ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПИСЬМО

от 20 апреля 1998 года N БЕ-19-13/28


[Основные направления и механизм энергоресурсосбережения
в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации]

Направляем одобренные Правительственной комиссией по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации" (прилагаются).

Предлагаем использовать материал в качестве методологической основы при разработке региональных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ.

Министр Российской Федерации -
Председатель Госстроя России,
заместитель Председателя
Правительственной комиссии
по реформированию ЖКХ в
Российской Федерации
Е.В.Басин



Приложение
к письму Госстроя
Российской Федерации
от 20 апреля 1998 года N БЕ-19-13/28

ОДОБРЕНЫ
решением Правительственной
комиссии по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
Протокол от 20 марта 1998 года N 3


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
и механизм энергоресурсосбережения
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Российской Федерации


Введение

Настоящий материал разработан на основе "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, а также в развитие основных положений Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы и подпрограммы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 года N 80.

В соответствии с указанными документами важнейшим звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства должно стать снижение издержек на производство услуг. Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными направлениями достижения указанных целей являются:

переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в жилищно-коммунальном строительстве;

внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии, воды и газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;

создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;

совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.

Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления состоит в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергоресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, институционных, информационных.

При этом важно правильно распорядиться накопленным в регионах опытом энергоресурсосбережения, изложение которого включено в предлагаемый материал.

I. Анализ эффективности
использования ресурсов в жилищно-
коммунальном хозяйстве

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается весьма большими потерями ресурсов, как потребляемых самими коммунальными предприятиями, так и предоставляемых потребителям воды, тепловой и электрической энергии.

Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1 жителя превышает установленные в регионах и городах нормативы в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление - в 2-3 раза.

Договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщиком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя. В итоге имеет место как завышение тарифов, так и объемов реализации.

В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3-4% сетей перекладывается 0,3-0,8% их общей длины, что ведет к увеличению количества аварий и повреждений.

В существующем жилищном фонде Российской Федерации значительную долю (в некоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями. Фактически же теплопотери в таких домах на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42 и 49% для пяти- и девятиэтажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно). Дополнительные теплопотери вызывает также промерзание наружных ограждающих конструкций зданий.

Существенные потери тепла и ресурсов происходят и при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Мелкие котельные (мощностью менее 5 Гкал/час) и индивидуальные отопительные установки (теплопроизводительностью до 25 тыс.ккал/час) крайне неэкономичны по использованию топлива. Многие из них работают на твердом топливе, что требует также и больших затрат труда. Они характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического регулирования и средств контроля.

Во многих котельных водоподготовка не проводится, либо проводится некачественно, что увеличивает расход топлива до 12,5% и более.

Суммарная протяженность тепловых сетей в Российской Федерации составляет примерно 125000 км (в двухтрубном исчислении). В основном они имеют теплоизоляцию невысокого качества (как правило, минеральную вату), теплопотери через которую составляют около 15-20%.

Велики также потери воды в тепловых сетях через свищи, образующиеся по причине наружной и внутренней коррозии. Потери тепла, связанные с утечками, можно оценить в 10-15%.

Централизованное горячее водоснабжение осуществляется в значительной мере через центральные тепловые пункты (ЦТП), обустроенные устаревшими кожухотрубными водяными подогревателями.

Использование ЦТП для подогрева воды в системах горячего водоснабжения обуславливает значительную протяженность наружных трубопроводов от теплового пункта до жилого дома. Срок их службы из-за значительной внутренней коррозии в 2-4 раза ниже нормативного.

Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформы ЖКХ России, практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:

- несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения и привлекающей в эту сферу отечественные и иностранные инвестиции;

- неразвитостью отечественного рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники, монополизацией этой деятельности энергоснабжающими организациями;

- недостаточно развитыми маркетинговыми услугами в области производства энергоресурсосберегающего оборудования и, как следствие - перекосами в производстве и предложении отдельных его видов;

- чрезвычайно неравномерном уровне удовлетворения спроса на энергоресурсосберегающее оборудование в различных регионах;

- искажением ценовых соотношений между стоимостью энергоресурсосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий;

- несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в ЖКХ, в том числе - возврата кредитов.

II. Основные направления
энергоресурсосбережения в жилищно-
коммунальном хозяйстве

1. Экономия расходования ресурсов
и снижение теплопотерь

Решение этой задачи связано с осуществлением комплекса инженерно-технических мероприятий.

1.1. Тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий.

Важное значение при строительстве новых объектов имеет использование трехслойных стеновых панелей, а также переход на новые конструктивные решения с учетом повышенных требований в части понижения теплопередачи ограждающих конструкций при строительстве зданий из кирпича, блоков и монолитного железобетона. Принятие таких решений необходимо осуществлять с использованием разработанных Госстроем России альбомов технических решений теплоэффективности наружных стен.

Наряду с утеплением стен зданий нового строительства, важная роль принадлежит теплоизоляционным работам на реконструируемых зданиях старой застройки. В этом случае необходимо нанесение на стены зданий дополнительных теплоизоляционных слоев. В качестве утеплителя наружных поверхностей могут применяться минераловатные и стекловатные утеплители, пенополистиролы, торкретполистиролбетон, наносимый на поверхность стен. Теплоизоляция перекрытий и покрытий может осуществляться насыпными, напыляемыми и наливными плитными утеплителями (пенополистирол, пенополиуретан, минераловатные и стекловолокнистые маты и плиты).

Не меньшее значение имеет повышение теплозащиты окон и балконных дверей. Мероприятия по проведению этой работы включают в себя как замену старых окон и дверей на новые, отвечающие современным требованиям по теплозащите, так и нанесение на стекла теплоотражающих пленок и специальных покрытий типа "JOW-E" с уплотнением оконных и дверных проемов.

1.2. Модернизация систем тепло-, водоснабжения.

К основным мероприятиям этого направления можно отнести:

постепенную замену ЦТП на ИТП в блок-модульном исполнении;

внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;

снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в т.ч. на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;

оптимизация режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;

реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);

применение в системах тепло-, водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струйно-форсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;

широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;

применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин (например, использование энергосберегающего семейства электрогидроимпульсных установок типа "ЗЕВС");

замена изношенной запорной арматуры и санитарно-технических устройств в квартирах и индивидуальных домах;

перевод котельных там, где это возможно, на газовое топливо;

оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;

применение на котельных противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;

обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), на оснащенных установками водоподготовки, не прошедших режимно-наладочные испытания в установленные сроки;

замена и прочистка сетей с применением новых методов прочистки бестраншейным способом;

проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

1.3. Использование нетрадиционных источников энергии.

Использование таких источников должно рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющееся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.

В некоторых районах России (Астраханская, Волгоградская, Алтайская, Читинская области, Дагестан, Краснодарский, Ставропольский, Приморский кая) целесообразно внедрение гелиоустановок для отопления и горячего водоснабжения. Их можно использовать для горячего водоснабжения бытовых помещений, летних баз отдыха, санаториев, плавательных бассейнов, нагрева поливочной воды в теплицах, жилых домах, в коттеджах и индивидуальных домах, для подогрева сетевой воды в котельных.

Важная роль в сокращении затрат энергоресурсов принадлежит теплонасосным установкам, обеспечивающим эффективную утилизацию потенциального тепла окружающей среды, промышленных и бытовых стоков. За последнее время в России освоен выпуск достаточно качественных тепловых насосов.

В некоторых регионах (Сахалинская, Камчатская, Тюменская, Омская, Томская области, Республика Дагестан, Кабардино-Балкария) для целей отопления и горячего водоснабжения можно использовать геотермальную энергию, стоимость которой в 5-30 раз ниже стоимости энергии, вырабатываемой котельными на традиционных видах топлива.

Рентабельным источником электроэнергии могут служить ветроэнергетические установки. Один такой агрегат мощностью 5-10 кВт способен обеспечить электроэнергией средний коттедж и питание теплонасосной установки. Наиболее перспективны в этом плане вихревые ВЭУ. В районах с высоким ветроэнергетическим потенциалом установка позволит решить проблему энергообеспечения удаленных малых населенных пунктов.

2. Учет и регулирование потребления
энергоресурсов и воды

Обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов предусмотрено Законом Российской Федерации "Об энергосбережении", Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по энергосбережению" от 2 ноября 1995 года N 1087 и "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы" от 8 июня 1997 года N 832.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т.д. составляет 130 млн. штук. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн. теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн. водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн.счетчиков газа.

В этих условиях первостепенное значение имеет выбор приоритетных объектов и мероприятий по энергоресурсосбережению, дающих наибольший эффект.

2.1. Выбор оптимальной тактики оснащения приборами учета по категориям пользователей энергоресурсов и воды.

При разработке подпрограмм приборного обеспечения в составе региональных, муниципальных и других программ энергосбережения должны решаться такие вопросы как:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»