-культурный, эколого-экономический и практический.

Наряду с уже устоявшимися компонентами географического содержания следует назвать некоторые новые направления его развития:

- сближение в содержании школьной географии физической и социально-экономической составляющих;

- усиление страноведения в основной школе;

- увеличение времени на изучение населения, особенностей культуры и быта народов Земли, своей Родины;

- комплексное изучение географии в логике взаимосвязи и взаимозависимости природных, социальных, экономических территориальных структур;

- органическая связь курса географии России с региональными курсами географии своего родного края, которые не дублируют, а конкретизируют и дополняют содержание курса по географии своей Родины и др.

Важнейшей задачей в обучении географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей человека среды.

Изучение курса географии в V1 классе должно быть направлено прежде всего на формирование планетарных представлений учащихся о Земле, геосферах, их взаимосвязях и взаимодействии. При этом планетарные представления должны конкретизироваться при изучении отдельных территорий Земли и своей местности. В процессе формирования первоначальных географических представлений учащихся о населении Земли следует обратить особое внимание на этнографические особенности населения, проживающего в различных районах Земли. Для этого необходимо познакомить учащихся с крупнейшими народами Земли, их бытовыми и культурными особенностями, с наиболее крупными странами и известными городами мира.

Материал об истории географических открытий и исследований является неотъемлемой частью географической культуры современного человека. Необходимым условием в процессе его изучения является яркость и живость образов и красочных описаний. Привлечение дополнительной литературы, организация ролевых игр и "путешествий" по карте расширяют географический кругозор школьников, закрепляют их картографические умения.

Изучение курса географии в VII классе является важнейшим этапом в формировании региональных представлений о современном состоянии природы Земли как среды жизни человека, общества, а также в понимании элементарных связей между компонентами природы, между природой и человеком. Основное содержание курса - страноведческое. Учащиеся получают представления о пространственной неоднородности земной поверхности и ее частей как комплексов, отличающихся на разных уровнях ее дифференциации: локальном, региональном и планетарном. Наиболее успешно понимание учащимися связей между природой и человеком может быть достигнуто при изучении конкретных стран: их природы, населения, его хозяйственной деятельности, быта и зависимости хозяйственной деятельности населения от природы. В содержание курса включены типичные страны, в которых наиболее ярко проявляются связи между природой и человеком как биологическим существом и как представителем социума. Содержание курса предусматривает ознакомление учащихся с основами рационального природопользования при организации хозяйственной деятельности населения.

Изучение географии России в VII-IX классах должно быть направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся: любви к Родине, уважения к населяющим ее народам, их культуре и национальным особенностям; овладение географической информацией и понимание ее значимости в современной жизни. Важно раскрыть учащимся гуманистическую направленность знаний о географии Родины, показать неразрывную связь природы - человека - общества. Для этого необходимо преодолевать разрыв между традиционно разрозненными блоками этого курса: природой, населением и хозяйством России. Особенности природы целесообразно рассматривать как условия жизни, быта и хозяйственной деятельности, показывая при этом пути адаптации коренных народов, современного населения к жизни в разнообразных природных условиях.

Комплексное изучение географии России осуществляется путем целостной оценки ресурсов - природных, интеллектуальных, трудовых, геоинформационных и через изучение географических районов в единстве природных, исторических, социально-экономических и экологических факторов. Географические районы России следует рассматривать как общественно-территориальные системы, где равнозначны знания природного и социально-экономического компонентов.

При изучении курса экономической и социальной географии мира в Х классе необходимо обратить главное внимание на ведущие общие понятия, которые прежде всего определяют географическую культуру учащихся. При этом фактологический и более детальный материал может быть несколько сокращен. Для лучшей связи обучения с жизнью желательно систематически дополнять содержание учебника новейшими фактами и сведениями о мире, его регионах и странах из средств массовой информации. Следует стремиться к тому, чтобы в учебном процессе использовались учебники 1997 года издания, в которые были внесены необходимые исправления.

Управление общего среднего образования
Минобразования РФ
Лаборатория географии ИОСО РАО


Текст документа сверен по:
"Вестник образования",
N 7, 1998 год

О преподавании географии в новом 1998/99 учебном году

Название документа: О преподавании географии в новом 1998/99 учебном году

Номер документа: 811/14-12

Вид документа: Письмо Минобразования России

Принявший орган: Минобразования России

Статус: Действующий

Опубликован: Вестник образования

N 7, 1998 год

Вестник образования, N 9, 1998 год

Дата принятия: 22 мая 1998

Дата начала действия: 22 мая 1998
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах