Недействующий

Правила перевозок грузов (с изменениями на 29 декабря 2001 года) (не применяется на территории РФ на основании приказа Минтранса России от 22.05.2019 N 152)

Д. Особенности определения сроков выгрузки
грузов из специальных вагонов бункерного типа

Утверждено
МПС 20.03.80

1. Выгружают сыпучие грузы из специальных вагонов бункерного типа на приемных пунктах, оборудованных для точечной разгрузки или разгрузки по фронту.

Основное требование, предъявляемое к оснащению приемного пункта, - это обеспечение достаточной вместимости для размещения поступившего груза и наличие высокопроизводительных механизмов для транспортировки выгруженного груза в склады, чтобы максимально использовать преимущества механизированной разгрузки, заложенные в конструкции бункерных вагонов.

Для пунктов, не имеющих достаточной приемной вместимости и высокопроизводительных комплексов оборудования, должны быть разработаны и осуществлены мероприятия, позволяющие ускорить проведение выгрузки, снизить трудоемкость выполнения вспомогательных операций и обеспечить все требования охраны труда и техники безопасности.

2. В расчетный срок на выгрузку вагонов бункерного типа включаются затраты времени на следующие операции:

подготовительные операции t(подг) - открывание одной-двух крышек загрузочных люков в соответствии с Инструкцией по эксплуатации вагонов, причем рабочий выходит на крышу вагона и освобождает запоры и фиксаторы; подключение магистрали сжатого воздуха (для вагонов с пневмоуправлением крышек разгрузочных люков), подъем рукавов над приемными бункерами или навешивание защитных чехлов для ограждения от россыпи груза (при загрузке вагонов с центральными разгрузочными отверстиями), открывание разгрузочных люков. С этими операциями обычно совмещаются по времени (а в процессе выгрузки - с операциями непосредственной выгрузки) навешивание вибраторов, закрепление троса маневровой лебедки, освобождение фиксаторов механизмов разгрузки люков;

заключительные операции t(закл) - осмотр кузова внутри через загрузочные люки с применением переносной лампы или направленного прожектора, очистка остатков груза со стен скребком на длинной рукояти или другими методами, закрывание крышек загрузочных люков, замыкание затворов и фиксаторов. С этими операциями совмещаются операции уборки чехлов или опускания защитных рукавов, проверки состояния крышек разгрузочных люков и очистка их, а также операции уборки вибраторов, отключения магистрали сжатого воздуха, обдувки и очистки рамы и тележек вагона, закрывания разгрузочных люков, снятия троса маневровой лебедки и др.;

основные операции разгрузки t(груз) - высыпание груза и при необходимости передвижки вагона в процессе его разгрузки и связанные с этим вспомогательные операции (опускание и последующий подъем защитных рукавов или уборка и навешивание чехлов, защищающих от россыпи груза).

3. Производительность на основной операции выгрузки для вагонов бункерного типа П(в) в зависимости от числа одновременно открываемых разгрузочных люков (пропускная способность люков) определяется по формуле

2 тау(0)

П(в) = 3600 Zгамма(м) F ламбда кв.корень(3,2 gR - ----------) k(д),
                                                  гамма(м) f
                                                                (10)

где z - число одновременно открываемых разгрузочных люков вагона;

гамма(м) - плотность груза, т/куб.м;

F - площадь поперечного сечения потока груза кв.м, согласно формулам (6) или (6');

R - гидравлический радиус поперечного сечения потока груза, м;

      F
R = -----,
      P

где P - периметр поперечного сечения потока груза, м;

ламбда - коэффициент истечения принимается согласно указаниям в разделе Б к формуле (7);

тау(0) - начальное сопротивление сдвигу, характеризующее начальное сцепление между частицами, Па;

f - коэффициент внутреннего трения груза;

k(д) - коэффициент деформации потока груза, высыпающегося из вагона.

Для вагонов с боковыми люками k(д) = 1; для вагонов зерновозов и цементовозов k(д) = 0,7 - 0,8.

Далее определяется продолжительность собственно грузовой операции по формуле (2).

4. Для ориентировки выбора данных о физико-механических свойствах грузов приведена таблица с характеристиками основных видов массовых грузов.

Пример 1. Выгрузка гранулированной аммиачной селитры из вагона-цементовоза.

Исходные данные

Выгрузка производится в приемные подрельсовые бункеры одновременно из обеих пар выгрузочных люков вагона. Из каждого бункера груз транспортируется в основной пролет склада ленточными конвейерами. Плотность аммиачной селитры гамма(м) = 0,88 м/куб.м, размер гранул не более a' = 3 мм. Начальное сопротивление сдвигу тау(0) = 0, коэффициент истечения ламбда = 0,55, коэффициент внутреннего трения f = 0,83. Размер прямоугольного разгрузочного люка вагона А = 0,4 м, В = 0,5 м. Коэффициент деформации потока груза k(д) = 0,8.

Техническая норма загрузки вагона q(в) = 44 т. Скорость движения троса маневровой лебедки v(л) = 0,12 м/с. Определяем затраты времени на выгрузку груза из одного вагона.

Подготовительные операции - вход на крышу вагона с верхней площадки для открывания двух загрузочных люков и совмещаемые с ними операции подъема приемных рукавов подрельсового бункера и открывания штурвалами разгрузочных люков - занимают 4 мин.