Недействующий

Правила перевозок грузов (с изменениями на 29 декабря 2001 года) (не применяется на территории РФ на основании приказа Минтранса России от 22.05.2019 N 152)

II. Договоры на эксплуатацию подъездных путей
и на подачу и уборку вагонов

(статьи 49, 87, 90, 91, 94 Устава железных дорог
Союза ССР
)

7. Договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и договоры на подачу и уборку вагонов разрабатываются с учетом технологии работы подъездного пути и технологии работы станции примыкания, основанных на прогрессивных технических нормах, а в соответствующих случаях с учетом единых технологических процессов.

8. Договор на эксплуатацию подъездного пути определяет порядок подачи и уборки вагонов, сроки оборота вагонов и контейнеров и другие условия работы на подъездных путях ветвевладельцев.

При обслуживании подъездного пути ветвевладельца локомотивом железной дороги подача вагонов контрагентам, имеющим свои подъездные пути, а также склады, собственные или арендованные, с отдельным фронтом погрузки и выгрузки грузов на подъездном пути основного ветвевладельца, производится на условиях договора на подачу и уборку вагонов, заключаемого железной дорогой с каждым таким контрагентом.

Взаимоотношения железной дороги с предприятиями, организациями и учреждениями, имеющими собственные или арендованные склады и погрузочно-разгрузочные площадки с отдельным фронтом погрузки и выгрузки грузов на подъездном пути, принадлежащем дороге, регулируются договором на подачу и уборку вагонов, заключаемым с каждым таким предприятием, организацией, учреждением.

Формы типовых договоров на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов приведены в приложениях 2, 3, 4, 5.

9. Железная дорога совместно с предприятием, организацией или учреждением обязана не позднее чем за два месяца до истечения срока действия договора приступить к разработке проекта нового договора с тем, чтобы он был заключен не позднее дня истечения срока действия прежнего договора.

До заключения нового договора железная дорога совместно с предприятием, организацией или учреждением производит обследование подъездного пути и его технической вооруженности для определения условий нового договора. Результаты обследования оформляются актом (приложение 6), в котором указываются все данные, необходимые для разработки проекта договора, а именно: протяжение подъездного пути, расстояние, за которое должна взыскиваться плата за подачу и уборку вагонов, размер и характер грузооборота, размер фронтов погрузки и выгрузки, специализация складских площадей по однородным грузам, размеры земельных участков в полосе отвода железной дороги, занятых подъездными путями, сооружениями и складами, наличие погрузочно-разгрузочных машин и устройств и их паспортная производительность, данные для определения срока оборота вагонов, наличие контрагентов и т.п. В акте указываются также необходимые мероприятия по ускорению оборота вагонов. Акт обследования подписывают уполномоченные на это представители железной дороги и предприятия, организации, учреждения (приложение 7).

В случае несогласия с данными, внесенными в акт, представитель предприятия, организации или учреждения, участвующий в обследовании, обязан записать в акте свое мотивированное мнение.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у предприятия, организации или учреждения.

К акту обследования владельцем подъездного пути должна быть приложена для железной дороги масштабная схема этого пути с нанесенными на ней фронтами погрузки и выгрузки и с указанием специализации путей и складских площадей.

10. Если договор подписывается начальником станции по поручению начальника отделения дороги или начальником отделения по поручению начальника дороги, то в таком договоре должна быть сделана ссылка на это поручение с указанием его даты и номера.

11. Оформление договора на эксплуатацию подъездного пути и договора на подачу и уборку вагонов должно производиться в следующем порядке:

а) проект договора разрабатывается железной дорогой (управлением, отделением или станцией). Подписанный в двух экземплярах проект договора направляется на подпись предприятию, организации или учреждению. Полученный от железной дороги проект договора предприятие, организация или учреждение обязаны подписать и возвратить соответственно управлению, отделению или станции железной дороги в десятидневный срок. Десятидневный срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным - с даты расписки в получении договора, при пересылке по почте - с даты календарного штемпеля почтового отделения в пункте нахождения адресата.

Если при подписании договора у предприятия, организации, учреждения возникнут возражения по его условиям, то независимо от этого они обязаны договор подписать, составить протокол разногласий и направить последний в двух экземплярах железной дороге одновременно с подписанным договором. Наличие разногласий оговаривается в договоре. В случае невозврата дороге подписанного проекта договора в десятидневный срок договор вступает в силу в редакции железной дороги;

б) железная дорога не позднее чем через 25 дней после получения протокола разногласий обязана рассмотреть его. О дне рассмотрения разногласий железная дорога должна известить предприятие, организацию, учреждение в десятидневный срок после получения протокола разногласий и не позднее чем за 10 дней до назначенной даты рассмотрения.

Если железная дорога в десятидневный срок не назначит дату рассмотрения разногласий, договор вступает в силу в редакции предприятия, организации или учреждения, с которыми заключается договор. В случае неявки представителя предприятия, организации или учреждения в назначенный срок для рассмотрения разногласий договор вступает в силу в редакции железной дороги;

в) оставшиеся неурегулированные разногласия сторонами оформляются протоколом и передаются железной дорогой в десятидневный срок после подписания протокола на разрешение соответствующего Государственного арбитража. Если в указанный срок железной дорогой разногласия не будут переданы на разрешение Государственного арбитража, то договор вступает в силу в редакции предприятия, организации или учреждения.

12. При передаче на рассмотрение разногласий по договору в Государственный арбитраж представляются:

а) заявление с изложением существа вопроса;

б) копия договора на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов;

в) протокол разногласий и, в необходимых случаях, другие документы, в том числе выписки из схем и технологических процессов.

13. Ветвевладельцы и железные дороги могут в целях сокращения простоя вагонов в целом по станции устанавливать в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути единую норму простоя вагонов для станции и подъездного пути. Перед заключением договора с установлением единой нормы должны быть проведены необходимые организационно-технические мероприятия, направленные на сокращение простоя вагонов в целом по станции по сравнению с ранее действующими нормами. За единую норму простоя вагонов принимается норма простоя местного вагона для данной станции. В договоре, кроме единой нормы, должен быть указан срок оборота вагонов на подъездном пути.

При систематическом невыполнении единой нормы железная дорога и предприятие, организация или учреждение вправе отказаться от применения единой нормы и перейти на работу и ответственность по раздельным нормам с предупреждением другой стороны не менее чем за один месяц.

14. С объединенным транспортным хозяйством договор на эксплуатацию подъездного пути может заключаться в том случае, когда такое хозяйство является владельцем подъездных путей и выполняет работы по транспортному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. В этих случаях расчеты за подачу и уборку вагонов и по штрафам за простой вагонов сверх установленных сроков производятся железной дорогой непосредственно с объединенным транспортным хозяйством.

15. Договоры на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов с предприятиями, подчиненными железной дороге (склады топлива, балластные карьеры и др.), не заключаются. Порядок подачи и уборки вагонов, сроки простоя их и все другие условия устанавливаются приказом начальника дороги. Договоры на эксплуатацию подъездных путей или на подачу и уборку вагонов с предприятиями Министерства путей сообщения, не подчиненными управлению дороги (локомотиво- и вагоноремонтные заводы и т.п.), заключаются на общем основании.

16. Подача вагонов на подъездные пути в период их строительства допускается на условиях временного соглашения (приложение 8), заключаемого отделением железной дороги со строительной организацией или предприятием, для которого строится подъездной путь. Временное соглашение подписывается начальником отделения железной дороги после заключения ревизора по безопасности движения поездов о возможности подачи вагонов на эти подъездные пути и разработки временной инструкции о порядке и условиях передвижения локомотивов и вагонов на подъездном пути. Временные соглашения заключаются сроком на один год. Разногласия, возникающие при заключении временных соглашений, рассматриваются местными органами арбитража по месту нахождения управления дороги независимо от размера грузооборота.

17. При передаче подъездного пути или складских помещений и площадей от одного владельца другому в случаях, когда не изменяется характер работы подъездного пути, договоры на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов остаются в силе и все предусмотренные в них условия, права и обязанности считаются перешедшими к новому владельцу. В таких случаях в подлинных экземплярах договора, имеющихся у дороги и ветвевладельца, делаются соответствующие исправления наименования владельца, заверенные подписями руководителей предприятия, организации, учреждения и железной дороги.