ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 мая 1998 года N СШ-6-07/314@

О результатах проверки органов приватизации
по вопросам правильности распределения по
нормативам, полноты и своевременности
перечисления ими в доходы бюджетов средств
от приватизации

В соответствии с пунктом 5 Национального плана проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской Федерации на 1998 год, утвержденного Руководителем Госналогслужбы России 05.01.98 по согласованию с Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации госналогинспекциями была проведена работа по проверке фондов имущества (комитетов по управлению имуществом) по вопросам правильности распределения по нормативам, полноты и своевременности перечисления ими в соответствующие бюджеты средств, поступивших от приватизации государственного и муниципального имущества за 1997 год и I квартал 1998 года.

Проверка осуществлялась в соответствии с Программой, направленной Госналогслужбой России в адрес госналогинспекций 16.02.98 N СШ-6-07/119@. Срок представления информации был определен до 1 мая 1998 года.

По плану необходимо было проверить 1770 продавцов объектов приватизации. В соответствии с представленной налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации информацией за 1997 год проведена проверка 1966 продавцов объектов приватизации, из них выявлены нарушения у 303 продавцов, и за I квартал текущего года - 1940 продавцов, из них выявлены нарушения у 154 продавцов.

Поступление в бюджетную систему доходов от приватизации в 1997 году составило 21287,2 млн.рублей, в том числе в федеральный бюджет - 18077,9 млн.рублей. В I квартале 1998 года поступления составили 930,2 млн.рублей, в том числе в федеральный бюджет - 464,7 млн.рублей.

По результатам проведенных проверок доначислено в бюджеты всех уровней платежей (без учета пени) в 1997 году 1990,8 тыс.рублей, в том числе в федеральный бюджет 545,3 тыс.рублей, в I квартале 1998 года соответственно 436,9 тыс.рублей и 41,5 тыс.рублей. Начисленные пени составили в 1997 году 6692,8 тыс.рублей, в том числе в федеральный бюджет 2879,8 тыс.рублей, в I квартале 1998 года соответственно 749,8 тыс.рублей и 512,3 тыс.рублей. Взыскано 2862,8 тыс.рублей в 1997 году, в том числе в федеральный бюджет 232,8 тыс.рублей и 103,4 тыс.рублей за I квартал 1998 года, в том числе в федеральный бюджет 21,1 тыс.рублей.

Наиболее значительные доначисления с учетом пени в бюджеты всех уровней за 1997 год произведены в Челябинской области - 2575,5 тыс.рублей, Нижегородской области - 1705,0 тыс.рублей, Краснодарском крае - 773,0 тыс.рублей, Псковской области - 278,3 тыс.рублей.

Основными недостатками в работе органов приватизации, занимающихся вопросами распределения и перечисления средств от приватизации, выявленными в ходе проверок, являются:

- несоблюдение сроков перечисления в бюджет доходов от приватизации (выявлено 49 госналогинспекциями);

- несоблюдение утвержденных нормативов распределения средств, поступающих от приватизации (установлено 12 госналогинспекциями);

- непредставление или нерегулярное представление органами приватизации сведений в налоговые органы для контроля за поступлением доходов от приватизации в бюджет (Пензенская область, Камчатская область, Республика Карелия, Республика Калмыкия и другие);

- неправильное зачисление средств от приватизации на соответствующий раздел и параграф бюджетной классификации (Владимирская область, Свердловская область);

- отсутствие контроля за выполнением условий договоров купли-продажи объектов, в части своевременности перечисления покупателями средств в оплату договоров, неприменение финансовых санкций к покупателям объектов приватизации за несвоевременное перечисление средств на счета продавцов (Республика Карелия, Липецкая, Саратовская, Новосибирская области).

Как показывают материалы проверок, учет средств, поступающих от приватизации, ведется в разрезе приватизируемых объектов по утвержденным формам в лицевых карточках, справках или журналах с последующей разноской в обобщающие ведомости. Сведения об оплате каждого объекта подтверждаются платежными поручениями и выписками банка в соответствии с суммами, предусмотренными в договорах купли-продажи объектов приватизации. Распределение средств от приватизации производится пообъектно в разрезе видов продаж по установленным нормативам в зависимости от даты заключения договора купли-продажи. Органы приватизации представляют в налоговые органы два раза в месяц, ежемесячно или ежеквартально отчеты о доходах, полученных от приватизации, и их распределении, в основном в произвольной форме. Перечисляемые по установленным нормативам в бюджеты различных уровней доходы от приватизации зачисляются на раздел 23 Классификации доходов и расходов бюджетов Российской Федерации.

Положением о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности предусмотрено поступление доходов от приватизации на специальные счета продавцов объектов приватизации.

Однако имеются случаи зачисления доходов от приватизации не на специальные счета, а на расчетные счета (Псковская, Брянская, Липецкая и ряд других областей).

По результатам проверок налоговые инспекции на местах сообщили комитетам о необходимости открыть специальные счета.

В ряде регионов ведется активная работа по взаимодействию с органами приватизации по обеспечению своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней средств от приватизации. Так, Госналогинспекцией по Челябинской области и областным комитетом по управлению госимуществом заключено соглашение, предусматривающее представление в налоговые органы информации по объектам, подлежащим приватизации, графиков реализации пакетов акций, принадлежащих государству.

Совместная работа налоговых органов с комитетами по управлению имуществом осуществляется в Пермской, Ивановской и других областях.

В ходе проверок выявлено несоответствие показателей о поступлении доходов от приватизации, отраженных в налоговой отчетности по форме 1-Н и статистической отчетности по форме 3-приватизация, которое объясняется тем, что государственная статистическая отчетность отражает данные по средствам от приватизации, которые распределены и должны быть перечислены в бюджет, в то время как в налоговой отчетности аккумулируются данные по фактически поступившим в бюджет средствам. Это несоответствие затрудняет ведение аналитической работы по наблюдению за процессом приватизации.

Несоответствие данных форм 1-Н и 3-приватизация отмечено в Республике Марий Эл, Ханты-Мансийском автономном округе, Воронежской и ряде других областей.

В связи с наличием таких фактов налоговым органам необходимо в дальнейшем при проверках органов приватизации обращать внимание на правильность заполнения ими формы 3-приватизация, а также следить за тем, чтобы на раздел 23 Классификации доходов и расходов бюджетов Российской Федерации зачислялись только доходы от приватизации государственного и муниципального имущества и продажи предприятий-должников.

Учитывая изложенное, Госналогслужба России поручает госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации рассмотреть имеющиеся недостатки и нарушения при проведении расчетов с бюджетом органов приватизации и принять меры по их устранению, а также усилить контроль за правильностью распределения, полнотой и своевременностью перечисления продавцами объектов приватизации доходов от приватизации.

Предложения налоговых органов по совершенствованию порядка контроля за правильностью распределения, полнотой и своевременностью перечисления органами приватизации средств от приватизации будут рассмотрены и использованы при разработке законодательных и нормативных актов по вопросам контроля за поступлением доходов от приватизации.

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России
Государственный советник
налоговой службы I ранга
С.Штарев


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»