от 25 декабря 1995 года N ВН-6-03/659
О Временных методических рекомендациях о порядке учета
плательщиков налогов с имущества физических лиц
и земельного налога
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с отменой с 1 января 2015 года
Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1
"О налогах на имущество физических лиц" на основании
Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ
____________________________________________________________________
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для практического применения Временные методические рекомендации о порядке учета плательщиков налогов с имущества физических лиц и земельного налога согласно приложению. Временные методические рекомендации не являются нормативным актом и должны применяться как практическое пособие в работе налоговых органов.
Учитывая, что во Временных методических рекомендациях отражена лишь часть вопросов о порядке учета плательщиков налогов с имущества физических лиц, Госналогслужба России предлагает систематически информировать Управление методологии налогообложения физических лиц о практике его применения, а также представлять предложения с целью совершенствования настоящих методических рекомендаций.
Государственный советник
налоговой службы II ранга
В.М.Некрасов
Приложение
к письму Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
от 25.12.95 N ВН-6-03/659
Законами Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", от 21.03.91 "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о Государственной налоговой службе РСФСР, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340, на государственные налоговые инспекции возложено обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов на имущество физических лиц, земельного налога и имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Настоящие методические рекомендации отражают вопросы организации работы государственных налоговых инспекций по учету граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих обложению налогом со строений, помещений, сооружений, налогом на транспортные средства, земельным налогом, и налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Учет плательщиков этих видов налогов ведется налоговыми инспекциями по районам, городам, и районам в городах в соответствии с действующим законодательством.
Руководители государственных налоговых инспекций обязаны провести ряд мероприятий, обеспечивающих полный учет плательщиков и объектов обложения налогами, их своевременное и правильное исчисление.
Государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономным образованиям и городам обязаны:
- оказывать методологическую, консультативную и практическую помощь нижестоящим налоговым инспекциям в подготовке и проведении учета плательщиков налогов, объектов налогообложения и в исчислении налогов, а также в обеспечении необходимыми законодательными, инструктивными материалами и бланками документов;
- обеспечивать систематический контроль за подготовкой и ходом проведения учета плательщиков налогов и правильностью исчисления налогов с физических лиц.
Государственные налоговые инспекции по районам, городам и районам в городах обязаны непосредственно провести работу по подготовке к налоговому учету, учет плательщиков, объектов налогообложения и исчисление налогов с имущества физических лиц.
С целью правильной организации работы по учету плательщиков, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления налогов в бюджет за каждым работником соответствующего структурного подразделения налоговой инспекции в распределении обязанностей рекомендуется закрепление конкретных участков работы.
Распределение обязанностей и закрепление конкретных участков работы по учету плательщиков следует проводить решением начальника государственной налоговой инспекции в соответствии с квалификацией, деловыми качествами работников и объемом работы.
По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет плательщиков и исчисление налогов на имущество физических лиц автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы (АИС-"Налог") в настоящее время созданы программные проекты, обеспечивающие автоматизированный учет плательщиков налогов, поступлений сумм налогов и ведение лицевых счетов. При этом обязательным требованием к разрабатываемым проектам учета и отчетности в налоговых органах является обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации, возможность копирования и восстановления информации.
При проведении подготовительных мероприятий необходимо выяснить возможность получения необходимой информации от соответствующих организаций на магнитных носителях.
Налоговым органам рекомендуется ежегодно проводить подготовительные мероприятия по осуществлению налогового учета, к которым, в частности, относятся:
- утверждение плана проведения подготовительных мероприятий;
- проведение семинаров, совещаний, инструктажей и специальных занятий по подготовке работников налоговых инспекций к проведению налогового учета, по изучению ими законодательных актов, инструктивных материалов, методов и приемов проведения этой работы, обеспечение их этими материалами и бланками необходимых документов;
- участие совместно с финансовыми органами в разработке проектов решений по вопросам налогового учета и внесение их на рассмотрение местным администрациям;
- проведение совещаний, инструктажей, бесед, собраний, а также выступлений в средствах массовой информации с целью доведения до сведения должностных лиц и граждан порядка проведения налогового учета и положений о порядке и сроках его проведения, об ответственности за нарушение налогового законодательства, представление документов, подтверждающих право на льготу;
- осуществление контактов с представителями правоохранительных органов, а также с другими контролирующими органами с целью координации работы по обеспечению полноты учета налогоплательщиков.
При подготовке проектов нормативных актов органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации о проведении учета плательщиков имущественных налогов, необходимо в них предусмотреть порядок проведения учета налогоплательщиков на территории данного административно-территориального округа, а также порядок и сроки проведения оценки объектов недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам. В указанном проекте должно быть предусмотрено участие в работе по налоговому учету других организаций (органов коммунального хозяйства (БТИ), комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, и др.), которые располагают информацией, необходимой налоговым органам для своевременного и правильного учета плательщиков и объектов налогообложения. В таком проекте нормативного акта необходимо обязать территориальное бюро технической инвентаризации в срок не позднее 1 января отчетного года определить соответствующие коэффициенты для пересчета стоимости строений, помещений и сооружений и внести их на утверждение органу исполнительной власти.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, привлекаются к уплате налога на это имущество, исходя из инвентаризационной стоимости этих строений, помещений и сооружений.
Проведение оценки строений, помещений и сооружений граждан осуществляется в Российской Федерации органами коммунального хозяйства - БТИ.
Министр архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства приказом от 04.04.92 N 87 утвердил Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым коммунальные органы при оценке строений должны применять расчетные коэффициенты, используя соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.
Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.
Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.
Оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.
Оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения:
- строящиеся;
- самовольно возведенные;
- признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации;
- бесхозяйные;
- назначение которых не определено.
Перечень самовольно возведенных, бесхозяйных объектов и объектов, назначение которых не определено, представляется бюро технической инвентаризации в органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований для определения их назначения и принадлежности.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации.
Данные об объектах недвижимости и их стоимости ежегодно сверяются налоговыми органами с БТИ.
В целях подготовки к проведению налогового учета также рекомендуется получить от соответствующих организаций данные, необходимые для полного и своевременного учета плательщиков налогов и объектов налогообложения:
- от финансовых органов - о гражданах, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены льготы по налогам местными органами исполнительности власти;
- от органов приватизации - о приватизированных объектах;
- от органов архитектуры - о выделении земельных участков под новое строительство, и о гражданах, которым это строительство разрешено;
- от муниципальных органов - о регистрации сделок об отчуждении или приобретении объектов налогообложения;
- от органов коммунального хозяйства (Бюро технической инвентаризации) - о вновь построенных строениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, и их инвентаризационной стоимости;
- от органов землеустройства - списки плательщиков земельного налога;
- от строительных организаций - о сданных в эксплуатацию строительных объектах, принадлежащих физическим лицам;
- от органов Госстраха - об оценке строений, принадлежащих физическим лицам;
- от органов, регистрирующих крестьянские (фермерские) хозяйства - сведения об указанных хозяйствах;
- от органов, регистрирующих водно-воздушные транспортные средства - о зарегистрированном транспорте, принадлежащем физическим лицам на праве собственности.
До исчисления налоговых платежей должны быть завершены следующие работы:
проверка данных, отобранных в ходе подготовки к налоговому учету, требующих уточнения, включая данные о льготах по налогам;
систематизация полученной информации по каждому налогоплательщику;
оформление налоговой документации в части заполнения книг учета, дел плательщиков;
представление соответствующим органам информации о недостатках в работе организаций, представляющих сведения, необходимые для учета плательщиков и объектов налогообложения физических лиц.
Налоговые инспекции по мере получения данных о плательщиках систематизируют их по видам налогов, объектам обложения, анализируют эти данные и сопоставляют с данными о плательщиках налогов и других платежей в бюджет, имеющимися у налоговых инспекций. По результатам этой работы производится отбор данных, требующих проверки и уточнения, с целью выявления физических лиц, имеющих объекты обложения налогами и другими платежами в бюджет и не учтенных налоговыми органами.
Учет физических лиц, которые подлежат обложению налогами на имущество физических лиц (налогом на строения, помещения, сооружения, а также налогом на водно-воздушные транспортные средства) ведется налоговыми органами в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с соответствующими изменениями и дополнениями, а также инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.05.95 N 31 "О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц".
Учет плательщиков налогов на имущество проводится до 1 августа ежегодно налоговыми органами в сроки, которые они определяют самостоятельно, в частности, могут приурочить их к срокам проведения учета плательщиков земельного налога (1 июня). Вместе с тем, в течение года постоянно продолжается работа по своевременному выявлению граждан, приобретающих в текущем году в собственность строения, помещения и сооружения, а также транспортные средства.
Учет физических лиц - плательщиков налога на строения, помещения и сооружения проводится на основании данных по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства.
Кроме сведений о физических лицах, имеющих на праве собственности строения, помещения и сооружения, получаемых от страховых и коммунальных органов, для более полного выявления и учета таких граждан налоговые органы должны использовать подворный обход домовладений, а также приглашать граждан на специально организуемые для таких целей пункты. Работу следует организовать так, чтобы прием граждан проходил без очередей и в удобное для населения время.
Данные налогового учета отражаются в Книге учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога (ф. N 4).
Книга учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога открывается на несколько лет (как правило, на 5 лет). При проведении учета налоговые работники ежегодно сверяют сведения, указанные в книге, с материалами, поступившими от коммунальных и других органов, а в сельской местности с записями в похозяйственных книгах, ведущихся сельской администрацией.
На каждое строение, помещение и сооружение, имеющее самостоятельный номер, заполняется отдельный лист книги с указанием улиц (либо по алфавиту улиц) или кварталов и существующей нумерации. На строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, заполняются несколько листов Книги, исходя из количества совладельцев.
Угловые дома, выходящие на две или несколько улиц, записываются в Книгу только по одной улице.
Заполнение Книги налогового учета по строениям, помещениям и сооружениям производится налоговым работником при участии собственников домовладений или представителей управлений по эксплуатации зданий, которые должны быть предупреждены об их ответственности за сообщение неправильных сведений о гражданах, подлежащих учету. При заполнении Книги учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога необходимо разъяснить гражданам их права на льготы по налогам и обратить внимание на то, что лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот, отражаются в Книге учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога предельно ясно со ссылкой, в необходимых случаях, на соответствующие документы с указанием срока их действия. Записи, произведенные в Книге налогового учета по конкретному домовладению, подписываются налоговым инспектором и собственником домовладения и в соответствующих случаях ответственным по домоуправлению.