2.1. Элементами образования аудитора являются:
а) базовое образование;
б) практический опыт;
в) специальное профессиональное образование*;
————————————————
* Требования о специальном профессиональном образовании аудитора, приведенные в п.2.4, до внесения изменений в действующее законодательство носят рекомендательный характер.
г) свободное владение деловым русским языком.
2.2. Базовое образование включает в себя в соответствии с действующим законодательством:
а) высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации;
б) среднее специальное экономическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию.
2.3. Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве:
а) руководителя, аудитора или специалиста аудиторской организации;
б) бухгалтера;
в) экономиста;
г) ревизора;
д) научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
В стаж засчитывается работа на вышеуказанных должностях в штате организации, по совместительству или в качестве индивидуального предпринимателя. Стаж работы по совместительству определяется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.
2.4. Специальное профессиональное образование включает обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах и организациях по обучению и переподготовке аудиторов (далее по тексту - УМЦ) и стажировку в аудиторской фирме.
Специальное образование организуется в следующих формах:
а) очная форма обучения с отрывом от производства;
б) очная форма обучения без отрыва от производства;
в) очно-заочная форма обучения.
2.4.1. Перечень учебных дисциплин, программы и продолжительность по формам обучения утверждаются центральными аттестационно-лицензионными аудиторскими комиссиями (далее по тексту - ЦАЛАК) Министерства финансов Российской Федерации (общий аудит; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; аудит
страховых организаций) и Центрального банка Российской Федерации (аудит кредитных организаций или банковский аудит).
2.4.2. Программы по изучению учебных дисциплин включают в себя лекции, практические занятия по вопросам применения правовых нормативных актов, аудиторских правил (стандартов) и процедур, деловые игры, семинары, написание рефератов, лабораторные занятия в компьютерных классах и другие виды учебной работы. Продолжительность специального профессионального образования определяется в зависимости об базового образования и практического опыта работы: для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих или бухгалтерских должностях не менее пяти лет, - не менее 240 часов аудиторных занятий при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения; для других категорий претендентов на аттестат аудитора - не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.
2.4.3. Изучение в установленном объеме учебных дисциплин завершается сдачей выпускных экзаменов по каждой дисциплине на русском языке в письменной форме по билетам, разрабатываемым УМЦ и утверждаемым ЦАЛАК. Выпускные экзамены могут быть сданы только по месту прохождения обучения.
2.4.4. Лицо, не сдавшее экзамен по какой-либо из дисциплин в течение трех раз, должно пройти повторный курс обучения по данной дисциплине в полном объеме. Лицо, не сдавшее хотя бы один экзамен в течение года после окончания обучения, должно пройти повторный курс обучения и сдать экзамены по всем дисциплинам.