Во исполнение решения Коллегии СЗТУ России от 16.04.98 N 2 п.2 направляю для использования в работе информацию об основных требованиях, предъявляемых к содержанию и форме внешнеторговых контрактов.
И.о.заместителя начальника
управления
И.В.Петров
Основные требования, предъявляемые к содержанию
и форме внешнеторговых контрактов
Внешнеторговые договоры - соглашения российских предпринимателей с иностранными фирмами и гражданами, имеющие предметом внешнеэкономические операции, связанные с обменом товарами и услугами между государствами (поставка товара, выполнение работ или иных услуг, перевозка грузов и т.д.). Внешнеэкономические договоры имеют значительные правовые особенности, которые присущи порядку заключения и условиям таких договоров.
Гражданские кодексы и кодексы законов о торговле высокоразвитых стран гарантируют свободу заключения контрактов, что означает, что любое физическое и юридическое лицо может выбирать себе необходимого партнера и имеет право на покупку желаемого товара и услуги, если они есть у продавца. Законом обеспечивается также свобода содержания и формы контракта, которые позволяют иметь необходимую и достаточную гибкость документа с целью достижения обоюдосогласованной договоренности, причем она может быть осуществлена вплоть до устной формы.
Степень свободы контракта по содержанию и форме ограничивают в том случае, когда стремятся защитить личность или общество от нежелательных последствий и рисков, поэтому торговые кодексы разных стран содержат пункты, которые являются принудительными нормами и не могут быть обойдены сторонами, заключающими контракт.
Степень свободы контрактов еще более сужается общими унифицированными условиями торговли, которые обобщены в общепринятых многими странами единых документах и формулярах с целью рационализации и стандартизации процесса купли-продажи.
Ниже перечислены основные международные договоры и иные документы, регулирующие порядок заключения внешнеэкономических контрактов:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция, 1980 год)
2. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорская Конвенция, 1984 год)
3. Протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол, 1980 год)
4. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 15 июня 1955 года (Гаагская Конвенция, 1955 год)
5. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 22 декабря 1986 года (Гаагская Конвенция, 1986 год)
6. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 года (ОУП СНГ, 1992 год)
7. Общие условия поставок товаров, разработанные в рамках Европейской Экономической Комиссии.
8. Принципы международных коммерческих договоров (Lex Mercatoria).
9. Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС-90.
10. Унифицированные правила по договорным гарантиям. (Подготовлены Международной торговой палатой. Публикация МТП N 325. Редакция 1978 года)
11. Унифицированные правила для гарантий по первому требованию 1992 года.
13. Руководство по составлению договоров на сооружение промышленных объектов. (ЕЭК, Женева, 1973 год. Документ ECE (TRADE) 117)
14. Руководство по составлению международных договоров о промышленном сотрудничестве. (ЕЭК, Женева, 1976 год. Документ ECE (TRADE) 124)
Любой контракт должен содержать соглашения об определении сторон, предмете договора, условиях поставки и переходе права собственности от продавца к покупателю, цене и общей стоимости контракта, сроках и месте поставки товара, условиях платежа, упаковке и маркировке товара, гарантиях и санкциях, страховании товара, обстоятельствах непреодолимой силы и арбитраже.
Следует обратить внимание на содержание основных положений внешнеторговых контрактов.
Вводная часть имеет следующее содержание: наименование и номер контракта, место и дата заключения контракта, определение сторон, совершающих сделку.
При определении договаривающихся сторон указываются фирменные наименования, под которым контрагенты зарегистрированы в торговом регистре своей страны, их правовое положение, местонахождение (страна, город), а также наименование сторон ("продавец" и "покупатель" или "поставщик" и "заказчик" и т.п.). Иногда сделана ссылка на предшествовавшие подписанию контракта переговоры с указанием места и срока их проведения или на предложение продавца с указанием его номера и даты получения.
Предмет контракта - это то, о чем сам контракт. Это может быть какой-либо материальный объект, предоставление какой бы то ни было вещи. Это может быть некое право, например, определенные права на промышленную собственность и т.п.
Предмет контракта должен быть:
а) определенным;
б) возможным, т.е. объективно исполнимым;
в) дозволенным, или законным, не противоречащим нормам права и общественной морали.
Если предметом контракта является товар со сложными техническими характеристиками, то обычно такие контракты содержат специальные разделы типа: "Технические условия" или "Технические спецификации". В этих случаях в данном разделе дается только определение товара и делается ссылка на специальные разделы, уточняющие его технические характеристики. Если контрактом предусмотрена поставка разных качественных характеристик или разного ассортимента, то обычно они перечисляются в спецификации, прилагаемой к контракту и составляющей его неотъемлемую часть.
При поставках оборудования в контракте отражаются: производительность, мощность, расход топлива или энергии и другие показатели.
В разделе "Количество" указывается количество товара с учетом системы мер и весов. В контракте устанавливаются единица измерения количества, порядок определения количества.
Количество товара в контракте можно выразить мерами веса, объема, длины, площади, в штуках. Количество определяется в единицах измерения, принятых для данного товара.
Количество товара, подлежащее поставке, может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. При торговле большими объемами массовых товаров, количество которых измеряется весовыми единицами, сложно выдержать вес фактически поставленного товара с точностью до десятков, а иногда и сотен тонн. В таких случаях указываются допустимые отклонения в ту или иную сторону в процентах от номинального веса или делается в контракте оговорка "около" или "приблизительно".
Оговорка при морских перевозках грузов учитывает, что может оказаться затруднительным фрахтование судна необходимого тоннажа и поставка точно предусмотренного в контракте количества. Оговорка дает возможность продавцу наиболее полно использовать грузовместимость судна и не оплачивать так называемый "мертвый фрахт", то есть фрахт за неиспользуемый объем судна.
По ряду товаров абсолютно точное соблюдение количества оказывается практически невозможным не только по условиям погрузки и перевозки, но и по ряду других причин, в том числе из-за конъюнктуры рынка. В этих случаях в контракт включается оговорка (называемая опционом по количеству), допускающая возможность отступления от указанного в контракте количества в ту или иную сторону, на тех же или иных условиях, в тот же или иной срок указанного периода, в течение которого одна сторона должна уведомить другую о своем намерении воспользоваться своим правом.
Качество поставляемых товаров должно соответствовать стандартам, техническим условиям, иной документации, устанавливающей требования к качеству товаров, образцам.
Изготовитель или поставщик удостоверяет качество поставляемых (отгружаемых) покупателю или получателю товаров соответствующим документам об их качестве.
Изготовитель (поставщик) гарантирует качество товара в целом, включая составные части и комплектующие изделия.
При отсутствии в контрактах условий по качеству товара продавец обязан передать покупателю имущество обычного качества, соответствующего его конкретному назначению, указанному в контракте или известного продавцу.
Классы качества устанавливают торговые организации, профессиональные союзы, биржи или государство. Они дают сведения о классах, типах или стандартах качества товара. Классы качества используются прежде всего для сельскохозяйственной продукции. Типы это классы качества промышленной продукции, например, типы легковых автомашин и т.д. Стандарты как мера качества разрабатываются международными или государственными организациями.
Цена товара - обязательный реквизит внешнеторговой сделки, один из исходных критериев ее выгодности. Цена - явление многофакторное, она зависит от условий производства, сбыта, состояния спроса и предложения, уровня конкуренции.
Исполнение возмездного контракта оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательными актами случаях цена контракта определяется соглашением сторон с соблюдением цен (тарифов, расценок, и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.
По обоснованности, наличию информации и ее содержанию различают несколько видов цен мировых товарных рынков: справочные, биржевые, цены предложений и фактических сделок, статистические цены внешней торговли, а также внутрифирменные (трансфертные) цены при производственной кооперации.
Мировая - цена соответствующего товарного рынка международной торговли.
Справочная - цена, публикуемая в международных и национальных изданиях, каталогах, проспектах, прейскурантах фирм-экспортеров.
Биржевая - цена международных товарных бирж, приводимых в биржевых котировках.
Цена фактической сделки - цена, фиксируемая при купле-продаже в контракте.
Скользящая - цена, рассчитанная по некоторым видам продукции по формуле скольжения.
При определении цены учитываются также издержки на упаковку и плата за вес.
Издержки на упаковку. Упаковка при продаже применяется чаще всего при распродажах, а также для упрощения продажи мелких товаров путем расфасовки. Затраты на упаковку, взвешивание тесно связаны с изготовлением товара и поэтому включаются в цену товара.
Упаковка при пересылке служит для защиты товара от повреждения во время транспортировки и складирования. Затраты на упаковку при пересылке и затраты на продажу можно учитывать отдельно. Их можно отнести как за счет продавца так и за счет покупателя.
Плата за вес. Вес упаковки для пересылки называется весом тары. Существуют следующие виды тары:
- эффективная (действительная) тара - в каждом конкретном случае дается фактический вес упаковки и при исчислении стоимости товара этот вес не учитывается;
- усредненная тара - по выборочному количеству тары определяют средний вес одной тары, который умножают на общее количество ее;
- принятая в торговлю тара - для обычной упаковки, употребляемой длительное время, определяют вес тары на единицу товара, или процентно;
- пошлинная тара - это вес упаковки (тары), который таможня вычитает при расчете веса подлежащего обложению пошлиной товара, на основе веса брутто.
Договорная цена может относиться к чистому весу товара или включать стоимость тары, контрактная цена может быть исчислена следующими способами:
- издержки на упаковку входят в цену, упаковка, как, и товар, является собственностью покупателя;
- цена исчисляется из чистого веса товара, упаковка остается собственностью продавца. Если покупатель платит за упаковку отдельно, тогда она становится его собственностью. По возвращении продавцу упаковки с покупателя взимается плата за прокат тары или возвращается залог, взятый ранее;
- цена исчисляется по валовому весу, включая вес тары.
Весовые скидки. В определенных случаях принято начислять неполную цену за чистый вес (нетто) и давать покупателю весовые скидки, например:
- "хороший вес" - добавление к весу или скидка с цены, которую продавец дает для возмещения потерь при упаковке, сортировке, усушке или утруске;
- скидка за вес товара с повышенным количеством грязи, например картофель и т.д.;
- "стебель-черенок" - скидка на стебли, листья косточки, шелуху - например у бананов;
- скидка на обычные или непредусмотренные потери жидких товаров, из-за утечки при транспортировке, разбрызгивания и испарения;
- скидка для товаров с трудноудаляемыми остатками при перекладывании, например, мед, патока;
- кондиционные скидки применяют для сырья текстильных фабрик, если содержание влаги превосходит договорную или международную процентную норму сухого веса.
Ценовые скидки. В международной торговле практикуют следующие ценовые скидки:
- скидки по уплате наличными;
- скидки за количество при оптовых покупках;
- натуральная скидка, когда покупателю, заплатившему за определенное количество, выдается большее количество товара;
- бонус (скидка или бесплатная добавка к оптовой покупке) - это особая выгода, которая представляется после заключения сделки, размер бонуса зависит от оборота сделки.
- сконто - скидка, представляемая внутри договорного срока для стимулирования достижения конечной цели контракта, побуждающая к предварительной оплате и др.
Базисные условия договоров купли-продажи товаров систематизированы Международной Торговой Палатой в ее издании "Инкотермс" (издание МТП N 460). Инкотермс представляет собой свод правил, носящих факультативный, необязательный характер. Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте (договоре), и, при этом, в контракте не предусмотрено иного, чем в тексте "Инкотермс".