ГОСТ Р ИСО 10011-1-93
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Часть 1. Проверка
Guidelines for auditing quality systems.
Part I: Auditing
ОКСТУ 0012
Дата введения 1994-07-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛEH И ВНЕСЕН ВНИИСертификации Госстандарта России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 322
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 10011-1-90* "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка"
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по проведению проверки системы качества организации. Он позволяет пользователям приспособить их к своим потребностям.
Проверка системы качества также обеспечивает получение объективных доказательств, касающихся необходимости сокращения, устранения и, самое главное, предотвращения несоответствий.
Результаты этих проверок могут быть использованы руководством для улучшения деятельности организации.
Настоящий стандарт устанавливает основные принципы, критерии и порядок проведения проверок и содержит руководящие указания по назначению, планированию, проведению и документированию проверок систем качества.
ИСО 8402-86 Качество. Словарь*
----------------
* ИСО 8402-86. Качество. Словарь. Находится во ВНИИС.
Определения, приведенные в ИСО 8402, используются вместе с нижеследующими.
Примечание - Некоторые термины, содержащиеся в ИСО 8402, повторяются здесь. Источник указан в скобках.
3.1 Проверка качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям (ИСО 8402).
Примечания
1 Проверка качества применяется в основном (но не только) к системе качества или ее элементам (процессы, продукция или услуги и т. п.). Подобные проверки часто называют "проверкой системы качества", "проверкой качества процесса", "проверкой качества продукции", "проверкой качества услуги".
2 Проверки качества проводят лица, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие с персоналом проверяемых участков.
3 Одной из целей проверки качества является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий. Следует проводить разграничение между проверкой и деятельностью по надзору или контролю, осуществляемой с целью управления процессом или приемки продукции.
3.2 Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством /ИСО 8402/.
Примечания
1 Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.
2 В связи с требованиями контракта, обязательными предписаниями и пpoведением оценки может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
3.3 Эксперт-аудитор (по качеству) - специалист, имеющий квалификацию для проведения проверок качества.
Примечания
1 Чтобы осуществить проверку качества, эксперт-аудитор должен получить официальное назначение для проведения данной конкретной проверки.
2 Эксперт-аудитор, назначенный для руководства проверкой качества, называется главным экспертом-аудитором.
3.4 Заказчик (клиент) - лицо или организация, по запросу которых проводится проверка.
Примечание - Заказчиком (клиентом) может быть:
а) проверяемая организация, желающая проверить собственную систему качества на соответствие ряду стандартов;
b) потребитель, желающий проверить систему качества поставщика с помощью своих собственных экспертов-аудиторов или третьей стороны;
с) независимое агентство, уполномоченное определить, обеспечивает ли система качества соответствующее управление предоставляемыми продукцией или услугами (продовольствие, лекарства, ядерная энергетика и т. п.);
d) независимое агентство, назначенное для проведения проверки с целью внесения системы качества проверяемой организации в официальный реестр.
3.5 Проверяемая организация - организация, где производится проверка.
3.6 Наблюдение - констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная на объективном доказательстве.
3.7 Объективное доказательство - информация о качестве или количестве (зарегистрированные данные или заявления, имеющиe отношение к качеству изделия или услуги, либо наличию и применению какого-либо элемента системы качества), полученная путем наблюдения, измерения или испытаний и которая может быть проверена.
3.8 Несоответствие - невыполнение установленных требований (ИСО 8402).
Примечание - Настоящее определение включает в себя отсутствие одной или нескольких характеристик или элементов системы качества, или их отклонение от установленных требований
4.1 Цели проверки
Проверки обычно преследуют одну или несколько целей:
а) установление соответствия или несоответствия элементов системы качества установленным требованиям;
Ь) определение эффективности внедренной системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в области качества;
с) предоставление проверяемой организации возможности улучшить систему качества;
d) удовлетворение нормативных требований;
е) разрешение включения системы качества проверяемой организации в официальный реестр.
Основанием для проверок в большинстве случаев является:
первоначальная оценка поставщика, если есть желание установить контрактные взаимоотношения;
проверка собственной системы качества организации в части удовлетворения установленным требованиям и применения*;
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
проверка системы качества поставщика в части удовлетворения установленным требованиям применения в рамках контрактных взаимоотношений;
оценка соответствия собственной системы качества организации стандарту на системы качества.
Эти проверки могут быть текущими или обусловлены значительными изменениями системы качества организации, процесса, качества продукции или услуг, или же они могут быть необходимым следствием проведения корректирующих действий.
Примечания
1 Проверки качества не должны приводить к переносу ответственности за достижение требуемого качества с работающего персонала на проверяющую организацию.
2 Проверки качества не должны приводить к расширению области деятельности функций качества, кроме целей, поставленных в области качества.
4.2 Роли и ответственность