• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Недействующий

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 мая 1994 года N 64


Об утверждении примерных положений
о специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации

___________________________________________________________________
Фактически не применяется. См.: постановление Правительства
Российской Федерации от 27 ноября 2000 года N 896 "Об утверждении примерных
положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации"

___________________________________________________________________

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", Постановления Коллегии Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 4 августа 1993 года "О мерах по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей", руководствуясь письмом Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1994 года N 0115п-П12 и в целях развития системы социального обслуживания детей и подростков,

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (Приложение N 1);

1.2. Примерное положение о социальном приюте для детей и подростков (Приложение N 2);

1.3. Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Приложение N 3);

2. Установить, что:

- питание воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, производится по нормам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

- оплата труда работников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находящихся на бюджетном финансировании, производится на основе действующей системы оплаты труда.

3. Департаменту проблем семьи, женщин и детей (А.М.Панову), НИИ семьи (С.В.Дармодехину) в трехмесячный срок:

3.1. Подготовить и согласовать с Министерством труда Российской Федерации квалификационные требования по всем должностям, не предусмотренным в ЕТС.

3.2. Определить потребности указанных учреждений в обеспечении воспитанников одеждой, обувью и мягким инвентарем. Разработать типовые нормы (табель) оснащенностью мебелью и оборудованием, примерный перечень медицинского оборудования и медикаментов (по согласованию с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации) для специализированных учреждений.

До утверждения данных норм руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а в части обеспечения медикаментами - нормами, установленными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования.

4. Рекомендовать министрам социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, начальникам главных управлений (управлений), председателям комитетов, директорам департаментов социальной защиты населения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

4.1. Привести в соответствие с Примерными положениями, утвержденными п.1 настоящего Приказа, положения о созданных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

4.2. Осуществить необходимые мероприятия по развитию указанных учреждений, рациональному их размещению с учетом имеющихся потребностей в конкретных территориях.

4.3. Производить расходы на указанные учреждения за счет бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

Министр социальной защиты
населения Российской Федерации                        А.Ф.Безлепкина

Приложение N 1
к Приказу Министерства
социальной защиты населения
Российской Федерации
от 6 мая 1994 года N 64

Примерное положение
о социально-реабилитационном центре
для несовершеннолетних


1. Общие положения

1.1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних* является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психосоциальном развитии и неблагоприятных социальных условиях.

----------------

* Далее именуется "Центр".

1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.

1.3. Свою деятельность Центр строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления и руководствуется настоящим Примерным положением.

1.4. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы, Санкт-Петербурга, городов и районов на социальное обеспечение, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.5. Центры создаются из расчета одно учреждение на 5 - 10 тысяч детей, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе не менее 5 тысяч детей создается один Центр.

1.6. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.

Министерства социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов осуществляют координацию деятельности Центров, расположенных на их территории и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.

1.7. Для размещения Центра и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.

1.8. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штамп и бланк со своим наименованием, открывает счета в банках, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.

1.9. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. отделения диагностики социальной дезадаптации, реализации программ социальной реабилитации, дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.

1.10. Штатное расписание Центра утверждается директором в пределах установленного фонда оплаты труда применительно к прилагаемым штатам.

1.11. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения детей и подростков, обслуживаемых Центром, директором Центра.

1.12. Помещение несовершеннолетних в отделение дневного пребывания и в стационарное отделение Центра осуществляется исключительно на добровольной основе и, как правило, с согласия родителей.

1.13. Директор, администрация и коллектив Центра за время нахождения в нем несовершеннолетних несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность, обязан защищать их личные права и интересы.

Центр ходатайствует перед органами опеки и попечительства о решении вопросов усыновления несовершеннолетних, установлении над ними опеки (попечительства), о помещении их в учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о лишении родителей, в установленном порядке, родительских прав.

1.14. Центр осуществляет различные формы патронажа над несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после снятия их с обслуживания, опираясь на работников образовательных учреждений, общественных объединений и благотворительных организаций.

При необходимости может быть принято решение о вторичном приеме на обслуживание нуждающихся в этом детей и подростков.

1.15. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в Центре организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.16. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, взаимодействует с органами и учреждениями системы здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с несовершеннолетними, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних.

1.17. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том числе в организации социального патронажа несовершеннолетних.

2. Цель, основные задачи и принципы деятельности
Центра, категории обслуживаемых лиц

2.1. Целью создания Центра является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации.

2.2. Основные задачи Центра:

выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;

психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на установление форм и степени их социальной дезадаптации;

разработка индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно оздоровительный и иные компоненты;

обеспечение реализации программ по индивидуальной или групповой методике как непосредственно в Центре, так и через учреждения, занимающиеся коррекционной работой с детьми в системе органов образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта и т.д.;

подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.

2.3. Центр проводит социально-реабилитационную работу с социально дезадаптированными несовершеннолетними, нарушающими нормы морали и права, допускающими девиантные формы поведения.

2.4. Центр осуществляет социальное обслуживание несовершеннолетних по направлению:

- комиссий по делам несовершеннолетних;

- органов и учреждений социальной защиты населения, в т.ч. территориальных центров социальной помощи семье и детям;

- органов и учреждений образования, здравоохранения, внутренних дел;

- органов опеки и попечительства;

- по просьбе родителей несовершеннолетнего;

- по представлению сотрудников Центра.

2.5. Прием несовершеннолетних на обслуживание в Центр и снятие с обслуживания оформляется приказом директора Центра.

3. Структурные подразделения Центра

3.1. Отделение диагностики социальной дезадаптации*

----------------

* В дальнейшем "отделение".

3.1.1. Отделение предназначается для обеспечения:

выделения и анализа факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних, принятых на обслуживание Центра, форм и стадий дезадаптации;

изучения состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;

разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

3.2. Отделение реализации программ социальной реабилитации

3.2.1. Отделение предназначается для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающего:

изменение отношения детей и подростков к учебной деятельности, восстановление нарушенных связей со школой, привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;

восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

содействие подросткам (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также профессиональной ориентации и получению специальности;

включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности в Центре и за его пределами;

оказание комплексной медико-психолого-педагогической и правовой помощи;

решение, при необходимости, вопросов устройства детей и подростков.

3.2.2. По завершении реализации программ социальной реабилитации сотрудники отделения осуществляют патронаж семей, где проживают подростки, до достижения ими совершеннолетия.

3.3. Отделение дневного пребывания

3.3.1. Отделение предназначается для реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в дневное время в условиях Центра.

С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и подростков может быть организовано их пребывание в отделении в вечернее время.

3.3.2. Дети и подростки посещают отделение в свободное от учебы в образовательном учреждении время в течение необходимого для их реабилитации периода в соответствии с индивидуальными программами.

3.3.3. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по признаку характера и степени социальной дезадаптации. Количество детей и подростков в реабилитационной группе устанавливается от 5 до 10 человек.

Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

3.3.4. В период пребывания в отделении дети и подростки обеспечиваются продуктами питания и медикаментами по нормам, установленным для воспитанников интернатных учреждений.

3.3.5. В отделении выделяются помещения для питания, досуга и труда несовершеннолетних (в т.ч. мастерские), оказания психологической помощи и другие.

3.4. Стационарное отделение

3.4.1. Отделение предназначается для реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания в Центре.

3.4.2. Дети и подростки школьного возраста, находящиеся в отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или обучаются по индивидуальной программе.

В виде исключения может быть организовано их обучение в помещении отделения.

3.4.3. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по признаку характера и степени социальной дезадаптации. Количество детей и подростков в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек.

Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В отделении может быть образовано не более 5 реабилитационных групп.

3.4.4. Сотрудники отделения обеспечивают жизнедеятельность несовершеннолетних в Центре, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также процесс самообслуживания.

3.4.5. В отделении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

В отделении выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда (в т.ч. мастерские), оказания медицинской и психологической помощи и другие.

3.4.6. При приеме детей и подростков в отделение производится их медицинский осмотр.

Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья ребенка и окружающих, принимаются учреждением на хранение или передаются родителям (лицам, их заменяющим).

3.5. В качестве структурного подразделения Центра может быть образован социальный приют для детей и подростков, действующий в соответствии с Положением об этом учреждении.

Директор социального приюта для детей и подростков, созданного в качестве структурного подразделения Центра, является одновременно заместителем директора Центра.

3.6. Сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты.

Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету расходов на содержание соответствующего отделения Центра.

* * *

Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.

Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Приложение
к Приложению N 1

Примерное штатное расписание
социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних

+------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦          Должность               ¦     Количество штатных    ¦
¦п/п¦                                  ¦          единиц           ¦
+---+----------------------------------+---------------------------¦
¦ 1 ¦               2                  ¦              3            ¦
+------------------------------------------------------------------+
            1. Аппарат Центра

 1   Директор Центра                             1,0

 2   Заместитель директора                       1,0

 3   Бухгалтер                                   1,0

 4   Кассир                                      1,0

 5   Делопроизводитель                           0,5

 6   Заведующий хозяйством                       1,0

 7   Секретарь-машинистка                        1,0

 8   Техник                                      1,0

 9   Врач - терапевт                             1,0

 10  Врач - психотерапевт                        1,0

 11  Врач - психотерапевт                        0,5

 12  Врач - невропатолог                         0,5

 13  Врач - стоматолог                           0,25

 14  Врач - лор                                  0,25

 15  Врач - аллерголог                           0,25

 16  Врач - хирург                               0,25

 17  Врач - гинеколог                            0,25

 18  Врач - окулист                              0,25

 19  Врач - логопед                              0,5

 20  Медицинская сестра                          2,0

 21  Водитель автомобиля*                        1,0

 22  Уборщик служебных помещений                 1,0

 23  Повар                                       2,0

 24  Подсобный рабочий                           3,0

 25  Кастелянша                                  1,0

 26  Кладовщик                                   1,0
----------------

* Должность вводится при наличии автомобиля.

2. Отделение диагностики
социальной дезадаптации

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             1,0
                                         ставка на 5 тысяч детей
                                         в городе*

 3   Психолог                                    1,0

3. Отделение реализации
программ социальной
реабилитации

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             1,0
                                         ставка на 5 тысяч детей
                                         в городе*

 3   Психолог                                    1,0

 4   Юрисконсульт                                1,0
----------------

* При наличии в городе, районе менее 5 тыс. детей ставка сохраняется.

4. Отделение дневного
пребывания

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             2,0
                                         ставка на каждую
                                         реабилитационную группу

 3   Психолог                                    1,0
                                         ставка на каждую
                                         реабилитационную группу

 4   Социальный педагог                          1,0

 5   Инструктор по труду*                        1,0

         5. Стационарное отделение

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             2,0
                                         ставка на каждую
                                         реабилитационную группу

 3   Психолог                                    1,0
                                         ставка на каждую
                                         реабилитационную группу

 4   Социальный педагог                          1,0

 5   Инструктор по труду*                        1,0

 6   Учитель - дефектолог                        1,0

 7   Воспитатель**                               6.0
----------------

* Должность вводится при наличии мастерской.
** Выполняет функции ночного дежурного.

Приложение N 2
к Приказу Министерства
социальной защиты населения
Российской Федерации
от 6 мая 1994 года N 64

Примерное положение
о социальном приюте для детей и подростков


1. Общие положения

1.1. Социальный приют для детей и подростков* является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, которое оказывает на территории города или района социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации.

----------------

* Далее именуется "приют".

1.2. Приют создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются решением директора приюта по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.

1.3. Свою деятельность приют строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления и руководствуется настоящим Примерным положением.

1.4. Приют и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы, Санкт-Петербурга, городов и районов на социальное обеспечение, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности приюта и других внебюджетных поступлений.

1.5. Приют создается из расчета одно учреждение на 5 - 10 тысяч детей, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 5 тысяч детей создается один приют.

1.6. Приют осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.

Министерства социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов осуществляют координацию деятельности приютов, расположенных на их территории и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.

1.7. Для размещения приюта и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.

В приюте создаются условия, приближенные к домашним, способствующие психологической реабилитации и социальной адаптации безнадзорных детей и подростков.

1.8. Приют является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штамп и бланк со своим наименованием, открывает счета в банках, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.

1.9. Директор, администрация и коллектив приюта за время нахождения в нем несовершеннолетних несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность, обязан защищать их личные и имущественные права и интересы.

Учреждение ходатайствует перед органами опеки и попечительства о решении вопросов усыновления несовершеннолетних, установления над ними опеки (попечительства), о помещении их в учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о лишении родителей, в установленном порядке, родительских прав.

1.10. Приют может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. приемное и стационарное отделения, отделение социально-правовой помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам приюта.

Все структурные подразделения приюта в своей деятельности подчиняются директору приюта.

1.11. Штатное расписание приюта утверждается директором в пределах установленного фонда оплаты труда применительно к прилагаемым штатам.

1.12. Правила внутреннего трудового распорядка приюта и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации приюта, а правила поведения детей и подростков, обслуживаемых приютом, директором приюта.

1.13. При приеме в приют производится медицинский осмотр несовершеннолетнего.

Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья ребенка и окружающих, принимаются учреждением на хранение или передаются родителям (лицам, их заменяющим).

1.14. Помещение несовершеннолетних в приют, их перевод из приемного отделения в стационарное и выбытие из приюта оформляются приказом директора приюта.

1.15. Общее количество проживающих в приюте детей и подростков, как правило, не должно превышать 30 человек.

1.16. Не подлежат помещению в приют несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больные с выраженными симптомами болезни, совершившие преступления.

1.17. Приют осуществляет различные формы патронажа над несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после окончания их пребывания в учреждении с участием работников образовательных учреждений, общественных объединений и благотворительных организаций.

При необходимости может быть принято решение о возможности вторичного помещения в приют нуждающихся в этом детей и подростков.

1.18. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в приюте организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.19. Образовательная работа с временно проживающими в приюте организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и с учетом времени пребывания несовершеннолетних в учреждении, формы и степени его дезадаптации, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования несовершеннолетними принимается по согласованию с соответствующей медико-педагогической комиссией.

1.20. Приют развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, взаимодействует с органами и учреждениями системы здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с несовершеннолетними, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних.

1.21. При приюте может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том числе в организации социального патронажа несовершеннолетних.

2. Цель и основные задачи деятельности приюта,
категории обслуживаемых лиц

2.1. Целью создания приюта является оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказание правовой, медико-психолого-педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство.

2.2. Основными задачами приюта являются:

- обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдением норм гигиены;

- предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе либо работать;

- оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.3. Приют предназначен для детей и подростков от 4 до 18 лет:

- добровольно обратившихся;

- подкинутых, заблудившихся, личность которых установлена;

- утративших семейные, родственные и другие социальные связи;

- отказавшихся жить в интернатном учреждении;

- оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию;

- подвергшихся любым формам физического или психического насилия.

2.4. В приют поступают несовершеннолетние по просьбе:

- комиссий по делам несовершеннолетних;

- органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения;

- органов внутренних дел;

- органов опеки и попечительства;

- по личной просьбе нуждающегося в социальной защите;
- по представлению сотрудников приюта.

3. Структурные подразделения приюта

     3.1. Приемное отделение*
----------------

* В дальнейшем "отделение".

3.1.1. Отделение предназначается для обеспечения:

- уточнения личности несовершеннолетнего, места проживания его родителей или лиц, их заменяющих, места его обучения;

- извещения родителей или лиц, их заменяющих, директора учебного или интернатного учреждения о месте нахождения несовершеннолетнего;

- проведения первичного медицинского осмотра, направления при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;

- оказание первичной психологической помощи.

3.1.2. Дети и подростки содержатся в отделении, как правило, не более одного месяца. Более длительное пребывание оформляется в соответствии с действующим законодательством.

3.1.3. В отделении создаются условия, приближающиеся к домашним, выделяются помещения для сна, питания, досуга детей и подростков, оказания медицинской помощи и другие.

3.2. Стационарное отделение

3.2.1. Отделение предназначается для обеспечения:

- всестороннего изучения личности несовершеннолетнего, выявления причин кризисной ситуации и существа конфликта, приведшего его в приют;

- разработки и реализации индивидуальной программы работы с несовершеннолетним в условиях приюта с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств, возрастных, физических и интеллектуальных возможностей;

- жизнедеятельности несовершеннолетних в приюте, включения их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания.

3.2.2. В отделении образуются группы, объединяющие детей и подростков по принципу родства, возраста и другим критериям. Количество детей и подростков в группе не должно превышать 7 человек.

3.2.3. Дети и подростки содержатся в отделении, как правило, не более шести месяцев при условии соблюдения действующего законодательства.

В случаях, когда дальнейшее устройство несовершеннолетних затруднено, допускается их содержание в приюте на более длительный период.

Решение о продлении срока пребывания несовершеннолетних в приюте принимается по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних при районном, городском органе исполнительной власти.

3.2.4. В отделении создаются условия, приближающиеся к домашним, выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда (в т.ч. мастерские), оказания медицинской и психологической помощи и другие.

3.3. Отделение социально-правовой помощи

Отделение предназначается для оказания содействия в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в приюте: возвращение в семью, интернатное учреждение, оформление документов на передачу под опеку, на попечение и т.д.

3.4. Сотрудникам приюта, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты.

Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету расходов на содержание соответствующего отделения приюта.

* * *

Директор приюта, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат приюта и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.

Оплата труда работников приюта, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Приложение
к Приложению N 2

Примерное штатное расписание
социального приюта для детей и подростков

+------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦          Должность               ¦     Количество штатных    ¦
¦п/п¦                                  ¦           единиц          ¦
+---+----------------------------------+---------------------------¦
¦ 1 ¦               2                  ¦              3            ¦
+------------------------------------------------------------------+
            1. Аппарат приюта

 1   Директор приюта                             1,0

 2   Заместитель директора                       1,0

 3   Бухгалтер                                   1,0

 4   Кассир                                      1,0

 5   Делопроизводитель                           0,5

 6   Заведующий хозяйством                       1,0

 7   Секретарь - машинистка                      1,0

 8   Техник                                      1,0

 9   Врач - педиатр                              1,0

 10  Врач - психоневролог                        1,0

 11  Врач - стоматолог                           0,5

 12  Врач - невропатолог                         0,5

 13  Врач - лор                                  0,25

 14  Врач - аллерголог                           0,25

 15  Врач - хирург                               0,25

 16  Врач - гинеколог                            0,25

 17  Врач - окулист                              0,25

 18  Врач - логопед                              0,5

 19  Медицинская сестра                          2,0

 20  Водитель автомобиля*                        1,0

 21  Уборщик служебных помещений                 1,0

 22  Повар                                       2,0

 23  Подсобный рабочий                           3,0

 24  Кастелянша                                  1,0

 25  Кладовщик                                   1,0

 26  Дезинфектор                                 1,0
----------------

* Должность вводится при наличии автомобиля.

         2. Приемное отделение

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             1,0

 3   Психолог                                    1,0

 4   Социальный педагог                          1,0

 5   Воспитатель*                                4,0

 6   Медицинская сестра                          5,0

         3. Стационарное отделение

 1   Заведующий отделением                       1,0
 2   Специалист по социальной работе             2,0

ставки на каждую группу

 3   Психолог                                    1,0
                                         ставка на каждую группу


 4   Социальный педагог                          1,0

 5   Учитель - дефектолог                        1,0

 6   Инструктор по труду **                      1,0

 7   Воспитатель*                                6,0

 8   Концертмейстер                              0,5

4. Отделение социально-
правовой помощи

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             1,0

 3   Юрисконсульт                                1,0
----------------

* Выполняет функции ночного дежурного.
** Должность вводится при наличии мастерской.

Приложение N 3
к Приказу Министерства
социальной защиты населения
Российской Федерации
от 6 мая 1994 года N 64

Примерное положение
о центре помощи детям, оставшимся
без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей* является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения и осуществляет на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает через органы опеки и попечительства оптимальную форму устройства в зависимости от их психофизического состояния.

----------------

* Далее именуется "Центр".

1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.

1.3. Свою деятельность Центр строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления и руководствуется настоящим Примерным положением.

1.4. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы, Санкт-Петербурга на социальное обеспечение, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.5. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.

Министерства социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органы управления социальной защиты населения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга оказывают Центру организационно-методическую и практическую помощь.

1.6. Для размещения Центра и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.

1.7. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штамп и бланк со своим наименованием, открывает счета в банках, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.

1.8. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. приемно-диагностическое, стационарное отделение, отделение социально-правовой помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.

1.9. Штатное расписание Центра утверждается директором в пределах установленного фонда оплаты труда применительно к прилагаемым штатам.

1.10. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения детей и подростков, обслуживаемых Центром, директором Центра.

1.11. Ребенок содержится в Центре до момента его устройства на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение, как правило, не более 6 месяцев, при условии оформления в соответствии с действующим законодательством.

1.12. Директор, администрация и коллектив Центра за время нахождения в нем несовершеннолетних несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность, обязан защищать их личные права и интересы.

1.13. Центр вправе ходатайствовать перед органами опеки и попечительства о решении вопросов усыновления несовершеннолетних, установления над ними опеки (попечительства), о помещении их в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом Центр обязан использовать все имеющиеся возможности для устройства детей на семейное воспитание и только затем использовать форму устройства в интернатное учреждение.

1.14. Центр осуществляет различные формы патронажа над несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после снятия их с обслуживания, опираясь на работников образовательных учреждений, общественных объединений и благотворительных организаций.

При необходимости может быть принято решение о вторичном приеме на обслуживание Центра нуждающихся в этом детей и подростков.

1.15. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в Центре организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.16 Образовательная работа с временно проживающими в Центре организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и с учетом времени пребывания несовершеннолетнего в учреждении, формы и степени его дезадаптации, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования несовершеннолетними принимается по согласованию с соответствующей медико-педагогической комиссией.

1.17. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, взаимодействует с органами и учреждениями системы здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с несовершеннолетними, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних.

1.18. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том числе в организации социального патронажа несовершеннолетних.

2. Цель и основные  задачи  деятельности  Центра

2.1. Целью создания Центра является обеспечение временного содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от рождения до 16 лет, и оказание всестороннего содействия органам опеки и попечительства в их дальнейшем устройстве.

2.2. Основные задачи Центра:

помещение и временное содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

углубленное изучение особенностей личности и состояния здоровья детей, находящихся в Центре, оказание им необходимой психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи;

подготовка рекомендаций для органов опеки и попечительства о наиболее целесообразных формах устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание и организация работы по реализации этих рекомендаций;

апробация по согласованию с органами опеки и попечительства новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.3. Центр осуществляет прием детей по направлению:

- органов опеки и попечительства;

- комиссий по делам несовершеннолетних;

- органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения;

- органов и учреждений внутренних дел.

2.4. Прием детей на обслуживание в Центр, их перевод из отделения в отделение и снятие с обслуживания оформляется приказом директора Центра.

Снятие с обслуживания производится на основании решения администрации города, района об установлении опеки (попечительства), усыновлении, передаче родителям - воспитателям или наличия путевки в интернатное учреждение.

3. Структурные подразделения Центра

     3.1. Приемно-диагностическое отделение*
----------------

* В дальнейшем "отделение".

3.1.1. Отделение предназначается для:

проведения обследования нервно-психического, соматического состояния детей и подготовки заключения о наиболее целесообразной форме их устройства на воспитание;

формирование банка данных о потенциальных усыновителях, опекунах, попечителях, родителях-воспитателях, выявления их психологической совместимости с детьми, обеспечения психолого-педагогической подготовки к приему в свою семью неродных детей;

наблюдения при необходимости за адаптацией детей в принявших их семьях;

временного (сроком на три недели) пребывания детей, не имеющих при помещении в Центр справки санэпидстанции об отсутствии инфекционных заболеваний.

3.1.2. При приеме в Центр отделение проводит медицинский осмотр детей, а при необходимости организует их лечение, в т.ч. в условиях стационарного медицинского учреждения.

3.1.3. Оформление устройства детей и подростков в Центр проводится по предоставлении следующих документов:

направления одного из государственных органов или учреждений, указанных в п.2.3;

подлинника свидетельства о рождении;

справки санэпидстанции об отсутствии инфекционных заболеваний.

3.1.4. В отделении создаются условия, приближенные к домашним, выделяются помещения для сна, питания, досуга детей и подростков, оказания медицинской помощи и другие.

3.2. Стационарное отделение

3.2.1. Отделение предназначается для организации жизнедеятельности детей в период пребывания в Центре, их психолого-медико-педагогической реабилитации, воспитания и развития.

3.2.2. В отделении образуются группы, объединяющие детей и подростков по признаку родства, возраста и другим. Количество детей и подростков в группе не может превышать 7 человек.

В отделении может быть образовано не более 5 групп.

3.2.3. В отделении создаются условия, приближенные к домашним, выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда (в т.ч. мастерские), оказания медицинской и психологической помощи и другие.

3.3. Отделение социально-правовой помощи

3.3.1. Отделение предназначается для подготовки совместно с органами опеки и попечительства личных дел детей для определения их на дальнейшее воспитание в семьи или интернатные учреждения.

3.3.2. В период пребывания ребенка в Центре отделение обеспечивает сбор документов, необходимых для устройства детей и подростков:

документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими ребенка;

акт обследования условий жизни;

справка (выписка из домовой книги) с места жительства о размере занимаемой жилой площади и составе семьи;

опись имущества, оставшегося после смерти родителей, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

пенсионная книжка на детей, получающих пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов (при получении их на ребенка родителем или лицом, его заменяющим);

сберегательная книжка, денежные, ценные документы и т.п. (если опека над имуществом не установлена);

справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;

документы об образовании (личное дело из школы, справка о текущей успеваемости);

педагогическая характеристика (для детей школьного возраста);

документы о состоянии здоровья (выписка из истории болезни, карта профилактических прививок, форма N 26).

Для оказания помощи в сборе указанных документов отделение обращается в органы опеки и попечительства города или района, откуда поступил ребенок, а также к территориальным центрам социальной помощи семье и детям.

3.3.3. Личные дела детей, в зависимости от форм их устройства, передаются отделением в органы опеки и попечительства по месту вынесения решения.

3.3.4. Подлинники свидетельства о рождении детей, взятых на воспитание в семьи, и других необходимых документов, после снятия с них копий, выдаются отделением на руки опекунам (попечителям), усыновителям, родителям - воспитателям под расписку. Сберегательные книжки, денежные, ценные документы и т.п. передаются администрации учреждения по актам, которые хранятся в Центре.

3.4. Сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты.

Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету расходов на содержание соответствующего отделения Центра.

* * *

Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.

Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Приложение

Примерное штатное расписание
центра помощи детям, оставшимся
без попечения родителей

+------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦          Должность               ¦     Количество штатных    ¦
¦п/п¦                                  ¦           единиц          ¦
+---+----------------------------------+---------------------------¦
¦ 1 ¦               2                  ¦             3             ¦
+------------------------------------------------------------------+
            1. Аппарат центра

 1   Директор центра                             1,0

 2   Заместитель директора                       1,0

 3   Бухгалтер                                   1,0

 4   Кассир                                      1,0

 5   Делопроизводитель                           0,5

 6   Заведующий хозяйством                       1,0

 7   Секретарь - машинистка                      1,0

 8   Техник                                      1,0

 9   Врач - педиатр                              1,0

 10  Врач - психоневролог                        0,5

 11  Врач - стоматолог                           0,5

 12  Врач - невропатолог                         0,25

 13  Врач - лор                                  0,25

 14  Врач - аллерголог                           0,25

 15  Врач - хирург                               0,25

 16  Врач - гинеколог                            0,25

 17  Врач - окулист                              0,25

 18  Врач - логопед                              0,5

 19  Медицинская сестра                          2,0

 20  Водитель автомобиля*                        1,0

 21  Уборщик служебных помещений                 1,0

 22  Повар                                       3,0

 23  Подсобный рабочий                           3,0

 24  Кастелянша                                  1,0

 25  Кладовщик                                   1,0

 26  Дезинфектор                                 0,5
----------------

* Должность вводится при наличии автомобиля.

         2. Приемно-диагностическое
            отделение

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             1,0

 3   Психолог                                    1,0

 4   Социальные педагог                          1,0

 5   Воспитатель*                                4,0

 6   Медицинская сестра                          5,0

         3. Стационарное отделение

 1   Заведующий отделением                       1,0
 2   Специалист по социальной работе             2,0
                                           ставки на каждую
                                                группу

 3   Психолог                                    1,0
                                           ставка на каждую
                                                группу


 4   Социальный педагог                          1,0

 5   Учитель - дефектолог                        1,0

 6   Инструктор по труду**                       1,0

 7   Воспитатель*                                6,0

 8   Концертмейстер                              0,5

4. Отделение социально-
правовой помощи

 1   Заведующий отделением                       1,0

 2   Специалист по социальной работе             1,0

 3   Юрисконсульт                                1,0
----------------

* Выполняет функции ночного дежурного.
** Должность вводится при наличии мастерской.

Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (фактически не применяется)

Название документа: Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (фактически не применяется)

Номер документа: 64

Вид документа: Приказ Минсоцзащиты России

Принявший орган: Минсоцзащиты России

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был

Документ опубликован не был

Дата принятия: 06 мая 1994

Дата начала действия: 06 мая 1994
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Кодекс»
Узнать больше о системах