• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, спиртосодержащих
растворов, алкогольной продукции и его
законодательном обеспечении

Рассмотрев состояние дел в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов, алкогольной продукции и его законодательного обеспечения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что кардинально изменить ситуацию на рынке производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции пока не удалось.

Значительны масштабы незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. По оценке специалистов, доля нелегальной продукции в общем объеме реализации алкогольных напитков на потребительском рынке России достигает 40-50 процентов.

Неудовлетворительно используются производственные мощности ликероводочных предприятий, имеющих лицензию на производство этого вида продукции, не устранен контрабандный завоз алкогольной продукции, на потребительском рынке функционирует неоправданно большое количество предприятий по ее производству, оптовой и розничной реализации, что осложняет осуществление государственного контроля за деятельностью указанных предприятий, получили распространение фальсификация и низкое качество алкогольной продукции, нуждается в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовая база в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции.

Ставки акцизов на водку и ликероводочные изделия устанавливаются без учета состояния потребительского рынка. Снижение сбыта, отсутствие средств, несвоевременная уплата налогов, штрафы и пени - типичное состояние многих имеющих лицензию на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции предприятий.

При этом отсутствует государственная поддержка указанных предприятий. Оснащение ликероводочных предприятий измерительной аппаратурой осуществляется за счет средств самих предприятий. На многих из них и сегодня акцизные марки наклеиваются вручную. Практически приостановлено развитие спиртовых заводов, контрольный пакет акций которых находится в собственности государства.

В целях обеспечения устойчивой работы спиртовых, ликероводочных и винодельческих предприятий, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, увеличения поступления доходов в бюджеты всех уровней от производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопросы:

о создании Совета по алкогольной политике, в состав которого должны войти представители Президента Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и крупных российских акционерных обществ производителей этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. Это позволит оперативно решать вопросы создания цивилизованного рынка производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, формирования единой и долгосрочной государственной политики, нацеленной на увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, государственный контроль за подавляющей долей рынка и удержанием монопольно высоких цен при заданных уровне и структуре потребления алкогольных напитков;

о целесообразности восстановления в структуре федеральных органов исполнительной власти Государственного комитета Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

а) при разработке и принятии законодательных актов, обеспечивающих государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, поддержать законодательные инициативы, направленные на:

изменение действующей системы взимания акцизов в части установления реальных акцизных ставок для всех видов алкогольной продукции исходя из процентного содержания абсолютного спирта и перераспределение акцизов в пользу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью установления реального контроля за розничной торговлей алкогольной продукцией;

законодательное определение конкретных видов деятельности по производителям спиртовой и алкогольной продукции, подлежащей лицензированию;

стимулирование развития высоких безотходных технологий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, реально повышающих рентабельность отечественного производства и конкурентоспособность продукции;

введение в действие законодательных норм прямого действия, исключающих возможность их двойственного толкования и подмены их подзаконными актами;

четкое разграничение функций органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях по вопросам лицензирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции;

запрет лицензирования новых мощностей по производству этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, кроме включенных в федеральные и региональные программы, предусматривающие повышение рентабельности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного назначения;

разработку нормативно-правовой базы для переработки конфискованной алкогольной продукции на уровне субъектов Российской Федерации;

б) в области совершенствования нормативно-правовой базы сосредоточить внимание на создании правового механизма, обеспечивающего достижение стратегических целей государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. В связи с этим:

внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции";

ускорить рассмотрение и принятие федеральных законов "О введении государственной монополии на поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР";

разработать и принять федеральные законы "О слабоалкогольных напитках", "О винограде и вине", обеспечивающие правовую основу взаимоотношений производителей слабоалкогольных напитков, винограда и вин, а также ориентирующие их на выпуск высококачественной продукции, гарантирующей безопасность для здоровья потребителя;

разработать антидемпинговое законодательство Российской Федерации;

проработать вопрос о создании двухуровневой комиссии при Федеральном Собрании Российской Федерации по рассмотрению и выработке общих подходов к концепции законодательных инициатив в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции.

3. Предложить Правительству Российской Федерации:

разработать национальную программу стабилизации российского алкогольного рынка, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции и развития предприятий отрасли;

подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на усиление административной и уголовной ответственности юридических и физических лиц за незаконные производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, а также за другие нарушения, связанные с этой деятельностью, и внести их для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о разработке рекомендаций по организационно-структурным и техническим параметрам розничной торговли алкогольной продукцией в зависимости от специализации предприятия и размеров его торговой площади, разработать примерные нормативы обеспеченности населения розничной сетью по продаже алкогольных напитков в городах и сельской местности в расчете на тысячу жителей;

определить порядок производства и оборота монопольных видов алкогольной продукции, обеспечивающий защиту массовой доли рынка, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции;

стимулировать производство водки, изготовленной из спирта высшей очистки;

унифицировать российские ГОСТы и технологические регламенты производства этилового спирта и алкогольной продукции в соответствии с европейскими стандартами;

согласовать с государствами - участниками Содружества Независимых Государств политику в области экспортно-импортных операций с подакцизными товарами и внутренних налогов на них;

ввести государственную монополию на ввоз этилового спирта из всех видов сырья;

упорядочить количество существующих участников рынка (производителей и продавцов);

ввести равный акциз на все виды спирта и максимально перенести акциз на объемное содержание спирта в единице продукции;

создать единую информационную систему контроля за объемами производства и оборота этилового спирта;

разработать и внедрить совместно с субъектами Российской Федерации в 1998 году систему, обеспечивающую направление 10 процентов акцизного сбора от этилового спирта из пищевого сырья и алкогольной продукции на реконструкцию производства (в первую очередь на оборудование, обеспечивающее контроль качества продукции и наклейку акцизных марок);

снизить со 100 до 20 процентов штрафные санкции за задержку уплаты налогов на подакцизные товары;

провести реструктуризацию задолженности спиртовых и ликероводочных предприятий перед бюджетами всех уровней и уплаты штрафов и пеней до стабилизации алкогольного рынка;

обеспечить на базе законодательства Российской Федерации правовую защиту алкогольной продукции;

разработать систему формирования межгосударственных связей в целях:

координации деятельности производителей, импортеров и продавцов алкоголя государств - участников Содружества Независимых Государств;

развития интеграционных процессов в межнациональном экономическом пространстве;

формирования цивилизованного алкогольного рынка с единой нормативно-правовой базой;

консолидации усилий всех хозяйствующих субъектов на внутренних и международных алкогольных рынках при реализации совместных долгосрочных международных программ и проектов;

создания единой системы сертификации качества продукции, порядка допуска к производству и на рынки сбыта товаров, обозначенных товарными знаками, зарегистрированными в установленном порядке в странах, где осуществляется реализация этих товаров.

4. Просить исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о дальнейшем ограничении продажи алкогольных напитков в мелкорозничной торговой сети (палатках, киосках, ларьках) и на оптовых рынках, кроме слабоалкогольных напитков и пива;

руководствоваться при создании на территории субъекта Российской Федерации новых спиртовых и ликероводочных предприятий (учитывая неудовлетворительное использование уже имеющихся производственных мощностей на предприятиях, имеющих лицензию на производство этилового спирта и алкогольной продукции) технико-экономическим обоснованием целесообразности организации такого производства.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ

Москва
10 июля 1998 года
N 320-СФ


Текст документа сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов, алкогольной продукции и его законодательном обеспечении

Название документа: О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов, алкогольной продукции и его законодательном обеспечении

Номер документа: 320-СФ

Вид документа: Постановление Совета Федерации

Принявший орган: Совет Федерации

Статус: Действующий

Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации

N 29, 20.07.98

Ведомости Федерального Собрания, N 22, 01.08.98

Дата принятия: 10 июля 1998

Дата начала действия: 10 июля 1998
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах