ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 1995 года N 334

Об утверждении заявления
Правительства Российской Федерации и Центрального банка
Российской Федерации об экономической политике
в 1995 году и мерах по его реализации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1995 году, согласованное с Международным валютным фондом.

2. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и с участием Центрального банка Российской Федерации разработать комплекс мер по реализации положений указанного Заявления и до 1 мая 1995 г. представить предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                          В.Черномырдин

     

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ЗАЯВЛЕНИЕ

от 10 марта 1995 года

Об экономической политике на 1995 год

Цель экономической политики правительства и Центрального банка Российской Федерации (ЦБР) в 1995 году заключается в создании благоприятных условий для оздоровления и роста российской экономики, устойчивого повышения уровня жизни населения. Для реализации поставленной цели правительство и ЦБР намерены резко снизить инфляцию и ускорить институциональные и структурные реформы, в то же время обеспечивая адекватный уровень социальной защиты населения. Для решения поставленных задач правительство и ЦБР договариваются о следующем.

I. Кредитно-денежная политика

1. Главная цель на 1995 год - снижение инфляции в среднем до уровня около 4% в месяц в течение 1995 года и до уровня около 1% в месяц во второй половине 1995 г. Для этого правительство с 1 января 1995 г. прекратило использовать прямые кредиты ЦБР для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением случаев, предусмотренных ниже в параграфе 13. Рост денежной базы и предложения денег будет определяться политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы будут установлены предельные размеры чистых внутренних активов кредитно-денежных органов*, а также предельные размеры чистых требований денежно-кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (которое определяется как консолидированные федеральное правительство и местные органы управления, а также все государственные внебюджетные фонды). Кроме того, будут установлены целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов.

----------------

* Эти параметры, так же как и другие целевые показатели и обязательства, определены в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Заявления (в тексте настоящего Заявления не приводится). Все макроэкономические термины, используемые в настоящем Заявлении и в приложении, также зафиксированы в Меморандуме определений, который разработан Министерством финансов и Центральным банком с участием сотрудников МВФ.

2. С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов. Рефинансирование коммерческих банков будет осуществляться только через аукционы и другие рыночные механизмы. В первой половине 1995 г. ЦБР приступит к операциям по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов. В течение 1995 г. ЦБР будет проводить операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых внутренних активов денежно-кредитных органов в соответствии с целевыми показателями кредитно-денежной программы. Во втором полугодии 1995 г. ЦБР приступит к операциям РЕПО с использованием государственных ценных бумаг, выпущенных на рыночных условиях.

3. ЦБР будет устанавливать ставку рефинансирования, а также ставки по переучету векселей и ломбардному кредиту, и все они будут поддерживаться на уровне действующих справочных межбанковских ставок, рассчитанных для кредитов с сопоставимыми сроками погашения, или превышающем эти ставки.

4. В 1995 г. правительство не будет предоставлять бюджетных ссуд по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки, а также не будет предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты, предоставляемые из других источников, сверх объемов, предусмотренных в принятом бюджете. В 1996 г. бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут, за возможным исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам. Правительство не будет разрешать отсрочек уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам, предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно-денежной политике (КФКДП), за исключением возможного принятия на себя федеральным правительством части накопленных непогашенных требований ЦБР по прямым кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 гг. сельскому хозяйству и районам Севера. В решениях ЦБР и Комиссии по финансовой и кредитно-денежной политике в отношении кредитования коммерческих банков будут учтены пределы роста чистых внутренних активов кредитно-денежных органов, движение средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБР, возврат ранее выданных кредитов рефинансирования, а также необходимость стремиться к поддержанию положительных реальных ставок процента. Правительство не будет давать гарантий по кредитам, предоставляемым коммерческими банками на средства, не предусмотренные в принятом бюджете.

5. Правительство и ЦБР не будут выдавать кредиты или государственные ссуды для зачета взаимных неплатежей предприятий.

6. ЦБР в тесном сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации разработал новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков. Принятие новых законов укрепит возможности ЦБР по регулированию и надзору за операциями коммерческих банков. Будет расширяться Совет директоров ЦБР, будет создаваться Национальный банковский совет, что позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определять стратегические задачи ЦБР.

II. Отношения между Банком России и Министерством финансов

7. ЦБР и Министерство финансов разработают организационные структуры, необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно-денежной и бюджетной политики, управления государственным долгом и валютной политики, в том числе:

a) регулярные консультации на уровне руководителей департаментов по важнейшим вопросам макроэкономической политики;

b) обмен информацией об исполнении бюджета, потребностях финансирования федерального правительства, ситуации в кредитно-денежной сфере, на финансовых и валютных рынках;

c) ЦБР будет управлять объемом и структурой чистых международных резервов на основе консультаций с Министерством финансов. С этой целью будет создана специальная рабочая группа с участием ЦБР и Министерства финансов, и к 1 апреля 1995 г. будут определены ее рабочие полномочия.

III. Налогово-бюджетная политика

8. В 1995 году правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет обязательных отчислений предприятий, кроме Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости.

Практика формирования отраслевых фондов, образующихся за счет вычитаемых из базы налогообложения отчислений предприятий (см. приложение), упразднена с января 1995 года. Правительство совместно с соответствующими внебюджетными фондами, министерствами и ведомствами разработает порядок закрытия отдельных счетов государственных внебюджетных фондов, консолидирует эти фонды в федеральном бюджете и будет проводить операции по счетам бюджетных фондов, а также обеспечит внесение соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее статус и деятельность таких государственных фондов.

9. Правительство установит квартальные пределы дефицита расширенного правительства в соответствии с приложением. Дефицит расширенного правительства в 1995 году не превысит 80,2 трлн. руб. (по официальному определению). В соответствии с этим целевым показателем правительство установит для дефицита федерального бюджета, который в 1995 г. не превысит 73,2 трлн. руб. (по официальному определению), утвержденные в принятом во втором чтении 25 января 1995 г. Думой бюджете квартальные пределы с ежемесячными максимальными показателями. Правительство будет строго контролировать динамику государственного долга.

10. Чтобы обеспечить достижение указанных показателей в налогово-бюджетной сфере, федеральное правительство осуществит меры по повышению доходов федерального бюджета, описанные в приложении. Федеральное правительство ограничит объем своих расходов суммой фактически собранных доходов и объемом дефицита, указанным в параграфе 9.

11. Правительство предпримет особые усилия для повышения собираемости налогов. Государственная налоговая служба осуществит следующие меры:

(1) обязательное использование системы счетов - фактур для

взимания  НДС для облегчения инспектирования и контроля собираемости
НДС;

(2) требование к налогоплательщикам по ведению отдельных

журналов регистрации закупок и продаж в качестве бухгалтерских книг;

(3) предпринимаемые в настоящее время меры для применения

системы  счетов-фактур  для  взимания  НДС  на  оптовом   уровне   в
дальнейшем будут распространены и на розничную торговлю;

(4) планируется дальнейшее распространение программы

модернизации системы сбора налогов на  области  и  принятие  мер  по
обеспечению   соответствующей   координации  различных  проектов  по
компьютеризации системы;

(5) в Главном управлении ГНС будет создана группа экспертов -

аудиторов   с   целью  разработки  и  внедрения  более  эффективного
механизма аудиторской работы и планирования;

(6) будет создана небольшая рабочая группа по сбору

просроченных налоговых платежей; а также

(7) будет предоставляться больше средств на деятельность

указанного Главного управления.

Правительство воздержится от предоставления новых налоговых льгот и будет противостоять давлению со стороны других структур, требующих предоставления новых льгот.

12. Правительство будет наращивать усилия по расширению неэмиссионного финансирования дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита федерального бюджета в 1995 г. Для достижения предусмотренного уровня внутреннего финансирования правительство совместно с ЦБР планирует принять следующие меры:

a) развивать региональные рынки государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок на территории России;

b) привлечь дополнительные сбережения населения за счет: улучшения доступа мелких клиентов к государственным ценным бумагам с помощью услуг банков; предложения государственных ценных бумаг с процентной ставкой, тесно привязанной к доходности государственных краткосрочных облигаций (ГКО) с сопоставимыми сроками погашения, включая бумаги с плавающими ставками;

c) изменить структуру сроков погашения государственного долга (за исключением объема непогашенной прямой задолженности федерального правительства перед ЦБР) за счет эмиссии облигаций с более длительными сроками погашения, принимая во внимание уровень и структуру процентных ставок, а также возможности правительства по обслуживанию долга;

d) осуществлять прямое размещение казначейских ценных бумаг с рыночной доходностью среди крупных институциональных инвесторов;

e) в течение I квартала 1995 г. правительство будет следить за тем, чтобы чистый объем непогашенных казначейских обязательств (КО), выпущенных с процентными ставками ниже рыночных по ценным бумагам с сопоставимым сроком погашения, не превышал чистого объема КО, не погашенных на 1 января 1995 г. Выпускаемые в дальнейшем КО будут погашаться не позднее 1 апреля 1996 г., а их срок обращения закончится к 1 июля 1996 г. С 1 апреля 1995 г. правительство уменьшит чистый объем непогашенных КО в соответствии с графиком, представленным в приложении. Кроме того, правительство не будет выпускать бумаги с процентными ставками ниже рыночных по ценным бумагам с сопоставимым сроком погашения;

f) приступить к реализации программы выпуска государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций;

g) правительство намерено упорядочить свои просроченные обязательства по товарному долгу; необходимые для этого средства предусмотрены в бюджете на 1995 год.

13. Правительство не будет использовать для целей финансирования дефицита бюджета прямые кредиты ЦБР, за исключением краткосрочного займа в первые три месяца года в общей сложности не свыше 3,475 триллиона рублей, а также в пределах объема, указанного в кредитно-денежной программе и подлежащего погашению в течение шести месяцев. Помимо данного кредита и в соответствии с положениями приложения, касающимися возможной интервенции на первичном рынке, ЦБР может увеличить объем своих требований к правительству только путем приобретения ценных бумаг федерального правительства на вторичном рынке. В течение 1995 г. правительство на основе консультаций с ЦБР представит в Думу закон о преобразовании всего объема прямых кредитов ЦБР правительству, не погашенных по состоянию на день конвертирования, в среднесрочные и / или долгосрочные купонные облигации с процентной ставкой; этот процесс планируется завершить к началу 1996 г.

14. К 1995 г. правительство консолидировало в федеральный бюджет все операции, связанные с иностранной валютой, а также драгоценными металлами и камнями. Начиная с 1995 года правительство будет готовить ежеквартальные отчеты о консолидированном исполнении федерального и местных бюджетов с включением всех внебюджетных фондов.

15. В 1995 г. будет завершен переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство. В течение 1995 года исполнение бюджета и отчетность об исполнении будут переведены на новую систему классификации, в целом соответствующей методологии Статистики государственных финансов (GFS) МВФ.

16. В 1995 году правительство выпустит правила государственных закупок и заявок на участие в них на конкурсной основе. Начиная с 1996 года эти правила будут действовать для правительств всех уровней, включая местные власти. До конца 1995 года будут введены новые процедуры контроля за федеральными расходами.

17. Не позднее 1 июля 1995 года правительство разработает среднесрочную стратегию налогово-бюджетной политики, которая будет добиваться снижения дефицита бюджета до уровня около 4 процентов от ВВП в 1996 году и до уровня около 3 процентов от ВВП - в 1997 году. Данная стратегия будет включать в себя комплексное совершенствование налоговой системы и законодательства, а также рационализацию уровня и структуры расходов правительства в среднесрочной перспективе.

18. В течение 1995 года правительство вынесет на рассмотрение Федерального Собрания новый налоговый кодекс, который укрепит законодательную основу действующей системы налогообложения; его следует принять в 1996 году и ввести в действие в 1997 г. Правительство будет вносить дальнейшие инициативы по реформе налогообложения, в том числе в области определения источников доходов и дальнейшей отмены налоговых льгот. Система налогообложения будет упрощена, а количество налогов значительно сокращено. Будут более широко внедряться налоги в форме удержания, а также приниматься другие меры по повышению собираемости налогов и борьбе с уклонениями от их уплаты. Система взимания налогов будет реорганизована на функциональной основе, а полномочия налоговых органов приведены в соответствие с требованиями рыночной экономики.

IV. Политика в области валютного курса и
международных резервов

19. Правительство и ЦБР будут развивать и совершенствовать функционирование рынка иностранной валюты, сохраняя при этом принципы системы единого валютного курса. Не будут вводиться никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля. ЦБР и правительство обязуются разработать адекватные инструменты наблюдения за валютными рынками. Для обеспечения более эффективного определения официального обменного курса необходим тщательный анализ на ежедневной основе информации об обменных курсах и объемах торгов на валютных биржах и на межбанковском валютном рынке, а также об операциях с наличной валютой через обменные пункты. В первой половине 1995 года правительство и ЦБР начнут консультации с МВФ с целью принятия обязательств Статьи VIII Статей Соглашения МВФ.

20. Правительство и ЦБР намерены продолжать придерживаться системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию кредитно-денежных органов на валютных рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний, соответствующими кредитно-денежной программе. Они будут рассматривать политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.

21. Центральный банк России на основе консультаций с Министерством финансов будет управлять объемом и структурой официальных чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно-денежной политики. Минимальный уровень чистых международных резервов кредитно-денежных органов будет ограничиваться целевыми показателями в соответствии с приложением. Валовые международные резервы кредитно-денежных органов должны составить к концу 1995 года не менее 11 млрд. долларов США.

V. Платежный баланс и отношения с кредиторами

22. Правительство примет меры по стимулированию экспорта, соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через ожидаемое вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Правительство также будет стимулировать приток иностранных инвестиций путем:

(1) совершенствования методов регулирования рынка капиталов в

целях привлечения портфельных инвестиций;

(2) совершенствования налогового и другого необходимого

законодательства.

Правительство будет рассматривать вопросы предоставления кредитов странам СНГ в контексте урегулирования их долгов России за поставки нефти, газа и других ресурсов. Более того, предоставление финансовой помощи в форме реструктуризации просроченных обязательств стран - должников, реализующих программы с использованием средств МВФ, будет рассматриваться на основе сопоставимости подхода среди кредиторов. Правительство намерено проводить консультации относительно возможного участия России в Парижском клубе кредиторов.

23. Учитывая, что потребность в финансировании платежного баланса Российской Федерации в 1995 году оценивается в 31 млрд. долларов, российские власти намерены привлечь финансовые ресурсы МВФ в форме соглашения о резервном кредите, реабилитационный и некоторые другие кредиты Мирового банка, прочие официальные кредиты, а также внешнее финансирование из частных источников. Правительство намерено также заключить соглашения со своими кредиторами о дальнейшей реструктуризации внешнего долга в соответствии с требуемым бюджетным финансированием и возможностями России по погашению внешнего долга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»