Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ПИСЬМО

от 25 декабря 1995 года N ВН-6-03/659



О Временных методических рекомендациях о порядке учета
плательщиков налогов с имущества физических лиц
и земельного налога

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с отменой с 1 января 2015 года
Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1
"О налогах на имущество физических лиц"
на основании
Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ
____________________________________________________________________


Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для практического применения Временные методические рекомендации о порядке учета плательщиков налогов с имущества физических лиц и земельного налога согласно приложению. Временные методические рекомендации не являются нормативным актом и должны применяться как практическое пособие в работе налоговых органов.

Учитывая, что во Временных методических рекомендациях отражена лишь часть вопросов о порядке учета плательщиков налогов с имущества физических лиц, Госналогслужба России предлагает систематически информировать Управление методологии налогообложения физических лиц о практике его применения, а также представлять предложения с целью совершенствования настоящих методических рекомендаций.


  

   Государственный советник
     налоговой службы II ранга
  В.М.Некрасов



Приложение
к письму Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
от 25.12.95 N ВН-6-03/659

     

     

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке учета плательщиков налогов
с имущества физических лиц и земельного налога

     

I.Общие положения

Законами Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", от 21.03.91 "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о Государственной налоговой службе РСФСР, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340, на государственные налоговые инспекции возложено обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов на имущество физических лиц, земельного налога и имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Настоящие методические рекомендации отражают вопросы организации работы государственных налоговых инспекций по учету граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих обложению налогом со строений, помещений, сооружений, налогом на транспортные средства, земельным налогом, и налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Учет плательщиков этих видов налогов ведется налоговыми инспекциями по районам, городам, и районам в городах в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных налоговых инспекций обязаны провести ряд мероприятий, обеспечивающих полный учет плательщиков и объектов обложения налогами, их своевременное и правильное исчисление.

Государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономным образованиям и городам обязаны:

- оказывать методологическую, консультативную и практическую помощь нижестоящим налоговым инспекциям в подготовке и проведении учета плательщиков налогов, объектов налогообложения и в исчислении налогов, а также в обеспечении необходимыми законодательными, инструктивными материалами и бланками документов;

- обеспечивать систематический контроль за подготовкой и ходом проведения учета плательщиков налогов и правильностью исчисления налогов с физических лиц.

Государственные налоговые инспекции по районам, городам и районам в городах обязаны непосредственно провести работу по подготовке к налоговому учету, учет плательщиков, объектов налогообложения и исчисление налогов с имущества физических лиц.

С целью правильной организации работы по учету плательщиков, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления налогов в бюджет за каждым работником соответствующего структурного подразделения налоговой инспекции в распределении обязанностей рекомендуется закрепление конкретных участков работы.

Распределение обязанностей и закрепление конкретных участков работы по учету плательщиков следует проводить решением начальника государственной налоговой инспекции в соответствии с квалификацией, деловыми качествами работников и объемом работы.

По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет плательщиков и исчисление налогов на имущество физических лиц автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы (АИС-"Налог") в настоящее время созданы программные проекты, обеспечивающие автоматизированный учет плательщиков налогов, поступлений сумм налогов и ведение лицевых счетов. При этом обязательным требованием к разрабатываемым проектам учета и отчетности в налоговых органах является обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации, возможность копирования и восстановления информации.

При проведении подготовительных мероприятий необходимо выяснить возможность получения необходимой информации от соответствующих организаций на магнитных носителях.

2. Подготовительные мероприятия по
проведению налогового учета

Налоговым органам рекомендуется ежегодно проводить подготовительные мероприятия по осуществлению налогового учета, к которым, в частности, относятся:

- утверждение плана проведения подготовительных мероприятий;

- проведение семинаров, совещаний, инструктажей и специальных занятий по подготовке работников налоговых инспекций к проведению налогового учета, по изучению ими законодательных актов, инструктивных материалов, методов и приемов проведения этой работы, обеспечение их этими материалами и бланками необходимых документов;

- участие совместно с финансовыми органами в разработке проектов решений по вопросам налогового учета и внесение их на рассмотрение местным администрациям;

- проведение совещаний, инструктажей, бесед, собраний, а также выступлений в средствах массовой информации с целью доведения до сведения должностных лиц и граждан порядка проведения налогового учета и положений о порядке и сроках его проведения, об ответственности за нарушение налогового законодательства, представление документов, подтверждающих право на льготу;

- осуществление контактов с представителями правоохранительных органов, а также с другими контролирующими органами с целью координации работы по обеспечению полноты учета налогоплательщиков.

При подготовке проектов нормативных актов органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации о проведении учета плательщиков имущественных налогов, необходимо в них предусмотреть порядок проведения учета налогоплательщиков на территории данного административно-территориального округа, а также порядок и сроки проведения оценки объектов недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам. В указанном проекте должно быть предусмотрено участие в работе по налоговому учету других организаций (органов коммунального хозяйства (БТИ), комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, и др.), которые располагают информацией, необходимой налоговым органам для своевременного и правильного учета плательщиков и объектов налогообложения. В таком проекте нормативного акта необходимо обязать территориальное бюро технической инвентаризации в срок не позднее 1 января отчетного года определить соответствующие коэффициенты для пересчета стоимости строений, помещений и сооружений и внести их на утверждение органу исполнительной власти.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, привлекаются к уплате налога на это имущество, исходя из инвентаризационной стоимости этих строений, помещений и сооружений.

Проведение оценки строений, помещений и сооружений граждан осуществляется в Российской Федерации органами коммунального хозяйства - БТИ.

Министр архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства приказом от 04.04.92 N 87 утвердил Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым коммунальные органы при оценке строений должны применять расчетные коэффициенты, используя соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.

Оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения:

- строящиеся;

- самовольно возведенные;

- признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации;

- бесхозяйные;

- назначение которых не определено.

Перечень самовольно возведенных, бесхозяйных объектов и объектов, назначение которых не определено, представляется бюро технической инвентаризации в органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований для определения их назначения и принадлежности.

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации.

Данные об объектах недвижимости и их стоимости ежегодно сверяются налоговыми органами с БТИ.

В целях подготовки к проведению налогового учета также рекомендуется получить от соответствующих организаций данные, необходимые для полного и своевременного учета плательщиков налогов и объектов налогообложения:

- от финансовых органов - о гражданах, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены льготы по налогам местными органами исполнительности власти;

- от органов приватизации - о приватизированных объектах;

- от органов архитектуры - о выделении земельных участков под новое строительство, и о гражданах, которым это строительство разрешено;

- от муниципальных органов - о регистрации сделок об отчуждении или приобретении объектов налогообложения;

- от органов коммунального хозяйства (Бюро технической инвентаризации) - о вновь построенных строениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, и их инвентаризационной стоимости;

- от органов землеустройства - списки плательщиков земельного налога;

- от строительных организаций - о сданных в эксплуатацию строительных объектах, принадлежащих физическим лицам;

- от органов Госстраха - об оценке строений, принадлежащих физическим лицам;

- от органов, регистрирующих крестьянские (фермерские) хозяйства - сведения об указанных хозяйствах;

- от органов, регистрирующих водно-воздушные транспортные средства - о зарегистрированном транспорте, принадлежащем физическим лицам на праве собственности.

До исчисления налоговых платежей должны быть завершены следующие работы:

проверка данных, отобранных в ходе подготовки к налоговому учету, требующих уточнения, включая данные о льготах по налогам;

систематизация полученной информации по каждому налогоплательщику;

оформление налоговой документации в части заполнения книг учета, дел плательщиков;

представление соответствующим органам информации о недостатках в работе организаций, представляющих сведения, необходимые для учета плательщиков и объектов налогообложения физических лиц.

Налоговые инспекции по мере получения данных о плательщиках систематизируют их по видам налогов, объектам обложения, анализируют эти данные и сопоставляют с данными о плательщиках налогов и других платежей в бюджет, имеющимися у налоговых инспекций. По результатам этой работы производится отбор данных, требующих проверки и уточнения, с целью выявления физических лиц, имеющих объекты обложения налогами и другими платежами в бюджет и не учтенных налоговыми органами.

     

     

3. Организация работы по учету плательщиков
налогов с имущества физических лиц

Учет физических лиц, которые подлежат обложению налогами на имущество физических лиц (налогом на строения, помещения, сооружения, а также налогом на водно-воздушные транспортные средства) ведется налоговыми органами в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с соответствующими изменениями и дополнениями, а также инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.05.95 N 31 "О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц".

Учет плательщиков налогов на имущество проводится до 1 августа ежегодно налоговыми органами в сроки, которые они определяют самостоятельно, в частности, могут приурочить их к срокам проведения учета плательщиков земельного налога (1 июня). Вместе с тем, в течение года постоянно продолжается работа по своевременному выявлению граждан, приобретающих в текущем году в собственность строения, помещения и сооружения, а также транспортные средства.

Учет физических лиц - плательщиков налога на строения, помещения и сооружения проводится на основании данных по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства.

Кроме сведений о физических лицах, имеющих на праве собственности строения, помещения и сооружения, получаемых от страховых и коммунальных органов, для более полного выявления и учета таких граждан налоговые органы должны использовать подворный обход домовладений, а также приглашать граждан на специально организуемые для таких целей пункты. Работу следует организовать так, чтобы прием граждан проходил без очередей и в удобное для населения время.

Данные налогового учета отражаются в Книге учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога (ф. N 4).

Книга учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога открывается на несколько лет (как правило, на 5 лет). При проведении учета налоговые работники ежегодно сверяют сведения, указанные в книге, с материалами, поступившими от коммунальных и других органов, а в сельской местности с записями в похозяйственных книгах, ведущихся сельской администрацией.

На каждое строение, помещение и сооружение, имеющее самостоятельный номер, заполняется отдельный лист книги с указанием улиц (либо по алфавиту улиц) или кварталов и существующей нумерации. На строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, заполняются несколько листов Книги, исходя из количества совладельцев.

Угловые дома, выходящие на две или несколько улиц, записываются в Книгу только по одной улице.

Заполнение Книги налогового учета по строениям, помещениям и сооружениям производится налоговым работником при участии собственников домовладений или представителей управлений по эксплуатации зданий, которые должны быть предупреждены об их ответственности за сообщение неправильных сведений о гражданах, подлежащих учету. При заполнении Книги учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога необходимо разъяснить гражданам их права на льготы по налогам и обратить внимание на то, что лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот, отражаются в Книге учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога предельно ясно со ссылкой, в необходимых случаях, на соответствующие документы с указанием срока их действия. Записи, произведенные в Книге налогового учета по конкретному домовладению, подписываются налоговым инспектором и собственником домовладения и в соответствующих случаях ответственным по домоуправлению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»