• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте


Государственный таможенный комитет
Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июля 1998 года N 01-28-04/3925

[О направлении документа]

Направляю Вам для использования в общественно-государственном ориентировании и информировании сотрудников материал по теме: "Таможенная политика Российской Федерации. Роль и задачи таможенных органов по защите экономических интересов России".

Заместитель
начальника управления
В.Н.Захаров


Приложение

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ

             Таможенная политика Российской Федерации:
                  Роль и задачи таможенных органов
              по защите экономических интересов России

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Учебное пособие "Таможенная политика РФ. Роль и задачи таможенных органов по защите экономических интересов России".

Под общей редакцией заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни Фролова В.И.

Авторский коллектив:

Л.В.Белоусова - начальник ОТС и Вк

Т.В.Николаева - начальник ОТП

С.М.Комаров - начальник ОПК

Введение

Таможенная политика любого государства строится с учетом концепции национальной безопасности - политического документа, отражающего совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального и военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

В настоящее время положение на международной арене характеризуется, прежде всего, усилением тенденции к формированию многополярного мира. Это проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальными являются:

- обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства;

- защита интересов отечественных производителей;

- постоянный контроль за стратегическими ресурсами страны;

- поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

I. Таможенная политика Российской Федерации

Среди коренных изменений последнего десятилетия современной России весьма ощутимым является возрождение таможенной политики, как важнейшей сферы, политической и правовой деятельности государства, а вместе с ней и Российской таможенной службы.

С введением государственной монополии внешней торговли, утрачены были такие главнейшие функции таможенной политики, как формирование таможенного тарифа, обоснование целесообразности таможенно-пошлинного обложения по каждой группе товаров, наполнение доходами государственной казны, защита и стимулирование отечественной промышленности, благоприятствование развитию внешней торговли и межгосударственных отношений в целом, укрепление таможенной службы. Таможенная политика была подчинена обеспечению охраны и защиты этой монополии внешней торговли в основном мерами административно-запретительного характера.

Форсированный переход страны на рыночные отношения, обусловил необходимость воспользоваться отечественным опытом и традициями разработки и осуществления таможенной политики, обогатить их с учетом требования переломного времени и международного опыта. Фактически создана новая модель таможенной политики. По своей сути это система мер таможенно-тарифного и нетарифного (экономического и административного) регулирования государственной внешнеэкономической деятельности.

Действенность и результативность этих мер в решающей степени зависит от дееспособности и мощности таможенной службы. Обеспечение неразрывного единства этих слагаемых составляет основное содержание Федеральной программы развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на период до 2000 года. Она разработана по решению правительства РФ. Основные разработчики программы Министерство экономики и Государственный таможенный комитет РФ; Министерства внешнеэкономических связей, транспорта, путей сообщения, финансов.

Активное участие в разработке программы принимали ученые РТА "Всероссийского НИИ внешних связей при Минэкономики России. Это уникальный пример эффективной координации усилий и заинтересованного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти в области таможенной политики, таможенного дела. Созданная программа отвечает требованиям времени. Аналога ей во всей многовековой истории российской таможни нет.

Федеральная программа развития таможенной службы России конкретизирует в своей сфере действия установки и выводы Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". Исходным является вывод о том, что созрели предпосылки для перехода к новому этапу реформ и развития российской экономики. Под этим углом зрения определены роль и значение внешнеэкономической деятельности как элемента структурной перестройки.

Федеральная программа опирается на правовую базу, которая определена Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", вступившим в силу в ноябре 1995 года, другими нормативными актами.

Федеральная программа подводит черту под пройденным этапом становления качественно новой отечественной таможенной службы и определяет характер и содержание следующего этапа, главной целью которой является содействие развитию внешней торговли России, ускорение внешнеторгового оборота страны через создание условий, обеспечивающих завершение становления и полномасштабное функционирование таможенной службы в соответствии с потребностями перехода страны на рыночные отношения.

Выбор методов и средств реализации таких целей определил ключевое значение среди них таможенной политики. Специальный раздел Программы включает основные направления таможенной политики России. Прежде всего - это совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Акцент сделан на совершенствование основного элемента этого механизма - таможенного тарифа - в целях повышения его роли в прогрессивных изменениях структуры производства и внешней торговли. Повышение эффективности применения таможенного тарифа достигается прежде всего обеспечением правильности классификации товаров и исчисления таможенных платежей. Кардинальными мерами решения этих задач станут совершенствование ТН ВЭД и пояснений к ней, а также завершение процесса присоединения Российской Федерации к Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). В международной таможенной практике это основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе будет усовершенствована процедура взимания таможенных платежей путем усиления контроля за страной происхождения и таможенной стоимости товаров.

Важнейшим направлением таможенной политики, интересующим обеспечение свободы, дальнейшей либерализации ВЭД и протекционистской, покровительской линии по отношению к отечественному производству становится содействие привлечению иностранных капиталовложений. Решение этой проблемы основывается на развитии и широком использовании специфических таможенных методов, обеспечивающих стабильность и предсказуемость таможенного режима, быстроту и простоту таможенного оформления. Получат развитие таможенные режимы переработки, создающие благоприятные условия для международной кооперации производства, режимы свободных таможенных зон и свободных складов; процедуры освобождения от таможенных пошлин товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в Россию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными капиталовложениями; процедуры снижения уровня таможенных пошлин на товары, ввозимые иностранными инвесторами, заключившими договоры о капиталовложениях в российскою экономику на сумму свыше 100 млн.долларов и др.

Одним из основных компонентов таможенной политики в настоящее время и на длительную перспективу является валютный контроль. Определена задача завершения формирования системы валютного контроля в целях повышения эффективности его влияния на пополнение федерального бюджета. Ее решение включает в себя:

а) подготовку правовой базы реализации контрольных функций таможенных органов при осуществлении всех видов внешеторговой деятельности;

б) разработку единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами государств - участников Таможенного союза;

в) укрепление взаимодействия таможенных органов с иными компетентными органами по вопросам осуществления валютного контроля, борьбы с "отмыванием грязных денег", экономическими правонарушениями.

Осуществление этих мер призвано поставить заслон утечке капиталов за рубеж, оказать позитивное воздействие на стабилизацию внутреннего валютного рынка, который, как известно, в условиях рыночной экономики выступает связывающим механизмом между национальной и мировой экономикой.

В ключе решаемых проблем таможенной политики и перспектив ее развития на указанный период определены меры совершенствования нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. Суть их выражает установка на то, что таможенное право должно, с одной стороны, защищать экономические интересы России и пресекать правонарушения, с другой стороны, соответствовать прогрессивным изменениям в экономической среде и стимулировать преобразования в ней.

Разумеется, что цели и задачи таможенной политики, меры их осуществления не исчерпываются разделом Программы, посвященном ее основным направлениям. Они пронизывают и содержание других разделов. К примеру, через призму таможенной политики России определены основные направления деятельности таможенных органов в условиях Таможенного союза государств - участников СНГ. Важнейшие социально-экономические проблемы взаимодействия и партнерства таможенных органов с участниками ВЭД, учета их интересов - чего прежде не было - решаются мерами, призванными обеспечить развитие околотаможенной структуры, системы информационно-консультационного обслуживания, защиту прав экспертеров и импортеров, упрощения процедуры обжалования действий таможенных органов и других.

II. Роль и задачи таможенных органов
по защите экономических интересов России

Исходя из концепции национальной безопасности Российской Федерации заинтересованными сторонами в решении вопросов защиты экономических интересов России являются:

- силовые Министерства, МИД, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство финансов, ГТК, участники ВЭД.

В таможенных органах решение этих задач возложено на блоки:

- экономический;

- правоохранительный;

- оформительский.

Оформительский блок (таможенный пост, ОТО и ТК) является основным функциональным оперативным подразделением таможни, который ориентирован на осуществление таможенного контроля за совершением торговых операций участников ВЭД. По своей зоне деятельности он призван выполнять следующие функции:

- применение мер экономического и нетарифного регулирования, установленных таможенным законодательством;

- совершение таможенных операций;

- ведение борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил.

В своей работе оформительский блок руководствуется таможенным кодексом РФ и другими нормативными актами. В соответствии с ними он выполняет ряд задач, в числе которых:

- осуществление таможенного контроля за следующими через государственную границу РФ транспортными средствами и перевозимыми на них грузами;

- осуществление таможенного контроля за отдельно следующим багажом лиц, въезжающих (выезжающих) на постоянное место жительства в страны СНГ и страны Балтии;

- осуществление валютного контроля за совершением экспортно-импортных операций, правильностью определения цены сделки и заявления таможенной стоимости;

- начисление и взимание таможенных сборов и таможенных платежей при таможенном оформлении грузов, физических лиц и осуществлении таможенных операций;

- привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушения таможенных правил и взимание штрафов за различные виды нарушения;

- подготовка первоначальных материалов при возбуждении дел о контрабанде, наказуемых в уголовном порядке.

Для этого в оформительском блоке используется пятиступенчатый контроль, разработанный и введенный в действие ГТК РФ. В его основе такие этапы, как

1. форматно-логический контроль;

2. валютный контроль;

3. контроль таможенных платежей;

4. статистический контроль;

5. непосредственный досмотр транспортных средств и перевозимых на них грузов.

На каждом этапе регистрации и контроля ГТД должностное лицо, ответственное за конкретный участок отработки декларации, на титульном листе ГТД ставит свою отметку - подпись и личную номерную печать, свидетельствующую об окончании данного этапа контроля и достоверности заявленной информации. После осуществления всех этапов контроля, производится непосредственный выпуск груза в свободное обращение. Таким образом, после выпуска товара, на титульном листе ГТД проставляется 5 отметок должностных лиц таможенного органа. При экспорте на руки декларанту выдается три листа ГТД, один из которых отправляется с грузом, другой остается в деле декларанта, а третий направляется в банк для осуществления валютного контроля.

Такая схема таможенного оформления и таможенного контроля имеет и положительные, и отрицательные стороны. К числу достоинств можно отнести то, что при такой схеме работы учитываются все составляющие таможенного контроля, а также исключается физический контакт между декларантом и сотрудниками таможни, что предусмотрено требованиями режима.

Однако, существуют и негативные моменты, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, например, длительность самого оформления и его обособленность, т.к. каждый последующий этап контроля ГТД начинается только после окончания предыдущего этапа. В случае невыполнения технических формальностей, оформление прерывается до устранения недостатков. Дальнейший контроль каждой конкретной ГТД начинается с незаконченного этапа таможенного контроля и документы декларанта обязательно направляются к тому же должностному лицу таможни, которое осуществляло контроль на этой ступени.

Экономический блок

Осуществляет решение задач по начислению и взиманию таможенных сборов и таможенных платежей при таможенном оформлении грузов и проведению валютного контроля за совершением экспортно-импортных операций, правильностью определения цены сделки и заявления таможенной стоимости, и включает в себя:

- отдел таможенных платежей;

- отдел таможенной стоимости и валютного контроля.

Цели и задачи валютного контроля

В целях обеспечения стабилизации внутреннего рынка товаров и услуг, укрепления национальной валюты, защиты национальных интересов, избежания оттока капиталов из России - создан механизм валютного контроля.

Правительством РФ в 1992 году был принят Закон "О валютном регулировании и валютном контроле".

Закон определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении ведения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Кроме того, закон определяет органы валютного контроля, которые в силу своей компетенции могут издавать нормативные акты.

Органами валютного контроля являются:

1. Центробанк;

2. Правительство РФ.

В 1993 году Таможенным кодексом статус органа валютного контроля был закреплен за Государственным таможенным комитетом. Таможенные органы получили права агентов валютного контроля.

Цели и задачи отдела таможенных платежей

Становление федеративной системы бюджетно-налоговых отношений в России началось с принятия в декабре 1991 года федеральных законов "Об основах налоговой системы" и "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса", утверждавших принципы и механизмы формирования и взаимодействия бюджетов разных уровней власти. Разрушена монополия государства на внешние связи, на заключение международных сделок. В сферу внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вовлечено большое количество участников, не допускавшихся ранее государственно-административным аппаратом. Новая система расширила круг участников ВЭД и изменила инфраструктуру таможенных органов, являющихся инструментом реализации государственного регулирования в области торгово-политических задач. Появилась острая необходимость в создании в таможенных органах отделов таможенных платежей, основной функцией которых является:

1. контроль начисления и взимания таможенных платежей;

2. введение лицевых счетов участников ВЭД;

3. своевременность и полнота перечисления бюджетных платежей в федеральный бюджет и во внебюджетный фонд таможенных органов.

В отличие от западных стран, в России, в таможенных органах на отделы таможенных платежей помимо выше перечисленных функций возложена фискальная функция по работе с участниками, имеющими задолженности перед федеральным бюджетом. Однако, для решения этой задачи для отдела таможенных платежей нехарактерно затянулся вопрос принятия "Налогового кодекса", т.к. в Таможенном кодексе (ст.124 ч.2) бесспорный порядок взимания таможенных платежей до сих пор не реализован. Эту задачу на сегодня таможенные органы в лице отдела таможенных платежей решают совместно с налоговыми органами.

Учитывая эти обстоятельства, по инициативе Северо-Западного таможенного управления РФ был подписан протокол взаимодействия налоговой службы с таможенными органами по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Так, на протяжении 3 лет отдел таможенных платежей Санкт-Петербургской таможни совместно с Северо-Западным управлением России и АО "Экспортно-Импортный банк" разрабатывают и внедряют в опытную эксплуатацию автоматизированную систему контроля и взыскания таможенных платежей, которая является неотъемлемой частью комплексной программы автоматизации таможенного оформления и таможенного контроля под названием "Аист-21". На сегодня программа эксплуатируется на всех крупных постах Санкт-Петербургской таможни.

В 1998-1999 годах законодательные и исполнительные органы Федерации и ее субъектов начнут основательный пересмотр сути и механизма бюджетного федерализма, а это в свою очередь отразится и на отделе таможенных платежей. Так как большое значение в работе отдела занимает работа с банками по поступлениям таможенных платежей и перечислением их в федеральный бюджет.

Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в России", под налогом, сбором пошлины понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Но существуют также таможенные платежи, которые таможенные органы перечисляют во внебюджетный фонд. К таким платежам относятся:

- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;

- сборы за таможенное оформление товаров;

- участие в таможенных аукционах;

- штрафы, пени и т.д.

В целях обеспечения становления полномасштабного функционирования таможенных органов в условиях рыночных отношений, постановлением Правительства РФ от 01.09.96 N 1052 утверждена Федеральная целевая программа развития таможенной службы РФ на 1996-97 годы и на период до 2000 года. Одной из основных задач этой программы для отдела таможенных платежей является сосредоточение усилий взаимодействия по работе с нарушителями таможенных правил. По решению этой задачи в отделе таможенных платежей разработана методика расчета недовзысканных таможенных платежей по делам о НТП. Отделом разрабатывается и внедряется в подразделениях таможни и других правоохранительных структурах технологические схемы и способы осуществления контроля за данным направлением.

Подводя итоги изложенному, следует отметить, что, хотя таможенные органы России ныне работают в непростых экономических, политических и финансовых условиях, они успешно решают постановленные перед ними задачи.

Литература

1. Таможенный кодекс РФ; издание Верховного Совета РФ, 1993 год

2. Комментарий к Таможенному кодексу РФ; издательская группа ИНФА М-НОРМА, Москва, 1997 год

3. Концепция национальной безопасности РФ (Утверждена Указом Президента РФ от 17.12.97 N 1300)

4. Экономическая безопасность и политика реформ. Н.М.Блинов, доктор филосовских наук, профессор; А.Е.Городецкий, доктор экономических наук, профессор.

5. Экономические проблемы таможенного поста, Е.Г.Муравенко

6. Федеральная программа развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на период до 2000 года. (Решение коллегии ГТК России от 31.01.97 "О концепции модернизации таможенной службы РФ")


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

О направлении документа

Название документа: О направлении документа

Номер документа: 01-28-04/3925

Вид документа: Письмо СЗТУ России

Принявший орган: СЗТУ РФ

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 01 июля 1998

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах