Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 ноября 1995 года N 563


Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 ноября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 16 августа 2013 года N 968
____________________________________________________________________

Для обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования в соответствии с пунктами 4 и 26 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 650,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Положение об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положение о получении начального профессионального образования в форме экстерната.

2. Не применять Положение о порядке аттестации и присвоении квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения, утвержденное постановлением Госпрофобра СССР, Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 июля 1987 года N 9/426/21-59.

3. Контроль оставляю за собой.

     Заместитель министра
 Ю.М.Роговский

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

1 марта 1996 года.

Регистрационный N 1043



УТВЕРЖДЕНО
Министерством образования
Российской Федерации.
Приказ от 1.11.95 N 563

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговой аттестации выпускников учреждений
начального профессионального образования

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" итоговая аттестация выпускников государственных, муниципальных учреждений начального профессионального образования является обязательной.

1.2. Итоговая аттестация выпускников государственных, муниципальных учреждений начального профессионального образования проводится по окончании ступени или курса обучения, имеющих профессиональную завершенность, и заключается в определении соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.

1.3. Граждане, завершившие обучение в учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, или в форме самообразования, экстерната имеют право на итоговую аттестацию и получение документа государственного образца об уровне образования и квалификации в учреждениях начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

1.4. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся по отдельным учебным предметам устанавливается учреждением начального профессионального образования самостоятельно и закрепляется в его Уставе.

1.5. Для негосударственных учреждений начального профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные программы в соответствии с лицензией и не имеющих государственной аккредитации, настоящее Положение является примерным.

1.6. Настоящее Положение действует до создания государственной аттестационной службы.

2. СОСТАВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
И ЕЕ ФУНКЦИИ

2.1. Итоговая аттестация выпускников осуществляется аттестационной комиссией, состав которой формируется учреждением начального профессионального образования по каждой основной профессиональной образовательной программе.

2.2. Аттестационная комиссия формируется из представителей общественных организаций, педагогических работников и мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалистов объединений, предприятий, организаций и учреждений заказчиков кадров рабочих и специалистов.

2.3. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность аттестационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

2.4. Председатель аттестационной комиссии назначается из числа педагогических работников подведомственного учреждения начального профессионального образования, не состоящих в штате учреждения, где проходит аттестация выпускников. При итоговой аттестации выпускников, получивших начальное профессиональное образование по профессиям, связанным с работами на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору, Госатомнадзору и другим организациям и ведомствам, председателями аттестационных комиссий по согласованию с этими организациями и ведомствами назначаются их представители. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом директора учреждения начального профессионального образования.

2.5. Основными функциями аттестационной комиссии являются:

- комплексная оценка уровня подготовки выпускника и его соответствия требованиям государственного стандарта начального профессионального образования;

- принятие решения о присвоении уровня квалификации по результатам итоговой аттестации и выдаче выпускнику соответствующего документа о полученном образовании;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию качества профессионального обучения рабочих и специалистов на основе анализа результатов итоговой аттестации выпускников конкретного учреждения начального профессионального образования.

2.6. Аттестационная комиссия руководствуется в своей деятельности настоящим Положением, а также государственными образовательными стандартами в части государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по конкретной профессии и специальности.

3. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

3.1. Итоговая аттестация выпускников, обучившихся по программам начального профессионального образования, состоит, как правило, из нескольких аттестационных испытаний следующих видов:

- сдача итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам, включенным в состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы;

- выполнение выпускной практической квалификационной работы по специальности (специальностям) в пределах требований государственного стандарта начального профессионального образования;

- защита письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме, определяемой учреждением начального профессионального образования.

3.2. Для выпускников учреждений начального профессионального образования, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, структура аттестационной комиссии, порядок проведения и содержание итоговой аттестации определяются соответствующим документом, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.

3.3. Конкретный перечень экзаменов и работ, входящих в состав итоговой аттестации выпускников в рамках профессиональной образовательной программы, порядок, форма и сроки проведения экзаменов, а также выполнения экзаменационных работ устанавливаются учреждением начального профессионального образования, исходя из примерного учебного плана по профессии и соответствующих рекомендаций Министерства образования Российской Федерации.

3.4. Итоговый экзамен по отдельным учебным предметам должен определять уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебной программой по предмету в рамках основной профессиональной образовательной программы.

3.5. Выпускная практическая квалификационная работа по специальности (специальностям), входящей в профессию, должна соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренному квалификационной характеристикой.

По профессиям, квалификация по которым не может быть определена путем выполнения конкретной практической работы, квалификацию выпускника аттестационная комиссия устанавливает при проверке профессиональной подготовленности непосредственно на его рабочем месте.

3.6. Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию производственной практики по профессии, а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным стандартом начального профессионального образования по данной профессии.

Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть. Объем работы не должен превышать 5 - 6 страниц текста и двух листов чертежей или схем.

3.7. Итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

4.1. Учреждение начального профессионального образования не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации доводит до сведения обучающихся конкретный перечень экзаменов по учебным предметам, выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ, входящих в состав итоговой аттестации, а также набор экзаменационных тестов в полном соответствии с государственным стандартом начального профессионального образования.

4.2. К итоговой аттестации допускаются выпускники, завершившие обучение в рамках основной профессиональной образовательной программы (ступени или курса обучения) и успешно прошедшие промежуточную аттестацию.

4.3. По результатам итоговой аттестации выпускникам присваивается квалификация по специальности (специальностям), входящей в профессию, и выдается соответствующий документ об уровне образования и квалификации.

4.4. Выпускники, не сдавшие итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам или не выполнившие практические квалификационные и письменные экзаменационные работы, не допускаются к последующему этапу итоговой аттестации. Порядок повторного прохождения аттестационных испытаний определяется учреждением начального профессионального образования.

4.5. Выпускникам, не прошедшим аттестационных испытаний в полном объеме и в установленные сроки по уважительным причинам, учреждением начального профессионального образования может быть назначен другой срок их проведения или их аттестация может быть отложена до следующего периода работы аттестационной комиссии.

4.6. Получение неудовлетворительной оценки на итоговом экзамене по одному учебному предмету не лишает выпускника права продолжить сдачу итоговых экзаменов по другим предметам.

4.7. При наличии разногласий между членами аттестационной комиссии в определении оценки уровня знаний и умений выпускника учреждения начального профессионального образования или несогласии выпускника с оценкой аттестационной комиссии качества его знаний и умений возможно проведение повторной аттестации аттестационной комиссией другого состава.

4.8. Выпускники, не прошедшие всех аттестационных испытаний по не указанным в настоящем Положении причинам, отчисляются из учреждения начального профессионального образования с выдачей им справки установленного образца, в которой указывается период обучения, перечень изученных предметов и полученные по ним оценки.

4.9. Протоколы итоговой аттестации выпускников и сводные ведомости итоговых оценок по изученным предметам хранятся постоянно в архиве учреждения начального профессионального образования.


Зарегистрировано в

Министерстве юстиции

Российской Федерации

1 марта 1996 года.

Регистрационный N 1043



УТВЕРЖДЕНО
Министерства образования
Российской Федерации.
Приказ от 1.11.95 N 563

ПОЛОЖЕНИЕ
о получении начального профессионального
образования в форме экстерната

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право выбора формы получения начального профессионального образования.

1.2. С учетом потребностей и возможностей обучающихся программы начального профессионального образования могут осваиваться в форме экстерната.

Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение программ начального профессионального образования по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения по конкретной профессии с последующей аттестацией в государственных, муниципальных учреждениях начального профессионального образования.

1.3. Для экстерната, как и для других форм получения начального профессионального образования, в рамках основной профессиональной образовательной программы действует государственный образовательный стандарт.

1.4. Настоящее Положение определяет порядок получения начального профессионального образования в форме экстерната и является основой для разработки соответствующего локального акта в конкретном профессиональном образовательном учреждении.

1.5. Экстернат не распространяется на получение начального профессионального образования по профессиям и специальностям, связанным с обслуживаем сложного оборудования и выполнением опасных работ, а также подготовка по которым подконтрольна Госгортехнадзору, Госатомнадзору, другим организациям и ведомствам.

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТЕРНАТА

2.1. Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получения начального профессионального образования в форме экстерната имеют лица без ограничения возраста:

- обучающиеся в учреждении начального профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию;

- обучающиеся, вынужденно не посещавшие занятия в учреждении начального профессионального образования;

- ранее обучавшиеся, но не закончившие курс обучения в учреждении начального профессионального образования;

- ранее не обучавшиеся и желающие получить начальное профессиональное образование в форме экстерната.

2.2. Возможность ускоренного освоения программ начального профессионального образования как в целом по профессии, так и по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения в форме экстерната, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется Уставом учреждения начального профессионального образования.

2.3. Лица, избравшие экстернат как форму получения начального профессионального образования, подают заявление (приложение N 1) на имя руководителя учреждения начального профессионального образования не позднее, чем за три месяца до начала аттестации, приложив к нему имеющиеся документы о промежуточной аттестации или документ об уровне образования. Представляемые документы о промежуточной аттестации считаются действительными, если их давность не превышает срока действия образовательного стандарта.

Наличие документа о состоянии здоровья экстерна, не препятствующего обучению и работе по избранной профессии (специальности), является обязательным.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»