• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 1995 года N 1085


О федеральной целевой программе
"Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки на территории Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2001 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 22 февраля 2000 года N 149

____________________________________________________________________

В целях совершенствования контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы - соответствующие министерства и ведомства.

3. Финансирование Программы осуществляется в соответствии с действующим порядком.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих подвергшиеся радиоактивному загрязнению территории, а также крупные потенциально опасные в радиационном отношении объекты, в соответствии с Программой разработать и утвердить в 1996-1997 годах по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды целевые программы создания региональных (территориальных) подсистем автоматизированного контроля радиационной обстановки, предусмотрев для их финансирования привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

     

Председатель Правительства
     Российской Федерации
                        В.Черномырдин
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации"

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 ноября 1995 года
N 1085

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

     Наименование Программы          Создание Единой государственной
                                     автоматизированной системы кон-
                                     троля радиационной   обстановки
                                     на территории  Российской Феде-
                                     рации    (далее     именуется -
                                     ЕГАСКРО)

     Дата принятия решения о         Постановление     Правительства
     разработке Программы, дата      Российской Федерации  от 20 ав-
     ее утверждения (наименование    густа 1992 года N 600 "О Единой
     и номер соответствующего        государственной   автоматизиро-
     нормативного акта)              ванной системе контроля  радиа-
                                     ционной обстановки  на террито-
                                     рии Российской Федерации"

                                     Постановление     Правительства
                                     Российской Федерации от 2 нояб-
                                     ря  1995  года  N 1085 "О феде-
                                     ральной целевой программе "Соз-
                                     дание   Единой  государственной
                                     автоматизированной      системы
                                     контроля радиационной обстанов-
                                     ки на территории Российской Фе-
                                     дерации"

     Государственные заказчики,      Министерство охраны  окружающей
     директор Программы              среды и природных ресурсов Рос-
                                     сийской Федерации    (государс-
                                     твенный заказчик-координатор)

Министерство Российской Федера-
ции по атомной энергии

                                     Министерство обороны Российской
                                     Федерации

           Министерство Российской Федера-
           ции по делам гражданской оборо-
        ны, чрезвычайным ситуациям и
          ликвидации последствий стихий-
ных бедствий        

Министерство здравоохранения  и
медицинской промышленности Рос-
сийской Федерации

           Министерство сельского хозяйст-
          ва и продовольствия Российской
Федерации           


        Министерство транспорта Рос-
сийской Федерации   


        Министерство путей сообщения
Российской Федерации

                                     Министерство связи   Российской
                                     Федерации

Министерство топлива  и энерге-
тики Российской Федерации

                                     Государственный комитет   сани-
                                     тарно-эпидемиологического  над-
                                     зора Российской Федерации

                                     Государственный комитет    Рос-
                                     сийской Федерации  по оборонным
                                     отраслям промышленности

Государственный таможенный  ко-
митет Российской Федерации

Комитет Российской Федерации по
геологии и использованию недр

                                     Комитет Российской Федерации по
                                     металлургии

        Федеральная служба России по
           гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды    

                                     Федеральная служба  лесного хо-
                                     зяйства России

        Федеральный надзор России по
           ядерной и радиационной безопас-
ности               

     Основные разработчики           Государственный  институт  при-
     Программы                       кладной экологии   Министерства
                                     охраны окружающей среды и  при-
                                     родных ресурсов  Российской Фе-
                                     дерации

           Научно-производственное объеди-
           нение "Комета" Государственного
         комитета Российской Федерации
         по оборонным отраслям промыш-
ленности            

Российский научный центр  "Кур-
чатовский институт"

                                     Научно-производственное объеди-
                                     нение "Тайфун"      Федеральной
                                     службы России  по гидрометеоро-
                                     логии и мониторингу  окружающей
                                     среды

     Цели и задачи Программы,        Совершенствование государствен-
     важнейшие целевые показатели    ного контроля радиационной обс-
                                     тановки  на территории Российс-
                                     кой Федерации для приведения  в
                                     соответствие   с   современными
                                     требованиями;

оперативное обеспечение органов
государственной власти Российс-
кой Федерации и  ее  субъектов,
других  пользователей и населе-
ния достоверной  информацией  о
состоянии  радиационной  обста-
новки,  фактах,   характере   и
масштабах ее ухудшения, а также
прогнозами в этой области;

информационное обеспечение Рос-
сийской  системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситу-
ациях в части, касающейся ради-
ационной обстановки;

                                     информационная поддержка дейст-
                                     вий  федеральных органов испол-
                                     нительной власти и органов  ис-
                                     полнительной  власти  субъектов
                                     Российской Федерации по обеспе-
                                     чению радиационной безопасности
                                     населения страны,  защиты окру-
                                     жающей природной среды и устой-
                                     чивости  функционирования  про-
                                     мышленного и аграрного комплек-
                                     сов при возникновении  радиаци-
                                     онных аварий и связанных с ними
                                     чрезвычайных ситуаций;

создание банков данных о радиа-
ционной обстановке

     Сроки и этапы реализации        1997 - 2002 годы:
     Программы
                                     I этап (1997  -  1999  годы)  -
                                     создание I очереди системы;

        II этап (2000 - 2002 годы) -
            создание системы полного соста-
ва                 

     Перечень подпрограмм и          Создание, развитие и  обеспече-
     основных мероприятий            ние  функционирования подсистем
                                     и служб;

развитие и обеспечение функцио-
нирования подсистемы радиацион-
ной разведки Федеральной службы
России  по  гидрометеорологии и
мониторингу  окружающей   среды
для оперативной оценки парамет-
ров радиационной  обстановки  в
аварийных ситуациях;

усовершенствование и метрологи-
 ческое обеспечение базовых
 средств измерения ионизирующих
 излучений;

методическое, математическое  и
программное   обеспечение   ин-
фраструктуры ЕГАСКРО;

нормативно-правовое и организа-
ционное  обеспечение создания и
функционирования ЕГАСКРО;

создание и обеспечение функцио-
 нирования региональных подсис-
 тем контроля радиационной обс-
 тановки

     Исполнители подпрограмм и       Научные и  производственные ор-
     основных мероприятий            ганизации министерств и ведомс-
                                     тв Российской Федерации и субъ-
                                     ектов Российской Федерации, от-
                                     ветственных за создание подсис-
                                     тем,  другие научные  и  произ-
                                     водственные  организации и кол-
                                     лективы по усмотрению государс-
                                     твенных заказчиков

     Объемы и источники              Всего для   полной   реализации
     финансирования                  Программы в 1997 -  2002  годах
                                     потребуется 515,3 млрд.  рублей
                                     (в ценах 1994 года), в том чис-
                                     ле:

                                     429,3 млрд.рублей  из федераль-
                                     ного бюджета;

      80 млрд.рублей из бюджетов
           субъектов Российской Федерации;

                                     6 млрд.рублей  из  внебюджетных
                                     источников

     Ожидаемые конечные результаты   Создание  современной    единой
     реализации Программы            автоматизированной  системы го-
                                     сударственного контроля  радиа-
                                     ционной  обстановки на террито-
                                     рии Российской Федерации, обес-
                                     печивающей:

                                     непрерывный  автоматизированный
                                     контроль радиационной обстанов-
                                     ки  на функционирующих радиаци-
                                     онно опасных объектах,  в сани-
                                     тарно-защитных зонах наблюдения
                                     этих объектов;

          регулярный контроль радиацион-
           ного воздействия на население и
          среду обитания человека, уров-
          ней радиоактивного загрязнения
         объектов окружающей природной
среды;              


          систематический контроль изме-
         нения радиационной обстановки
          на территориях, ранее подверг-
          шихся радиоактивному загрязне-
нию;                


        предоставление органам госу-
           дарственной власти, а также на-
           селению оперативной и достовер-
         ной информации о радиационной
           обстановке на территории страны
        для принятия своевременных и
           адекватных мер в случае возник-
           новения радиационной опасности;

                                     условия для  выполнения  обяза-
                                     тельств  Российской Федерации в
                                     соответствии  с  Конвенцией  об
                                     оперативном  оповещении о ядер-
                                     ной аварии,  принятой Генераль-
                                     ной конференцией МАГАТЭ на спе-
                                     циальной  сессии  24 - 26  сен-
                                     тября 1986 года

     Система организации контроля    Министерство охраны  окружающей
     за исполнением Программы        среды и природных ресурсов Рос-
                                     сийской  Федерации  совместно с
                                     Министерством  экономики   Рос-
                                     сийской  Федерации,  Министерс-
                                     твом финансов Российской  Феде-
                                     рации  и другими заинтересован-
                                     ными министерствами  и  ведомс-
                                     твами

1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Федеральная целевая программа "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 года N 600 "О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст.546), которым определен статус этой системы, обеспечивающей информационную поддержку (данные о текущей радиационной обстановке, рекомендации, прогнозы) управленческих решений на всех уровнях, принимаемых в интересах обеспечения радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды.

В результате реализации широкомасштабных программ использования атомной энергии в военных и народнохозяйственных целях существенно возросло воздействие источников радиоактивного загрязнения на окружающую среду и население, увеличилась вероятность аварийных ситуаций на радиационно опасных объектах, а экологическая обстановка вблизи них в ряде случаев ухудшилась вследствие плановых сбросов и выбросов радиоактивных веществ и нештатных ситуаций с заметными утечками этих веществ. Существенное радиационное воздействие на население оказывают природные радионуклиды, накапливающиеся в окружающей среде в результате деятельности человека.

Создавшееся положение вызывает необходимость совершенствования контроля радиационного воздействия на объекты окружающей природной среды (атмосферу, почву, поверхностные и подземные воды), на человека и среду его обитания (питьевую воду, продукты питания, жилые помещения), а также техногенных источников радиоактивного загрязнения. Возникла необходимость обеспечения должного контроля за безопасностью применения технологий и методов с использованием радиоактивных веществ в промышленности, медицине и науке, за перевозками радиационно опасных грузов по территории страны.

В настоящее время контроль радиационной обстановки в стране осуществляется рядом министерств и ведомств без необходимого взаимодействия. Данные, получаемые различными системами и службами, частично дублируют друг друга, а совместное их использование для получения обобщенных и достоверных оценок затруднено из-за отсутствия единой методологии и метрологии измерений. Затрудняют работу соответствующих ведомственных систем и служб отсутствие средств автоматизированного контроля параметров радиационной обстановки и недостаточная оснащенность современной телекоммуникационной техникой для оперативной передачи информации в центры ее обработки и анализа.

Программа предусматривает автоматизацию процессов сбора, передачи и обработки информации, полученной в результате проведения радиационного контроля, повышение надежности этого контроля и обеспечение высокой достоверности информации.

Решение задачи организации государственного контроля радиационной обстановки на территории страны позволит повысить эффективность действий по защите населения и окружающей природной среды, по предупреждению и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.

Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (далее именуется - ЕГАСКРО) является комплексной научно-технической и организационно-правовой задачей государственного масштаба. Для ее решения необходимо скоординированное участие ряда министерств и ведомств на основе единого государственного планово-организующего документа федеральной целевой программы.

Программа определяет последовательность проведения необходимых для создания ЕГАСКРО мероприятий (от завершения проектных разработок до сдачи системы в эксплуатацию), устанавливает сроки поэтапного создания системы, определяет порядок, объемы и источники финансирования проводимых в ее рамках работ.

2. ЦЕЛИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Главными целями Программы являются:

совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации для приведения в соответствие с современными требованиями;

оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, других пользователей и населения достоверной информацией о состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения, а также прогнозами в этой области;

информационное обеспечение Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в части, касающейся радиационной обстановки;

информационная поддержка действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению радиационной безопасности населения страны, защиты окружающей природной среды и устойчивости функционирования промышленного и аграрного комплексов при возникновении радиационных аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций;

создание банков данных о радиационной обстановке.

Создание ЕГАСКРО осуществляется на основе:

построения организационно-технической структуры на базе действующих и создаваемых ведомственных (отраслевых) подсистем и служб и проектируемых региональных подсистем радиационного контроля. Указанные подсистемы и службы объединяются в единую государственную систему на основе организационно-технической и информационной совместимости с учетом достаточности предоставляемой ими совокупной информации, необходимой для выполнения функциональных задач в условиях различных состояний радиационной обстановки;

создания единого организационного, нормативно-правового, методического, программно-математического, метрологического и базового информационного обеспечения всех уровней системы;

биомедицинского обоснования рекомендаций для оказания информационной поддержки управленческих решений по обеспечению радиационной безопасности населения с учетом основных факторов, определяющих формирование дозовых нагрузок на население в зонах влияния аварийных выбросов радионуклидов, с соответствующей адаптацией уровней вмешательства и типа контрмер для конкретных регионов;

определения перечня контролируемых радионуклидов, экологических и трофических звеньев их распространения, регламентов контроля, темпов сбора и передачи информации;

поэтапного наращивания информационных, функциональных и технических возможностей для обеспечения многовидового контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации с опережающим созданием фрагментов подсистем, опытных зон и участков на территориях наиболее вероятного радиационного загрязнения и дальнейшего развития системы контроля химических и биологических загрязнений окружающей природной среды;

максимального использования научно-технического задела, накопленного в ведомственных (отраслевых) подсистемах контроля, готовых технических средств и сооружений, а также типовых (базовых) технических и программных средств сбора, передачи, обработки и хранения информации во всех звеньях системы;

использования на начальном этапе организационных и функциональных структур, работающих в неавтоматизированном режиме, последующей их автоматизации и отработки на фрагментах подсистем в опытных зонах и на участках.

ЕГАСКРО функционирует в двух основных режимах:

в нормальном (повседневном) - сбор информации о радиационной обстановке производится с заданной периодичностью в соответствии с регламентом контроля;

в аварийном - сбор информации о состоянии и динамике радиационной обстановки при возникновении аварийных ситуаций на контролируемых объектах осуществляется в соответствии с аварийным регламентом в целях обеспечения информационной поддержки действий создаваемых в этих случаях органов управления.

Технико-экономическая и социальная эффективность функционирования ЕГАСКРО определяется:

повышением достоверности и полнотой информации в области контроля радиационной обстановки, а также оперативностью ее получения потребителями;

упорядочением информационных потоков, циркулирующих в системе, и повышением эффективности использования первичных данных и обобщенной информации на различных уровнях системы;

повышением качества, эффективности и обоснованности управленческих решений при использовании целенаправленно организованной информационной поддержки;

предотвращением или снижением возможного ущерба от вредных воздействий на население и окружающую природную среду в результате проведения оперативных действий по локализации и ликвидации последствий ухудшения радиационной обстановки;

снижением психологической напряженности в районах ухудшения радиационной обстановки при оперативном обеспечении необходимыми сведениями средств массовой информации и общественных организаций;

повышением доверия населения к государственным гарантиям обеспечения высокого уровня радиационной безопасности в районах функционирующих и создаваемых атомных электростанций и других ядерных объектов.

Технико-экономическая эффективность системы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов в рамках Программы и их минимизацией за счет развития существующих систем и служб контроля радиационной обстановки и их информационного объединения при условии создания ограниченного числа дополнительных подсистем и служб.

Оценка экономической эффективности создания ЕГАСКРО по критерию предотвращенного возможного ущерба на примере аварии на Чернобыльской АЭС показывает, что функционирование подобной системы в предшествующий аварии период позволило бы снизить ущерб на 280-300 млрд.рублей (в ценах 1986 года).

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программу предполагается осуществить в 2 этапа.

Первый этап (1997-1999 годы) - создание первой очереди ЕГАСКРО, которая должна обеспечить автоматизированный оперативный контроль радиационной обстановки на основных радиационно опасных объектах и в зонах их размещения, включая контроль окружающей природной среды и радиационных нагрузок на организм человека в объемах, необходимых для определения уровней радиационного воздействия на население, проживающее на прилегающих к этим объектам территориях. Основу первой очереди системы составит развитие существующих ведомственных подсистем и служб радиационного контроля. При этом будет обеспечена их общесистемная адаптация и информационная интеграция.

Второй этап (2000-2002 годы) - создание ЕГАСКРО в полном составе в целях реализации всех предусмотренных Программой функций, завершение создания подсистем и служб, включая региональные (территориальные), а также обеспечение информационного обмена с зарубежными системами аналогичного назначения и соответствующими международными организациями.

Программа структурно состоит из 6 подпрограмм:

создание, развитие и обеспечение функционирования подсистем и служб;

развитие и обеспечение функционирования подсистемы радиационной разведки Росгидромета для оперативной оценки параметров радиационной обстановки в аварийных ситуациях;

усовершенствование и метрологическое обеспечение базовых средств измерения ионизирующих излучений;

методическое, математическое и программное обеспечение инфраструктуры ЕГАСКРО;

нормативно-правовое и организационное обеспечение создания и функционирования ЕГАСКРО;

создание и обеспечение функционирования региональных подсистем контроля радиационной обстановки.

Базовый состав функциональных подсистем и служб ЕГАСКРО определен исходя из необходимости обеспечения 3 видов радиационного мониторинга:

мониторинг источников радиоактивного загрязнения осуществляется базовой объектовой подсистемой Минатома России, подсистемами Минобороны России и Госкомоборонпрома России (судостроительная промышленность), подсистемой Минприроды России, а также службами радиационного контроля Минтранса России, МПС России, Минтопэнерго России, Роскомметаллургии и ГТК России;

мониторинг окружающей природной среды - осуществляется базовой территориальной подсистемой Росгидромета, службами радиационного контроля Минсельхозпрода России и Рослесхоза;

мониторинг радиационного воздействия на человека осуществляется подсистемой Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России.

Организационно-техническое объединение указанных подсистем и служб, а также информационное сопряжение со взаимодействующими системами - автоматизированной информационно-управляющей системой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, Единой государственной системой экологического мониторинга и специальной системой "Верея" Минобороны России осуществляются автоматизированной информационно-управляющей подсистемой ЕГАСКРО.

В рамках ЕГАСКРО обеспечивается информационный обмен с системами аналогичного назначения государств - участников Содружества Независимых Государств, других государств и международными организациями - МАГАТЭ, Всемирной метеорологической организацией и другими.

Кроме того, ЕГАСКРО взаимодействует с медико-дозиметрическими регистрами Минздравмедпрома России, Госкомсанэпиднадзора России и Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Министерства и ведомства - государственные заказчики Программы осуществляют непосредственное руководство работами по созданию, обеспечению функционирования и развития соответствующих подсистем и служб ЕГАСКРО согласно приложению. В части, касающейся соответствующих подсистем и служб, государственные заказчики определяют, в том числе путем конкурсного отбора, исполнителей работ в рамках Программы, планируют совместно с государственным заказчиком-координатором и осуществляют финансирование работ на контрактной основе в объемах, предусмотренных в их бюджетах, и за счет привлеченных из внебюджетных источников финансовых средств, контролируют ход выполнения работ и осуществляют их приемку, включая проведение в установленном порядке государственных испытаний.

Минприроды России в качестве государственного заказчика-координатора также:

обеспечивает взаимодействие между государственными заказчиками по выполнению программных мероприятий;

осуществляет общее руководство деятельностью, связанной с созданием, функционированием и дальнейшим развитием ЕГАСКРО, определяя для этого эффективные формы и методы управления реализацией Программы;

осуществляет разработку нормативно-правовой основы для обеспечения функционирования системы и принятия решений при угрозе возникновения радиационно опасных ситуаций;

     

обеспечивает организационно-методическую, программно-математическую, информационную и метрологическую совместимость технических решений, реализуемых в различных подсистемах и службах ЕГАСКРО, а также совместимость ЕГАСКРО со взаимодействующими государственными системами;

совместно с другими государственными заказчиками Программы осуществляет планирование мероприятий и подготовку предложений по объемам их финансирования, вносит в Минэкономики России, Миннауки России и Минфин России предложения по корректировке основных показателей Программы с учетом ранее выполненных работ и утвержденных на очередной год объемов финансирования;

организует государственную приемку выполненных работ;

участвует в организации и проведении экспертных проверок хода реализации Программы государственными заказчиками;

организует подготовку и направляет в соответствующие государственные органы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы.

Создание региональных (территориальных) подсистем ЕГАСКРО осуществляется по отдельным программам, разрабатываемым органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Минприроды России и Росгидрометом.

Финансирование работ в рамках Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников согласно приложению.

За счет средств федерального бюджета финансируются:

нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение создания и функционирования ЕГАСКРО, работа по медико-биологическому обоснованию тактико-технических требований к системе, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию технических средств системы и программно-математического обеспечения;

разработка технических проектов ЕГАСКРО, ведомственных (отраслевых) подсистем, служб и автоматизированной информационно-управляющей подсистемы их сопряжения, а также разработка общесистемной документации;

разработка конструкторской документации на базовые измерительные средства, технические и программные комплексы сбора, передачи, обработки информации и сопряжения подсистем;

изготовление базовых технических средств, оснащение ими федерального звена ЕГАСКРО и ее ведомственных (отраслевых) подсистем и служб, их комплектация вычислительной техникой и оргтехникой общего применения, включая проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Средства на обеспечение создания, развития и функционирования базовых ведомственных (отраслевых) подсистем и служб ЕГАСКРО выделяются из федерального бюджета целевым назначением соответствующим государственным заказчикам Программы по согласованию с государственным заказчиком-координатором.

Финансирование работ по созданию региональных (территориальных) подсистем ЕГАСКРО осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с привлечением средств негосударственных организаций, заинтересованных в получении информации о радиационной обстановке, и экологических фондов.

Объемы финансового обеспечения Программы ежегодно уточняются в соответствии с инфляционными показателями и бюджетными ассигнованиями.

В результате выполнения в 1997-2002 годах мероприятий, предусмотренных Программой, будет обеспечено:

завершение работы по созданию современной единой автоматизированной системы государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

осуществление непрерывного автоматизированного контроля радиационной обстановки на функционирующих радиационно опасных объектах, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения этих объектов;

осуществление регулярного контроля уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды;

осуществление регулярного контроля радиационного воздействия на население и среду обитания человека;

осуществление систематического контроля изменения радиационной обстановки на территориях, ранее подвергшихся радиоактивному загрязнению;

выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии, принятой Генеральной конференцией МАГАТЭ на специальной сессии 24 - 26 сентября 1986 года.

Создание ЕГАСКРО позволит обеспечить органы государственной власти, а также население оперативной и достоверной информацией о радиационной обстановке на территории страны для принятия своевременных и адекватных мер в условиях возникновения радиационной опасности.

Приложение. МЕРОПРИЯТИЯ по реализации федеральной целевой программы "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации"

Приложение
к федеральной целевой программе
"Создание Единой государственной
автоматизированной  системы
контроля радиационной обстановки
на территории Российской Федерации"

+------------------------------------------------------------------+
¦Наименование    ¦     Затраты (млн.рублей в ценах 1994 года)      ¦
¦мероприятий     +-------------------------------------------------¦
¦                ¦всего ¦в том  ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002¦
¦                ¦      ¦числе  ¦год  ¦год  ¦год  ¦год  ¦год  ¦год ¦
¦                ¦      ¦по ис- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦                ¦      ¦точни- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦                ¦      ¦кам    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦                ¦      ¦финан- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦                ¦      ¦сиро-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦                ¦      ¦вания  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
+------------------------------------------------------------------+

1. Создание, развитие и обеспечение функционирования
подсистем и служб

 Развитие базовой  42310 А*42310  7310  7800 12400  7200  6800  800
 подсистемы  ав-
 томатизирован-
 ного   контроля
 радиационной
 обстановки  Ми-
 натома России

 Развитие под-     26600 А 26600  3600  4900  7300  5100  4100 1600
 системы автома-
 тизированного
 контроля радиа-
 ционной,  хими-
 ческой и биоло-
 гической обста-
 новки Миноборо-
 ны России

 Развитие под-     15300 А 15300  2300  3900  4780  2020  1320  980
 системы автома-
 тизированного
 контроля радиа-
 ционной  обста-
 новки  Госкомо-
 боронпрома Рос-
 сии на предпри-
 ятиях судостро-
 ительной   про-
 мышленности

 Развитие под-     19300 А 19300  3300  3800  4200  4000  2800 1200
 системы контро-
 ля  и инспекции
 источников  ра-
 диоактивного
 загрязнения
 Минприроды Рос-
 сии

 Развитие службы    7300 А  7300   600  1230  1750  1375  1245 1100
 радиационного
 контроля  Мин-
 транса России

 Развитие службы    7400 А  7400   600  1130  1520  1580  1350 1220
 радиационного
 контроля МПС
 России

 Развитие службы    6000 А  6000   350  1200  1300  1300  1200  650
 радиационного
 контроля ГТК
 России

 Развитие службы   10700 А 10700  1900  1950  1850  1800  1800 1400
 радиационного
 контроля Мин-
 топэнерго России

 Развитие службы   10700 А 10700  1850  1900  1950  1800  1800 1400
 радиационного
 контроля   Рос-
 комметаллургии

 Развитие и        29600 А 29600  5600  6900  7840  6360  1800 1100
 обеспечение
 функционирова-
 ния     базовой
 территориальной
 подсистемы наб-
 людения Росгид-
 ромета за ради-
 оактивным  заг-
 рязнением окру-
 жающей природ-
 ной среды,
 включая морскую
 среду в районах
 захоронений ра-
 диоактивных от-
 ходов

 Развитие службы   13400 А 13400  1524  2383  2415  2416  2425 2237
 радиационного
 контроля   Мин-
 сельхозпрода
 России

 Развитие службы   11600 А 11600  1600  2400  2500  2300  1600 1200
 радиационного
 контроля   Рос-
 комнедр

 Развитие службы   12400 А 12400  1800  2500  2700  2400  1700 1300
 радиационного
 контроля   Рос-
 лесхоза

 Развитие и
 обеспечение
 функционирова-
 ния  подсистемы
 контроля радиа-
 ционного   воз-
 действия на на-
 селение и среду
 обитания  чело-
 века

   Госкомсанэпид-  18400 А 18400  2400  4000  4800  3200  2600 1400
   надзора России

   Минздравмед-    17200 А 17200  2200  3800  4600  3000  2400 1200
   прома России

 Создание и        28200 А 28200  4200  6400  6900  5700  3700 1300
 развитие  авто-
 матизированной
 информационно-
 управляющей
 подсистемы
 ЕГАСКРО      со
 средствами свя-
 зи  и  передачи
 данных (на базе
 разработок
 Минсвязи России
 и    Госкомобо-
 ронпрома   Рос-
 сии)

 Создание под-     7400  А  7400   300  1800  2200  2000   700  400
 системы  сопря-
 жения с автома-
 тизированной
 информационно-
 управляющей
 системой   РСЧС
 МЧС России

 Развитие инфор-   6900  А  6900   900  1800  2200  1200   600  200
 мационно-анали-
 тической службы
 Госатомнадзора
 России

 Итого           290710 А 290710 42334 59793 73205 54751 39940 20687

2. Развитие и обеспечение функционирования
подсистемы радиационной разведки Росгидромета
для оперативной оценки параметров
радиационной обстановки в аварийных ситуациях

 Разработка и      9096  А  9096  1796  2800  1960  1540   800  200
 изготовление
 типовых прибор-
 но-технических
 комплексов  ра-
 диационной раз-
 ведки авиацион-
 ного  базирова-
 ния,    средств
 связи и  обмена
 данными  с  ин-
 формацион-
 но-аналитичес-
 кими   центрами
 ЕГАСКРО

 Разработка ме-    2200  А  2200  1200   670   330    -     -    -
 тодов и  созда-
 ние технических
 средств  марки-
 рования и ради-
 олокационного
 картографирова-
 ния воздушных и
 наземных следов
 аварийных  выб-
 росов газоаэро-
 зольной   ради-
 оактивной  при-
 меси и  внедре-
 ние  их в прак-
 тику     работы
 оперативных
 подразделений

 Разработка про-   2500  А  2500   400  1800   300    -     -    -
 граммного обес-
 печения  опера-
 тивной обработ-
 ки данных ради-
 ационной   раз-
 ведки и методик
 ее проведения

 Создание и обес-  7400  А  7400    -    400  1900  2100  1800 1200
 печение функци-
 онирования опе-
 ративных   под-
 разделений  ра-
 диационной раз-
 ведки

 Итого            21196  А 21196  3396  5670  4490  3640  2600 1400

          

3. Усовершенствование и метрологическое обеспечение
базовых средств измерения ионизирующих излучений



 Разработка и из- 16500 А  16500  4800  6900  4800    -     -    -
 готовление
 опытных  образ-
 цов, проведение
 испытаний
 средств измере-
 ний   (на  базе
 разработок  Ми-
 натома России)

 Освоение серий-   7100  А  7100    -    500  1100  3300  2200   -
 ного производс-
 тва усовершенс-
 твованных базо-
 вых средств из-
 мерений (на ба-
 зе   разработок
 Минатома
 России)

 Создание системы  6900  А  6900  1800  2400  2500   200    -    -
 и средств  еди-
 ного метрологи-
 ческого обеспе-
 чения измерений
 ионизирующих
 излучений   (на
 базе разработок
 Госстандарта
 России)

 Создание и        8800  А  8800  2200  2550  2000  1235   815   -
 эксперименталь-
 ная   отработка
 дистанционных
 средств и мето-
 дов обнаружения
 радиоактивных
 выбросов      и
 контроля их пе-
 реноса в атмос-
 фере

 Разработка аппа-  7724  А  7724  2124  2300  1460   840   700  300
 ратуры для  ав-
 томатизирован-
 ного   биофизи-
 ческого контро-
 ля   содержания
 радионуклидов в
 организме чело-
 века  и усовер-
 шенствованного
 комплекса   для
 прижизненного
 измерения излу-
 чения  человека
 (СИЧ)

 Итого            47024  А 47024 10924 14650 11860  5575  3715  300

4. Методическое, математическое и программное обеспечение
инфраструктуры ЕГАСКРО

 Разработка мето-  6200  А  6200  2800  3400    -     -     -    -
 дик   измерения
 параметров  ра-
 диационной обс-
 тановки,  сбора
 и обработки ин-
 формации, оцен-
 ки и  прогнози-
 рования  радиа-
 ционной  обста-
 новки в обычных
 условиях и  при
 радиационных
 авариях

 Создание про-    32100  А 32100  4700  6500  8800  6650  3350 2100
 граммно-матема-
 тического обеспе-
 чения обработки
 информации, мо-
 делирования,
 прогноза разви-
 тия  радиацион-
 ной  обстановки
 и выработки ре-
 комендаций   по
 действиям орга-
 нов  управления
 и  надзора  при
 радиационных
 авариях

 Внедрение про-    5590  А  5590   290   500  1800  1700   700  600
 граммно-матема-
 тического обес-
 печения  в  ин-
 формационно-уп-
 равляющих цент-
 рах федерально-
 го и региональ-
 ного уровней

 Разработка и      5800  А  5800   720  1880  1670   630   490  410
 внедрение прог-
 раммно-матема-
 тического обес-
 печения  инфор-
 мационного  об-
 мена  в системе
 и сопряжения со
 взаимодействую-
 щими системами

 Итого            49690  А 49690  8510 12280 12270  8980  4540 3110

5. Нормативно-правовое и организационное обеспечение
создания и функционирования ЕГАСКРО

 Разработка и       600  А  600   600    -     -     -     -    -
 введение      в
 действие  поло-
 жения о ЕГАСКРО

 Разработка и       500  А  500   300   200    -     -     -    -
 введение      в
 действие  поло-
 жения об инфор-
 мационном обме-
 не в ЕГАСКРО

 Разработка пакета 6600  А 6600  2300  2500  1800    -     -    -
 организацион-
 ных,  норматив-
 ных  и правовых
 документов   по
 обеспечению
 создания      и
 функционирова-
 ния ЕГАСКРО

 Разработка регист- 600  А  600   300   300    -     -     -    -
 ра объектов   и
 территорий,
 подлежащих
 контролю в рам-
 ках ЕГАСКРО

 Разработка право- 1100  А 1100    -    400   500   200    -    -
 вого  обеспече-
 ния    процесса
 интеграции
 ЕГАСКРО в миро-
 вую     систему
 контроля радиа-
 ционной  обста-
 новки

 Биомедицинское    4800  А 4800  2600  2200    -     -     -    -
 обоснование
 принципов  соз-
 дания  ЕГАСКРО,
 уточнение  био-
 медицинских
 требований    к
 методам       и
 средствам  сис-
 темы

 Разработка крите-  860  А  860   300   330   230    -     -    -
 риев оценки ра-
 диационного
 воздействия  на
 население и ре-
 комендаций  для
 принятия  орга-
 нами управления
 и надзора адек-
 ватных  решений
 в условиях  ра-
 диационных ава-
 рий

 Организация об-   2620  А 2620    -    200   600   700   500  620
 мена информаци-
 ей с зарубежны-
 ми    государс-
 твенными систе-
 мами радиацион-
 ного контроля и
 заинтересован-
 ными   междуна-
 родными органи-
 зациями

 Обеспечение на-   3000  А 3000   500   500   500   500   500  500
 учно-методичес-
 кого  руководс-
 тва  и проведе-
 ние  научно-ме-
 тодических  се-
 минаров, конфе-
 ренций по проб-
 лемам  контроля
 радиационной
 обстановки

 Итого            20680 А 20680  6900  6630  3630  1400  1000 1120


                6. Создание и обеспечение функционирования
           региональных подсистем контроля радиационной обстановки


 Создание и       86000          11080 13680 16590 17310 14220 13120
 обеспечение            Б**80000 10300 12630 15460 16210 13180 12220
 функционирования       В***6000   780  1050  1130  1100  1040   900
 региональных
 подсистем конт-
 роля радиацион-
 ной  обстановки
 -------------------------------------------------------------------
 Итого по     515300           83144 112703 122045 91656 66015 39737
 Программе            А 429300 72064  99023 105455 74346 51795 26617
                      Б  80000 10300  12630  15460 16210 13180 12220
                      В   6000   780   1050   1130  1100  1040   900

________________

* А - федеральный бюджет.

** Б - бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
*** В - внебюджетные средства.

     Примечания: 1. Выделение   финансовых  ресурсов  на обеспечение
                    создания, развития и функционирования  подсистем
                    и служб, входящих в ЕГАСКРО, предусматривается в
                    федеральном бюджете      по      соответствующим
                    министерствам и ведомствам.

                 2. Конкретные объемы финансирования по позициям Б и
                    В будут   определяться  на  основе  региональных
                    программ.




Текст документа сверен по:
Собрание законодательства
Российской Федерации, N 45,
06.11.95 г.

О Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (утратило силу с 1 января 2001 года - постановление Правительства РФ от 22.02.2000 N 149)

Название документа: О Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (утратило силу с 1 января 2001 года - постановление Правительства РФ от 22.02.2000 N 149)

Номер документа: 1085

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Недействующий

Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации N 45, 06.11.95 ст.4340
Дата принятия: 02 ноября 1995

Дата начала действия: 02 ноября 1995
Дата окончания действия: 01 января 2001
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах