ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О кризисном состоянии угольной промышленности России
и мерах по его преодолению

Проведенные 10 февраля 1998 года парламентские слушания на тему "О реструктуризации угольной промышленности России" свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в организации и реализации осуществляемых с 1993 года преобразований данной отрасли. Прекращение функционирования 94 организаций по добыче угля (из 147 таких организаций, которые предполагается закрыть) обусловило возникновение социальных проблем у работников организаций по добыче угля и членов их семей, крайне тяжелой обстановки в шахтерских городах, для которых ликвидация организаций по добыче угля и объектов их инфраструктуры обернулась нарушением основ жизнедеятельности населения таких городов. Массовое закрытие организаций по добыче угля порождает в угледобывающих регионах России серьезные экологические проблемы, связанные с бесконтрольным состоянием отвалов горных пород и затоплением подземных выработок.

Основой преобразования угольной промышленности России явились одобренные Правительством Российской Федерации "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России", в которых в качестве целей определена необходимость создания прибыльных организаций по добыче (переработке) угля, ликвидации убыточных неперспективных организаций по добыче угля, решения возникающих в связи с этим проблем социальной защиты работников организаций по добыче угля, проведения мероприятий по реализации политики в области безопасного ведения работ по добыче угля. Осуществляемая с 1993 года реструктуризация угольной промышленности России в результате свелась к остановке и закрытию организаций по добыче угля. Поскольку "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России" не дают четкого представления о содержании и целях преобразования угольной промышленности России, все выполнявшиеся в этом направлении работы не имели планового характера.

Недостатки реструктуризации угольной промышленности России усугубились экономическим кризисом, обусловившим уменьшение объема ее государственной финансовой поддержки, повсеместные неплатежи за поставленную продукцию, отсутствие у организаций по добыче угля оборотных средств и, как следствие, задолженность по выплате заработной платы в течение шести месяцев, резкое снижение уровня трудовой дисциплины, неудовлетворительное обеспечение безопасности ведения работ по добыче угля. Вследствие отсутствия инвестиций подготовка запасов угля для его добычи осуществляется в недостаточном объеме: за последние три года общий объем таких запасов сократился более чем на 35 миллионов тонн. В реконструкции и техническом перевооружении нуждается около 80 процентов действующих угольных шахт.

В целях улучшения обстановки в угольной промышленности России, оптимизации ее реструктуризации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Предложить Правительству Российской Федерации:

образовать комиссию из представителей Правительства Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Союза промышленников и предпринимателей угольной отрасли, органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации и поручить ей определить в течение 1998 года стратегию использования природных запасов угля, а также принципы организации и функционирования угольной промышленности России. О результатах работы комиссии информировать Государственную Думу;

учитывая особенности функционирования организаций по добыче угля независимо от форм собственности, необходимость реорганизации указанных организаций, а также в целях обеспечения производства продукции, получаемой посредством переработки и использования угля, образовать орган управления угольной промышленностью России на федеральном уровне, возложив на него решение важнейших проблем в области добычи (переработки) угля, в том числе вопросов реструктуризации угольной промышленности России, научно-технического обеспечения, безопасного ведения работ по добыче угля;

учитывая характерную для угольной промышленности инерцию капиталовложений, непривлекательность организаций по добыче угля для инвесторов, разработать и осуществить меры по обеспечению благоприятных условий для капиталовложений в угольную промышленность России, в том числе по освобождению указанных организаций от отдельных видов налогов и уменьшению размеров основных видов налогов;

рассмотреть возможность установления для организаций по добыче угля особого порядка реструктуризации просроченных ими платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, а также начисленных пени. При необходимости внести в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона;

поручить Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Федеральному горному и промышленному надзору России разработать в течение 1998 года концепцию безопасного функционирования организаций по добыче угля;

пересмотреть компетенцию Федерального горного и промышленного надзора России в отношении опасных объектов промышленности, предоставив указанному органу дополнительные полномочия в части принятия административных мер и одновременно определив ответственность его должностных лиц за принятие (непринятие) решений и их последствия;

учитывая особые условия функционирования организаций по добыче угля, специфику технологий добычи (переработки) угля, привлекать Союз промышленников и предпринимателей угольной отрасли к разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов о регулировании отношений, возникающих при добыче (переработке) угля, проектов федеральных целевых программ в области развития угольной промышленности России, а также к осуществлению координации научно-технического обеспечения организаций по добыче угля, производству продукции, получаемой посредством переработки и использования угля;

разработать федеральную целевую программу реструктуризации угольной промышленности России, подготовить ее к принятию в установленном порядке в 1998 году и определить в ней основные этапы, содержание и цели реструктуризации угольной промышленности России, в том числе структуру данной отрасли. В качестве одной из стратегических целей предусмотреть в федеральной целевой программе реструктуризации угольной промышленности России создание в угледобывающих регионах России организаций по комплексной переработке угля в продукцию широкого ассортимента;

в целях создания условий для выполнения указанной программы внести предложения о пересмотре налогов и других платежей в угольной промышленности России, в том числе об освобождении организаций по добыче угля от таможенных платежей и пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на горно-шахтное оборудование, не имеющее отечественных аналогов и приобретаемое для технического перевооружения организаций по добыче угля;

разработать программы экономического и социального развития шахтерскими городов, градообразующие предприятия которых включены в планы и программы реструктуризации угольной промышленности России, согласовав их с Федеральной комплексной программой развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы. В целях финансового обеспечения реализации указанных программ;

разработать и внедрить механизм пропорционального финансирования за счет средств бюджетов всех уровней расходов на содержание объектов социальной сферы, принятых на баланс органов местного самоуправления от организаций по добыче угля;

рассмотреть целесообразность и возможность использования средств от налогов, уплачиваемых ликвидируемыми организациями по добыче угля, на решение социальных проблем в шахтерских городах.

2. В январе 1999 года заслушать Правительство Российской Федерации о ходе выполнения положений настоящего Постановления.

3. Продлить срок деятельности Комиссии Государственной Думы по выявлению причин и последствий кризиса в угольной промышленности и социальной инфраструктуре угледобывающих регионов России до декабря 1999 года и привлекать ее к разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в ходе реструктуризации угольной промышленности России. В целях реализации указанных в настоящем Постановлении задач создать при указанной Комиссии постоянно действующую рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы. представителей государственных органов, профессиональных союзов работников угольной промышленности России и иных организаций Российской Федерации. Указанной Комиссии привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов.

4. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно рассмотреть причины социально-экономического кризиса в угольной промышленности России и принять меры по его ликвидации.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезнев

Москва
20 марта 1998 года
N 2321-II ГД


Текст документа сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»