ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 1998 года N 292



О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения
России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий
по улучшению водоснабжения населения

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", предусматривающую поэтапное комплексное решение проблемы питьевого водоснабжения.

2. Принять предложение Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, об осуществлении в 1999-2000 годах первоочередных мероприятий по обеспечению населения России питьевой водой (далее именуются - первоочередные мероприятия) с финансированием этих мероприятий за счет федерального бюджета в размере не более 9 процентов общего объема средств, необходимых для их осуществления.

Принять к сведению, что не менее 91 процента средств, необходимых для осуществления первоочередных мероприятий, выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также привлекаются из внебюджетных источников.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в 1998 году разработку на базе Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" региональных программ обеспечения населения питьевой водой.

4. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять в Комиссию по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации проекты по реализации в 1999-2000 годах первоочередных мероприятий.

Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать финансирование в установленном порядке проектов по реализации в 1999-2000 годах первоочередных мероприятий в рамках федеральных инвестиционных программ на соответствующий год.

5. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации доработать проект федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" с учетом мероприятий, предусмотренных в региональных программах обеспечения населения питьевой водой, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в IV квартале 1999 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                             В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" ____ 1998 г. N ___

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ"

Обеспечение населения России питьевой водой является для многих регионов страны одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.

Основным источником питьевого водоснабжения является речной сток, среднемноголетние ресурсы которого составляют 4262 куб. километра, при значительной неравномерности его распределения по территории страны. Другим источником питьевого водоснабжения служат подземные воды, потенциальные эксплуатационные ресурсы которых превышают 300 куб. километров в год.

Качество вод поверхностных водных объектов России в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается как неудовлетворительное почти для всех видов водопользования. Используемые для водоснабжения населения подземные воды имеют лучшее качество и в основном отвечают требованиям ГОСТа "Вода питьевая".

Действующая в стране система водоснабжения населения находится в чрезвычайно плохом состоянии. Более 40 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68 процентов водопотребителей в городах и поселках городского типа и около 10 процентов в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды; по многим водозаборам не соблюдаются режимы зон санитарной охраны. В неудовлетворительном состоянии находятся водоразводящие сети, износ которых доходит до 50 процентов и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды. Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб составляют ежесуточно около 5 млн. куб. метров, более 20 процентов воды теряется из-за утечек в водопроводных сетях жилищного фонда.

Загрязнение водных объектов - источников питьевого водоснабжения при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влечет за собой ухудшение качества подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения во многих регионах России, обусловливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.

В Российской Федерации каждый второй житель вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям; почти треть населения страны пользуется децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий. Отставание России от развитых стран по средней продолжительности жизни и повышенная смертность (особенно детская) в определенной мере связаны с потреблением недоброкачественной воды.

Проблемы улучшения водоснабжения населения и качества питьевой воды имеют общегосударственное значение и требуют комплексного решения.

В Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" определены основные направления программных мероприятий и механизмы их реализации, необходимые для эффективного решения проблемы обеспечения населения Российской Федерации питьевой водой.

ЦЕЛИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главными целями федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" (далее именуется - Программа) являются улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в Российской Федерации; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

Для достижения этих целей необходимо решение задач по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и водоотведения, а также развития нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.

В Программе достижение этих целей предусматривается в 3 этапа.

На первом этапе (1999-2000 годы) намечается осуществление следующих мероприятий:

экономия питьевой воды;

улучшение качества питьевой воды в регионах и городах с наибольшим несоответствием состава используемой воды требованиям гигиенических нормативов;

расширение использования подземных вод в городах и регионах, где поверхностные воды сильно загрязнены;

восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии либо подающих воду непитьевого качества;

улучшение состояния и обеспечение соблюдения режимов зон санитарной охраны и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения.

На втором этапе (2001-2005 годы) намечено расширить работы по восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов, а также по охране и улучшению состояния водных объектов - источников питьевого водоснабжения.

На третьем этапе (2006-2010 годы) предусматривается завершить наиболее капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение водоснабжения населения.

В Программе предусматривается разработка и реализация инвестиционных, научно-технических и инновационных подпрограмм.

На первом этапе при реализации инвестиционных подпрограмм должны быть использованы результаты уже проведенных научных исследований, доведенных до стадии разработки конструкторской документации, и обеспечен ввод в эксплуатацию опытно-промышленных образцов на базе новых технологий хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Одновременно в рамках научно-технических и инновационных подпрограмм будут развернуты исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие внедрение передовых научно-технических достижений при реализации инвестиционных подпрограмм на последующих стадиях. Таким образом будет обеспечено опережающее выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их своевременное внедрение в практику.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОДПРОГРАММЫ

1. Развитие систем водоснабжения и водоотведения

В городах и поселках городского типа Российской Федерации эксплуатируется 8659 систем централизованного водоснабжения (водопроводов) и 6354 комплекса отдельных водопроводных сетей.

Имеющиеся мощности водопроводов используются со значительной перегрузкой и не обеспечивают бесперебойного водоснабжения во многих городах и регионах. В ряде городов вода подается в жилые районы по графику, со значительными перебоями.

Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения многих крупных городов являются поверхностные воды. Почти в половине городов с населением свыше 100 тыс. человек централизованное водоснабжение либо полностью основано на поверхностных водах, либо оно составляет более 90 процентов в балансе водопотребления. Так как поверхностные воды практически не защищены от загрязнения, население этих городов находится под постоянной угрозой потребления воды, не соответствующей нормативам качества.

Используемые технологии водоподготовки в условиях продолжающегося ухудшения качества воды в водоисточниках не обеспечивают подготовку питьевой воды до нормативных требований.

Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в городах и поселках городского типа составляет 185 тыс. километров, из которых в ветхом состоянии находятся 26,4 тыс. километров, что обусловливает значительные утечки воды.

Ежегодно предприятиями коммунального хозяйства сбрасывается в водные объекты около 14 куб. километров сточных вод, из которых до нормативных значений очищается всего лишь 1,3 куб. километра, или 9 процентов. Положение усугубляется тем, что значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до 50 процентов в отдельных городах) поступает на очистные сооружения коммунального хозяйства, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод. Только незначительная часть городов имеет системы ливневой канализации с полным комплексом очистных сооружений, вследствие чего в водные объекты с селитебных территорий поступает много загрязненных стоков.

Для решения указанных проблем необходимо предусмотреть осуществление следующих мер:

строительство и реконструкция водопроводных сооружений;

реконструкция систем водоснабжения жилых зданий;

реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций;

строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод;

сбор и очистка поверхностного стока с селитебных территорий.

Особое внимание будет уделено расширению использования подземных вод. Это диктуется необходимостью обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайных ситуаций и в первую очередь относится к крупным городам и отдельным регионам, водоснабжение которых осуществляется в основном из поверхностных источников.

Важным направлением работ должна стать реконструкция систем водоснабжения жилых зданий прежде всего в целях экономии питьевой воды. На первом этапе намечено выполнить работы по реконструкции водоразборной арматуры и арматуры смывных бачков внутридомовых систем водоснабжения.

Реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций будут проводиться на основе новых современных технологий приготовления питьевой воды. В 1999-2000 годах предусматривается приступить к этим работам в регионах и городах с наибольшими отклонениями качества питьевой воды от требований гигиенических нормативов (в республиках Дагестан, Калмыкия, Карелия, Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике, в Алтайском крае, в Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Ульяновской областях и некоторых других регионах).

Строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод предусмотрены в городах, испытывающих наибольшее негативное влияние сточных вод на качество воды питьевых водозаборов. В этих же городах намечены первоочередные мероприятия по сбору и очистке поверхностного стока с селитебных территорий.

Расчетная стоимость мероприятий по строительству и реконструкции городских централизованных систем водоснабжения и водоотведения составит 130330,3 млн. рублей, в том числе в 1999-2000 годах - 8731,8 млн. рублей.

Осуществление мероприятий по строительству и реконструкции городских централизованных систем водоснабжения и водоотведения позволит увеличить долю использования подземных вод на питьевые цели на 20 процентов, создать на их базе надежные системы резервного питьевого водоснабжения, существенно улучшить качество питьевой воды, повысить технологическую и санитарную надежность централизованных систем водоснабжения, сократить удельное водопотребление на 20-25 процентов, увеличить срок эксплуатации трубопроводов в 2-3 раза по сравнению с существующими нормативами, улучшить экологическую обстановку на территории населенных мест.

Для водоснабжения сельских населенных пунктов в основном используются подземные воды (9,8 млн. куб. метров/сутки, или 87 процентов от общего объема водопотребления), а также поверхностные источники (1,4 млн. куб. метров/сутки, или 13 процентов). Из водопроводов несельскохозяйственного назначения сельские потребители получают 430 тыс. куб. метров/сутки. В отдельных районах используется привозная вода (140 тыс. куб. метров/сутки).

Из 145 тыс. сельских населенных пунктов России, в которых проживает 37,1 млн. человек, системы централизованного водоснабжения имеют 68 тыс. населенных пунктов с численностью населения 25,4 млн. человек.

В сельской местности водой низкого качества пользуются 16,6 млн. человек (45 процентов), в том числе 11,1 млн. человек используют воду непитьевого качества из децентрализованных источников и 5,5 млн. человек потребляют недоброкачественную воду из-за несовершенства сельских централизованных систем водоснабжения.

Таким образом, основной задачей в области развития систем водоснабжения и водоотведения в сельской местности является осуществление мероприятий по обеспечению населения водой нормативного качества.

В 1999-2000 годах в сельской местности намечается осуществить следующие первоочередные мероприятия:

восстановление систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии;

реконструкция систем водоснабжения, подающих воду непитьевого качества;

строительство новых систем водоснабжения в районах, где распространены некондиционные воды, установка контейнерных сооружений водоподготовки для обеспечения населения и животных водой нормативного качества по временной схеме;

обеспечение населения водой питьевого качества в зонах радиоактивного заражения.

Первоочередное строительство групповых водопроводов намечено в Республике Башкортостан, в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, в Астраханской, Волгоградской, Курганской, Ленинградской, Ростовской, Рязанской, Саратовской областях и некоторых других регионах.

В тех сельских населенных пунктах, где намечено строительство новых централизованных систем водоснабжения, одновременно будут строиться системы водоотведения с полным комплексом очистных сооружений, что позволит существенно повысить степень благоустройства населенных пунктов.

Расчетная стоимость мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах составит 138806,4 млн. рублей, в том числе в 1999-2000 годах - 9081,7 млн. рублей.

Осуществление намеченных мероприятий позволит увеличить общее потребление воды в расчете на одного сельского жителя с 283 литров/сутки в настоящее время до 344 литров/сутки в 2010 году, в том числе на хозяйственно-питьевые нужды - с 93 до 127 литров/сутки. Будет существенно повышена надежность и качество водообеспечения сельских населенных пунктов, снижена заболеваемость сельских жителей, связанная с водным фактором.

Среди мер, позволяющих улучшать качество питьевого водоснабжения, существенное значение будут иметь меры по улучшению состояния зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, включающие: проведение обследования состояния первого пояса зон санитарной охраны, их восстановление; осуществление работ по предотвращению фильтрации вод из хвосто- и шламохранилищ, накопителей отходов животноводческих комплексов во втором и третьем поясах зон санитарной охраны; вынос из второго пояса зон санитарной охраны особо опасных загрязняющих объектов (свалок, полигонов твердых отходов, золо-, шлако- и солеотвалов и т. д).

В 1999-2000 годах намечено осуществить работы по улучшению состояния зон санитарной охраны на водозаборах подземных вод в районах с наиболее напряженной экологической обстановкой в республиках Башкортостан и Татарстан, в Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, в Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Самарской, Челябинской областях и некоторых других регионах.

Расчетная стоимость работ по улучшению состояния зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения составит 1900 млн. рублей, в том числе в 1999-2000 годах 127,3 млн. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»