МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 мая 1998 года N 175

О создании внутрифирменной
системы экспортного контроля

Объявляю Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1998 года N 57 "Об усилении контроля за экспортом товаров и услуг двойного назначения, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки."

"В целях дальнейшего совершенствования механизма контроля за экспортом товаров и услуг двойного назначения Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Российские участники внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности воздерживаются от экспортных сделок с любыми товарами и услугами двойного назначения, не подпадающими под действие нормативных правовых актов Российской Федерации по экспортному контролю, в случае если им известно, что данные товары и услуги будут использованы при создании либо эксплуатации ядерного, химического и биологического оружия или ракетных средств его доставки (разработка, производство, испытания и прочее), и информируют об этом решении Правительственную комиссию по экспортному контролю Российской Федерации.

В случае если российские участники внешнеторговой деятельности имеют основания предполагать, что данные товары и услуги могут быть использованы для указанных целей они обращаются с соответствующим запросом в Правительственную комиссию по экспортному контролю Российской Федерации.

Необходимые для рассмотрения запросов материалы направляются для рассмотрения в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, осуществляющую функции обеспечения деятельности Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

2. Правительственная комиссия по экспортному контролю Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти рассматривает запросы участников внешнеторговой деятельности, поступившие в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, и направляет им ответ в письменной форме.

3. Министерству Российской Федерации по атомной энергии, Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Российскому космическому агентству, Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Комитету по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации провести работу по разъяснению положений настоящего постановления среди российских участников внешнеторговой деятельности."

Одновременно довожу до сведения "Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля", утвержденное Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю 12 мая 1998 года.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.98 N 57 "Об усилении контроля за экспортом товаров и услуг двойного назначения, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетными средствами его доставки" и созданию на предприятиях (в организациях) внутрифирменной системы экспортного контроля"

приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, директорам научно-исследовательских институтов, учреждений, организаций и предприятий системы здравоохранения, осуществляющих внешнеторговую деятельность и международное сотрудничество принять к руководству и исполнению Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.98 N 57 и Методическое руководство от 12.05.98.

2. Руководителям научно-исследовательских институтов, учреждений, предприятий и организаций, подведомственных Минздраву России - участникам внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспортные сделки с товарами, услугами двойного назначения, не подпадающими под действия нормативных правовых актов Российской Федерации по экспортному контролю, создать по 01.07.98 внутрифирменную систему экспортного контроля в соответствии с Методическим руководством и информировать Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России до 01.10.98 (Приложение).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Г.Г.Онищенко.

Министр
О.В.Рутковский

Приложение
к приказу Министерства здравоохра-
нения Российской Федерации
от 27 мая 1998 года N 175

УТВЕРЖДЕНО
Заместителем руководителя Федераль-
ной службы России по валютному и
экспортному контролю
12 мая 1998 года

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
по созданию на предприятии (в  организации) внутрифирменной
системы экспортного контроля

1. Настоящее Руководство разработано в целях обеспечения выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 1998 года N 57 и оказания организационно-методической помощи предприятиям и организациям Российской Федерации различных форм собственности, участвующим в международном обмене товарами, работами и услугами, в разработке и внедрении внутрифирменных систем экспортного контроля.

2. Внутрифирменная система экспортного контроля - это комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг и принятия решений в этой области осуществлялись ответственно при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Основной целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии (в организации) механизма проверок для обеспечения легитимности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передач материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

Создание внутрифирменной системы экспортного контроля не освобождает экспортеров от уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности в случае нарушения ими требований законодательства Российской Федерации, однако позволяет в значительной степени снизить риск подобных нарушений.

3. Создаваемая внутрифирменная система экспортного контроля должна быть адекватна сфере коммерческих интересов предприятия (организации), его экономическим возможностям и деловой активности на внешних рынках. При разработке внутрифирменной системы экспортного контроля и планировании организационных мероприятий, необходимых для ее функционирования, учитывается профиль деятельности и производственная структура предприятия (организации), наличие филиалов и дочерних компаний, потенциальная возможность использования экспортируемой продукции для создания оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, объемы и география экспортных продаж и другие факторы.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятие (организация), задействованное в работах по государственному заказу должно учитывать необходимость их приоритетного выполнения.

4. На предприятии (в организации) назначается должностное лицо, ответственное за вопросы экспортного контроля. Ответственный за вопросы экспортного контроля непосредственно подчиняется руководителю предприятия (организации) и наделяется полномочиями, достаточными для эффективного выполнения возложенных на него функций, в том числе правом приостанавливать экспортные сделки в случае возникновения любых обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации или выполнению ее международных обязательств. Ответственный за вопросы экспортного контроля по своему служебному положению должен быть независимым от структурных подразделений, отвечающих за коммерческо-сбытовую деятельность. Ответственный за вопросы экспортного контроля в процессе выполнения возложенных на него функций взаимодействует с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованным на предприятии (организации).

Исходя из имеющихся возможностей в помощь ответственному за вопросы экспортного контроля выделяются соответствующий персонал и средства организационно-технического обеспечения. В зависимости от объема внешнеторговых операций работы по экспортному контролю могут выполняться одним или несколькими сотрудниками, на которых в дополнение к их основным служебным обязанностям возлагаются функции уполномоченных по экспортному контролю (для малых и средних фирм) либо специальным подразделением - службой экспортного контроля (для крупных фирм с большими объемами экспортных продаж).

5. Служба экспортного контроля (уполномоченные по экспортному контролю) под руководством ответственного за вопросы экспортного контроля обеспечивает выполнение следующих функций:

организационно-техническое и информационное обеспечение работы внутрифирменной системы экспортного контроля;

комплексная проверка (скрининг) внешнеторговых сделок;

обеспечение выполнения требований экспортного контроля при осуществлении деятельности, связанной с участием в международных выставках, конференциях или семинарах;

обучение сотрудников предприятия (организации) по вопросам экспортного контроля;

подготовка и оформление документов, необходимых для получения в установленном порядке экспортных лицензий и иных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами;

ведение документации по экспортному контролю.

6. Права и обязанности персонала, осуществляющего функции экспортного контроля, регламентируются должностными инструкциями. По каждой должности указываются дублеры. Определяется также официальная схема и порядок взаимодействия службы экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю) с другими структурными подразделениями предприятия (организации) в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.

7. Работники, занимающиеся вопросами внешнеэкономической деятельности, обязаны знать положения нормативных правовых актов по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения, действующие в отношении экспортируемой продукции и ее конкретных зарубежных рынков сбыта с тем. чтобы обеспечить их выполнение.

С этой целью на предприятии (организации) организуется обучение персонала, которое проводится службой экспортного контроля с уполномоченным по экспортному контролю) либо приглашенными со стороны специалистами, обладающими необходимыми для этого квалификацией и знаниями. Содержание учебных программ разрабатывается с учетом уровня подготовленности и специфики производственной деятельности обучаемого персонала.

Предприятие (организация) должно располагать полными текстами нормативных актов, регулирующих вопросы экспортного контроля. На службу экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю) возлагаются обязанности по отслеживанию изменений и дополнений. вносимых в указанные нормативные акты. а также доведение их содержания до сведения всех работников, имеющих отношение к внешнеэкономической деятельности.

Справочную информацию о действующем в Российской Федерация законодательстве по экспортному контролю и необходимые разъяснения по его применению можно получить в Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю.

8. На предприятии (организации) вводится процедура скрининга внешнеторговых сделок на предмет их соответствия требованиям экспортного контроля. Это необходимо для того. чтобы своевременно выявить подозрительные заказы и тем самым избежать участия в сомнительных сделках, которые могут повлечь за собой применение санкций к предприятию (организации) или негативно отразиться на его деловой репутации.

Организация и проведение скрининга внешнеторговых сделок. который включает классификационную оценку экспортируемой продукции и проверку ее конечного использования, возлагается на службу экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю). В целях повышения объективности и достоверности проводимых проверок работникам предприятия (организации), имеющим отношение к внешнеторговым сделкам вменяется в обязанности оказывать службе экспортного контроля (уполномоченным по экспортному контролю) содействие и предоставлять необходимую для этого информацию, которой они располагают.

Результаты скрининга оформляются документально и утверждаются ответственным за вопросы экспортного контроля.

9. Классификационная оценка экспортируемой продукции производится с целью выявления товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, на вывоз которых необходимо получить экспортную лицензию или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации разрешение. Классификационная оценка проводится в отношении каждого предмета экспорта путем сопоставления и установления соответствия его характеристик техническому описанию товаров и технологий, включенных в контрольные списки.

В процессе выполнения квалификационной оценки следует также выявлять товары и технологии, потенциально пригодные для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки. К указанной категории относятся товары и технологии, перечисленные в соответствующих контрольных списках, но по своим характеристикам не подпадающие под их действие.

Классификационная оценка экспортируемой продукции выполняется с участие специалистов технических подразделений, знающих технические параметры и конструктивные особенности проверяемого изделия (объекта).

10. Проверка конечного использования проводится с целью оценки надежности заказчика и конечных пользователей экспортируемой продукции, а также определения рисков, связанных с возможным отвлечением предметов экспорта на запрещенные цели или по любому иному несанкционированному назначению.

Указанной проверке подлежат товары и технологии, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен экспортный контроль, а также товары и технологии, потенциально пригодные для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.

До сведения работников, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности и экспортного контроля, должны быть доведены признаки ("индикаторы") риска для того, чтобы помочь им выявлять подозрительные заказы и оценивать надежность заказчика (конечных пользователей).

Примерный порядок проведения проверки конечного использования и перечень таких признаков приведены в приложениях N 1 и N 2.

11. Для товаров и технологий, на вывоз которых в соответствии с Законодательством Российской Федерации требуется получить лицензию или иное разрешение, служба экспортного контроля (уполномоченный по экспортному контролю) подготавливает согласно установленным правилам заявление на выдачу лицензии или иного разрешения, а также всю необходимую сопроводительную документацию и направляет их в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Представляемые для получения лицензии или иного разрешения документы должны быть тщательно проработаны, надлежащим образом оформлены, согласованы с ответственным за вопросы экспортного контроля и соответствующими службами предприятия (организации) и утверждены руководителем предприятия (организации).

Руководитель предприятия (организации) или любой другое должностное лицо не должны санкционировать отгрузку (передачу) иностранному заказчику товаров и технологи, подлежащий экспортному контролю до тех пор, пока не будет получена экспортная лицензия либо иное предусмотренное законодательством Российской Федерации разрешение на их вывоз.

Внешнеторговые сделки с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, должны совершаться в сроки и на условиях указанных в лицензии или ином разрешении. В случае если предприятию (организации) станет известно о том, что предметы экспорта используются в запрещенных целях или по любому иному несанкционированному назначению либо предпринята попытка таких действий, следует незамедлительно информировать об этом Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю и приостановить выполнение сделки.

12. До представления экспортируемой продукции для производства таможенного оформления на предприятии (организации) осуществляется контроль за ее упаковкой и отгрузкой. Предотгрузочный контроль производится персоналом подразделения, занимающегося отправкой продукции, самостоятельно или с участием представителя службы экспортного контроля (уполномоченного по экспортному контролю). Целью предотгрузочного контроля является подтверждение соответствия фактически отгружаемых товаров и технологий тем, которые указаны в товаро-сопроводительных документах, а также в лицензии или ином разрешении, выданном уполномоченным Государственным органом.

В случае выявления какого-либо несоответствия отгрузочные работы следует прекратить до выяснения acax обстоятельств и информировать о случившемся ответственного за вопросы экспортного контроля.

13. На предприятии (в организации) устанавливаются и доводятся до сведения всех сотрудников правила и процедуры, регламентирующие порядок организации работы с информацией и документами, относящимися к внешнеэкономической деятельности и экспортному контролю,

Все поступающие на предприятие (в организацию) заказы (коммерческие предложения) на экспорт продукции (выполнение работ. оказание услуг) подлежат регистрации и учету в хронологически прослеживаемой последовательности.

Коммерческая документация по внешнеторговым сделкам (контракты, протоколы о намерениях, переписка с заказчиком, счета-фактуры, отгрузочные и товаросопроводительные документы), хранится не менее трех лет, если законодательством Российской Федерации не установлены более длительные сроки хранения.

14. Ответственный за вопросы экспортного контроля осуществляет методическое руководство и контроль за внешнеэкономической деятельностью дочерних компаний и филиалов в части соблюдения ими требований экспортного контроля.

Персонал предприятия (организации), осуществляющий управленческие функции, обязан ставить в известность ответственного за вопросы экспортного контроля о содержании направляемых в адрес дочерних компаний и филиалов директив и указаний, касающихся внешнеэкономической деятельности.

15. Должностным лицам и служащим предприятия ( организации) вменяется в обязанности информировать ответственного за вопросы экспортного контроля о любых ставших им известными нарушениях законодательства Российской Федерации, а также обстоятельствах, которые могут привести к таким нарушениям. Ответственный за вопросы экспортного контроля обязан немедленно провести проверку по каждому поступившему сообщению и в случае если факты подтвердятся, информировать руководство предприятия (организации) для принятия мер по их устранению и наказанию виновных.

16. В целях повышения эффективности внутрифирменной системы экспортного контроля работа подразделений и персонала, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и экспортным контролем, подвергается регулярным проверкам.

Проверки проводятся ответственным за вопросы экспортного контроля. В процессе проверки контролируются наличие, полнота и правильность ведения документация, относящейся к экспортному контролю, регистрации и учета экспортных заказов, а также выполнение скрининга внешнеторговых сделок и документальное оформление его результатов.

Периодичность проверок устанавливается в зависимости и объемов и частоты осуществления экспортных операций, характера экспортируемой продукции и других факторов, но не реже одного раза в год.

Приложение 1
к Методическому руководству по
созданию да предприятии (в органи-
зации) внутрифирменной системы
экспортного контроля

Примерный порядок проведения проверки конечного использования

Работы, связанные с проведением проверки конечного использования. рекомендуется проводить в изложенном ниже порядке.

1. Определить есть и какие-либо признаки ("индикаторы") риска. Следует обратить внимание на любые присутствующие в сделке детали и обстоятельства, указывающие на то, что экспорт может предназначаться для ненадлежащего конечного применения, конечных пользователей или места назначения. К таким признакам, называемым также "красными флажками". относятся заказы на товары и технологии, которые не соответствуют потребностям покупателя, отказ заказчика от услуг по монтажу, наладке и испытаниям, когда они включены в продажную цену или когда их обычно запрашивают, а также просьбы о поставке оборудования, не предназначенного для применения в заявляемом месте назначения (например, оборудование, рассчитанного на напряжение 220 вольт в страну, где принято напряжение 120 вольт).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»