Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год (пункт 8.7) предусмотрено провести проверку целевого и эффективного использования капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального бюджета на безвозвратной и возвратной основе, предприятиями и организациями министерств и ведомств Российской Федерации, и подготовить предложения по ее результатам.
Цель проверки - выявление фактов нецелевого и неэффективного использования капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального бюджета, и принятие мер по возврату их в федеральный бюджет.
Проверка проводится специалистами Департамента инвестиций и финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Перед выездом на проверку проверяющему рекомендуется ознакомиться с:
- информацией территориальных органов федерального казначейства "об использовании средств федерального бюджета, направленных на капитальные вложения в разрезе федеральных программ, строек, объектов", представляемых ежемесячно по форме, сообщенной письмом Минфина России от 11.05.95 N 3-Е1-5;
- нормативно-методическими документами о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации (перечень прилагается).
Уточнить объемы капитальных вложений, предусмотренных в Федеральной инвестиционной программе, в соответствии с перечнем строек и объектов, формируемым Министерством экономики Российской Федерации.
В процессе проверки необходимо:
- ознакомиться с уставом (положением), учредительными документами проверяемой организации, ее уставными целями и задачами;
- проверить наличие:
1) титульных списков вновь начинаемых строек с разбивкой по годам и соответствие их объемов капитальных вложений объемам, предусмотренным в соответствующих федеральных программах;
2) сводных сметных расчетов стоимости строительства;
3) заключения государственной вневедомственной экспертизы по проектной документации;
4) подрядного договора (контракта) между заказчиком и подрядчиком на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы, а по переходящим стройкам - наличие дополнительного соглашения к договору подряда, уточняющего объемы работ по результатам предыдущего года. При проверке стройки представить информацию о проведении подрядных торгов.
Особое внимание необходимо уделить приложениям к договору подряда, материалам, определяющим договорную стоимость строительства объекта.
В случае отсутствия указанной документации или неправильного ее утверждения вносить предложения о прекращении финансирования стройки и о возврате бюджетных средств.
В ходе проверки необходимо отразить весь процесс финансирования по следующим направлениям:
1. Дата и сумма платежного документа (платежного поручения, реестра), отправленного из Минфина России;
2. Дата и сумма поступления средств на счет распорядителя;
3. Направления использования средств определенных исходя из выписки банка;
4. Номер, дата платежного поручения и сумма разассигнованных средств получателям (номер авизо);
5. Дата и сумма отправки банком средств непосредственно получателю;
6. Зачисление средств на счет получателя.
В ходе проверки необходимо установить обоснованность документов, по которым производились перечисления средств (акты выполненных работ, авансовые назначения, предъявленные счета и т.д.).
Указанные данные отражаются в таблице N 1 и N 2 (прилагаются) с краткими пояснениями причин отклонения по срокам и назначениям.
Данные о фактически выполненных объемах работ должны соответствовать данным отчета 2-кс, составленного на основании актов выполненных работ и затрат, подписанных подрядчиком и подтвержденных заказчиком о принятии работ согласно заключенным договорам и контрактам.
Следует проверить правильное отражение получения и использования бюджетных средств на счетах бухгалтерского учета.
При выявлении факта невыполнения обязательств сторонами договора - подряда (контракта) необходимо отразить в какой мере реализованы предусмотренные в договоре санкции по имущественной ответственности сторон.
Для оценки возможностей предприятия в направлении собственных средств на строительство объекта следует выяснить:
а) наличие незавершенного строительства, в том числе не завершенных строительством жилых домов. Какие меры принимались по вовлечению незавершенного строительства в хозяйственный оборот. Выставлялось ли оно на продажу на аукционах;