Недействующий

КОДЕКС РСФСР О НЕДРАХ

(с изменениями на 5 января 1988 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 апреля 1992 года на основании
постановления Верховного Совета Российской Федерации
от 21 февраля 1992 года N 2396-1

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 4, 24 января 1985 г.);

Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года.

____________________________________________________________________


В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции недра земли в нашей стране были национализированы и стали достоянием народа.

Государственная собственность на недра в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, составляет основу горных отношений, то есть общественных отношений в области использования и охраны недр, создает условия для планового, рационального, комплексного пользования недрами, позволяет обеспечивать правильное размещение производительных сил страны и высокие темпы развития народного хозяйства, является одним из важнейших факторов создания материально-технической базы коммунизма.

СССР обладает большими запасами полезных ископаемых. Вместе с тем непрерывный рост потребления минерального сырья в народном хозяйстве повышает значение научно обоснованного, эффективного использования полезных ископаемых, требует от всех предприятий, организаций, учреждений и граждан бережного отношения к богатствам недр.

Советское государство заботится об обеспечении не только всевозрастающих потребностей страны в минеральном сырье и об удовлетворении других нужд народного хозяйства, связанных с пользованием недрами, но и о сохранении природных богатств для будущих поколений.

Советское законодательство о недрах призвано активно способствовать наиболее рациональному использованию недр и их охране.



РАЗДЕЛ I

Общие положения

Статья 1. Задачи Кодекса РСФСР о недрах

Задачами Кодекса РСФСР о недрах являются регулирование горных отношений в целях обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в этой области.

Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР о недрах

Горные отношения в РСФСР регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и издаваемыми в соответствии с ними другими актами законодательства Союза ССР о недрах, настоящим Кодексом и иными актами законодательства РСФСР о недрах.

Законодательство РСФСР о недрах в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах регулирует горные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Земельные, водные и лесные отношения в РСФСР регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 3. Государственная собственность на недра

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР недра являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Недра состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на недра, запрещаются.

Статья 4. Единый государственный фонд недр

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах все недра в СССР составляют единый государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и неиспользуемые части недр.

Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования
горных отношений

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах ведению Союза ССР в области регулирования горных отношений подлежат:

1) распоряжение единым государственным фондом недр в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР;

2) установление основных положений и определение единой технической политики в области использования и охраны недр;

3) установление общесоюзных планов охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов;

4) государственный надзор и контроль за использованием и охраной недр, за ведением работ по геологическому изучению недр и установление порядка осуществления надзора и контроля;

5) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр в соответствии с Конституцией СССР и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах.

Статья 6. Компетенция РСФСР в области регулирования
горных отношений

Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования горных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным фондом недр в пределах территории республики; установление порядка пользования недрами и их охраны; установление республиканских планов охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; осуществление государственного надзора и контроля за использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр, а также регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Статья 7. Компетенция автономных советских социалистических
республик в области регулирования горных
отношений

Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования горных отношений вне компетенции Союза ССР и РСФСР подлежат: распоряжение единым государственным фондом недр в пределах территории республики; участие в планировании охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной недр, а также регулирование горных отношений по другим вопросам в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и АССР.

Статья 8. Государственное управление в области использования
и охраны недр

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах государственное управление в области использования и охраны недр в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны недр в РСФСР являются Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР, Министерство геологии РСФСР, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР в пределах их компетенции.

Статья 9. Компетенция исполнительных комитетов краевых,
областных Советов депутатов трудящихся по
государственному управлению в области
использования и охраны недр

Ведению исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся по государственному управлению в области использования и охраны недр подлежат: участие в планировании охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной недр; определение исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся, который вправе предоставить горный отвод для разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, залегающего в пределах двух или более районов (городов), а также решение других вопросов в области использования и охраны недр, отнесенных законодательством к их компетенции.

Статья 10. Компетенция исполнительных комитетов районных
(городских) Советов депутатов трудящихся по
государственному управлению в области
использования и охраны недр

Ведению исполнительных комитетов районных (городских) Советов депутатов трудящихся по государственному управлению в области использования и охраны недр подлежат: участие в планировании охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной недр; предоставление горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; прекращение права пользования недрами в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Кодекса; прекращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых; разрешение споров по вопросам пользования недрами, а также решение других вопросов в области использования и охраны недр, отнесенных законодательством к их компетенции.

Статья 11. Компетенция исполнительных комитетов сельских,
поселковых Советов депутатов трудящихся по
государственному управлению в области
использования и охраны недр

Ведению исполнительных комитетов сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся по государственному управлению в области использования и охраны недр подлежат: наблюдение за правильной разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых и торфа; выявление дополнительных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых и торфа; внесение в необходимых случаях предложений об их использовании в вышестоящие органы, а также решение других вопросов в области использования и охраны недр, отнесенных законодательством к их компетенции.

Статья 12. Пользователи недр

Пользователями недр в РСФСР могут быть государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, недра могут предоставляться в пользование и иным организациям и лицам.

Статья 13. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

геологического изучения;

добычи полезных ископаемых;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;

удовлетворения иных государственных и общественных надобностей.

Пользование недрами осуществляется бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах порядок платы за пользование недрами определяется Советом Министров СССР (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 1988 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 14. Предоставление недр для геологического изучения

Для геологического изучения, то есть для получения данных о геологическом строении недр, процессах, протекающих в них, выявления и оценки месторождений полезных ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения горно-технических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, недра предоставляются в пользование на основании разрешений, выдаваемых специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 15. Предоставление недр для добычи
полезных ископаемых

Для добычи полезных ископаемых недра предоставляются в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод.

Статья 16. Предоставление горных отводов для разработки
месторождений полезных ископаемых

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых) предоставляются органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 17. Порядок отнесения полезных ископаемых
к общераспространенным

Отнесение полезных ископаемых к общераспространенным производится органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 18. Предоставление горных отводов для разработки
месторождений общераспространенных полезных
ископаемых

Горные отводы для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются исполнительными комитетами районных (городских) Советов депутатов трудящихся и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора.

Предоставление горного отвода производится исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся, на территории которого расположено месторождение.

Если месторождение общераспространенных полезных ископаемых залегает в пределах двух или более районов (городов), предоставление горного отвода для разработки месторождения производится одним из исполнительных комитетов соответствующего районного (городского) Совета депутатов трудящихся по поручению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета депутатов трудящихся.

Предоставление горного отвода для разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, залегающего в пределах двух или более автономных республик, краев, областей, производится одним из исполнительных комитетов соответствующего районного (городского) Совета депутатов трудящихся по поручению Совета Министров РСФСР.

Изменение границ горного отвода для разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых производится в порядке, установленном для получения нового горного отвода.

Порядок предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых устанавливается Советом Министров РСФСР.

Статья 19. Обязанности исполнительных комитетов районных
(городских) Советов депутатов трудящихся при
решении вопроса о предоставлении горных отводов
для разработки месторождений общераспростра-
ненных полезных ископаемых

Исполнительные комитеты районных (городских) Советов депутатов трудящихся при решении вопроса о предоставлении горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых должны обеспечить:

наиболее выгодное для народного хозяйства использование месторождений общераспространенных полезных ископаемых и площадей залегания этих месторождений;

правильное определение границ и размеров горных отводов;

предоставление горных отводов для разработки месторождений, по которым утверждены запасы общераспространенных полезных ископаемых;

комплексную разработку месторождений;

безопасность населения, охрану недр и других объектов окружающей природной среды, зданий и сооружений.

Статья 20. Условия предоставления горных отводов для
разработки месторождений общераспространенных
полезных ископаемых

Горные отводы для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям, в задачи которых согласно их уставам, положениям или постановлениям вышестоящих органов входит добыча общераспространенных полезных ископаемых. Горный отвод предоставляется для разработки, как правило, всего месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

В исключительных случаях для разработки одного месторождения могут предоставляться горные отводы нескольким предприятиям, организациям и учреждениям при условии взаимного согласования проектов горнодобывающих предприятий и планов развития горных работ.

Статья 21. Запрещение разработки месторождений полезных
ископаемых за пределами горных отводов

Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горных отводов запрещается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»