Недействующий

О Федеральной программе развития экспорта (с изменениями на 24 августа 2002 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2003 N 528)

Географическая структура

В первой половине 90-х годов произошла фактическая переориентация российского экспорта со стран ближнего зарубежья на страны дальнего зарубежья. Удельный вес государств-участников Содружества Независимых Государств в общем товарообороте, по оценкам, сократился с 56 процентов в 1991 году до 24 процентов в 1994 году, в том числе по экспорту - до 22 процентов (таблица 8). По итогам 11 месяцев 1995 года доля экспорта в страны ближнего зарубежья в экспорте России еще более снизилась и составила 17 процентов.

Наибольший удельный вес (около 54 процентов) в российском экспорте занимают европейские страны. Их доля стабильна, поскольку в этот регион поступает основная часть вывозимых Россией сырьевых товаров.

В течение 1992-1994 годов заметно выросла роль стран Юго-Восточной Азии как потребителей российских экспортных товаров: поставки в Республику Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд и на Тайвань увеличились почти в 2 раза, опережая в 5 раз темпы прироста всего экспорта страны. Умеренно высокими темпами расширяются поставки российских товаров в Японию и стремительными - в США. В течение 1992-1994 годов экспорт в США вырос в 4,5 раза (на 2,7 млрд.долларов США в абсолютном выражении), что не имеет прецедентов в отношении других стран. В связи со сказанным отмечается усиление позиций стран Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве рынков сбыта для российской экспортной продукции.

В целом, характеризуя географическую структуру экспорта страны, следует отметить, что круг торговых партнеров России весьма широк, однако пока еще не стабилен и по ряду параметров недостаточно диверсифицирован. Так, по-прежнему крайне мала доля развивающихся стран и непропорционально, в соотношении со структурой мирового импорта и торгово-политическим положением России, велика доля промышленно развитых стран, имеющих возможность в рамках НАТО, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного энергетического агентства и других организаций координировать свою политику в отношении России. Неоправданно мал экспорт в государства-участники Содружества Независимых Государств и бывшие социалистические страны, который возможно осуществлять на более прочной правовой и организационной основе.