Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО

от 4 августа 1998 года N 01-28-06/4676


[Об основных требованиях, предъявляемых
 к содержанию и форме внешнеторговых контрактов]

Во исполнение решения Коллегии СЗТУ России от 16.04.98 N 2 п.2 направляю для использования в работе информацию об основных требованиях, предъявляемых к содержанию и форме внешнеторговых контрактов.

И.о.заместителя начальника
управления
И.В.Петров

     

 Приложение


Основные требования, предъявляемые к содержанию
и форме внешнеторговых контрактов

Внешнеторговые договоры - соглашения российских предпринимателей с иностранными фирмами и гражданами, имеющие предметом внешнеэкономические операции, связанные с обменом товарами и услугами между государствами (поставка товара, выполнение работ или иных услуг, перевозка грузов и т.д.). Внешнеэкономические договоры имеют значительные правовые особенности, которые присущи порядку заключения и условиям таких договоров.

Гражданские кодексы и кодексы законов о торговле высокоразвитых стран гарантируют свободу заключения контрактов, что означает, что любое физическое и юридическое лицо может выбирать себе необходимого партнера и имеет право на покупку желаемого товара и услуги, если они есть у продавца. Законом обеспечивается также свобода содержания и формы контракта, которые позволяют иметь необходимую и достаточную гибкость документа с целью достижения обоюдосогласованной договоренности, причем она может быть осуществлена вплоть до устной формы.

Степень свободы контракта по содержанию и форме ограничивают в том случае, когда стремятся защитить личность или общество от нежелательных последствий и рисков, поэтому торговые кодексы разных стран содержат пункты, которые являются принудительными нормами и не могут быть обойдены сторонами, заключающими контракт.

Степень свободы контрактов еще более сужается общими унифицированными условиями торговли, которые обобщены в общепринятых многими странами единых документах и формулярах с целью рационализации и стандартизации процесса купли-продажи.

Ниже перечислены основные международные договоры и иные документы, регулирующие порядок заключения внешнеэкономических контрактов:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция, 1980 год)

2. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорская Конвенция, 1984 год)

3. Протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол, 1980 год)

4. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 15 июня 1955 года (Гаагская Конвенция, 1955 год)

5. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 22 декабря 1986 года (Гаагская Конвенция, 1986 год)

6. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 года (ОУП СНГ, 1992 год)

7. Общие условия поставок товаров, разработанные в рамках Европейской Экономической Комиссии.

8. Принципы международных коммерческих договоров (Lex Mercatoria).

9. Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС-90.

10. Унифицированные правила по договорным гарантиям. (Подготовлены Международной торговой палатой. Публикация МТП N 325. Редакция 1978 года)

11. Унифицированные правила для гарантий по первому требованию 1992 года.

12. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. (Публикация МТП N 500. Редакция 1993 года)

13. Руководство по составлению договоров на сооружение промышленных объектов. (ЕЭК, Женева, 1973 год. Документ ECE (TRADE) 117)

14. Руководство по составлению международных договоров о промышленном сотрудничестве. (ЕЭК, Женева, 1976 год. Документ ECE (TRADE) 124)

Любой контракт должен содержать соглашения об определении сторон, предмете договора, условиях поставки и переходе права собственности от продавца к покупателю, цене и общей стоимости контракта, сроках и месте поставки товара, условиях платежа, упаковке и маркировке товара, гарантиях и санкциях, страховании товара, обстоятельствах непреодолимой силы и арбитраже.

Следует обратить внимание на содержание основных положений внешнеторговых контрактов.

Вводная часть имеет следующее содержание: наименование и номер контракта, место и дата заключения контракта, определение сторон, совершающих сделку.

При определении договаривающихся сторон указываются фирменные наименования, под которым контрагенты зарегистрированы в торговом регистре своей страны, их правовое положение, местонахождение (страна, город), а также наименование сторон ("продавец" и "покупатель" или "поставщик" и "заказчик" и т.п.). Иногда сделана ссылка на предшествовавшие подписанию контракта переговоры с указанием места и срока их проведения или на предложение продавца с указанием его номера и даты получения.

Предмет контракта - это то, о чем сам контракт. Это может быть какой-либо материальный объект, предоставление какой бы то ни было вещи. Это может быть некое право, например, определенные права на промышленную собственность и т.п.

Предмет контракта должен быть:

а) определенным;

б) возможным, т.е. объективно исполнимым;

в) дозволенным, или законным, не противоречащим нормам права и общественной морали.

Если предметом контракта является товар со сложными техническими характеристиками, то обычно такие контракты содержат специальные разделы типа: "Технические условия" или "Технические спецификации". В этих случаях в данном разделе дается только определение товара и делается ссылка на специальные разделы, уточняющие его технические характеристики. Если контрактом предусмотрена поставка разных качественных характеристик или разного ассортимента, то обычно они перечисляются в спецификации, прилагаемой к контракту и составляющей его неотъемлемую часть.

При поставках оборудования в контракте отражаются: производительность, мощность, расход топлива или энергии и другие показатели.

В разделе "Количество" указывается количество товара с учетом системы мер и весов. В контракте устанавливаются единица измерения количества, порядок определения количества.

Количество товара в контракте можно выразить мерами веса, объема, длины, площади, в штуках. Количество определяется в единицах измерения, принятых для данного товара.

Количество товара, подлежащее поставке, может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. При торговле большими объемами массовых товаров, количество которых измеряется весовыми единицами, сложно выдержать вес фактически поставленного товара с точностью до десятков, а иногда и сотен тонн. В таких случаях указываются допустимые отклонения в ту или иную сторону в процентах от номинального веса или делается в контракте оговорка "около" или "приблизительно".

Оговорка при морских перевозках грузов учитывает, что может оказаться затруднительным фрахтование судна необходимого тоннажа и поставка точно предусмотренного в контракте количества. Оговорка дает возможность продавцу наиболее полно использовать грузовместимость судна и не оплачивать так называемый "мертвый фрахт", то есть фрахт за неиспользуемый объем судна.

По ряду товаров абсолютно точное соблюдение количества оказывается практически невозможным не только по условиям погрузки и перевозки, но и по ряду других причин, в том числе из-за конъюнктуры рынка. В этих случаях в контракт включается оговорка (называемая опционом по количеству), допускающая возможность отступления от указанного в контракте количества в ту или иную сторону, на тех же или иных условиях, в тот же или иной срок указанного периода, в течение которого одна сторона должна уведомить другую о своем намерении воспользоваться своим правом.

Качество поставляемых товаров должно соответствовать стандартам, техническим условиям, иной документации, устанавливающей требования к качеству товаров, образцам.

Изготовитель или поставщик удостоверяет качество поставляемых (отгружаемых) покупателю или получателю товаров соответствующим документам об их качестве.

Изготовитель (поставщик) гарантирует качество товара в целом, включая составные части и комплектующие изделия.

При отсутствии в контрактах условий по качеству товара продавец обязан передать покупателю имущество обычного качества, соответствующего его конкретному назначению, указанному в контракте или известного продавцу.

Классы качества устанавливают торговые организации, профессиональные союзы, биржи или государство. Они дают сведения о классах, типах или стандартах качества товара. Классы качества используются прежде всего для сельскохозяйственной продукции. Типы это классы качества промышленной продукции, например, типы легковых автомашин и т.д. Стандарты как мера качества разрабатываются международными или государственными организациями.

Цена товара - обязательный реквизит внешнеторговой сделки, один из исходных критериев ее выгодности. Цена - явление многофакторное, она зависит от условий производства, сбыта, состояния спроса и предложения, уровня конкуренции.

Исполнение возмездного контракта оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательными актами случаях цена контракта определяется соглашением сторон с соблюдением цен (тарифов, расценок, и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.

По обоснованности, наличию информации и ее содержанию различают несколько видов цен мировых товарных рынков: справочные, биржевые, цены предложений и фактических сделок, статистические цены внешней торговли, а также внутрифирменные (трансфертные) цены при производственной кооперации.

Мировая - цена соответствующего товарного рынка международной торговли.

Справочная - цена, публикуемая в международных и национальных изданиях, каталогах, проспектах, прейскурантах фирм-экспортеров.

Биржевая - цена международных товарных бирж, приводимых в биржевых котировках.

Цена фактической сделки - цена, фиксируемая при купле-продаже в контракте.

Скользящая - цена, рассчитанная по некоторым видам продукции по формуле скольжения.

При определении цены учитываются также издержки на упаковку и плата за вес.

Издержки на упаковку. Упаковка при продаже применяется чаще всего при распродажах, а также для упрощения продажи мелких товаров путем расфасовки. Затраты на упаковку, взвешивание тесно связаны с изготовлением товара и поэтому включаются в цену товара.

Упаковка при пересылке служит для защиты товара от повреждения во время транспортировки и складирования. Затраты на упаковку при пересылке и затраты на продажу можно учитывать отдельно. Их можно отнести как за счет продавца так и за счет покупателя.

Плата за вес. Вес упаковки для пересылки называется весом тары. Существуют следующие виды тары:

- эффективная (действительная) тара - в каждом конкретном случае дается фактический вес упаковки и при исчислении стоимости товара этот вес не учитывается;

- усредненная тара - по выборочному количеству тары определяют средний вес одной тары, который умножают на общее количество ее;

- принятая в торговлю тара - для обычной упаковки, употребляемой длительное время, определяют вес тары на единицу товара, или процентно;

- пошлинная тара - это вес упаковки (тары), который таможня вычитает при расчете веса подлежащего обложению пошлиной товара, на основе веса брутто.

Договорная цена может относиться к чистому весу товара или включать стоимость тары, контрактная цена может быть исчислена следующими способами:

- издержки на упаковку входят в цену, упаковка, как, и товар, является собственностью покупателя;

- цена исчисляется из чистого веса товара, упаковка остается собственностью продавца. Если покупатель платит за упаковку отдельно, тогда она становится его собственностью. По возвращении продавцу упаковки с покупателя взимается плата за прокат тары или возвращается залог, взятый ранее;

- цена исчисляется по валовому весу, включая вес тары.

Весовые скидки. В определенных случаях принято начислять неполную цену за чистый вес (нетто) и давать покупателю весовые скидки, например:

- "хороший вес" - добавление к весу или скидка с цены, которую продавец дает для возмещения потерь при упаковке, сортировке, усушке или утруске;

- скидка за вес товара с повышенным количеством грязи, например картофель и т.д.;

- "стебель-черенок" - скидка на стебли, листья косточки, шелуху - например у бананов;

- скидка на обычные или непредусмотренные потери жидких товаров, из-за утечки при транспортировке, разбрызгивания и испарения;

- скидка для товаров с трудноудаляемыми остатками при перекладывании, например, мед, патока;

- кондиционные скидки применяют для сырья текстильных фабрик, если содержание влаги превосходит договорную или международную процентную норму сухого веса.

Ценовые скидки. В международной торговле практикуют следующие ценовые скидки:

- скидки по уплате наличными;

- скидки за количество при оптовых покупках;

- натуральная скидка, когда покупателю, заплатившему за определенное количество, выдается большее количество товара;

- бонус (скидка или бесплатная добавка к оптовой покупке) - это особая выгода, которая представляется после заключения сделки, размер бонуса зависит от оборота сделки.

- сконто - скидка, представляемая внутри договорного срока для стимулирования достижения конечной цели контракта, побуждающая к предварительной оплате и др.

Базисные условия договоров купли-продажи товаров систематизированы Международной Торговой Палатой в ее издании "Инкотермс" (издание МТП N 460). Инкотермс представляет собой свод правил, носящих факультативный, необязательный характер. Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте (договоре), и, при этом, в контракте не предусмотрено иного, чем в тексте "Инкотермс".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»