С о в е т  М и н и с т р о в  Р С Ф С Р

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 29 апреля 1991 г. N 238
г. Москва


О ХОДЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КОСТРОМСКОЙ,
НИЖЕГОРОДСКОЙ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТЯХ

Совет Министров РСФСР отмечает, что во многих республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях и автономных округах активно проводится работа по формированию многоукладной экономики на селе и созданию условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. К 15 апреля 1991 г. в Российской Федерации сформированы фонды перераспределения земель площадью 5,9 млн. гектаров, создано 17 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. За последние 6 месяцев для расширения личных подсобных хозяйств дополнительно выделено 260 тыс. гектаров, для садоводческих товариществ - 1,7 и развития огородничества - 4,4 млн. гектаров, что соответственно на 20 и 85 процентов больше, чем было на 1 ноября 1990 года.

В то же время в ряде регионов республики эта работа проводится крайне медленно. В Костромской, Нижегородской и Томской областях к проведению земельной реформы приступили с опозданием, вопросы развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств пущены на самотек. Костромской, Нижегородский и Томский облисполкомы не обеспечили в установленные сроки выполнения мероприятий, предусмотренных постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15 марта 1991 г. "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР", не разработали конкретные программы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом персп ективы их развития, в планах строительных, дорожных, мелиоративных и других организаций не предусмотрели необходимые объемы работ в этих хозяйствах.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов этих областей не установили постоянный контроль за ходом земельной реформы, зачастую проявляют формализм при решении вопросов о наделении землей крестьянских (фермерских) хозяйств и создании соответствующих условий для их деятельности. Во многих случаях крестьянские (фермерские) хозяйства создаются на небольших площадях без перспективы их развития. В Нижегородской области 34% хозяйств от общего их количества созданы с земельной площадью до 5 гектаров. В областях не проводится целенаправленная работа по отбору и подготовке фермеров, слабо поставлена пропаганда новой формы хозяйствования на селе, не везде привлекаются промышленные предприятия к оказанию помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам. Затягивается формирование областных, районных и городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, не решаются вопросы выделения им служебных помещений, транспорта и оборудования.

Не проявляют инициативы в поддержке развития и обслуживания крестьянских и личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества и животноводства Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Центросоюз РСФСР и их местные организации.

Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и его местные органы не в полной мере реализуют свои полномочия в проведении земельной реформы, не проявляют настойчивости в обеспечении на местах выполнения земельного законодательства.

В целях усиления работы по проведению земельной реформы и повышения ответственности исполнительных органов местных Советов народных депутатов за организацию ее проведения Совет министров РСФСР п о с т а н о в л я е т:

1. Костромскому, Нижегородскому и Томскому облисполкомам:

в недельный срок рассмотреть вопрос о ходе земельной реформы, разработать и принять конкретные программы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, предусмотрев в них обустройство хозяйств, включая газификацию, телефонизацию, радиофикацию, электрификацию, водообеспечение и дорожное строительство;

незамедлительно рассмотреть заявления граждан и их коллективов о предоставлении земельных участков для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства;

завершить формирование на местах комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, выделить им служебные помещения, укомплектовать кадрами, оказать помощь в приобретении транспортных средств, оргтехники и другого оборудования;

обеспечить до 1 июля 1991 г. изъятие в установленном порядке земель у землепользователей и включение их в состав земель сельских населенных пунктов для предоставления гражданам под личные подсобные хозяйства, для выпаса скота, сенокошения, строительства индивидуальных жилых домов и других нужд.

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Государственному комитету РСФСР по экономике совместно с Ассоциацией крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, исполкомами местных Советов народных депутатов определить до 1 января 1992 г. перечень убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов для организации на их землях крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, ассоциаций.

3. Государственному комитету РСФСР по з емельной реформе, Государственному комитету РСФСР по социально-экономическому развитию Севера, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, исполкомов местных Советов народных депутатов разработать до 1 августа 1991 г. рекомендации о порядке выхода работников из колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, наделения их земельными участками и производственными фондами с учетом особенностей этих регионов и интересов коренного населения.

4. Российской академии сельскохозяйственных наук с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР разработать в двухмесячный срок методические рекомендации по преобразованию убыточных и низкорентабельных колхозов, совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Росживсоюзу, Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерству хлебопродуктов РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов по заявкам Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России обеспечить выделение для продажи крестьянским (фермерским) хозяйствам племенных животных, молодняка скота и птицы, семенного и посадочного материала, удобрений, химических средств защиты растений в полной потребности.

6. государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и регионал ьных программ, министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Государственному комитету РСФСР по экономике, Центросоюзу РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России обеспечить максимальную поставку строительных материалов для крестьянских (фермерских) хозяйств.

7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России организовать обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств по вопросам земледелия, животноводства, ветеринарии, мелиорации и механизации продовольственных процессов.

8. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Государственному комитету РСФСР по экономике, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе по согласованию с Центральным банком РСФСР и с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России внести в Совет Министров РСФСР предложение о распространении на крестьянские (фермерские) хозяйства порядка финансирования строительства объектов оросительных и осушительных систем, коренного улучшения земель, известкования кислых и гипсования солонцовых почв, установленного для колхозов, совхозов и других государственных сельхозпредприятий.

9. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, исполкомов местных Советов народных депутатов провести в июне 1991 г. зональные семинары по вопросам эффектив ного ведения производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

10. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Росживсоюзу с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, исполкомов местных Советов народных депутатов провести в сентябре - октябре 1991 г. региональные смотры-конкурсы на лучшее крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, садовый и огородный участок, а в октябре - ноябре Всероссийский смотр-конкурс на ВДНХ СССР.

Итоги региональных и Всероссийского смотров-конкурсов широко освещать в печати, по радио и телевидению.

11. Российской академии сельскохозяйственных наук совместно с Ассоциацией крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России разработать до 1 июня 1991 г. радиотелевизионную учебную программу для крестьянских (фермерских) хозяйств. Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании организовать регулярную трансляцию этих программ по радио и телевидению.

     Зам. Председателя
     Совета Министров РСФСР                                Г. КУЛИК

     Управляющий Делами
     Совета Министров РСФСР                            А. ТРЕТЬЯКОВ


Текст документа сверен по:

официальный электронный

текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»