Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 1989 года N 147


[Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ"]

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации со 2 декабря 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года N 1850
____________________________________________________________________


Государственный строительный комитет СССР постановлением от 10 ноября 1989 г. N 147 решил*:

1. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1989 года N 809 утвердить согласованное с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Жилсоцбанком СССР, Промстройбанком СССР и Агропромбанком СССР публикуемое ниже Положение об организации строительства объектов "под ключ".

2. Установить, что министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госстроем СССР могут утверждаться особенности применения настоящего Положения, вытекающие из региональных условий и отраслевой специфики строительства.

3. Для ускорения перехода к строительству объектов "под ключ" и повышения эффективности применения нового вида подряда рекомендовать проводить необходимую организационную, структурную и функциональную перестройку деятельности участников инвестиционного процесса при участии и под непосредственным руководством Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

4. Признать утратившим силу Положение об организации строительства объектов "под ключ", утвержденное Госстроем СССР, Госпланом СССР и Госснабом СССР 3 февраля 1987 года N 3-Д.

________________

* Вводная часть постановления дана в изложении. - Примечание "КОДЕКС".    

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации строительства объектов "под ключ"

1. Общие положения

     

1.1. Настоящее Положение регламентирует организационно-экономические взаимоотношения между участниками инвестиционного процесса при строительстве «под ключ» жилых домов и других объектов социальной сферы, а также объектов производственного назначения (в первую очередь строящихся по типовым и повторно применяемым проектам), в том числе объектов трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта, связи, электроэнергетики, мелиорации и водного хозяйства.

1.2. Метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).

1.3. Участниками инвестиционного процесса при строительстве объектов «под ключ» являются:

единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев и областей или отдельные предприятия (организации)-заказчики по строительству объектов социальной сферы, а также действующие предприятия или дирекции строящихся предприятий, осуществляющие производственное строительство, в дальнейшем именуемые «заказчики»;

генеральные подрядные организации - проектно-промышленно-строительные (проектно-строительные), производственные строительно-монтажные объединения, строительно-монтажные тресты, домостроительные комбинаты и т. д., посреднические организации и фирмы, в дальнейшем именуемые «генподрядчики». Генподрядчик несет экономическую ответственность перед заказчиком за выполнение договорных обязательств  по осуществлению комплекса работ на всех стадиях инвестиционного цикла;

субподрядные строительные организации - специализированные строительные, строительно-монтажные, пусконаладочные и другие организации, привлекаемые на договорных началах для выполнения предусмотренных проектами специальных видов работ, в дальнейшем именуемые «субподрядчики». Субподрядчик несет экономическую ответственность перед генподрядчиком за своевременное и качественное выполнение работ, обусловленных договором субподряда;

проектные, проектно-технологические,   проектно-конструкторские, научно-исследовательские организации, привлекаемые генподрядчиком на договорных началах для выполнения необходимых  проектных и научных работ и несущие перед ним экономическую ответственность за выполнение договорных обязательств.

1.4. Договор подряда на строительство объекта "под ключ", заключаемый между заказчиком и генподрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла «проектирование - строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные СНиП 3.01.04-87, - сдача объекта в эксплуатацию».

Строительство «под ключ» объектов и сооружений, относящихся к государственному заказу, подлежит включению в планы работ субподрядчиков и проектных организаций в первоочередном порядке.

1.5. В своей работе участники инвестиционного процесса при сооружении объектов «под ключ» руководствуются действующими нормативными актами в области капитального строительства, а также настоящим Положением.

     

2. Формы организации строительства объектов «под ключ»

2.1. Переход к строительству «под ключ» жилых домов и других объектов социального назначения, а также однотипных производственных объектов и сооружений осуществляется, как правило, по территориальному принципу (союзные (без областного деления) и автономные республики, края, области, города) на основе перевода на работу по этому методу участников инвестиционного процесса данной территории.

2.2. Переходу к строительству «под ключ» жилых домов и других объектов социального назначения предшествует необходимая организационная, структурная и функциональная перестройка деятельности участников инвестиционного процесса. При этом в целях повышения эффективности управления инвестиционным процессом целесообразно обеспечить:

создание в городах служб единого заказчика и сосредоточение в распоряжении этих служб капитальных вложений на сооружение жилых домов и других объектов социального назначения, предусмотренных в планах исполкомов Советов народных депутатов, предприятий и организаций;

создание в регионе проектно-промышленно-строительных (проектно-строительных) объединений - организационной формы управления, способной самостоятельно осуществлять весь цикл от разработки проектной документации до сдачи заказчикам объектов, подготовленных к эксплуатации   или оказанию услуг;

упорядочение системы материально-технического снабжения и комплектования строек технологическим оборудованием и др.     

    

2.3. Переход к строительству «под ключ» объектов трубопроводного, железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, энергетики водохозяйственного строительства осуществляется по отраслевому принципу на основе перевода на работу по этому методу подрядных и других организаций отрасли. В зависимости от избранного масштаба на новый вид подряда могут быть переведены специализированные строительные министерства, специализированные строительные объединения проектно-строительные объединения, строительно-монтажные (специализированные) тресты и др. Одновременно осуществляется необходимая организационная, структурная и функциональная перестройка деятельности участников инвестиционного процесса отрасли (предприятия, объединения), а также с участием заинтересованных Советов народных депутатов - урегулирование вопросов взаимодействия с подведомственными им организациями.

3. Распределение обязанностей между заказчиками и генподрядчиками

  

3.1. Система строительства объектов «под ключ» предусматривает следующее распределение основных функций между заказчиками и генподрядчиками.

Заказчики:

представляют генподрядчикам утвержденные проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов, утвержденные технико-экономические расчеты строительства объектов производственного  назначения и отдельных зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения;

передают генподрядчикам лимиты капитальных вложений;

передают генподрядчикам полностью или частично ассигнования, предназначенные для содержания служб заказчика, в связи с возложением на генподрядчиков дополнительных функций;

передают генподрядчикам или сдают им в аренду складские помещения, необходимые для хранения оборудования, кабельной продукции и других материалов, ранее поставлявшихся заказчиками. При отсутствии указанных помещений передают генподрядчикам необходимые средства на их аренду у третьей стороны либо компенсируют затраты генподрядчика по хранению указанных материалов и оборудования;

обеспечивают совместно с эксплуатационными организациями своевременную поставку сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, набор и укомплектование кадров эксплуатационного персонала для осуществления пусконаладочных работ, предусмотренных СНиП 3.01.04-87. При необходимости передают указанные кадры в состав генподрядных (субподрядных) организаций на согласованные сроки;

обеспечивают после утверждения   акта  государственной приемочной комиссии приемку-передачу законченных объектов на баланс заказчиков или эксплуатационных организаций, а также производят расчеты по законченному строительству.

Генподрядчики:

обеспечивают разработку строительной  части  проектно-сметной документации собственными силами или по договору - с внешними проектно-изыскательскими организациями. Самостоятельно осуществляют передачу в производство рабочей документации в объемах и сроки, учитывающие технологическую последовательность и конкретные условия строительства;

обеспечивают своевременное и качественное выполнение строительно-монтажных и специальных строительных   работ, комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, конструкциями и материалами;

обеспечивают ввод в действие объекта в соответствии с утвержденным проектом и требованиями, обусловленными заказчиком в договоре подряда, в сроки, определенные нормами продолжительности строительства и договорными обязательствами.

4. Договорные отношения между участниками инвестиционного процесса

     

4.1. Заказчик заключает с генподрядчиком договор подряда на строительство объекта «под ключ».

4.2. Стоимость работ, включаемая в договор подряда, принимается по договорной цене, определяемой в соответствии с порядком, приведенным в приложении к настоящему Положению.

4.3. Генподрядчик, осуществляющий  строительство объекта «под ключ», как правило, переводится на систему обеспечения материально-техническими ресурсами через территориальные органы Госснаба СССР за счет лимитов, выделяемых ему вышестоящей организацией, в соответствии с потребностью, определяемой проектами и сметами.

Комплектование строек оборудованием, изделиями и материалами производится в соответствии с порядком, установленным Госснабом  СССР совместно с Госпланом СССР и Госстроем СССР.

4.4. Объекты, законченные строительством,   подготовленные к выпуску продукции или оказанию услуг, принимаются в эксплуатацию в установленном порядке.

5. Финансирование и кредитование строительства

     

5.1. Затраты генподрядчика до сдачи объекта заказчику «под ключ» покрываются за счет его собственных средств и кредитов банков.

Кредитование строительства объектов «под ключ» осуществляется в течение всего периода в полном соответствии с проектом организации строительства в пределах нормативных сроков в порядке, установленном Госбанком СССР и специализированными банками СССР.

Средства на оплату процентов за банковский кредит, выдаваемый подрядчику на строительство объекта «под ключ», предусматриваются в сметах исходя из нормативных сроков строительства.

5.2. Заказчик осуществляет расчет с генподрядчиком   по договорной цене после утверждения акта  государственной приемочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию. Генподрядчик производит окончательные расчеты с субподрядчиками после завершения ими комплексов  соответствующих видов работ, на которые устанавливаются договорные цены.

5.3. Формирование дохода (прибыли) и фондов экономического стимулирования генподрядчиком осуществляется по результатам расчетов за готовую строительную продукцию после утверждения акта государственной приемочной комиссии, а субподрядчикам - после сдачи генподрядчику законченных комплексов работ.

5.4. При сооружении объектов «под ключ» затраты по незавершенному строительству числятся на балансе генподрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию.

5.5. Учет и отчетность по всем видам деятельности, выполняемым генподрядчиком при строительстве объектов «под ключ», осуществляются в порядке, установленном Госкомстатом СССР.     

     

Приложение
к Положению об организации
 строительства объектов «под ключ»

Порядок определения договорных цен при строительстве
 объектов «под ключ»

1. Стоимость работ и затрат генподрядчика при строительстве объектов «под ключ» устанавливается на основе согласованных договорных цен, которые определяются на основании расчетов стоимости строительства в технико-экономических расчетах или сводных сметных  расчетов стоимости строительства (с учетом стоимости пусконаладочных работ), прошедших государственную, ведомственную или вневедомственную экспертизу, и являются окончательными и обязательными для всех участников инвестиционного процесса.

2. В договорную цену при строительстве объектов «под ключ» включаются:

стоимость строительно-монтажных работ;

стоимость оборудования, мебели, инвентаря. Дополнительные затраты, вызванные удорожанием оборудования и материалов поставки заказчика, мебели и инвентаря, возмещаются заказчиком сверх установленной договорной цены;

прочие затраты, в том числе стоимость пусконаладочных работ, предусмотренных СНиП 3.01.04-87, и средств на оплату процентов за пользование банковским кредитом, выдаваемым подрядчиком;

стоимость проектно-изыскательских работ,  выполняемых силами подведомственных генподрядчику или привлекаемых им проектно-изыскательских организаций;

резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных для включения в договорные цены;

средства (или их часть) на содержание служб заказчика и оплату авторского надзора в связи с возложением на генподрядчика дополнительных функций;

другие затраты, учитывающие конкретные условия и специфику строительства объекта, не предусмотренные сметными нормами и ценами.

3. Договорная цена согласовывается в 45-дневный срок со дня передачи генподрядчику необходимой документации.

К согласованию стоимости монтажных и специальных строительных работ генподрядчик привлекает соответствующие субподрядные организации.



Текст документа сверен по:

"Бюллетень строительной

техники" (БСТ) N 2, 1990 год     


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»