Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июля 1998 года N 159-Т


О порядке применения отдельных положений указания
Банка России от 25 декабря 1997 года N 101-У "О введении
Инструкции "О порядке формирования и использования
резерва на возможные потери по ссудам"
и об учете
при налогообложении величины резерва на возможные
потери по ссудам" и Инструкции Банка России
от 30 июня 1997 года N 62а " О порядке формирования
и использования резерва на возможные потери по ссудам"

____________________________________________________________________
Отменено с 1 августа 2004 года на основании
указания Банка России от 26 марта 2004 года N 1406-У
____________________________________________________________________

В связи с поступающими вопросами от территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций по вопросу применения отдельных положений Указания Банка России от 25.12.97 N 101-У (далее по тексту - Указание N 101-У) и Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а (далее по тексту - Инструкция N 62а) ("Вестник Банка России" от 31.12.97 N 91-92) Банк России разъясняет следующее.

1. В соответствии с Разъяснениями Банка России от 02.02.98 N 39-Т срок приведения резерва на возможные потери по судам до величины, составляющей не менее 40 % от расчетного резерва, должен быть установлен кредитной организации территориальным учреждением Банка России, но в любом случае не позднее 01.10.98. При этом реклассификация кредитного портфеля должна быть завершена кредитной организацией по состоянию на 01.09.98.

Общая величина расчетного резерва на возможные потери по ссудам (даже по тексту - резерв) определяется как сумма расчетных величин резерва в разрезе отдельных ссудных задолженностей, отнесенных к одной из четырех групп риска на основе критериев классификации ссуд, определенных пунктами 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.13 и 2.14 Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а (с учетом изменений и дополнений).

Из общей величины определенного таким образом расчетного резерва, резерв под конкретную ссудную задолженность создается в следующей последовательности:

1) под ссуды 4 группы риска (безнадежные) - в максимально возможной величине от суммы резерва, рассчитанной исходя из 100% к сумме задолженности, относящейся к данной группе риска;

2) под ссуды 3 группы риска (сомнительные) - в максимально возможной величине от суммы резерва, рассчитанной исходя из 50% к сумме задолженности, относящейся к данной группе риска в пределах остатка после формирования в полном объеме резервов под ссуды 4 группы риска;

3) под ссуды 2 группы риска (нестандартные) - в максимально возможной величине от суммы резерва, рассчитанной исходя из 20% к сумме задолженности, относящейся к данной группе риска в пределах остатка после формирования в полном объеме резервов под ссуды 4 и 3 групп риска;

4) под ссуды 1 группы риска (стандартные) - в максимально возможной величине от суммы резерва, рассчитанной исходя из 1% к сумме задолженности, относящейся к данной группе риска в пределах остатка после формирования в полном объеме резервов под ссуды 4, 3 и 2 групп риска.

При этом созданный в 1998-1999 годах резерв под отдельную ссудную задолженность реально может быть создан как в большем, так и меньшем размере, чем 40% (75%) расчетного резерва по этой конкретной ссудной задолженности.

Общая сумма резерва не должна быть менее установленной п.2.2 Указания от 25.12.97 N 101-У (40%, 75%) на соответствующие даты. Кредитные организации в 1998 - 1999 годах могут создавать резерв на возможные потери по ссудам в размере соответственно более 40% и более 75% от общей величины расчетного резерва. При этом для целей налогообложения применяется порядок, определенный пунктами 4 и 5 Указания N 101-У.

2. Резерв создается в обязательном порядке как банками, так и их филиалами (территориальными банками Сберегательного банка РФ, региональными банками Агропромбанка). При этом, учитывая, что в 1998 - 1999 годах резерв должен создаваться в размере не менее 40% от расчетного (в 1999 году - не менее 75%) и в первую очередь под ссуды, классифицированные как безнадежные, допускается возможность создания резерва по отдельным филиалам в размере как менее, так и более 40 % от расчетного при условии выполнения установленных Банком России требований по созданию резерва в целом по кредитной организации.

3. В случае, если кредитной организацией недосоздан резерв на возможные потери по ссудам в соответствии с требованиями Указания N 101-У, учредителям (участникам) кредитной организации рекомендуется воздержаться от распределения прибыли кредитной организации на иные цели, кроме формирования резервного фонда в соответствии с требованиями Банка России (Положение Банка России от 23.12.97 N 9-П "О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации").

4. При изменении процентной ставки по ссуде, классифицированной на момент выдачи как льготная, указанная ссудная задолженность должна относиться к категории льготных до исполнения заемщиком всех обязательств, определенных кредитным договором по данной ссуде.

5. При классификации по группам риска льготных ссуд уровень их обеспечения во внимание не принимается.

6. Под переоформленными ссудами (примечание к подпункту "б" пункта 2.8.1. Инструкции N 62а, начинающееся со слов "Здесь и далее по тексту: имеются в виду переоформленные (пролонгированные) ссуды") следует понимать все ссуды, по которым изменялись какие-либо условия первоначального договора (срок предоставления, уровень процентной ставки, порядок ее расчета, сумма кредита и др.).

7. Ссуда считается переоформленной с изменением условий договора, если в дополнительном соглашении существует хотя бы одно из условий, предусмотренных в примечании к подпункту "б" пункта 2.8.1. Инструкции N 62а, начинающемся со слов "Здесь и далее по тексту: имеются в виду переоформленные (пролонгированные) ссуды".

8. Ссуда, по которой было заключено дополнительное соглашение, рассматривается в целях Инструкции N 62а как переоформленная без изменения условий договора в следующих случаях:

8.1. Срок, на который ссуда была предоставлена, либо уменьшился по сравнению с первоначальным договором, либо оставлен без изменения.

8.2. Сумма кредита была уменьшена либо не изменилась по отношению к сумме, указанной в первоначальном кредитном договоре.

8.3. Процентная ставка по предоставленному кредиту увеличилась по отношению к процентной ставке, указанной в первоначальном кредитном договоре, или осталась на том же уровне либо снижение процентной ставки произведено в связи с обстоятельствами, указанными в первоначальном договоре (например, снижение ставки рефинансирования).

9. Учтенные банком векселя, срок предъявления которых не наступил, а также векселя со сроком "до востребования" относятся к 1 группе риска в случае, если не имеется оснований для отнесения их к более высокой группе риска по причинам финансового состояния заемщика.

Векселя, не оплаченные в срок, классифицируются по группам риска в зависимости от продолжительности просрочки в оплате векселя как необеспеченные в случае, если векселедатель не предоставил векселедержателю дополнительных гарантий исполнения обязательств по векселю, соответствующих требованиям, установленным пунктами 2.5, 2.6.1. и 2.6.2. Инструкции N 62а, или вексель не авалирован лицом, указанным в последнем абзаце пункта 2.6.1 или последнем абзаце пункта 2.6.2 указанной Инструкции.

10. Ссуды, предоставленные под гарантии и поручительства юридических лиц, не поименованных в последнем абзаце пункта 2.6.1. и подследнем абзаце п.2.6.2. Инструкции N 62а, а также физических лиц относятся к необеспеченным.

11. Под "моментом выдачи ссуды" (пункт 3.4. Инструкции N 62а) понимается дата отражения ссудной задолженности по балансу кредитной организации.

12. Отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, отнесенным в соответствии с формализованными критериями, приведенными в п.2.8.1. Инструкции N 62а, к стандартным ссудам (1 группа риска), не уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль независимо от степени обеспечения. Отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, отнесенной ко 2, 3 или 4 группе риска, уменьшают налогооблагаемую базу с учетом положений, содержащихся в пунктах 4, 5, 6 и 7 Указания N 101-У.

13. В соответствии с пунктом 2.6. Инструкции N 62а к категории обеспеченных не относятся ссуды, выданные под гарантии и поручительства органов местного самоуправления, а также организаций, включая кредитные организации. Исчерпывающий перечень лиц, гарантии и поручительства которых рассматриваются в целях Инструкции N 62а в качестве обеспечения ссуды, приведен в пункте 2.6.1. Инструкции N 62а.

Д.А.Киселев



Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»