Недействующий

     

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН


О референдуме РСФСР

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 октября 1995 года на основании
Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ
"О референдуме Российской Федерации"
____________________________________________________________________

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие референдума РСФСР

Референдум РСФСР (всероссийский референдум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РСФСР.

На всероссийский референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса и территориальной целостности субъектов Федерации, о налогах, бюджете, об амнистии, помиловании, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Статья 2. Право граждан РСФСР на участие в референдуме

В референдуме имеют право участвовать граждане РСФСР, достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 3. Общие принципы проведения референдума

Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.

Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане РСФСР участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или временного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 4. Законодательство о всероссийском референдуме и
контроль за его соблюдением

В соответствии с Конституцией РСФСР вопросы подготовки и проведения всероссийского референдума регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами РСФСР.

Контроль за соблюдением законодательства о референдуме осуществляют государственные органы и организации, на которые он возложен Конституцией РСФСР, настоящим Законом и ин ми законодательными актами РСФСР. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений.

Статья 5. Агитация по поводу референдума

РСФСР гарантирует политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, трудовым коллективам и гражданам РСФСР право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за" или "против" проекта закона или решения, выносимого на референдум.

Для ведения агитации указанные лица и организации могут использовать собственные средства.

         В день голосования агитация запрещается.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии всероссийского референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 7. Язык всероссийского референдума

Все решения государственных органов, касающиеся проведения всероссийского референдума: текст проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также принятое по ним решение публикуются на языках народов РСФСР, а также на языке межнационального общения - русском. Вся переписка с Центральной комиссией референдума ведется на русском языке.

Статья 8. Материальное обеспечение референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет Государственного бюджета РСФСР.

Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями референдума.

Глава 2

ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РСФСР

Статья 9. Право назначения референдума

Право принятия решения о референдуме принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами - Верховному Совету РСФСР.

Решение о проведении референдума принимается Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 10 настоящего Закона.

Статья 10. Обязательное проведение референдума РСФСР

Съезд народных депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР обязаны назначить референдум по требованию:

не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме;

не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР.

Инициатива проведения референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан РСФСР. В этом случае она может быть реализована через органы, которые обладают правом назначения, и лиц, обладающих правом требования референдума.

Статья 11. Реализация права требования референдума народными
депутатами РСФСР

Решение о проведении референдума по требованию не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР может быть принято путем поименного голосования на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, либо путем сбора подписей народных депутатов РСФСР. Подписи народных депутатов РСФСР под требованием о проведении референдума удостоверяются Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Статья 12. Реализация права требования референдума гражданами
РСФСР

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит каждому гражданину РСФСР или группе граждан, имеющим право на участие в референдуме. Граждане РСФСР реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан РСФСР в соответствии с требованием настоящего Закона.

Статья 13. Образование инициативной группы референдума

В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан РСФСР.

Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить Совет народных депутатов о месте и времени проведения собрания.

Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 300 граждан РСФСР, имеющих право участвовать в референдуме.

Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на референдум.

В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей.

Статья 14. Регистрация инициативной группы

Надлежаще оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в президиум или исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов по месту проведения собрания. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.

Решение президиума или исполнительного комитета о регистрации должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения им протокола собрания и соответствующих приложений к нему.

Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Закона.

Президиум или исполнительный комитет после проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Свидетельство и удостоверения выдаются президиумом или исполнительным комитетом в течение трех дней с момента вынесения им решения о регистрации инициативной группы.

При отсутствии решения президиума или исполнительного комитета по вопросу о регистрации инициативной группы по истечении двух недель с момента представления материалов об избрании инициативной группы она считается зарегистрированной. В этом случае регистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативной группы оформляются и выдаются государственным нотариусом на основании копий документов, направленных в исполнительный комитет. Государственная пошлина за выдачу свидетельств и удостоверений взимается с исполнительного комитета.

Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в районный (городской) народный суд по месту нахождения местного Совета народных депутатов, отказавшего в регистрации.

При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера и наименования, соответствующие наименованиям исполнительных комитетов по месту образования инициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.

Общее количество создаваемых групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума.

Данные о зарегистрированных инициативных группах передаются в Президиум Верховного Совета РСФСР президиумами Советов или исполнительными комитетами по месту образования инициативных групп.

Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными
группами референдума

С момента получения свидетельства о регистрации, инициативная группа референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.

Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать трех месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан РСФСР, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.

Статья 16. Подписной лист референдума

Листы для сбора подписей граждан РСФСР под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существа предлагаемого проекта закона, или иного решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта закона или иного решения), а также полное наименование соответствующей инициативной группы.

Гражданин РСФСР, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания.

Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы.

На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума производится запись об общем числе заверенных подписей. Заверяющие подписи членов инициативной группы удостоверяются печатью местного Совета народных депутатов или его исполнительного комитета по месту регистрации данной инициативной группы.

Статья 17. Оформление права требования референдума

По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование Советов народных депутатов, которым переданы на хранение подписные листы. Итоговый протокол вместе с требованием о проведении референдума направляется в Президиум Верховного Совета РСФСР.

Подписные листы по акту передаются на хранение Совету народных депутатов, зарегистрировавшему инициативную группу, и хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения референдума.

Требование о проведении референдума адресуется Верховному Совету РСФСР или Съезду народных депутатов РСФСР и должно содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум.

Президиум Верховного Совета РСФСР обеспечивает регистрацию полученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений.

При необходимости Президиум Верховного Совета РСФСР может поручить выборочную или полную проверку достоверности полученных документов соответствующим Советам народных депутатов. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц, подписавших требование о проведении референдума, не допускается. Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в трехдневный срок передаются в Президиум Верховного Совета РСФСР.

При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.

Президиум Верховного Совета РСФСР может направить поступившие по вопросу проведения референдума материалы для заключения постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР.

Заключение комиссии или комитета передается в Президиум Верховного Совета РСФСР, который обеспечивает включение вопроса о назначении референдума в повестку дня текущих или ближайших сессий Верховного Совета РСФСР или Съезда народных депутатов РСФСР. Надлежаще заверенные копии заключения, а также информация о времени рассмотрения Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР вопроса о назначении референдума незамедлительно направляются инициативным группам референдума.

Статья 18. Принятие решения по требованию о проведении
референдума

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»