УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством сельского хозяйства
и продовольствия России
от 10 февраля 1997 года

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
торговли на оптовом продовольственном рынке
национального значения


1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила ведения торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения (в дальнейшем Правила) являются документом, регламентирующим проведение оптовых торгов на оптовом продовольственном рынке национального значения (далее - оптовом рынке). Правила включают необходимый набор общих требований к ведению оптовых торгов, который может дополняться и изменяться по мере необходимости с учетом специфики функционирования отдельного оптового рынка.

1.2. Правила, а также дополнения и изменения к ним разрабатываются и утверждаются администрацией оптового рынка по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федеральной продовольственной корпорацией.

1.3. Все участники оптовых торгов и осуществляемая деятельность на территории оптового рынка подчиняются данным Правилам, нормативным документам, приказам и распоряжениям администрации оптового рынка.

2. Секторы рынка

Оптовый рынок состоит из следующих секторов:

1. Рыба и морепродукты.

2. Фрукты и овощи.

3. Птицеводческие продукты.

4. Мясные продукты.

5. Поливалентный павильон.

6. Цветы

3. Оптовые торги, их участники, режим работы
оптового рынка

3.1. Оптовыми торгами являются торги, публично проводящиеся в торговом зале по товарам, допущенным к реализации на оптовом рынке в порядке, предусмотренном Правилами торговли.

3.2. К участникам оптовых торгов относятся:

оптовые продавцы (собственники товаров или их полномочные представители, имеющие право ведения торговых операций на оптовом рынке);

оптовые покупатели (розничные торговые или иные предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей).

3.3. Категорически запрещено присутствие посторонних лиц на местах торговли в часы продажи (работы), за исключением продавцов, покупателей, служащих и работников инфраструктуры рынка, агентов общественных служб.

3.4. Участники оптовых торгов во время работы товарных секций не должны делать объявлений, не относящихся к данным торгам.

3.5. Персонал оптового рынка, обслуживающий торговый процесс, не имеет права осуществлять сделки, а также прямо или косвенно вмешиваться в процесс ведения торгов.

3.6. Каждый участник оптовых торгов обязан иметь при себе соответствующий его статусу бейдж, доступный для визуального наблюдения со стороны администрации оптового рынка.

3.7. Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификацию их участников.

3.8. Порядок и режим работы оптового рынка устанавливаются его администрацией по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Методы проведения оптовых торгов

4.1. Оптовые торги могут проводиться на основе:

долгосрочной аренды продавцом торгового места в торговом зале;

краткосрочной аренды продавцом необходимых торговых площадей;

разового участия в оптовых торгах с соответствующей оплатой стоимости торгового места.

4.2. Оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных соглашений продавца и покупателя.

5. Товарные секции (павильоны) оптового рынка

5.1. Местом проведения оптовых торгов является торговый зал оптового рынка. Товарная секция представляет собой место в торговом зале для проведения оптовых торгов по группам товаров, допущенным администрацией рынка к продаже.

5.2. Количество и расположение товарных секций в торговом зале оптового рынка определяются администрацией рынка. Информация об этом дублируется на информационном стенде в торговом зале.

5.3. Товарные секции разделяются между собой.

5.4. В каждом торговом месте, как правило, выделяется автономная зона проведения расчетов и оформления документов.

5.5. Арендованные и своевременно не занятые товарные секции (торговые места) могут быть сданы администрацией рынка вторично без возмещения внесенной платы.

Порядок аренды товарных секций предусматривает их эксплуатацию в соответствии с договором аренды. Передача торгового места третьему лицу без ведома администрации оптового рынка запрещается.

5.6. Кроме торгового места, оптовый рынок предоставляет помещения для хранения товара, оборудованные в соответствии с требованиями хранения отдельных видов товаров.

Порядок использования помещений для хранения товаров разрабатывается администрацией оптового рынка и фиксируется в договоре аренды и инструкциях по эксплуатации в соответствии с действующими нормативными документами.

6. Подготовка товаров на оптовом рынке

6.1. Оптовые продавцы обязаны:

аккредитоваться на оптовом рынке в качестве участников оптовой торговли до начала торгов, предоставить документы о качестве товаров, являющихся предметом оптовой торговли.

6.2. До начала торгов товары хранятся на торговых местах торгового зала или складских помещениях.

6.3. Операции по транзиту могут осуществляться в определенных местах и в условиях, установленных администрацией рынка.

6.4. Продавцы на оптовом рынке до начала торгов обязаны сделать выкладку товара, обеспечивающую свободный доступ к нему, а также возможность проведения погрузочно-разгрузочных работ без создания помех другим оптовым продавцам.

7. Общие принципы взаимоотношений между продавцом,
покупателем и администрацией рынка

7.1. Взаимоотношения между продавцом и покупателем на оптовом рынке регулируются действующим законодательством и настоящими Правилами, основывающимися на признании равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность, беспрепятственности осуществления судебной защиты их имущественных и личных прав.

7.2. Торги, проводимые на оптовом рынке, являются публичными, то есть такими, в которых одной стороной всегда является продавец, принявший на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к нему обратится.

7.3. Не допускается отказ оптового продавца от заключения сделки при наличии у него возможностей предоставить покупателю соответствующие товары.

7.4. Запрещена продажа товара ниже фиксированного минимального количества, утвержденного администрацией рынка для данной группы товаров.

7.5. Право продажи оптовых партий товаров номенклатуры оптового рынка предоставляется аккредитованным на нем оптовым продавцам, имеющим право осуществлять торговую деятельность в соответствии с существующим порядком и имеющим документы о качестве реализуемых товаров и состоянии здоровья продавцов по установленным для торговли медицинским показаниям.

7.6. Оптовая продажа отдельных товаров номенклатуры оптового рынка должна производиться в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ГОСТы, ТУ, Правила и т.п.).

7.7. Оптовый продавец имеет право требовать от администрации ОПР:

обеспечения санитарных правил и правил пожарной безопасности;

     
компенсации стоимости товара, утраченного в связи с невыполнением администрацией своих обязанностей по обеспечению торгового процесса согласно заключенным договорам;

замены весов и весоизмерительных приборов, инвентаря и инструментов, не соответствующих техническим требованиям и санитарным нормам;

своевременного вывоза мусора, тары и упаковочных материалов из торгового зала.

7.8. Оптовый продавец обязан:

соблюдать Правила и внутренний распорядок оптового рынка;

соблюдать санитарные и противопожарные требования;

по окончании торгов освободить торговое место, сдать арендованное оборудование, инвентарь и инструменты;

заполнить паспорт сделок установленного администрацией оптового рынка образца.

7.9. Оптовый покупатель имеет право:

проверить правильность веса и объемов отпущенных ему товаров, наличие и соответствие сертификатов качества на реализуемый товар;

требовать от администрации оптового рынка соблюдения условий, предъявляемых к публичным торгам.

7.10. Оптовый покупатель обязан:

соблюдать правила и внутренний распорядок оптового рынка;

соблюдать санитарные и противопожарные требования;

возместить оптовому продавцу и администрации оптового рынка стоимость товара и имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине.

7.11. Администрация оптового рынка имеет право:

устанавливать размер и порядок взимания сборов за предоставляемые услуги;

по согласованию с администрацией города установить и вносить изменения в режим и регламент работы оптового рынка;

требовать отоптовых продавцов документы, подтверждающие качество товаров, и данные о ходе оптовых торгов;

контролировать соблюдение правил и внутренний распорядок оптового рынка.

7.12. Администрация оптового рынка обязана:

обобщать информацию о ходе оптовых торгов и обеспечивать органы государственного управления и других участников, имеющих к ней доступ;

обеспечивать торговый процесс необходимым оборудованием и инвентарем, соблюдение санитарных норм и правил и требований пожарной безопасности;

информировать участников оптовых торгов о правилах торговли и внутреннем распорядке оптового рынка;

обеспечивать проведение работ по проверке качества товаров, представленных к продаже;

обеспечивать безопасность и общественный порядок на территории оптового рынка.

8. Информационное обслуживание участников торгов

8.1. Информирование торгового зала о текущем состоянии конъюнктуры рынка и динамике цен на товары на оптовом рынке производится путем сбора информации о реализуемых сделках товаров.

Для выполнения этой задачи на оптовом рынке действует специальная система информационного обслуживания, систематически отслеживающая итоги текущих оптовых торгов и обобщающая их по истечении каждого дня торговли.

8.2. Данные по каждой конкретной сделке являются коммерческой тайной.

Регистрации подлежат только некоторые условия сделок, которые включают:

коды групп товаров;

наименование и сорт проданного товара;

объем реализованной партии;

общую стоимость реализованной партии.

Администрация оптового рынка несет ответственность за разглашение этой информации, получение которой предусмотрено Правилами торговли.

9. Порядок информирования участников оптовых торгов
о состоянии спроса и  предложения, о ценах
и  конъюнктуре рынка реализуемых товаров

9.1. В структуре оптового рынка создается маркетинговый центр, который занимается изучением конъюнктуры рынка, сбором информации о спросе и предложении по конкретным видам товаров.

9.2. Регистрация общего состояния спроса реализуемых товаров проводится на основе оценки общего объема реализованных товаров за определенный период с учетом сложившегося в этом периоде уровня цен.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»