Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 марта 1998 года N 2024-ЕС


[Методические рекомендации по организации
и осуществлению органами юстиции контроля
за соответствием деятельности общественных
объединений уставным целям]

_______________________________________________________________________
Фактически не применяется. См.  методические рекомендации Минюста России
от 03.03.2003 N 08/8961-ЕС

_______________________________________________________________________

Направляются для использования в работе подготовленные Министерством юстиции Российской Федерации методические рекомендации по организации и осуществлению органами юстиции контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям.

Предлагаемый документ содержит рекомендации по наиболее общим вопросам практики осуществления контроля за деятельностью общественных объединений.

В дальнейшем нами предполагается продолжить эту работу на основе углубления и уточнения общих положений, а также путем разработки частных методик по отдельным, более узким проблемам.

Имеющиеся замечания и предложения по указанным вопросам просим направлять в Департамент по делам общественных и религиозных объединений.

Заместитель министра
Государственный советник
юстиции I клаcса
Е.Сидоренко


Приложение

Методические рекомендации
по организации и осуществлению органами
юстиции контроля за соответствием деятельности
общественных объединений уставным целям

В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям (далее именуется - контроль за деятельностью общественных объединений).

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе действующего законодательства и указов Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся контроля за деятельностью общественных объединений, а также с учетом практики органов юстиции по осуществлению такого контроля.

1. Цели и задачи контроля за деятельностью общественных объединений

Контроль за деятельностью общественных объединений со стороны органов юстиции призван обеспечить функционирование зарегистрированных общественных объединений в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также в соответствии с их уставными целями.

Приоритетными целями и задачами контроля, осуществляемого органами юстиции за деятельностью общественных объединений, являются:

обеспечение выполнения требований статьи 13 Конституции Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" о запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

осуществление во взаимодействии с другими органами государственной власти мер по противодействию политическому экстремизму, по предупреждению и пресечению проявлений фашизма и иных форм политического экстремизма в деятельности общественных объединений;

обеспечение выполнения требований закона и указов Президента Российской Федерации о недопустимости создания и деятельности организационных структур политических партий, политических движений и других политических организаций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях в Российской Федерации;

воспрепятствование деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.

Реализация названных выше целей и задач зависит от эффективности контроля за деятельностью общественных объединений.

2. Система контроля за деятельностью общественных объединений

Система контроля за деятельностью общественных объединений со стороны органов юстиции представляет собой совокупность мер правового, организационного и методического характера.

2.1. Информационно-аналитическое обеспечение контроля за деятельностью общественных объединений

Основу деятельности органов юстиции по осуществлению контроля за деятельностью общественных объединений составляет работа по сбору, анализу и систематизации информации о деятельности зарегистрированных общественных объединений.

Источниками получения необходимой информации о деятельности общественных объединений могут быть:

уставы и другие учредительные документы;

программные документы общественных объединений;

решения и протоколы заседаний руководящих органов общественных объединений и распорядительные документы их должностных лиц;

годовые и квартальные отчеты о деятельности общественных объединений;

отчеты об использовании имущества общественными объединениями;

информация, ежегодно представляемая общественными объединениями в регистрирующие органы о продолжении деятельности;

публикации и сообщения печати и других средств массовой информации, касающиеся деятельности общественных объединений;

материалы о деятельности средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются общественные объединения;

иные печатные издания (листовки, плакаты, брошюры и т.п.) общественных объединений;

письма, жалобы и заявления граждан;

обращения общественных объединений и других негосударственных организаций;

сообщения правоохранительных, финансовых, налоговых и других государственных органов и органов местного самоуправления;

материалы уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях;

фото-, аудио- и видеоматериалы;

заключения экспертиз и отдельных специалистов;

материалы проверок деятельности общественных объединений и посещений проводимых ими мероприятий.

Осуществление контроля за деятельностью общественных объединений, а следовательно, и сбор информации об их деятельности начинается со дня государственной регистрации в органах юстиции.

В целях придания этой работе более организованного и планомерного характера рекомендуется ведение специальных контрольных карточек на каждое зарегистрированное общественное объединение, а при наличии возможностей может быть создан компьютерный банк данных.

Целесообразно, чтобы такие контрольные карточки содержали основные учетные данные об общественных объединениях: название, дату регистрации, регистрационный номер, организационно-правовую форму и вид общественного объединения, местонахождение постоянно действующего руководящего органа, фамилии и телефоны руководителей и другие сведения, необходимые для оперативного контроля за деятельностью общественных объединений.

В аналитическом разделе указанной карточки предлагается фиксировать соответствующие замечания и выводы по документам и другой имеющейся информации о текущей деятельности общественных объединений.

Ведение контрольных карточек позволяет закреплять и планомерно накапливать информацию для осуществления контроля за деятельностью общественных объединений.

Полученная органами юстиции информация должна быть всесторонне проанализирована с точки зрения:

достоверности;

объективности;

актуальности;

соответствия содержащихся в информации сведений о деятельности общественного объединения уставным целям и действующему законодательству;

наличия оснований для применения к общественному объединению тех или иных мер ответственности, предусмотренных законом;

возможности реализации полученной информации в иных формах.

Результаты анализа информации о деятельности общественного объединения могут быть зафиксированы в указанной выше контрольной карточке или оформлены в виде отдельной справки, которую целесообразно приобщить к материалам регистрационного дела.

2.2. Организационно-методическое и кадровое обеспечение контроля за деятельностью общественных объединений

Важными направлениями организационно-методического и кадрового обеспечения контроля за деятельностью общественных объединений являются:

планирование (текущее и перспективное) работы органов юстиции по осуществлению контроля за деятельностью общественных объединений, в том числе планирование проведения проверок общественных объединений;

координация и взаимодействие деятельности органов юстиции с правоохранительными и другими государственными органами и органами местного самоуправления;

взаимодействие органов юстиции с зарегистрированными общественными объединениями (информирование о действующем законодательстве, проведение встреч с руководителями общественных объединений для обмена мнениями по актуальным вопросам деятельности общественных объединений и т.д.);

изучение и обобщение собственной практики осуществления контроля за деятельностью общественных объединений;

повышение квалификации специалистов, в обязанности которых входит работа по осуществлению контроля за деятельностью общественных объединений, проведение с ними совещаний, учебно-методических занятий, стажировок и т.п.;

подбор и специализация работников для выполнения работы по контролю за деятельностью общественных объединений.

2.3. Формы и методы контроля за деятельностью общественных объединений

Формы и методы осуществления органами юстиции контроля за деятельностью общественных объединений разнообразны. К числу основных из них относятся:

проведение контрольных проверок деятельности общественных объединений;

посещение мероприятий, проводимых общественными объединениями;

направление запросов в органы государственной власти и органы местного самоуправления о представлении необходимых сведений, связанных с уставной деятельностью общественных объединений;

направление запросов в общественные объединения о представлении в регистрирующий орган юстиции предусмотренных законом документов и информации о деятельности общественного объединения.

Выбор форм и методов осуществления контроля за деятельностью общественных объединений зависит от целей и задач такого контроля, условий его проведения и других конкретных обстоятельств.

В рамках настоящих методических рекомендаций представляется целесообразным остановиться на наиболее актуальных вопросах методики проверок деятельности общественных объединений, проведение которых предполагает использование комплекса форм и методов контроля.

В зависимости от стоящих задач проверки деятельности общественных объединений могут быть общими и целевыми. Проведение проверок осуществляется как в плановом порядке, так и в случаях возникновения обстоятельств, требующих оперативного реагирования. Такими обстоятельствами проведения внеплановых проверок могут быть поручения или просьбы и рекомендации соответствующих государственных органов, письма, жалобы, заявления граждан и организаций, сообщения средств массовой информации.

О предстоящей проверке информируются постоянно действующий руководящий орган общественного объединения, с должностными лицами которого согласовывается время и место проверки. Как правило, проверки проводятся по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Для обеспечения полноты, объективности и оперативности проверки целесообразно, чтобы в ней участвовало, как правило, не менее двух специалистов органа юстиции.

Проверке предшествует необходимая подготовка. Составляется план с указанием основных вопросов, подлежащих проверке.

Оформляется письменное предписание, дающее право тем или иным специалистам на проведение проверки деятельности общественного объединения от имени соответствующего органа юстиции. С началом проверки указанные документы предъявляются должностным лицам общественного объединения.

При подготовке к проверке изучается возможность и необходимость привлечения к участию в ней работников правоохранительных, финансовых, налоговых и других государственных органов, а также экспертов и специалистов. В случае признания необходимости участия в проверке работников государственных органов руководителем органа юстиции направляется письмо в соответствующий государственный орган по этому вопросу с обоснованием такой необходимости, определением конкретных задач участия в проверке и предварительных сроков ее проведения.

Важной стадией подготовки к проверке является изучение и анализ всей имеющейся информации о деятельности проверяемого общественного объединения - и прежде всего уставных и других учредительных документов, имеющихся в регистрационном деле. Особое внимание следует обратить на анализ уставных и программных документов политических партий, политических движений и других политических организаций.

Проверку целесообразно начать с общего ознакомления с общественным объединением и его деятельностью путем заслушивания информации уполномоченных руководителей и других должностных лиц общественного объединения. Представляется также оправданным предложить им подготовить для проверяющих необходимые рабочие материалы.

Предметом изучения и анализа в ходе проверки являются:

решения и протоколы заседаний руководящих органов общественного объединения и распорядительные документы их должностных лиц;

конкретные направления деятельности по выполнению уставных целей, соответствие ее положениям устава и действующему законодательству;

организационная структура общественного объединения, система управления им;

наличие отделений, организаций, филиалов или представительств в субъектах Российской Федерации, характер и порядок их деятельности;

символика общественного объединения (флаги, эмблемы, вымпелы и т.д.) и соответствие ее требованиям закона;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»