• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте


Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 1998 года N 01-28-29/1603


О направлении представления
Северо-Западной транспортной прокуратуры

Направляем Вам для принятия к сведению и устранения нарушений Представление Северо-Западной транспортной прокуратуры "Об устранении нарушений законодательства по взиманию таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей".

Приложение:

1. Представление СЗТП

2. План мероприятий по устранению таможнями региона нарушений таможенного законодательства по взиманию таможенных платежей

Первый заместитель
начальника Управления
И.Г.Тараторин

Прокуратура Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 23 января 1998 года N 7-10-48-98


Об устранении нарушений законодательства
по взиманию таможенных пошлин, налогов
и иных таможенных платежей

Северо-Западной транспортной прокуратурой, на основании материалов проведенных прокуратурой проверок, осуществлен анализ состояния законности при исполнении таможенного законодательства, регулирующего порядок начисления таможенных платежей, полного и своевременного их взимания с участников внешнеэкономической деятельности.

Данные прокурорских проверок свидетельствуют о том, что несмотря на принимаемые СЗТУ меры организационно-правового характера, направленные на совершенствование служебной деятельности таможенных органов региона, состояние законности в данной сфере деятельности продолжает оставаться на низком уровне.

Материалы надзорных проверок говорят о том, что СЗТУ и таможнями не в полной мере обеспечивается исполнение одной из главный функций таможенных органов, предусмотренных ст.10 ТК РФ, а именно, взимание таможенных пошлин, налогов и других платежей с участников ВЭД.

Анализ данных, полученных в ходе таких проверок, показывает, что наибольшее количество нарушений таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов допускается в процессе осуществления контроля за соблюдением участниками ВЭД требований таможенных режимов:

- выпуск товаров и транспортных средств для свободного обращения;
- транзит;

- временный ввоз (вывоз);

- экспорт.

Ненадлежащее исполнение требований Приказа ГТК РФ от 04.04.96 N 203 и других нормативных актов Государственного таможенного комитета РФ, регламентирующих порядок контроля за выпуском товаров и транспортных средств для свободного обращения, особенно при осуществлении контроля за доставкой товаров в таможни назначения, приводит к тому, что во многих случаях товары не доставляются в определенные таможнями отправления места, участники ВЭД уклоняются от уплаты импортных пошлин и налогов, в результате чего в федеральный бюджет не поступают значительные денежные средства.

Результаты проведенных прокуратурой проверок свидетельствуют о том, что при выпуске товаров для свободного обращения и осуществлении контроля за доставкой отсутствует надлежащее взаимодействие между таможнями отправления и таможнями назначения в обмене информацией по перемещению товаров. Сведения и документы, подтверждающие доставку или недоставку товаров, передаются между таможнями часто с нарушением установленных сроков, что создает препятствия по своевременному установлению нарушений таможенных правил, затрудняет розыск правонарушителей и привлечение их к административной и уголовной ответственности.

Нарушения такого характера устанавливались при проверках практически во всех таможнях, а наиболее часто допускались Себежской, Балтийской, Санкт-Петербургской, Кингисеппской, Выборгской таможнями.

Большое количеств нарушений таможенного законодательства в ходе прокурорской проверки было выявлено при применении таможенного режима временного ввоза (вывоза). В результате отсутствия надлежащего контроля за обратным вывозом за таможенную границу товаров и транспортных средств и непринятия своевременных мер по привлечению лиц, совершивших нарушения таможенных правил, к ответственности, практически исключена возможность взыскания с этих лиц подлежащих уплате таможенных платежей и зачисления их в федеральный бюджет и во внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ.

Наиболее неблагополучное положение по исполнению требований и условий данного режима наблюдалось в Кингисеппской и Санкт-Петербургской таможнях.

В июле 1997 года по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения законодательства о взыскании таможенных платежей с участников ВЭД в 1996 году и в 1 полугодии 1997 года.

Проверка показала, что несмотря на принимаемые СЗТУ меры, направленные на обеспечение взимания платежей, имеются серьезные недостатки и нарушения таможенного законодательства по полному и своевременному начислению и взысканию платежей в бесспорном порядке. В результате непринятия своевременных мер по взысканию платежей, образуются крупные суммы задолженности, подлежащие перечислению в федеральный бюджет.

Так, по состоянию на 01.01.97 задолженность составляла 225,5 млрд.рублей и 2,6 млн.дол.США.

Наряду с объективными причинами образования задолженности (корректировка таможенной стоимости, отменой предоставленных льгот, перерасчеты по пошлине и др.), имеют место случаи, когда отдельные руководители таможен без достаточных на то оснований, предоставляют отсрочки по уплате таможенных платежей.

Например, руководителями Санкт-Петербургской таможни в 1995 96 годах дважды отзывались из банков инкассовые поручения на бесспорное взыскание таможенных платежей с АОЗТ "Автогаз "ЛТД" в сумме более 2-х миллиардов рублей.

В ходе проверки исполнения таможенного законодательства при применении таможенного режима транзита товаров установлено, что в таможнях региона отсутствует единый порядок оформления транзитных перевозок и контроля за ними. Использование на практике различных процедур оформления данного режима и таможенного контроля не только создает трудности для участников ВЭД, но и значительно снижает эффективность таможенных органов в учете транзитных перевозок, своевременного выявления и пресечения правонарушений, взыскания неуплаченных таможенных платежей.

В результате этого государству причиняется ущерб, исчисляемый миллиардами рублей.

Проведенной СЗТП проверкой в ноябре 1997 года по соблюдению установленного порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей в ряде таможен (Балтийская, Костомукшская и Кандалакшская) выявлены случаи необоснованного предоставления льгот за ввезенные товары и неправомерного применения взыскания ниже низшего предела к лицам, совершившим таможенные правонарушения при использовании льготного порядка ввоза товаров.

При проведении прокуратурой в ноябре-декабре 1997 года проверки исполнения законодательства по контролю за экспортом товаров установлено, что наряду с объективными причинами, способствующими нарушениям таможенного законодательства, заключающимися в либерализации законодательства по экспорту товаров (несовершенство валютного законодательства, отмена экспортных пошлин, упразднение института спецэкспортеров и др.), в деятельности таможенных органов региона при осуществлении контроля за экспортом товаров имеются и субъективные причины, которые оказывают отрицательное влияние на своевременное и полное поступление средств в федеральный бюджет и бюджеты других уровней.

Особенно обращает на себя внимание состояние организации по контролю за своевременным и полным возвратом валютной выручки из-за границы от экспорта товаров и услуг.

Результаты проведенной проверки показывают, что существует разобщенность во взаимодействии между отделами ТС и ВК СЗТУ и таможен, недостаточно эффективно работают отделы таможенной инспекции. Наблюдается несвоевременность проверки поступающих карточек учета (УК) из ГТК РФ.

Так, из 16344 УК, поступивших из ГТК РФ в течение 9 мес. 1997 года в отдел ТС и ВК СЗТУ для проверки репатриации валютой выручки и осуществления валютного контроля проведены только по 4339-и карточкам, задолженность по невозвращению валютой выручки за этот период времени превысила 25 млн.долл.США. В Санкт-Петербургской таможне из 5539-и поступивших для проверки карточек проведено только 636 проверок.

Аналогичное состояние по контролю за экспортом товаров и возвращением валютной выручки наблюдается и в Балтийской таможне. Из 981 учетной карточки, поступившей для проверки, проверено 609 карточек.

Выборочное изучение находящихся в производстве и прекращенных дел о НТП, заведенных по ст.273 ТК РФ в Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях по фактам невозвращения валютной выручки и возвращению выручки с нарушением установленных сроков, указывает на отсутствие надлежащего взаимодействия в таможнях между подразделениями, осуществляющими выпуск товаров в режиме экспорта при оформлении ГТД, с подразделениями, осуществляющими валютный контроль, и правоохранительным блоком.

Например, Санкт-Петербургской таможней в 1997 году в отношении АОЗТ "Тимберленд" было заведено три дела о НТП по ст.273 ТК РФ по фактам невозвращения валютной выручки от экспорта лесоматериалов. Так, 23.01.97 в отношении указанного предприятия было заведено дело о НТП N 03900-298/97, невозврат валютной выручки по 1140 ГТД составил 1 млн. 286 тыс. 153 дол.США и возврат с нарушением срока составил 830 тыс. 298 дол.США. Постановлением по делу наложено взыскание в виде штрафа - 109 млн. 039 тыс. 236 руб. Взыскано только 50 млн.руб. - менее 50%. Однако, каких-либо ограничительных мер к данному предприятию не было принято, и оно продолжало заниматься экспортом лесоматериалов, в результате чего, в июле и августе в отношении данного АОЗТ заведены дела о НТП N 3466/97 и N 4271/97 по фактам невозвращения валютной выручки в установленные сроки. Суммы задержки возврата валютной выручки составили 706 тыс. 714 дол. и 689 тыс. 672 дол.США соответственно.

Недостаточно эффективно принимаются меры административного и судебного взыскания по фактам невозвращения и несвоевременного возвращения валютной выручки.

Анализ материалов прокурорских проверок и актов прокурорского реагирования по нарушениям законности в таможенных органах региона указывает на то, что состояние борьбы с таможенными правонарушениями продолжает оставаться на невысоком уровне и не отвечает существующим требованиям закона. Продолжают иметь место многочисленные случаи несвоевременного заведения дел о НТП, низкое качество производства и волокита по делам, что приводит к неоправданному продлению сроков производства, а в итоге к исключению возможности применения реальных, предусмотренных ТК РФ взысканий к правонарушителям, особенно в части наложения взыскания в виде штрафа, сроки наложения которого, предусмотренные ч.1 ст.247 ТК РФ, строго ограничены.

В результате отступления от требований закона и подзаконных актов, регламентирующих порядок начисления и своевременного взимания таможенных платежей, нарушается принцип неотвратимости наказания лиц за на рушение таможенных правил и преступления в таможенном деле, а правонарушители извлекают финансовую прибыль, что в свою очередь наносит значительный ущерб государственным интересам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

Безотлагательно рассмотреть данное представление, разработать и осуществить комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства, регулирующего порядок начисления и взимания таможенных платежей, валютного контроля и правоприменительной практики по делам о НТП.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Северо-Западную транспортную прокуратуру в установленный законом срок.

Заместитель Северо-Западного
транспортного прокурора
старший советник юстиции
А.В.Травин


Первый заместитель начальника
СЗТУ России
И.Г.Тараторин
16 марта 1998 года

ПЛАН
мероприятий по устранению таможнями региона
нарушений таможенного законодательства
по взиманию таможенных платежей

+------------------------------------------------------------------+
¦ N   ¦        Мероприятие              ¦Ответственный  ¦ Срок     ¦
¦ п/п ¦                                 ¦за исполнение  ¦исполнения¦
+------------------------------------------------------------------¦
¦                                                                  ¦
¦1.    Представить анализ и статистичес-  Красуленко И.А. 01.04.98 ¦
¦      кие данные по результатам выпол-                            ¦
¦      нения решения N 6 п.2 коллегии                               ¦
¦      СЗТУ России от 18.09.97 "Об орга-                           ¦
¦      низации контроля за доставкой то-                           ¦
¦      варов в таможенных органах Севе-                            ¦
¦      ро-Западного региона"                                       ¦
¦                                                                  ¦
¦2.    Обеспечить  своевременное заве-    Воробьев А.Ю.   постоянно¦
¦      дение дел   о   НТП    по    всем  Озолинг А.Е.             ¦
¦      выявленным  фактам     недоставки  Красуленко И.А.          ¦
¦      товаров в     соответствии      с  начальники               ¦
¦      действующим            таможенным  таможен                  ¦
¦      законодательством, основываясь на                           ¦
¦      принципах          неотвратимости                           ¦
¦      наказания.                                                  ¦
¦                                                                  ¦
¦3.    Организовать в свете требований    Тараторин И.Г.  постоянно¦
¦      постановления Правительства РФ от  Мечев С.В.               ¦
¦      18.07.96 N   808    "О    порядке  Гусев С.Л.               ¦
¦      перемещения физическими    лицами  начальники               ¦
¦      через таможенную          границу  таможен                  ¦
¦      Российской Федерации товаров,  не                           ¦
¦      предназначенных               для                           ¦
¦      производственной или         иной                           ¦
¦      коммерческой        деятельности"                           ¦
¦      контроль за      доставкой      и                           ¦
¦      оформлением      автотранспортных                           ¦
¦      средств, ввозимых     физическими                           ¦
¦      лицами, с    целью     исключения                           ¦
¦      уклонения от уплаты причитающихся                           ¦
¦      таможенных платежей.                                        ¦
¦                                                                  ¦
¦4.    Ввести в практику дополнительные   Озолинг А.Е.    постоянно¦
¦      выборочные проверки    оформления  отделы тамо-             ¦
¦      доставки и транзита товаров.       женной инс-              ¦
¦                                         пекции                   ¦
¦                                                                  ¦
¦5.    По всем фактам нарушений, выяв-    Озолинг А.Е.    01.05.98 ¦
¦      ленных в     ходе    прокурорской  Захаров В.Н.             ¦
¦      проверки, связанным с применением  Перова Е.В.              ¦
¦      таможенного режима     временного                           ¦
¦      ввоза (вывоза)     привлечь     к                           ¦
¦      ответственности лиц,  допустивших                           ¦
¦      нарушение таможенных правил.                                ¦
¦                                                                  ¦
¦      Организовать работу по исполнению  Есаулов А.В.    постоянно¦
¦      требований и    условий   данного                           ¦
¦      таможенного режима.                                         ¦
¦                                                                  ¦
¦      Провести внеплановую   аттестацию  начальники               ¦
¦      сотрудников,          допустивших  таможен                  ¦
¦      нарушение             действующих                           ¦
¦      нормативных документов        ГТК                           ¦
¦      России.                                                     ¦
¦                                                                  ¦
¦      Провести в    таможнях    региона                  01.07.98 ¦
¦      комиссионные проверки          по                           ¦
¦      выявлению случаев невозвращения в                           ¦
¦      установленные сроки      временно                           ¦
¦      ввезенных/вывезенных товаров,  по                           ¦
¦      которым не  заведены  дела о НТП.                           ¦
¦      Принять меры  по  привлечению   к                           ¦
¦      ответственности лиц,  совершивших                           ¦
¦      указанные правонарушения.                                   ¦
¦                                                                  ¦
¦      Проверить наличие   в    таможнях                  01.05.98 ¦
¦      региона технологических      схем                           ¦
¦      контроля за              временно                           ¦
¦      ввезенными/вывезенными товарами и                           ¦
¦      и соответствие       действующему                           ¦
¦      таможенному     законодательству.                           ¦
¦      Принять меры по введению указан-                            ¦
¦      ных схем в таможнях.                                        ¦
¦                                                                  ¦
¦6.    1. Принять меры к взысканию за-    Еременко В.Г.   I полуго-¦
¦      долженности с АОЗТ "Автогаз ЛТД",                  дие      ¦
¦      в том   числе   путем   обращения                           ¦
¦      взыскания на имущество.                                     ¦
¦                                                                  ¦
¦      2. Обеспечить контроль за работой  Костин В.А.     постоянно¦
¦      Санкт-Петербургской таможни     с  Кулешов В.В.             ¦
¦      АОЗТ "Автогаз ЛТД"                                          ¦
¦                                                                  ¦
¦7.    Провести анализ и представить      Костин В.А.     01.04.98 ¦
¦      отчет по        всем       фактам  Алексеев А.Ю.            ¦
¦      несвоевременного         возврата                           ¦
¦      валютной выручки    от   экспорта                           ¦
¦      товаров и услуг.                                            ¦
¦                                                                  ¦
¦      ОТС и   ВК   таможен    проводить  начальники      постоянно¦
¦      инициативные проверки   в  случае  таможен                  ¦
¦      непоступления учетных    карточек                           ¦
¦      валютного контроля            при                           ¦
¦      несвоевременном       поступлении                           ¦
¦      информации из УВК ГТК России.                               ¦
¦                                                                  ¦
¦8.    Проверить наличие в таможнях ре-   Озолинг А.Е.    отчет к  ¦
¦      гиона технологических        схем  начальники      01.04.98 ¦
¦      взаимодействия подразделений   по  таможен                  ¦
¦      заведению и производству по делам                           ¦
¦      о НТП,  исполнению  постановлений                           ¦
¦      по таким    делам,    а     также                           ¦
¦      соответствие данных          схем                           ¦
¦      действующему          таможенному                           ¦
¦      законодательству. Принять меры по                           ¦
¦      введению указанных     схем     в                           ¦
¦      таможнях.                                                   ¦
¦                                                                  ¦
¦      По выявленным  случаям  нарушения                  постоянно¦
¦      таможенного      законодательства                           ¦
¦      своевременно заводить дела о НТП.                           ¦
¦                                                                  ¦
¦      Активно использовать  возможности                  постоянно¦
¦      правоохранительного блока.      В                           ¦
¦      целях повышения     эффективности                           ¦
¦      взаимодействия       организовать                           ¦
¦      единый технологический процесс по                           ¦
¦      выявлению нарушений,    заведению                           ¦
¦      дел о      НТП,     качественного                           ¦
¦      производства по      делам      в                           ¦
¦      установленные законом      сроки.                           ¦
¦      Оперативной таможне   осуществить                           ¦
¦      контроль по      исполнению     и                           ¦
¦      организации взаимодействия      с                           ¦
¦      таможнями региона,   а  также  по                           ¦
¦      соблюдению технологических   схем                           ¦
¦      взаимодействия.                                             ¦
¦                                                                  ¦
¦9.    Обеспечить   строгий   контроль    Захаров В.Н.    постоянно¦
¦      за своевременным      исполнением  начальники               ¦
¦      документов в таможенных органах.   таможен                  ¦
¦                                                                  ¦
¦10.   Провести индивидуальные собесе-    Захаров В.Н.    март-ап- ¦
¦      дования с сотрудниками,  имеющими                  рель     ¦
¦      дисциплинарные         взыскания.                           ¦
¦                                                                  ¦
¦      Осуществить плановую      ротацию  начальники               ¦
¦      кадров в      соответствии      с  таможен                  ¦
¦      действующим законодательством.                              ¦
¦                                                                  ¦
¦11.   Ввести  в    практику  проведение  Начальники      постоянно¦
¦      еженедельных          оперативных  таможен                  ¦
¦      совещаний начальников           и                           ¦
¦      заместителей начальников таможен                            ¦
¦      с руководителями       курируемых                           ¦
¦      подразделений.                                              ¦
+------------------------------------------------------------------+


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

О направлении представления Северо-Западной транспортной прокуратуры

Название документа: О направлении представления Северо-Западной транспортной прокуратуры

Номер документа: 01-28-29/1603

Вид документа: Письмо СЗТУ России

Принявший орган: СЗТУ РФ

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 19 марта 1998

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах