Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 1992 года N 261


О создании Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях

(с изменениями на 23 октября 1993 года)

____________________________________________________________________
 Утратило силу на основании  
постановления Правительства Российской Федерации
от 5 ноября 1995 года N 1113

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1082.

____________________________________________________________________

 

В целях совершенствования координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, и эпифитотиями, Правительство Российской Федерации

 постановляет:

1. Принять предложение Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованное с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

3. Возложить на министерста, ведомства и организации Российской Федерации функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.

4. Возложить общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на Государственный комитет при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации по согласованию с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации.

6. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству путей сообщения Российской Федерации обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий доставку в районы бедствия и возвращение обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет ассигнований выделяемых этому Комитету на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других министерств и ведомств Российской Федерации, а также приобретать билеты в приоритетном порядке на все виды транспорта для доставки групп специалистов в районы бедствия.

7. Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) продолжить работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы для обеспечения деятельности Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

В связи с этим определить:

головным исполнителем работ по разработке и созданию системы связи - Министерство промышленности Российской Федерации (научно-исследовательский институт "Восход");

головным исполнителем по разработке и созданию системы связи и передачи данных системы - Министерство связи Российской Федерации (Центральный научно-исследовательский институт связи);

б) в 3-х месячный срок с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации определить:

состав сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и перечень предприятий и организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, и порядок их взаимодействия;

нормативы обеспечения необходимыми силами и средствами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных объектов и территорий, порядок материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе оплаты труда работников организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по обучению граждан и привлечению их к учениям и тренировкам.

    Первый заместитель
Председателя Правительства
     Российской Федерации
                                 Е. Гайдар

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 1992 года N 261



ПОЛОЖЕНИЕ
о Российской системе предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях

(с изменениями на 23 октября 1993 года)


1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок Функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)*.

2. РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций** в мирное и военное время, а в случае их возникновения для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

3. Основными задачами РСЧС являются:

проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время;

формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;

осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение чрезвычайных ситуаций, ционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации***;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов РСЧС;

создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

________________

* Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотней, эпифитотией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.

** Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по ликвидации их последствий в компетенцию системы не входят.

*** Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций имеется в виду проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Восстановление объектов народного хозяйства и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию РСЧС не входит.

4. РСЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и федеральный.

5. Территориальные подсистемы РСЧС (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.

Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.

Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти.

6. Основными типовыми задачами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:

руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС на подведомственных территориях;

участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения противника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности;

создание фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительсных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;

координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для их ликвидации;

руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам;

руководство обучением и подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовкой и повышением квалификации специалистов РСЧС, а также повышением квалификации работников, занимающихся мобилизационной подготовкой народного хозяйства Российской Федерации;

участие в организуемом федеральными органами международном сотрудничестве в области проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление сотрудничества на территориальном уровне, непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории и объектах народного хозяйства.

7. Функциональные подсистемы РСЧС состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном, региональном и федеральном уровнях.

При этом в состав отельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств Российской Федерации, решающих схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

К функциональным подсистемам РСЧС, возглавляемым соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, относятся:

информационно-управляющая (ГКЧС России);

защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (ГКЧС России);

экологической безопасности (Минэкологии России);

наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелигеофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Минэкологии России);

предупреждения цунами (Минэкологии России);

опасных экзогенных геологических процессов (Минэкологии России);

контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах (Госатомнадзор России, Госгортехнадзор России);

сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (Российская академия наук, Минстрой России);

служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (МВД России);

санитарно-эпидемического надзора за состоянием здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания (Госкомсанэпиднадзор России);

экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (Минздрав России);

охраны лесов от пожаров (Минэкологии России);

предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на морском и речном транспорте (Минтранс России);

служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Минтранс России);

защиты городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий (Минстрой России);

чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (Минфин России, Минторгресурс России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минсвязи России, Госрезерв России);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»