Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с планом основных вопросов экономической и контрольной работы Минфина России на 1998 год (пункт 8.7), одобренного коллегией Минфина России 12 марта 1998 года (решение N 1-3) направляет примерную программу проверки целевого и эффективного использования государственных инвестиций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе, предприятиями и организациями министерств и ведомств Российской Федерации.
Минфин России просит осуществить проверки целевого и эффективного использования государственных инвестиций по прилагаемой программе в организациях и на предприятиях региона, указанных в приложении к настоящему письму*, а материалы проверок с предложениями направить в Департамент инвестиций Минфина России не позднее 20 августа 1998 года.
----------------
* Приложение не приводится.
А.Ю.Петров
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.А.Астахов
" " 1998 года
Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год (пункт 8.7) предусмотрено провести проверку целевого и эффективного использования капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального бюджета на безвозвратной и возвратной основе, предприятиями и организациями министерств и ведомств Российской Федерации, и подготовить предложения по ее результатам.
Цель проверки - выявление фактов нецелевого и неэффективного использования капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального бюджета, и принятие мер по возврату их в федеральный бюджет.
Проверка проводится специалистами Департамента инвестиций и финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Перед выездом на проверку проверяющему рекомендуется ознакомиться с:
- информацией территориальных органов федерального казначейства "об использовании средств федерального бюджета, направленных на капитальные вложения в разрезе федеральных программ, строек, объектов", представляемых ежемесячно по форме, сообщенной письмом Минфина России от 11.05.95 N 3-Е1-5;
- нормативно-методическими документами о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации (перечень прилагается).
Уточнить объемы капитальных вложений, предусмотренных в Федеральной инвестиционной программе, в соответствии с перечнем строек и объектов, формируемым Министерством экономики Российской Федерации.
В процессе проверки необходимо:
- ознакомиться с уставом (положением), учредительными документами проверяемой организации, ее уставными целями и задачами;
- проверить наличие:
1) титульных списков вновь начинаемых строек с разбивкой по годам и соответствие их объемов капитальных вложений объемам, предусмотренным в соответствующих федеральных программах;
2) сводных сметных расчетов стоимости строительства;
3) заключения государственной вневедомственной экспертизы по проектной документации;
4) подрядного договора (контракта) между заказчиком и подрядчиком на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы, а по переходящим стройкам - наличие дополнительного соглашения к договору подряда, уточняющего объемы работ по результатам предыдущего года. При проверке стройки представить информацию о проведении подрядных торгов.
Особое внимание необходимо уделить приложениям к договору подряда, материалам, определяющим договорную стоимость строительства объекта.
В случае отсутствия указанной документации или неправильного ее утверждения вносить предложения о прекращении финансирования стройки и о возврате бюджетных средств.
В ходе проверки необходимо отразить весь процесс финансирования по следующим направлениям:
1. Дата и сумма платежного документа (платежного поручения, реестра), отправленного из Минфина России;
2. Дата и сумма поступления средств на счет распорядителя;
3. Направления использования средств определенных исходя из выписки банка;
4. Номер, дата платежного поручения и сумма разассигнованных средств получателям (номер авизо);
5. Дата и сумма отправки банком средств непосредственно получателю;
6. Зачисление средств на счет получателя.
В ходе проверки необходимо установить обоснованность документов, по которым производились перечисления средств (акты выполненных работ, авансовые назначения, предъявленные счета и т.д.).
Указанные данные отражаются в таблице N 1 и N 2 (прилагаются) с краткими пояснениями причин отклонения по срокам и назначениям.
Данные о фактически выполненных объемах работ должны соответствовать данным отчета 2-кс, составленного на основании актов выполненных работ и затрат, подписанных подрядчиком и подтвержденных заказчиком о принятии работ согласно заключенным договорам и контрактам.
Следует проверить правильное отражение получения и использования бюджетных средств на счетах бухгалтерского учета.
При выявлении факта невыполнения обязательств сторонами договора - подряда (контракта) необходимо отразить в какой мере реализованы предусмотренные в договоре санкции по имущественной ответственности сторон.
Для оценки возможностей предприятия в направлении собственных средств на строительство объекта следует выяснить:
а) наличие незавершенного строительства, в том числе не завершенных строительством жилых домов. Какие меры принимались по вовлечению незавершенного строительства в хозяйственный оборот. Выставлялось ли оно на продажу на аукционах;
б) использование собственных средств, направляемых на капитальное строительство:
- амортизационных отчислений в доле средств капитальных вложений, предусмотренных и фактически используемых с учетом переоценки основных фондов, движение амортизации, применение ускоренной амортизации и целевое использование этих средств;
- прибыли и других средств предприятия.
При проверке целевого использования выделенных государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета следует обратить внимание на наличие следующих фактов нецелевого использования бюджетных средств:
- погашение кредиторской задолженности сверх установленных лимитов капитальных вложений;
- помещение бюджетных средств в банк на депозитные счета, использование для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, а также передача другим банкам на договорных условиях с взиманием процентов и комиссий, отвлечение в другие операции краткосрочного характера;
- отвлечение средств на приобретение машин, механизмов, оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету стройки, и не предусмотренных сводным сметным расчетом;
- оплату проектно-изыскательских работ по другим объектам за счет средств, выделенных для финансирования затрат по данной стройке;
- перефинансирование объектов социальной сферы и жилья за счет производственных строек;
- оплату работ по внеплановым объектам;
- оплату услуг других организаций: не имеющих отношения к затратам по данной стройке (приобретение горюче-смазочных материалов, оплата стройматериалов для текущего ремонта служебных помещений, услуги ГАИ по регистрации автомобилей заказчика и другие);
- оплату страхования сырья, погашение процентов и маржи за пользование инвестиционным льготным кредитом, пени и штрафы за несвоевременные платежи и расчеты, целевые перечисления для погашения задолженности по заработной плате аппарату управления за счет капитальных вложений и другие.
В материалах проверки следует указать сумму уплаченных процентов за пользование заемными средствами федерального бюджета.
В ходе проверки при необходимости могут быть изучены и другие вопросы.
По результатам проверки составляется соответствующая справка, а также заполняются таблицы 1, 2, 3, 4, прилагаемые к настоящей Программе.
Материалы проверки должны быть закреплены подписями проверяющих, руководителя и главного бухгалтера организации.
Руководитель Департамента
инвестиций
В.В.Костырко
Приложение
к примерной программе проверки
Таблица N 1
Данные
о финансировании капитальных вложений в 199___ году
за счет средств федерального бюджета РФ
по ___________________________________________________
(наименование министерства, ведомства, организации)
млн.рублей
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Уточненный¦ Профинансировано по состоянию ¦%% от ¦Объем вы-¦ Кроме того: ¦в т.ч. через: ¦Примечание¦
¦министерства,¦ лимит ¦ на ____________ с учетом ¦уточн.¦полненных¦ ¦ ¦---- бюджет ----------------¦ ¦
¦ведомства, ¦ ц/кв на ¦ заключительных оборотов ¦годов.¦работ за ¦Кредитор- ¦Проф-но¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организации ¦199__ год +-------------------------------------¦лимита¦_____ год¦ская задол-¦в счет ¦мин-ва, ¦систему ¦другие ¦ ¦
¦ ¦ ¦Всего¦в т.ч. через: ¦ ¦ ¦женность ¦погаше-¦ведом-ва¦органов ¦источники ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +---- бюджет -------------------¦ ¦ ¦за ______ ¦ния ¦ ¦каз-ва ¦(расшифро-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Н кож¦Другие ¦ ¦ ¦год ¦кред. ¦ ¦ ¦вать) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦мин-ва, ¦систему ¦ ¦формы ¦ ¦ ¦ ¦зад. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ведом-ва¦орг.каз.¦ ¦фин-ния¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+----------+-----+--------+--------+-----+-------+------+---------+-----------+-------+--------+--------+----------+----------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
Приложение
к примерной программе проверки
Таблица N 2
Данные о прохождении бюджетных средств и других
источников финансирования в 199___ году
по стройке и объекту
_______________________________________________
(наименование стройки, объекта)
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦I квартал¦II квартал¦III квартал¦IV квартал¦ ИТОГО ¦ Номер ¦ Дата ¦Проведено¦Примечание ¦Фактически ¦Установлено ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦профинанси- ¦платежного¦платежного¦ ОПЕРУ ¦(в том числе¦разассиг-но¦ нецелевое ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ровано за ¦поручения ¦поручения ¦ ЦБ РФ ¦на целевое ¦по выписке ¦использование¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦Минфина РФ¦Минфина РФ¦ ¦финансиро- ¦ банка ¦ средств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(млн.рублей)¦ ¦ ¦ ¦вание строек¦ ¦(млн.рублей) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и объектов) ¦ ¦ ¦
+---------+----------+-----------+----------+------------+----------+----------+---------+------------+-----------+-------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
.
Приложение
к примерной программе проверки
Таблица N 3
Краткая характеристика финансового состояния
____________________________________________
(наименование предприятия)
(млн.руб.)
+------------------------------------------------------------------+
¦ ¦199__ год¦Истекший¦199__ год¦
¦ ¦ отчет ¦период ¦прогноз ¦
¦ ¦ ¦199___ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ года ¦ ¦
¦ ¦ ¦ отчет ¦ ¦
+-------------------------------------+---------+--------+---------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------------------------------¦
¦ 1. Производство продукции в ¦
¦ натуральном выражении: ¦
¦ ¦
¦ (ед.измерения) ¦
¦ ¦
¦ ___________________________________ ¦
¦ ___________________________________ ¦
¦ ___________________________________ ¦
¦ ___________________________________ ¦
¦ ___________________________________ ¦
¦ (3-5 наименований) ¦
¦ ¦
¦ 2. Товарная продукция ¦
¦ ¦
¦ - в сопоставимых ценах ¦
¦ ¦
¦ - в действующих ценах ¦
¦ ¦
¦ 3. Прибыль ¦
¦ ¦
¦ 4. Рентабельность (в %%) ¦
¦ ¦
¦ - к себестоимости товарной продукции ¦
¦ ¦
¦ - к себестоимости реализованной ¦
¦ продукции ¦
¦ ¦
¦ 5. Платежи в бюджет ¦
¦ ¦
¦ - причитающиеся к уплате ¦
¦ ¦
¦ - фактически внесено ¦
+------------------------------------------------------------------+