Законодательство и экономика, N 17-18, 1997 год  

Н.В.Шелютто

Ведущий научный сотрудник Института законодательства

и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,

кандидат юридических наук  

                            


Компетенция субъектов Российской
Федерации в области образования

В 1996 году было принято два федеральных Закона, регулирующих отношения в области образования: "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"* (в дальнейшем "Закон об образовании") и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"** (в дальнейшем - "Закон о высшем образовании"). Представляется, что в печати эти важные акты освещены мало. Между тем оба закона непосредственно связаны с конституционным правом на образование, с решением острейших проблем молодежи, подготовки кадров и т.д. и, следовательно, заслуживают тщательного всестороннего анализа.

_________________     

* Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст.150

** Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 35. - ст.4135

В данной статье будет рассмотрен лишь один вопрос - компетенция субъектов Российской Федерации в области образования. От того, как осуществляется эта компетенция, в основном и зависит состояние сферы образования. Ведь российские вузы, школы, профтехучилища, другие образовательные учреждения находятся не где-нибудь, а на территории конкретного субъекта Российской Федерации: в республике, крае, области, автономной области, автономном округе, Москве, Санкт-Петербурге. Сфера образования в общественной жизни страны в ее продвижении вперед исключительно важна. Она и чрезвычайно трудна, многообъектна. Например, в Волгоградской области - 1336 школ*, в Костромской - почти 600 школ, технологический университет, сельскохозяйственная академия, педагогический университет, широкая сеть профтехучилищ**.

---------------

* В.Корнеев. Система образования повергла прокуратуру в столбняк. - Известия. - 1997. - 25 июля.

** В.Шершунов. Перемены не за горами. - Российская газета. 1997. - 22 июля.

В соответствии с Конституцией РФ (п."е" ч.1 ст.72) общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Как указывается в ст.73 Конституции, вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти. Чтобы определить, какова эта "власть" в области образования, необходимо знать, что составляет компетенцию Российской Федерации. В обоих федеральных законах ее компетенция определена: в Законе об образовании - в ст.28, в Законе о высшем образовании - в ст.24. Следом за указанными статьями в Законы помещены статьи о компетенции субъекта Федерации. Но изложены эти статьи по-разному: по "перечневому методу в Законе об образовании, по "остаточному" методу (принципу) - в Законе о высшем образовании. По общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования, сказано в Законе о высшем образовании, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной названным законом компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского образования.

И в Законе об образовании, и в Законе о высшем образовании компетенция Российской Федерации определена исчерпывающим образом. Исчерпывающей является и компетенция субъектов Федерации (их органов государственной власти), установленная в ст.29 Закона об образовании; при этом предусмотрено (ст.30), что она не может быть изменена иначе как законом.

Кроме того, Законом об образовании закреплена компетенция в области образования органов местного самоуправления (ст.31), а также компетенция образовательного учреждения. Следовательно, чтобы уяснить, какова компетенция субъектов Федерации в области образования, необходимо прежде всего обратиться к перечню закрепленных в ст.30 Закона об образовании вопросов, относящихся к ведению субъектов Федерации в области образования, и рассмотреть эти вопросы в системе всех остальных вопросов - относящихся к ведению Российской Федерации, в том числе в области высшего и послевузовского образования, с одной стороны, и к ведению органов местного самоуправления - с другой.

Итак, какие вопросы включены Законом об образовании в компетенцию субъектов Федерации?

Перечень рассматриваемых вопросов открывает следующий: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в этой области политике, которую формирует Российская Федерация в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием*. Осуществление федеральной политики в области образования - также в числе вопросов, находящихся в ведении субъектов Федерации.

_________________     

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs