Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

ИНСТРУКЦИЯ

от 20 июня 1988 года N 98


О порядке проведения финансовыми органами проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджетов и смет расходов учреждений

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минфина России от 20 августа 2020 года N 872
____________________________________________________________________

I. Общие положения

     

1. Финансовые органы проводят проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджетов и смет расходов в нижестоящих финансовых органах, министерствах и ведомствах, управлениях (отделах) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, бюджетных учреждениях, ведущих учет самостоятельно, централизованных бухгалтериях, исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов* в соответствии с настоящей инструкцией.

________________

* В дальнейшем министерства и ведомства, управления (отделы) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, бюджетные учреждения, ведущие учет самостоятельно, централизованные бухгалтерии будут именоваться учреждениями, исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов - сельскими Советами.

2. Основными задачам проверок являются контроль за выполнением действующих инструкций и указаний Министерства финансов СССР о ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности по исполнению бюджета и смет расходов учреждений, применение наиболее рациональных форм и методов учета на базе использования современной вычислительной техники, оказание необходимой методической и практической помощи, осуществление контроля за правильностью расходования бюджетных и внебюджетных средств, а также за сохранностью социалистической собственности.

3. Проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности проводятся работниками бухгалтерских служб финансовых органов.

Эти проверки проводятся по годовому или квартальному плану финансового органа, утверждаемому руководителем финансового органа.

В плане указываются конкретные объекты проверок (финансовые органы, учреждения, централизованные бухгалтерии, сельские Советы), их количество, сроки и исполнители.

Включение в план объектов проверок производится в соответствии с годовым планом основных вопросов экономической и контрольной работы и указаниями директивных и вышестоящих органов, а также по усмотрению соответствующих финансовых органов на основе изучения отчетов и других данных о ходе исполнения бюджетов и отчетов об исполнении смет расходов, данных о состоянии дел по обеспечению сохранности средств и т.п.

При проведении контрольно-ревизионным аппаратом ревизий по исполнению бюджета в финансовых органах и сельских Советах, а также по исполнению смет расходов в централизованных бухгалтериях и учреждениях одновременно проверяется и состояние бухгалтерского учета и отчетности.

4. При получении данных о нарушениях в организации бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета и смет расходов учреждений по усмотрению руководителя финансового органа могут проводиться внеплановые тематические проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в финансовых органах, учреждениях и сельских Советах.

5. Перед каждой проверкой проверяющему необходимо ознакомиться в финансовом органе с утвержденными бюджетом и сметами расходов учреждений, отчетами об исполнении бюджета и смет расходов, актами ревизий и проверок и другими материалами, характеризующими состояние бухгалтерского учета и отчетности, а также с выполнением указаний и предложений по результатам предыдущей проверки.

6. При выявлении нарушений инструкций и указаний Министерства финансов СССР по вопросам бухгалтерского учета и отчетности проверяющий обязан установить причины нарушений и принять меры к их устранению.

7. При обнаружении злоупотреблений в использовании денежных средств и материальных ценностей проверяющий, не ожидая окончания проверок, докладывает об этом руководителю финансового органа, уполномочившему его на проведение проверки. В этих случаях должна быть назначена и проведена документальная ревизия всей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, сельского Совета. В необходимых случаях материалы о выявленных злоупотреблениях передаются следственным органам.

8. При проверке состояния бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета в финансовых органах и исполнению смет расходов учреждений, централизованных бухгалтерий и сельских Советов следует выяснить:

- имеется ли утвержденное в установленном порядке Положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется;

- выполняются ли главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы) обязанности, возложенные Положением о главных бухгалтерах, по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- установлены ли главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы) служебные обязанности для работников бухгалтерии;

- не возлагается ли на отдельных работников бухгалтерий, пользующихся правом подписи кассовых документов, выполнение обязанностей кассира;

- обеспечены ли финансовые органы, учреждения и сельские Советы нормативными документами, учетными регистрами, бланками первичных бухгалтерских документов и отчетов;

- наличие утвержденных в установленном порядке индивидуальных или общих (по однотипным учреждениям) смет расходов и имеются ли основания для внесения изменений в эти сметы;

- своевременно ли представляются бухгалтерии все необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы и сведения;

- ведутся ли все предусмотренные инструкциями и указаниями Министерства финансов СССР учетные регистры; правильность, своевременность и аккуратность записей операций в этих регистрах; соответствие остатков на начало года в учетных регистрах данным за предыдущей год; выведены ли итоги оборотов за месяц и в надлежащих случаях - с начала года, а также остатки по соответствующим субсчетам;

- наличие подлинных документов, своевременность и правильность составления, оформления и соответствие их установленным формам; производится ли гашение всех документов, приложенных к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документов, послужившим основанием для начисления заработной платы, штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года);

- соблюдается ли установленный порядок исправления ошибок в первичных документах, поступающих в бухгалтерию, в учетных регистрах, а также машинограммах;

- правильно ли оформлены и составлены мемориальные ордера накопительные ведомости;

- составляются ли для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета оборотные ведомости по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом ежемесячно, а по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам ежеквартально;

- соответствуют ли итоги оборотов и остатки по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам оборотов и остаткам этих субсчетов книги "Журнал-главная";

- соблюдаются ли периодичность и порядок проведения инвентаризации в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР;

- правильно ли составляются и оформляются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) и протоколы инвентаризационных комиссий; своевременно ли утверждаются в установленном порядке материалы по инвентаризации и отражаюся результаты инвентаризации в бухгалтерском учете, относятся ли выявленные суммы недостач и хищений на счета виновных лиц и осуществляется ли контроль за взысканием недостач с этих лиц;

- выполняются ли предложения по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности;

- соблюдаются ли установленные правила хранения в бухгалтерии первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы до передачи их в архив.

     

II. Проверка в финансовых органах

9. До начала проверки проверяющий обязан ознакомиться с объемом работы бухгалтерской службы, с планом проверок и ревизий нижестоящих финансовых органов, учреждений и сельских Советов, наметить конкретные объекты (нижестоящие финансовые органы, учреждения, сельские Советы), в которых должна проводиться проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности.

10. При проверках необходимо установить:

осуществляется ли контроль за своевременным обеспечением в установленном порядке министерствами и ведомствами, управлениями (отделами) исполкомов краевых, областных, городских (городов республиканского союзной республики подчинения) Советов народных депутатов, подведомственных им учреждений и централизованных бухгалтерий инструкциями и указаниями, регистрами бухгалтерского учета и бланками бухгалтерской документации и отчетности;

организуются ли совещания и семинары с руководителями бухгалтерских служб нижестоящих финансовых органов, учреждений и сельских Советов по изучению и применению инструкций и указаний по организации бухгалтерского учета, его механизации (автоматизации), составлению бухгалтерской отчетности, дальнейшему совершенствованию бухгалтерского учета и усилению его контрольных функций и по вопросам рассмотрения материалов проверок;

оказывается ли финансовым органам помощь соответствующим учреждениям и сельским Советам в проведении подготовки и переподготовки бухгалтерских работников;

осуществляется ли контроль за проведением министерствами и ведомствами, управлениями (отделами) исполкомов Советов народных депутатов работ по дальнейшей централизации бухгалтерского учета и внедрению средств механизации (автоматизации) и других мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета. При этом необходимо установить, какие учреждения не охвачены централизованным учетом, указав основные причины, сдерживающие дальнейшую централизацию учета;

оказывается ли помощь нижестоящим финансовым органам, учреждениям и сельским Советам в организации и ведении бухгалтерского учета и составления отчетности;

правильно ли давались проверяемым финансовым органом письменные разъяснения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджета и смет расходов;

выполняются ли планы проведения проверок состояния учета и отчетности, механизации (автоматизации) учебно-вычислительных работ в учреждениях, сельских Советах и нижестоящих финансовых органах, а также соблюдаются ли установленные периодичность и сроки проверок.

При ознакомлении с материалами произведенных финансовым органом проверок обращается особое внимание на правильность их составления и оформления;

- обобщаются ли материалы проверок и разрабатываются ли мероприятия по улучшению бухгалтерского учета и составлению отчетности, обсуждаются ли результаты проверок на коллегии или у руководителя финансового органа;

- докладывается ли финансовым органом Совету Министров автономной республики или соответствующему исполкому Совета народных депутатов о состоянии бухгалтерского учета и дальнейшем его совершенствовании;

- принимает ли проверяемый финансовый орган участие в социалистическом соревновании и смотрах за образцовую постановку бухгалтерского учета, а также в организации и проведении смотров за лучшую постановку учета в учреждениях и сельских Советах;

- регулярно ли проводятся заседания Методологического совета (секции) по бюджетному учету, какие вопросы на них рассматриваются. Роль Методологического совета (секции) в организации обмена опытом по дальнейшему совершенствованию бухгалтерского учета.

11. При проверке учета операций, связанных с исполнением бюджета, следует установить:


- по движению средств, находящихся на счетах финансового органа в специализированном банке, какие текущие счета открыты финансовому органу в банке, а также соответствие данных, приведенных в выписках банка из указанных счетов, с записями в учетных регистрах;

- во всех ли случаях перечисление с текущего счета (основного) местного бюджета производилось в соответствии с установленными правилами и не было ли выдачи наличных денег с этого счета, кроме возврата по чекам финансового органа отдельным гражданам налогов и сборов, излишне внесенных ими в доход бюджета;

- по доходам - правильно от отражены поступающие средства по соответствующим подразделениям бюджетной классификации в книге учета доходов или машинограмме; производится ли ежемесячная сверка данных бухгалтерской службы финансового органа о поступивших и возвращенных доходах по каждому виду платежа с данными учета по государственным доходам, а по отчислениям от государственных налогов и доходов - с данными отчетности банка; нет ли случаев зачисления сумм доходов, не принадлежащих данному бюджету, и зачисления в доходы бюджета (субсчет 040) сумм, подлежащих учету по счету "Невыясненные поступления" (субсчет 041);

- какие чековые книжки (расчетные, именные) применяются в финансовом органе по возврату плательщиками излишне поступивших доходов, порядок их хранения и оформления (нет ли случаев подписания должностными лицами не заполненных чеков). Правильность оформления заключений о возврате или зачете доходов, соответствие выплаченных сумм по чекам, заключениям о возврате доходов, а также выпискам по счетам банка;

- по расходам - правильность отнесения расходов на соответствующие подразделения бюджетной классификации, соответствие их данным отчетов распорядителей кредитов, отчетов банков по финансированию капитальных вложений и других мероприятий, а также платежных поручений финансового органа на оплату расходов бюджета по финансированию предприятий (объединений) непосредственно с текущего счета (основного) местного бюджета;

- по взаимным расчетам и краткосрочным ссудам - правильность отражения операций по взаимным расчетам и краткосрочным ссудам в книге их учета или машинограмме, погашение в установленные сроки задолженности, своевременность высылки финансовым органом уведомлений о взаимных расчетах;

- по учету ассигнований из бюджета, их изменений и перечисления средств с текущего счета (основного) местного бюджета на текущие счета распорядителей кредитов, а также открытия кредитов на капитальные вложения - наличие в бухгалтерской службе утвержденной росписи бюджета (или выписки из этой росписи) с поквартальным распределением доходов и расходов;

- какие текущие счета открыты главным распорядителям кредитов в банках и соблюдается ли действующий порядок финансирования учреждений через главных распорядителей кредитов, своевременно ли перечисляются средства на их текущие счета;

- осуществляется ли финансирование (перечисление средств) из бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных в поквартальном распределении годовой росписи (с учетом изменений, внесенных в установленном порядке в процессе исполнения бюджета) с учетом своевременного обеспечения средствами плановых расходов учреждений;

- правильно и своевременно ли производятся записи в книге текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов или машинограмме открытых кредитов на финансирование капитальных вложений и других мероприятий по расходным расписаниям - планам финансирования (ф.12) на забалансовом счете 140, денежных средств на финансирование капитальных вложений, находящихся в специализированных банках, на субсчете 013, кассовых расходов - на субсчете 020, имея в виду, что учет ведется по каждому банку общими суммами без распределения по подразделениям бюджетной классификации;

- по заключению счетов текущего учета - правильность записей бухгалтерских операций по счетам баланса и, в частности, необходимо выяснить, не списывается ли на результаты исполнения бюджета задолженность по взаимным расчетам между бюджетами и краткосрочным бюджетным ссудам, а также задолженность республиканскому бюджету союзной республики по излишне зачисленным в нижестоящие бюджеты суммам отчислений от государственных налогов и доходов.

Кроме того, проверяется правильность и своевременность записей операций в течение года по субсчету 090 "Результаты исполнения бюджета" в книге текущих счетов распорядителей кредитов и кассовых расходов или машинограмме.

12. Проверяя периодическую и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении бюджетов и смет расходов учреждений, следует установить:

- утверждены ли руководителем проверяемого финансового органа сроки представления бухгалтерской отчетности нижестоящими финансовыми органами, учреждениями и сельскими Советами;

- правильно составлена и своевременно ли представлена нижестоящими финансовыми органами, учреждениями и сельскими Советами периодическая и годовая отчетности в установленном объеме и по формам за соответствующими подписями;

- ведется ли регистрация получения отчетов в соответствии с установленными сроками от нижестоящих финансовых органов, учреждений и сельских Советов и какие принимаются меры в случае их непредставления в срок;

- участие финансового органа в рассмотрении учреждениями годовых отчетов подведомственных им учреждений;

- своевременно ли рассматривается финансовым органом получаемая отчетность от нижестоящих финансовых органов, учреждений и сельских Советов; составляются ли в необходимых случаях заключения и разрабатываются ли предложения по устранению выявленных недостатков, улучшению работы, укреплению бюджетной дисциплины, повышению качества учета и отчетности.

13. При проверке сводной отчетности об исполнении бюджета, представляемой вышестоящему финансовому органу, установить:

- своевременность и правильность составления проверяемым финансовым органом сводных отчетов; соответствие данных сводных отчетов данным учета исполняемого им бюджета, отчетов учреждений, отчетов банков по финансированию капитальных вложений и других мероприятий, а также отчетов об исполнении бюджетов, входящих в состав этого бюджета; выполнение финансовым органом предложений, получаемых от вышестоящего финансового органа, по рассмотрению отчетов за предшествующие отчетные периоды;

- согласованность взаимосвязанных показателей, приведенных в отдельных формах, между собой и с балансом, а также правильность арифметических подсчетов; соответствие остатков средств на начало года остаткам на конец года по отчету об исполнении бюджета за предыдущий год;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»