ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 1998 года N 138/995-II


О работе Избирательной комиссии Ставропольского края
по обеспечению избирательных прав граждан
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Ставропольского края

Заслушав и обсудив сообщение председателя Избирательной комиссии Ставропольского края В.И.Лиманова и информацию члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.Застрожной о работе Избирательной комиссии Ставропольского края по обеспечению избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края второго созыва, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что Избирательная комиссия края, взаимодействуя с органами государственной власти и местного самоуправления, избирательными объединениями и средствами массовой информации, обеспечила проведение выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края второго созыва.

Выборы состоялись во всех 25 одномандатных округах. В выборах приняло участие 37,29 процента от числа избирателей, включенных в списки избирателей. Сформирован полномочный состав Государственной Думы Ставропольского края второго созыва.

Наряду с этим в процессе проведения выборов были допущены нарушения избирательного законодательства.

Закон Ставропольского края "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края", принятый после вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не полностью ему соответствует. Назначение выборов краевой Государственной Думой, а также принятие ряда постановлений Избирательной комиссией Ставропольского края произошла до вступления в силу краевого закона и с нарушением указанных в нем сроков. Принятая схема избирательных округов не в должной мере обеспечила избирательные права граждан.

Избирательной комиссией края не были предприняты достаточные меры для реализации Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не в полном объеме были соблюдены требования Федерального закона при формировании избирательных комиссий, организации голосования и подсчете голосов избирателей. Комиссия лишь рекомендовала участковым избирательным комиссиям установить порядок голосования, закрепленный в Федеральном законе, в то время как он является обязательным для применения. В результате имели место факты нарушения процедуры подсчета голосов избирателей. В ряде нормативных документов Избирательной комиссии края предусматривалось незаконное участие местной администрации в избирательных действиях. Отдельные постановления Избирательной комиссии края, касающиеся проведения выборов, принимались путем опроса, а не обсуждения на заседании Комиссии.

Недостатки и упущения в работе Избирательной комиссии Ставропольского края при подготовке и проведении выборов в Государственную Думу Ставропольского края второго созыва отчасти объясняются тем, что с июня 1995 года и по январь 1998 года председатель Комиссии В.И.Лиманов не работал на штатной основе, что не позволяло ему в полной мере заниматься вопросами организации деятельности Комиссии как коллегиального государственного органа.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Отметить, что Избирательная комиссия Ставропольского края (В.И.Лиманов) при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края второго созыва не в полной мере обеспечила соблюдение избирательных прав граждан и выполнение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Принять к сведению, что председатель Избирательной комиссии Ставропольского края В.И.Лиманов с 16 января текущего года работает на штатной основе.

3. Рекомендовать Избирательной комиссии Ставропольского края:

проанализировать причины нарушений, допущенных в процессе проведения выборов в Государственную Думу Ставропольского края, и разработать конкретные мероприятия, обеспечивающие строгое выполнение требований законодательства и соблюдение избирательных прав граждан;

организовать эффективную систему профессиональной подготовки членов избирательных комиссий, а также правового обучения иных организаторов выборов;

разнообразить формы взаимодействия избирательных комиссий с общественными объединениями края, уделяя особое внимание работе по реализации требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" об участии общественных объединений в формировании избирательных комиссий, а также рекомендаций, содержащихся в постановлениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о практике взаимодействия избирательных комиссий с общественными объединениями (постановления N 126/941-II от 26 мая 1997 года и N 136/988-II от 18 декабря 1997 года); полнее отражать в материалах Комиссии работу с общественными объединениями;

более полно и решительно использовать предоставленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия при рассмотрении жалоб граждан;

исключить практику принятия решений Комиссии путем опроса, внеся соответствующие изменения в регламент;

подготовить и направить в Государственную Думу Ставропольского края предложения по приведению законодательства края о выборах и референдумах в соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также предложения по проекту закона "Об избирательной комиссии Ставропольского края", разработанные с учетом модельного закона об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

4. Просить администрацию Ставропольского края оказать необходимую помощь в улучшении материально-технического обеспечения, в том числе размещения Избирательной комиссии края, в предоставлении членам Комиссии и работникам ее аппарата соответствующих материальных и социальных гарантий.

5. Рекомендовать администрации Ставропольского края в соответствии со статьей 46 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" погасить задолженность перед Избирательной комиссией края по оплате труда членов избирательных комиссий и других расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края второго созыва.

6. Направить информацию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по данному вопросу избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации (прилагается).

Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации с учетом выявленных в работе Избирательной комиссии Ставропольского края недостатков проанализировать свою деятельность, принять меры по дальнейшему ее совершенствованию и недопущению нарушений законодательства.

7. Опубликовать настоящее постановление и информацию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.В.Иванченко


Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков


Приложение
к постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 29 января 1998 года N 138/995-II

О работе Избирательной комиссии Ставропольского края
по обеспечению избирательных прав граждан
при проведении выборов депутатов Государственной Думы
Ставропольского края

14 декабря 1997 года проводились выборы депутатов Государственной Думы Ставропольского края второго созыва в 25 одномандатных избирательных округах.

Выборы депутатов краевой Думы были назначены постановлением Государстенной Думы Ставропольского края от 3 октября 1997 года, хотя Закон "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края", принятый краевой Думой 1 октября 1997 года и являющийся правовой базой проведения выборов, вступил в силу только 8 октября 1997 года. На проведение выборов полностью распространялись требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выборы депутатов Государственной Думы Старопольского края проводили Избирательная комиссия Ставропольского края, 25 окружных и 1220 участковых избирательных комиссий, в состав которых были назначены 10575 членов с правом решающего голоса.

Взаимодействуя с органами государственной власти и местного самоуправления, избирательными объединениями и средствами массовой информации, краевая, окружные и частковые избирательные комиссии провели определенную работу по подготовке и проведению выборов, обеспечению избирательных прав граждан.

Формирование избирательных комиссий осуществлялось в соответствии с требованиями краевого законодательства на основании предложений, поступивших от выборных органов местного самоуправления, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний по месту жительства, работы, службы, учебы граждан. В целом в составе окружных избирательных комиссий было 34 процента представителей от общественных объединений. В то же время не было соблюдено требование Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о том, что не менее одной трети членов избирательных комиссий должны быть назначены на основе предложений, поступивших от каждого избирательного объединения, имеющего фракцию в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В окружных избирательных комиссиях представители от избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, составили всего 9 процентов.

В крае в основном сохранены кадры организаторов выборов. В составе окружных и участковых избирательных комиссий более 75 процентов членов комиссий, которые ранее участвовали в избирательных кампаниях.

Избирательная комиссия края сформирована на паритетных началах краевой Думой и главой администрации края в июне 1995 года, и с тех пор ее состав не менялся. Все 14 членов Избирательной комиссии края имеют высшее образование, из них 3 - юридическое.

Положительным моментом в работе Комиссии было активное использование предоставленного законом права издавать инструкции и разъяснения в целях единообразного применения краевого избирательного законодательства и оказания методической помощи избирательным комиссиям и кандидатам в депутаты. Избирательной комиссией края были подготовлены и опубликованы в "Бюллетене Избирательной комиссии Ставропольского края" N 10-12 и газете "Ставропольская правда" более 15 нормативно-методических документов. Эти документы были разосланы избирательным комиссиям всех уровней, органам государственной власти и органам местного самоуправления, кандидатам, партиям и общественным организациям.

В период избирательной кампании члены Избирательной комиссии края более 30 раз выступали в средствах массовой информации с разъяснением действующего законодательства о выборах, в том числе 7 раз - в прямом эфире.

Необходимо отметить, что в своей работе Избирательная комиссия края стала уделять больше внимания взаимодействию с партиями и общественными объединениями по вопросам их участия в выборах: если на выборах Государственной Думы Ставропольского края первого созыва в марте 1994 года общественные объединения ограничились лишь поддержкой отдельных кандидатов, то в прошедших выборах уже участвовало шесть избирательных объединений.

На семинарах с членами окружных и участковых избирательных комиссий, управляющими делами и заведующими организационными отделами администраций районов и городов, редакторами государственных и муниципальных средств массовой информации, представителями партий и общественных организаций рассматривались актуальные вопросы подготовки к выборам. Семинары готовились и проводились Избирательной комиссией края в тесном сотрудничестве с Пятигорским филиалом Северо-Западной академии государственной службы и, как правило, посвящались тем или иным этапам избирательной кампании.

Избирательной комиссией края были также подготовлены и транслировались видеоклипы и радиоролики с разъяснением порядка заполнения бюллетеня и порядка голосования, прав и обязанностей избирателей и организаторов выборов.

Выборы были признаны действительными и состоявшимися во всех 25 избирательных округах. В ходе выборов 14 декабря 1997 года был сформирован полномочный состав Государственной Думы Ставропольского края, избран председатель Думы.

Наряду с этим анализом нормативно-правовых актов, принятых краевой Думой и Избирательной комиссией края, наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей показывают, что в ходе их подготовки и проведения допускались нарушения федерального и регионального законодательства. Избирательная комиссия края не все сделала для обеспечения избирательных прав граждан и реализации Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Правовая база, на основе которой проводились выборы, не полностью соответствует федеральному законодательству. Это прежде всего касается Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края", хотя он вступил в силу после принятия Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В нарушение закона Избирательная комиссия края до назначения выборов и начала избирательной кампании приняла ряд постановлений, регулирующих их проведение. Так, разъяснения о порядке проверки подписных листов в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками непосредственно избирателями или самовыдвижением в период выборов Государственной Думы Ставропольского края, о порядке учета поступления денежных средств, ведения отчетности по использованию избирательных фондов кандидатов в депутаты Государственной Думы Ставропольского края и Инструкция о порядке финансирования мероприятий, связанных с выборами губернатора Ставропольского края, депутатов Государственной Думы Ставропольского края и деятельностью избирательных комиссий были утверждены 15 сентября 1997 года.

Выборы были назначены не за 75 дней, как это предусмотрено Законом "О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края", а за 71 день до дня выборов. Утвержденная Государственной Думой Ставропольского края схема избирательных округов была неудобна для избирателей и осложняла избирательные действия. Так, 15 из 25 округов передали свои территории с общим количеством избирателей 213 900 человек в сопредельные округа. Имели место факты "обмена избирателями". Так, например, Предгорный район передал Железноводскому району 17,8 тысячи избирателей, а получил от города Георгиевска и Георгиевского района 24,6 тысячи избирателей. Ипатовский район передал Петровскому району 8,3 тысячи избирателей и почти столько же - 7,8 тысячи - получил от Красногвардейского. Следует отметить, что Избирательная комиссия края предлагала четыре варианта схемы округов, в том числе такой, при котором количество передаваемых избирателей сокращалось почти вдвое. Однако Государственная Дума Ставропольского края не согласилась с этими предложениями, а Избирательная комиссия края не проявила должной принципиальности и настойчивости в защите прав избирателей. Такое определение границ округов повлекло за собой другие нарушения Закона и вызвало многочисленные жалобы и заявления избирателей в избирательные комиссии.

С учетом схемы округов Избирательная комиссия края утвердила Порядок доставки избирательными комиссиями протоколов и иных избирательных документов об итогах голосования и результатах выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края (постановление от 10 октября 1997 года N 335), в котором в нарушение требования Закона о незамедлительной доставке протоколов участковых избирательных комиссий в окружную избирательную комиссию предусматривалось их направление в администрацию соответствующей территории, где дежурный член окружной комиссии должен быть принять протокол. По жалобе одного из кандидатов суд отменил указанное постановление краевой избирательной комиссии.

В нарушение Закона Избирательная комиссия в ряде своих постановлений предусмотрела участие администрации в осуществлении избирательных действий. Это касается названного выше Порядка доставки избирательными комиссиями протоколов и иных избирательных документов об итогах голосования и результатах выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края, а также Инструкции о порядке финансирования мероприятий, связанных с выборами губернатора Ставропольского края, депутатов Государственной Думы Ставропольского края и деятельностью избирательных комиссий, в соответствии с которой главные бухгалтеры администраций района, города, не являющегося центром избирательного округа, распоряжаются денежными средствами, выделенными из краевого бюджета на проведение выборов.

Избирательной комиссией края были предприняты явно недостаточные усилия для реализации Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Хотя названный Федеральный закон действовал в полном объеме, Избирательная комиссия края приняла только одно постановление по его реализации, а именно о порядке организации голосования, причем лишь рекомендовала участковым комиссиям установить этот порядок, в то время как он является обязательным для применения. В результате имели место факты, когда участковые избирательные комиссии при подсчете голосов не учитывали новые требования Федерального закона, проводили процедуру подсчета голосов по старинке, без заполнения увеличенной формы протокола, оглашения ряда данных до вскрытия ящиков для голосования, допускали другие нарушения.

Недостатком в работе Избирательной комиссии является практика упрощенного принятия постановлений по вопросам проведения выборов путем опроса, а не обсуждения на заседаниях. Регламент комиссии в этой части не соответствует не только федеральному законодательству, но и положению об Избирательной комиссии Ставропольского края.

Необходимо также отметить, что финансирование избирательной кампании со стороны администрации каря было осуществлено не полностью.

Требуется помощь администрации края и в улучшении материально-технического обеспечения, в том числе по размещению Избирательной комиссии края и комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы", а также предоставлении членам Комиссии и работникам ее аппарата соответствующих гарантий.

Следует отметить, что эти и другие просчеты в работе Избирательной комиссии края отчасти объясняются тем, что ее председатель В.И.Лиманов до 16 января 1998 года работал не на штатной основе. Это не позволяло ему полностью сосредоточиться на организации деятельности Комиссии как коллегиального органа.

С учетом выявленных в работе Избирательной комиссии Ставропольского края недостатков при проведении выборов в краевую Думу целесообразно направить информацию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по данному вопросу в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, предложить им проанализировать свою деятельность и принять меры по дальнейшему ее совершенствованию.

Центральная избирательная комиссии
Российской Федерации




Текст документа сверен по:
"Вестник Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации",
N 1, 1998 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»