Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

Утверждены приказом
Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 29 октября 1993 г. N 289

УКАЗАНИЯ
ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ В ЛЕСАХ
И РЕГЛАМЕНТАЦИИ РАБОТЫ
ЛЕСОПОЖАРНЫХ СЛУЖБ

Введение

Все леса Российской Федерации подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер.

Осуществление мероприятий по охране лесов возложено на Правительство Российской Федерации и органы государственной власти на местах, которые обеспечивают их осуществление через органы управления лесным хозяйством.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, также обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, введенными в действие 6.03.93, Советом Министров Правительством Российской Федерации 9 сентября 1993 г. постановлением N 886, утверждены Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, которыми предусмотрены требования по предотвращению лесных пожаров и борьбы с ними, являющиеся обязательными для всех предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан.

Указания имеют целью установить систему и порядок выполнения предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, а также определить режим работы лесопожарных служб в зависимости от степени пожарной безопасности в лесах по условиям погоды, что позволит повысить эффективность охраны лесов от пожаров.

Противопожарная профилактика в лесах

1. Общие требования к противопожарной профилактике в лесах

Противопожарная профилактика в лесах предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения, и создание условий для обеспечения успешной борьбы с ними. Мероприятия по противопожарному устройству лесов проводятся на основе планов, составленных при лесоустройстве или специальных планов противопожарного устройства лесной территории региона. При составлении указанных планов виды противопожарных мероприятий и объемы выполняемых работ по каждому лесхозу должны основываться на данных об уровне развития экономики района, степени хозяйственного освоения лесов, интенсивности лесного хозяйства, фактической горимости лесов. На основе этих материалов лесхозы* разрабатывают годовые оперативные планы текущих противопожарных мероприятий. При этом должны учитываться происходящие изменения в лесном фонде, причины возникновения лесных пожаров, социально-демографический состав виновников их возникновения, корректировать свою работу в соответствии с динамикой погодных условий. Следует иметь в виду, что наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определенной системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

________________

* Здесь и далее под словом "лесхоз" подразумеваются все владельцы лесного фонда.

2. Организация проведения противопожарной профилактики в лесах

В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации соответствующие органы государственной власти республик в составе Российской Федерации,автономной области, автономных округов, краев, областей и органы власти районов в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними:

ежегодно организуют разработку и выполнение учреждениями и организациями, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по противопожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке и указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;

организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдение правил пожарной безопасности в лесах;

оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств;

ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

устанавливают порядок привлечения населения, работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров;

предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территориях республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели.

На местах мероприятия по охране лесов от пожаров находятся в компетенции районных (городских) администраций, а их выполнение возложено на владельцев лесного фонда, которыми являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Практическое выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе по противопожарной профилактике от пожаров, предупреждению и пресечению нарушений возложено на государственную лесную охрану и ее подразделения, а также ведомственную охрану. В районах, где отсутствуют возможности проведения противопожарных мероприятий наземным методом, профилактика, обнаружение и тушение лесных пожаров возлагаются на договорной основе на базы авиационной охраны лесов, авиазвенья и авиаотделения.

3. Мероприятия по противопожарной профилактике

Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяются на три основные группы: предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение распространения лесных пожаров и организационно-технические и другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.

Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посредством лесной пропаганды и агитации, регулирования посещаемости лесов населением, контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, организационно-технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероятность возникновения пожаров.

Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесом участков лесного фонда.

Организационно-технические и другие мероприятия, повышающие пожарную устойчивость лесного фонда, заключаются в закреплении участков леса за населенными пунктами, организациями, предприятиями, подготовке местного населения к работам по вопросам предупреждения, обнаружения, тушения лесных пожаров, строительство и ремонт противопожарных объектов, работа с органами власти, арендаторами и т.д.

По времени и оперативности проведения профилактические мероприятия подразделяются на плановые, выполняемые по заранее разработанному проекту независимо от уровня текущей пожарной опасности (ПО) в лесу (противопожарная пропаганда, благоустройство лесной территории, устройство минерализованных полос, противопожарных дорог и водоемов) и регламентированные текущим уровнем ПО в лесу (дежурство пожарных команд, регулирование посещаемости лесов населением, патрулирование и др.).

3.1. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ, государственные органы управления лесным хозяйством обязаны обеспечить:

широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности;

организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха;

контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров.

3.1.1. Лесопожарная пропаганда

Лесопожарная пропаганда должна вестись а направлении обеспечения выполнения требований пожарной безопасности в лесу и формирования у населения более глубоких знаний о лесе, взаимодействие человека с лесом, необходимости активных действий по охране леса.

Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной, соответствовать времени года, обстановке и категории населения, содержать конкретные факты, а печатные издания должны быть выразительными, привлекательными и образными.

Лесопожарная пропаганда должна проводиться непрерывно в течении года и усиливаться в пожароопасном сезоне, особенно при наступлении высокой пожарной опасности по условиям погоды.

Для проведения этой работы должны в первую очередь использоваться средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино и другие.

Рекомендуются следующие формы лесопожарной пропаганды:

предприятиям, учреждениям, организациям в местах лесозаготовительных и других работ, а также в местах проведения культурно-массовых и иных мероприятий в лесу на темы о значении леса, необходимости осторожного обращения с огнем и соблюдении других требований пожарной безопасности в лесах. При этом особое внимание должно быть уделено вопросам о причинах возникновения пожаров в лесу и способах устранения этих причин, о порядке оповещения о пожарах в лесу работников государственной и ведомственной лесной охраны, милиции и местных органов власти для организации тушения, о способах тушения лесных пожаров, в том числе о применении подручных средств. Передачу таких лекций, докладов и бесед необходимо проводить также по местным радиотрансляционным сетям и телевидению;

проведение индивидуальных бесед на указанные выше темы с занятыми в лесу рабочими, гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу, туристами, экскурсантами, школьниками и т.д.;

создание кино- и видеофильмов, киноплакатов о вреде, наносимом лесными пожарами, причинах возникновения лесных пожаров и мерах борьбы с ними. Организация широкого показа этих фильмов, киноплакатов в кинотеатрах, клубах, домах культуры, санаториях, домах отдыха и школах;

опубликование в местной периодической и стенной печати выступлений, бесед, статей научных работников, работников государственной и ведомственной лесной охраны и других специалистов лесного хозяйства на указанные выше темы. Издание массовыми тиражами и распространение плакатов, листовок и других материалов массовой печатной пропаганды;

размещение у дорог, на участках, где ведутся работы, в местах отдыха трудящихся в лесу периодически обновляемых плакатов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности в данное время, о необходимости заботливого отношения к лесам, осторожного обращения с огнем и выполнения других требований пожарной безопасности в лесах. Изготовление, размещение у дорог и распространение в населенных пунктах лесопожарных эмблем, мобилизующих внимание на предупреждение лесных пожаров;

ежедневная передача по местному радио в течение всего пожароопасного сезона сведений о пожарной опасности в лесах одновременно с метеосводками и прогнозами, а начиная с III класса пожарной опасности по условиям погоды - систематическая передача соответствующих предупреждений по местным радиотрансляционным сетям в населенных пунктах, пригородных поездах, автобусах, троллейбусах и на железнодорожных станциях, пристанях водного транспорта в лесных районах, а также с помощью мегафонов и звукоусилительных устройств на автомашинах, самолетах и вертолетах при наземном и авиационном патрулировании;

изготовление и распространение наклеек на спичечных коробках и других предметах массового потребления с соответствующими рисунками и текстами, содержащими призывы к сбережению лесов и предупреждению лесных пожаров; использование для распространения таких призывов штампов для печатания соответствующих текстов на конвертах в почтовых отделениях и т.п.;

противопожарная пропаганда через световые газеты, агитационные авиарейсы, проведение телевизионных и редакционных встреч "За круглым столом", "Служба-01", "Русский лес и его охрана" и другие;

организация при конторах лесхозов, лесничеств и других работающих в лесах предприятий, учреждений, организаций, в сельских клубах, школах и т.д., а также в местах массового отдыха трудящихся в лесу выставок и устройство стендов по вопросам о значении леса, вреде, наносимом лесам пожарами, способах и средствах предупреждения лесных пожаров и борьбе с ними.

Противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа среди населения может производиться и в иных формах, обеспечивающих ее доходчивость до широких масс сельского и городского населения.

Особое внимание должно быть уделено широкому разъяснению Основ лесного законодательства Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, а также постановлений и решений органов власти о мерах по охране лесов от пожаров. При этом необходимо не только знакомить население с содержанием указанных правил, постановлений и решений, но и разъяснять, как следует их выполнять, какие рекомендуются способы выполнения отдельных требований пожарной безопасности или противопожарных мероприятий.

Государственные органы управления лесным хозяйством обязаны:

требовать от руководителей предприятий, организаций, учреждений, арендаторов, ведущих работы или имеющих объекты в лесу, проведения перед началом пожароопасного сезона, а от руководителей предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих культурно-массовые и другие мероприятия в лесу, перед каждым выездом или выходом в лес участников этих мероприятий инструктажа рабочих, служащих или участников культурно-массовых и других мероприятий по вопросам предупреждения лесных пожаров и способах их тушения;

систематически проводить работу по широкому вовлечению общественности в дело охраны, восстановления и приумножения лесных богатств, организации лесных дозоров, постов, бригад и т.п.;

организовать обучение населения способам предупреждения и тушения лесных пожаров с применением ручных орудий и имеющейся в лесхозах техники.

3.1.2. Лесная рекреация

Из года в год значительно возрастает использование лесов для отдыха, проведения спортивных мероприятий, туризма, экскурсий и т.п.

В связи с этим важной задачей по предупреждению лесных пожаров является проведение мероприятий, направленных на подготовку лесного фонда для организованного отдыха населения.

В указанных целях рекомендуется:

производить в установленном порядке передачу лесных участков в аренду для пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях с условием их благоустройства и обеспечения пожарной безопасности и сохранности на этих участках и прилегающих к ним площадях лесной растительности и других объектов; осуществлять работы по благоустройству выделяемых участков для организованного отдыха, проводить на них строительство кемпингов, мотелей, палаток, павильонов, беседок, кухонь, оборудовать стоянки для машин, места для курения и другие сооружения, обеспечить охрану этих участков и осуществлять эксплуатацию созданных на них объектов;

требовать от туристских, спортивных и других организаций проведения мероприятий по благоустройству площадок, маршрутов и стоянок (устройства мест для разбивки палаток, разведения костров, сбора мусора и т.д.).

3.1.3. Контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах

Лесхозы обязаны обеспечить постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, находящихся в их ведении.

Для осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и их выполнением установленных противопожарных мероприятий лесхозы должны организовать постоянное наблюдение в местах лесозаготовительных и других работ в лесах, а также патрулирование лесов по дорогам и на участках, наиболее посещаемых населением.

Патрулирование должно производиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (см. приложение), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. В первую очередь патрулирование лесов обеспечивается в участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности.

По мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватываются участки, отнесенные к последующим классам.

Патрулирующие должны быть обеспечены средствами транспорта (мотоцикл, мопед, велосипед, автомашина, мотолодка, катер, верховая лошадь и др.), иметь при себе ранцевые огнетушители, противопожарный инвентарь и средства радиосвязи.

В период высокой пожарной опасности по условиям погоды (IV класс и выше) рекомендуется создавать у дорог при въездах в лес контрольные посты с целью предупреждения водителей транспорта, а также граждан о соблюдении правил пожарной безопасности при нахождении в лесах.

В районах, где осуществляется авиационное патрулирование лесов, наряду с проводимой с борта самолетов или вертолетов противопожарной пропагандой с помощью звукоусилительных установок, должно также осуществляться наблюдение с воздуха за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах с передачей через звукоусилительную установку требований о прекращении нарушений.

Во всех случаях обнаружения нарушений правил пожарной безопасности в лесах работники лесной охраны обязаны принять меры к прекращению нарушений, составить протокол по установленной форме и не позднее следующего дня передать его в лесничество или непосредственно лесхозу для привлечения виновных к ответственности в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

При невыполнении предприятиями, организациями, учреждениями и другими лесопользователями требований лесхозов о прекращении нарушений правил пожарной безопасности в лесах, местные органы власти по представлению лесхозов могут приостанавливать работу в лесу на участках и объектах, где допущены нарушения до их устранения.

3.2. Мероприятия по предупреждению и ограничению распространения лесных пожаров

Предупреждение и ограничение распространения пожаров в лесах достигается проведением мероприятий по повышению пожароустойчивости лесов путем регулирования их состава, санитарных рубок и очистки их от захламленности, а также путем создания на территории лесного фонда системы противопожарных барьеров, ограничивающих распространение возможных пожаров, устройства сети дорог и водоемов, позволяющих быстрее обеспечить их локализацию.

3.2.1. Регулирование состава древостоев

Примесь лиственных пород во всех классах возраста и по всем ярусам хвойных древостоев способствует снижению опасности появления и распространения наиболее разрушительных верховых пожаров, которые, как правило, охватывают большие площади.

Для этого необходимо:

проводить регулирование состава хвойных древостоев (особенно в молодняках и средневозрастных насаждениях) в порядке рубок ухода за лесом, сохраняя, где это целесообразно, равномерную примесь лиственных пород по всем ярусам в количестве 2-3 единиц от состава;

вводить в культуры хвойных пород, где это возможно по лесорастительным условиям, примесь деревьев хозяйственно ценных лиственных пород: дуб, березу, клен, ясень, липу, рябину, серую ольху и др.

в дальнейшем, по мере роста культур, в зависимости от степени пожарной опасности участков и хозяйственной целесообразности, деревья смешанных пород в составе хвойных древостоев могут быть сохранены лишь во втором ярусе и подлеске.

Кроме того, необходимо регулировать интенсивность рубок ухода за лесом, имея в виду, что в результате сильного изреживания хвойных древостоев под их пологом может развиться опасная в пожарном отношении растительность (вереск, злаки и др.).

3.2.2. Санитарные рубки

Отмирающие сухостойные и ветровальные деревья, усиливающие опасность распространения лесных пожаров, вредителей и болезней леса, подлежат немедленной рубке.

Разработка крупных горельников, ветровала и бурелома, а также древостоев, поврежденных вредителями и болезнями, если она не может быть полностью закончена до весны следующего за их появлением года, должна вестись в таком порядке, чтобы в первую очередь от подлежащих вырубке древостоев были освобождены площади на полосах шириной не менее 50 м, а хвойных древостоях, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности - 100 м по границе со здоровыми насаждениями. Такие полосы, очищенные до наступления пожароопасного сезона от порубочных остатков и неликвидной древесины с проложенными по границам минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м, а в хвойных древостоях, отнесенных к I и II классам пожарной опасности по условиям погоды, с двумя такими полосами на расстоянии 5-10 м одна от другой, должны служить противопожарными разрывами, окаймляющими оставшиеся неразработанными части горельников или других поврежденных и подлежащих вырубке древостоев.

Крупные участки с поврежденными и подлежащими вырубке древостоями разделяются внутренними разрывами шириной 25 м на более мелкие - площадью 25-30 га. На внутренних разрывах также устраиваются защитные противопожарные полосы.

3.2.3. Очистка мест рубок и ликвидация внелесосечной захламленности

Очистка мест рубок от порубочных остатков является обязательной при всех рубках леса и должна проводиться в соответствии с действующими правилами.

Учитывая большое противопожарное значение этой меры, лесхозы обязаны обеспечить строгий контроль за ее выполнением.

Ликвидация внелесосечной захламленности должна производиться в первую очередь на противопожарных барьерах, расчленяющих хвойные массивы, в хвойных молодняках и насаждениях, прилегающих к железным, шоссейным, лесовозным и грунтовым дорогам широкого пользования, территориям огнеопасных производств и складов, а также в лесах зеленых зон.

3.2.4. Создание системы противопожарных барьеров

Создание системы противопожарных барьеров должно иметь целью разделение пожарпоопасных хвойных лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разной величины.

Крупные пожароопасные массивы хвойных древостоев (кроме лиственничных) в лесах 1 и 2 групп (исключая притундровые леса), а также в освоенных частях участков леса, закрепленных за лесопользователями в лесах 3 группы, должны разделяться на блоки площадью, в зависимости от степени пожарной опасности и интенсивности лесного хозяйства, от 2 до 12 тыс. га.

Если для ограничения блока естественных барьеров и искусственных разрывов недостаточно, должны быть устроены дополнительные разрывы с дорогами на них, а вдоль этих разрывов созданы полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород с таким расчетом, чтобы дополнительные барьеры вместе с имеющимися составляли замкнутое кольцо вокруг ограниченного блока.

Дороги, имеющиеся и дополнительно устроенные на барьерах, должны иметь выходы в общую дорожную сеть.

В качестве противопожарных барьеров, ограничивающих указанные блоки, в первую очередь должны быть использованы имеющиеся на территории лесного фонда естественные барьеры (большие озера и реки с широкими затопляемыми долинами, участки леса с преобладанием лиственных пород), а также искусственные разрывы в виде трасс железных и автомобильных дорог, линий электропередач, трубопроводов и т.п.

По обеим сторонам вдоль указанных разрывов должны быть созданы полосы, где это возможно по лесорастительным условиям, в порядке направленных рубок ухода за лесом, а на вырубках искусственным путем или регулированием естественного возобновления полосы шириной 50-60 м из древостоев с преобладанием лиственных пород (не менее 7 ед. состава). Общая ширина барьера (заслона) - 120-150 м.

Барьеры (заслоны служат преградой распространения верховых и низовых лесных пожаров, а также опорными линиями при проведении работ по локализации действующих очагов.

В горных лесах полосы из древостоев лиственных пород или с их преобладанием, а также их хвойных древостоев следует создавать по широким плоским водоразделам и долинам, на склонах (преимущественно южных и западных) - поперек горизонталей, вверх по лощинам и ложбинам к водоразделам. Устройство минерализованных полос на склонах не рекомендуется во избежание развития эрозионных процессов.

В случаях, когда по лесорастительным условиям создание полос из древостоев с преобладанием лиственных пород невозможно, хвойные древостои на полосах шириной 120-150 м с каждой стороны разрыва (трассы дороги, линии электропередач, трубопроводов и т.п.) должны быть тщательно очищены от древесного хлама, хвойного подроста и пожароопасного подлеска. У деревьев хвойных пород начиная со II класса возраста по возможности должны быть обрублены нижние ветви на высоте до 1,5-2 м.

По сторонам полос, обращенным к лесу, из древостоев с преобладанием лиственных пород должны быть проведены минерализованные полосы шириной 1,4 м, а в случаях, если эти полосы прилегают к участкам, отнесенным к I и II классам природной пожарной опасности - двумя минерализованными полосами на расстоянии 5-10 м одна от другой.

Полосы из хвойных древостоев ограничиваются от прилегающего леса и разделяются в продольном направлении через каждые 20-30 м минерализованными полосами шириной 1,4 м.

Противопожарные барьеры (заслоны) должны систематически очищаться от сухостоя, хвойного подроста, пожароопасного подлеска и валежа, а минерализованные полосы в пределах барьеров ежегодно подновляться.

Хвойные массивы внутри крупных блоков, в зависимости от ценности их, интенсивности хозяйства и степени опасности появления в этих массивах источников огня, в свою очередь должны быть разделены аналогичными барьерами (заслонами) на блоки площадью от 400 до 1600 га, для чего также следует в первую очередь использовать имеющиеся естественные и искусственные барьеры (реки, озера, лиственные древостои, дороги, просеки и т.д.). При этом полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород по обеим сторонам железных, шоссейных и других автомобильных дорог широкого пользования следует создавать шириной 30-50 м, а вдоль других разрывов, в том числе и квартальных просек шириной 10-15 м с каждой стороны.

Крупные участки хвойных молодняков естественного и искусственного происхождения в лесах зеленых зон и других, отнесенных к 1 группе (кроме притундровых защитных полос), при наличии экономических возможностей рекомендуется разделять на блоки площадью 25 га. При этом в качестве разграничивающих блоки барьеров (заслонов) следует прокладывать минерализованные полосы или дороги противопожарного назначения, по обеим сторонам которых при посадке культур или в порядке регулирования естественного возобновления создавать полосы шириной 10 м из лиственного молодняка и кустарников. По мере роста хвойных древостоев деревья лиственных пород следует оставлять лишь во 2 ярусе или же сохранять их только в подлеске.

Вокруг расположенных вблизи хвойных лесов поселков должны быть созданы в порядке рубок ухода за лесом или искусственным путем пожароустойчивые опушки шириной не менее 150 м из древостоев лиственных или с преобладанием лиственных пород. По границам таких опушек с внешней и внутренней (к лесу) стороны должны быть проложены минерализованные полосы шириной не менее 2,5 м.

Если по лесорастительным условиям создать опушки с преобладанием лиственных пород не представляется возможным, то на полосе хвойного леса шириной 250-300 м, прилегающей к поселку, необходимо полностью убрать валеж, подрост хвойных пород и пожароопасный подлесок, обрубить у хвойных деревьев сучья на высоту до 2 м и проложить по этой полосе в продольном направлении минерализованные полосы через каждые 50 м.

Наряду с созданием противопожарных барьеров (заслонов), расчленяющих хвойные массивы на изолированные друг от друга блоки, в качестве барьеров, препятствующих распространению низовых пожаров и опорных линий для локализации действующих очагов должны устраиваться внутри блоков защитные минерализованные полосы.

Указанные полосы следует устраивать в лесу вокруг площадей, занятых постройками, лесными культурами, ценными хвойными молодняками естественного происхождения, вдоль дорог, проходящих в хвойных древостоях (если эти дороги находятся в ведении лесхозов), в лиственных насаждениях - в порядке продолжения минерализованных полос, созданных на противопожарных барьерах в хвойных древостоях, а также в других местах, где это вызывается необходимостью.

Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации минерализованные полосы должны также создаваться на лесосеках с оставленными на пожароопасный сезон лесопродукцией или порубочными остатками и вокруг лесосек, вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог, на сельскохозяйственных угодьях по границе с лесом (период сжигания стерни и остатков соломы), вокруг расположенных на территории лесного фонда складов лесоматериалов, пиломатериалов, живицы и пр., а также вокруг других пожароопасных объектов.

В районах, где существуют условия для возникновения и развития почвенно-торфяных пожаров (разнотравные, вейниковые, осоковые и травяно-болотные типы лесов, которые необходимо относить ко II классу природной пожарной опасности) необходимо предусмотреть:

создание противопожарных барьеров в лесных массивах с недостаточно развитой дорожной сетью. Основу заслона составляет дорога, окаймленная системой минерализованных полос. Напочвенный покров в таком заслоне ежегодно выжигается ранней весной или обрабатывается гербицидами;

по квартальным просекам прокладываются дороги (типа зимников) шириной проезда транспорта или вездехода. Такие дороги после прохода машин могут служить в качестве опорных полос для борьбы с пожарами.

В районах интенсивных лесозаготовок в качестве препятствий распространению низовых лесных пожаров и опорных линий при локализации пожаров широко может быть использована имеющаяся сеть лесовозных дорог, которые следует поддерживать в прежнем состоянии.

Минерализованные полосы следует устраивать в дополнение к сети дорог для образования замкнутых контуров.

Противопожарные минерализованные полосы прокладываются бульдозерами, тракторными почвообрабатывающими орудиями, а при необходимости широких полос - выжиганием напочвенного покрова между двумя минерализованными полосами, проложенными почвообрабатывающими орудиями. При наличии соответствующих почвенных условий и хозяйственной целесообразности защитные противопожарные полосы могут создаваться также путем посева на них огнестойких растений (картофеля, люпина и др.).

Ширина полос и способы их создания устанавливаются с учетом возможного характера и интенсивности распространения пожаров, почвенных и лесорастительных условий и наличия необходимых машин и орудий.

Противопожарные канавы устраиваются в целях защиты особо ценных лесных участков от перехода на них подземных (почвенных) пожаров с соседних площадей, опасных в пожарном отношении.

Канавы устраиваются с помощью канавокопателей или экскаваторов глубиной до минерализованного слоя или уровня грунтовых вод.

3.2.5. Устройство лесных дорог

В зависимости от назначения, устраиваются лесохозяйственные и противопожарные лесные дороги. Лесохозяйственные дороги устраиваются в основном в освоенных лесах с интенсивным ведением лесного хозяйства в участках, где эти дороги необходимы не только для борьбы с лесными пожарами, но и для других нужд лесного хозяйства и будут широко использоваться. Устройство таких дорог должно осуществляться в соответствии с типовыми проектами, рассчитанными на обеспечение свободного проезда всех видов автотранспорта для перевозки противопожарных грузов, оборудования, лесокультурного инвентаря, древесины и пр.

Дороги противопожарного назначения устраиваются в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении и к водоемам. Работы по устройству таких дорог заключаются в корчевании пней, расчистке и выравнивании проезжей части, устройстве гатей, переездов через канавы, ручьи и т.п.

Все лесные дороги должны строиться таким образом, чтобы они одновременно служили преградами распространению возможных низовых пожаров и опорными линиями при локализации действующих очагов. При планировании строительства лесных дорог следует учитывать необходимость максимального использования лесовозных дорог, а также имеющихся в лесах дорог общего пользования.

3.2.6. Устройство пожарных водоемов

Для эффективного использования при борьбе с лесными пожарами средств водного пожаротушения должна проводиться соответствующая подготовка естественных водоисточников (речек, озер и т.п.) и строительство специальных искусственных водоемов.

Подготовка естественных водоисточников для целей пожаротушения заключаются в устройстве к ним подъездов, оборудовании специальных площадок для забора воды пожарными автоцистернами и мотопомпами, а в необходимых случаях также в углублении водоемов или создании запруд.

Искусственные противопожарные водоемы строятся по типовым проектам, как правило, вблизи улучшенных автомобильных дорог, от которых к водоемам должны быть устроены подъезды.

Эффективный запас воды в лесных противопожарных водоемах должен быть в самый жаркий период лета не менее 100 куб. м.

3.3. Организационно-технические и другие противопожарные мероприятия

Организационно-технические мероприятия предусматривают:

разработку и представление на утверждение органам власти мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке предприятий, учреждений и организаций, на которые возложена охрана лесов к противопожарному сезону;

разработку и представление на утверждение органам власти оперативных планов борьбы с лесными пожарами. В планах предусматривается организация пожарных формирований из работников предприятий, организаций, учреждений и населения, со средствами транспорта, противопожарного оборудования, их подготовка, порядок приведения в готовность и другие положения.

проведение совещаний-семинаров (февраль, март) государственной и ведомственной лесной охраны с участием представителей органов власти, предприятий, организаций, учреждений по вопросам состояния охраны лесов и мерах по ее улучшению;

организацию подготовки (индивидуальной, курсовой) руководителей тушения лесных пожаров из числа работников наземной и авиационной охраны лесов, обладающих умением работать с людьми, имеющим профессиональную подготовку и опыт борьбы с лесными пожарами;

устройство временных посадочных площадок для вертолетов и учет естественных площадок, пригодных для посадки вертолета. Такие площадки создаются возле контор лесхозов, лесничеств, мест жительства лесной охраны, расположения резервных команд, а также в лесных массивах с высокой пожарной опасностью;

устройство пунктов приема донесений от авиации, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря. Такие пункты создаются там, где создаются резервные пожарные формирования или возможно привлечение на тушение лесных пожаров местного населения. Перечень пунктов приема донесений согласуются лесхозом с авиаотделением, пункты и количество пожарного инвентаря определяются лесхозом в соответствии с нормативами сосредоточения пожарного инвентаря;

внесение предложений органам власти о дополнительных, не предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, противопожарных требований исходя из местных условий или складывающейся пожарной обстановки;

согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров в районах, подверженных возникновению ранневесенних лесных и других пожаров;

проведение за одну-две недели до установления класса пожарной опасности по условиям погоды облетов территории с целью контроля подготовки лесного фонда к пожароопасному сезону и соблюдения организациями, предприятиями, лесопользователями и другими работающими или имеющими в лесу свои объекты требований пожарной безопасности;

организацию смотров готовности государственной лесной охраны, ведомственной охраны, ее специальных пожарных подразделений, других пожарных формирований к борьбе с лесными пожарами.

Регламентация работы лесопожарных служб

1. Общие положения о регламентации работы лесопожарных служб

Важнейшим условием предупреждения лесных пожаров, своевременного их обнаружения и тушения является организационная готовность и правильное регулирование работы лесопожарных служб. Перечень мероприятий и порядок их выполнения заранее регламентируются в зависимости от уровня пожарной опасности в лесу по условиям погоды и должны обязательно соблюдаться в течение пожароопасного сезона.

На всей территории Российской Федерации действует единая шкала пожарной опасности в лесу по условиям погоды по величине комплексного показателя, который учитывает совокупность метеоэлементов, влияющих на изменение влажности лесных горючих материалов.

С учетом различий в климатических и природных условиях районов в единую шкалу могут вноситься поправки для данной местности и периода пожароопасного сезона (весна, лето, осень). Для этого на основании данных горимости лесов не менее чем за 10 предшествующих лет составляются региональные (местные) шкалы пожарной опасности в лесу по условиям погоды, которые вводятся в действие после их утверждения Федеральной службой лесного хозяйства.

Метеорологическая информация дается метеорологическими станциями в виде уже вычисленного комплексного показателя или в виде характеристик состояния на текущий день метеорологических элементов (температура воздуха, значение точки росы, количество выпавших осадков и др.), по которым этот показатель может быть вычислен в лесхозе.

При удаленности метеорологических станций от лесных массивов, для которых определяется пожарная опасность, более чем на 20-25 км рекомендуется организовать при лесхозах, лесничествах, пожарно-химических станциях, пожарно-наблюдательных пунктах непосредственные наблюдения, для проведения которых необходимо иметь осадкомер и психрометр.

2.Вычисление комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды

Для вычисления комплексного показателя пожарной опасности (по применяемому в настоящее время) необходимы следующие данные:

температура воздуха (в градусах) и точка росы на 13 ч по местному времени;

количество выпавших осадков за предшествующие сутки, т.е. за период с 13 ч предыдущего дня (количество осадков до 2,5 мм в расчет не принимается).

Комплексный показатель (КП) текущего дня определяется как сумма произведений температуры (t) на разность между значением температуры и точкой росы (r) каждого дня за число дней (n) после последнего дождя:

                              1
                             +--
                        КП = >    t (t - r)
                             +--
                              n

Пример:

--------------------------------------------------------------------
  Дата ¦ Количество осадков ¦ Температура ¦ Разность между значением
       ¦                    ¦   воздуха,  ¦ температуры   и   точкой
       ¦                    ¦     град    ¦       росы, град
--------------------------------------------------------------------
7/VII    Осадки выпали до 12
         часов в  количестве
         не более 3 мм            16,9                 1,6

8/VII    Осадков не было          17,9                 2,5

9/VII         То же               26,8                21,2

10/VII        То же               24,1                15,1

При таких данных комплексные показатели на каждый день будут равны:
7/VII - 16,9 х 1,6 = 25,4;

     8/VII - 25,4 + (17,9 х 2,5) = 70,2;
     9/VII - 70,2 + (26,8 х 21,2) = 638,3;
    10/VII - 638,3 + (24,1 х 15,1) = 1002,2.

Количество выпавших осадков определяется по осадкомеру. Температура воздуха определяется по сухому термометру психрометра, точка росы - по психрометрическим таблицам на основании отсчетов по сухому и смоченному термометрам.

Для получения отсчетов психрометр устанавливается вне помещения в тени на высоту 2 м от земли.

В каждом из пунктов метеонаблюдений ведется журнал установленной формы с расчетом комплексного показателя пожарной опасности. Журналы хранятся не менее 10 лет, по записям в них можно оценить напряженность пожароопасного сезона сравнивая горимость со средними многолетними данными, а также использовать их для составления местных шкал оценки пожарной опасности по условиям погоды.

3. Регламентация работы лесопожарных служб

По величине вычисленного комплексного показателя и принятой в настоящее время шкале определяется класс пожарной опасности в лесу по условиям погоды, в зависимости от которого регламентируется работа лесопожарных служб.

--------------------------------------------------------------------
Класс пожарной опасности¦  Регламентация работы лесопожарных служб
--------------------------------------------------------------------

I класс                    Проводится   наземное   патрулирование  в
(комплексный показатель  местах огнеопасных работ в целях   контроля
до     300)   -   малая  за  соблюдением  правил
пожарная      опасность  пожарной безопасности в лесах.  Авиационное
                         патрулирование    не    проводится.   Могут
                         проводиться эпизодические    полеты     для
                         контроля за  состоянием действующих пожаров
                         и оказания помощи командам,  работающим  на
                         тушении их,  а также полеты для контроля за
                         соблюдением правил пожарной безопасности  в
                         местах огнеопасных   работ.   Дежурство  на
                         пожарных наблюдательных     пунктах      не
                         проводится.

                           Наземные и авиационные пожарные  команды,
                         если они не заняты тушением ранее возникших
                         лесных пожаров,   занимаются   тренировкой,
                         подготовкой снаряжения  и  пожарной техники
                         или выполняют другие работы.

II класс                   Проводится   наземное   патрулирование  в
(комплексный показатель  участках,   отнесенных   к   I и II классам
от 301 до 1000 -  малая  пожарной  опасности  (см.  приложение),   а
пожарная      опасность  также в местах массового отдыха  трудящихся
                         в лесах с 11 до 17 часов.

                           Авиационное патрулирование     проводится
                         через 1-2 дня,  а  при  наличии  пожаров  -
                         ежедневно в   порядке   разовых  полетов  в
                         полуденное время.

                           Дежурство на    пожарных   наблюдательных
                         пунктах и на  пунктах  приема  донесений  о
                         пожарах от  экипажей самолетов и вертолетов
                         осуществляется с 11 до 17 часов. Наземные и
                         авиационные пожарные  команды,  если они не
                         заняты на тушении пожаров,  находятся с  11
                         до 17   часов   на   местах   дежурства   и
                         занимаются тренировкой, подготовкой техники
                         снаряжения или другими работами.

III класс                  Наземное патрулирование проводится  с  10
(комплексный показатель  до 19 часов в участках, отнесенных к первым
от  1001  до  4000)   -  трем   классам   пожарной   опасности  (см.
средняя        пожарная  приложение) и особенно усиливается в местах
опасность                работ   и   в   местах  наиболее посещаемых
                         населением. Авиационное      патрулирование
                         проводится  1-2 раза в течение дня в период
                         с 10 до 17  часов.  Дежурство  на  пожарных
                         наблюдательных пунктах приема донесений - с
                         10 до  17  часов.  Наземные  и  авиационные
                         команды,  если  они  не  заняты  на тушении
                         пожаров,  в полном составе с 10 до 19 часов
                         находятся      на     местах     дежурства.
                         Противопожарный   инвентарь   и    средства
                         транспорта,  предназначенные  для резервных
                         команд и рабочих,  привлекаемых  из  других
                         предприятий,   организаций   и   населения,
                         должны  быть  проверены   и   приведены   в
                         готовность к использованию.

                           Усиливается противопожарная    пропаганда
                         особенно в   дни   отдыха.    По    местным
                         радиотрансляционным сетям   и   с   помощью
                         звукоусилительных установок на самолетах  и
                         вертолетах авиационной     охраны     лесов
                         периодически передаются    напоминания    о
                         необходимости осторожного обращения с огнем
                         в лесу.  Может  ограничиваться   разведение
                         костров и посещение отдельных участков.

IV класс                   Наземное патрулирование проводится с 8 до
(комплексный показатель  20 часов в местах работ, нахождения складов
от 4001 до 10000-12000)  и других объектов в лесу, а также в местах,
-   высокая    пожарная  посещаемых населением, независимо от класса
опасность                пожарной  опасности,  к  которому  отнесены
                         участки. Авиационное         патрулирование
                         проводится не  менее  двух  раз  в  день по
                         каждому маршруту.

                           Дежурство на    пожарных   наблюдательных
                         пунктах проводится в течение всего светлого
                         времени, а  на  пунктах приема донесений от
                         экипажей патрульных самолетов и  вертолетов
                         с 9 до 20 часов. Наземные команды, если они
                         не заняты на  тушении  пожаров,  в  течение
                         всего светлого     времени    дня    должны
                         находиться в   местах  дежурства  в  полной
                         готовности к   выезду  на  пожар.  Пожарная
                         техника и средства пожаротушения  находятся
                         в полной    готовности   к   использованию.
                         Авиационные команды,  если они не находятся
                         в полете  или  на  тушении пожаров,  должны
                         дежурить при   авиаотделениях   в    полной
                         готовности в вылету.

                           Резервные пожарные    команды    лесхозов
                         должны быть  предупреждены  и  приведены  в
                         полную готовность.  Закрепленные  за   ними
                         противопожарный инвентарь     и    средства
                         транспорта должны    быть    проверены    и
                         находиться в   местах   работы  команд  или
                         вблизи этих мест. По ретрансляционным сетям
                         должна проводиться  двух-  или  трехразовая
                         передача напоминаний     об      осторожном
                         обращении с   огнем  в  лесу.  Организуется
                         передача таких    напоминаний    также    в
                         пригородных поездах    и    автобусах,   на
                         станционных платформах     и     автобусных
                         остановках в лесных районах, вблизи городов
                         и крупных        населенных        пунктов.
                         Систематически проводится          передача
                         указанных напоминаний   с    самолетов    и
                         вертолетов при   патрульных  и  специальных
                         полетах. В конторах  лесхозов  организуется
                         дежурство ответственных  лиц  в рабочие дни
                         после окончания работы до  24  часов,  а  в
                         выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов.
                         У дорог при въезде в лес по согласованию  с
                         местными органами    МВД    устанавливаются
                         щиты-сигналы, предупреждающие об  опасности
                         пожаров в    лесах.   При   прогнозировании
                         длительного (более  5   дней)   периода   с
                         отсутствием осадков,    отдельные    группы
                         (бригады) из  наземных  пожарных  команд  с
                         пожарной техникой  и  средствами транспорта
                         должны быть  сосредоточены  по  возможности
                         ближе к   участкам,   наиболее   опасным  в
                         пожарном отношении.          Ограничивается
                         посещение отдельных     наиболее    опасных
                         участков леса,    запрещается    разведение
                         костров в лесах.

V класс                    Все  внимание  работников  лесхозов  и  в
(комплексный показатель  первую   очередь   государственной   лесной
более   10000-12000)  -  охраны должно быть мобилизовано  только  на
чрезвычайная опасность   охрану лесов от пожаров.

                           Наземное патрулирование  лесов проводится
                         в течение  всего  светлого  времени,  а   в
                         наиболее опасных местах - круглосуточно.  В
                         помощь лесной охране и  временным  пожарным
                         сторожам для   патрулирования  привлекаются
                         рабочие и   служащие   лесхозов,   пожарные
                         дружины и        милиция.       Авиационное
                         патрулирование проводится не менее 3 раз  в
                         день по  каждому  маршруту,  для  чего  при
                         необходимости привлекается   дополнительное
                         количество самолетов и вертолетов.

                           Дежурство на   пожарных    наблюдательных
                         вышках и   на   пунктах   приема  донесений
                         проводится, как и при  IV  классе  пожарной
                         опасности. Численность    наземных   команд
                         увеличивается за счет привлечения в команды
                         постоянных рабочих   и  служащих  лесхозов.
                         Наземным командам  дополнительно  придается
                         техника с       производственных      работ
                         (бульдозеры, тракторы                     с
                         почвообрабатывающими              орудиями,
                         автотранспорт). Отдельные    бригады     из
                         состава команд, при сохранении основных сил
                         и средств    пожаротушения     в     местах
                         постоянного базирования, сосредотачиваются,
                         по возможности,  ближе к  наиболее  опасным
                         участкам.

                           Команды должны  находиться  в назначенных
                         им местах  сосредоточения  круглосуточно  в
                         состоянии полной  готовности  к  выезду  на
                         пожар (если  они  не  заняты   на   тушении
                         пожаров).

                           Численность авиационных  пожарных  команд
                         увеличивается за счет других  подразделений
                         авиационной охраны    лесов    в    порядке
                         маневрирования. Команды,  кроме   отдельных
                         бригад или   групп,   которые  находятся  в
                         полете или на тушении пожаров,  должны быть
                         с 8 до 20 часов при оперативном отделении в
                         полной готовности  к  немедленному  вылету.
                         Готовность резервных  команд лесхозов такая
                         же, как и при IV классе пожарной опасности.
                         Резервные команды,    при    необходимости,
                         должны быть пополнены за счет привлечения в
                         их состав  добровольных пожарных команд,  а
                         также рабочих          и           служащих
                         лесозаготовительных и  других предприятий и
                         организаций, работающих  в  данном  районе.
                         Противопожарная пропаганда    должна   быть
                         максимально усилена.  Передачи  напоминаний
                         об осторожном  обращении  с огнем в лесу по
                         местным ретрансляционным  сетям  проводятся
                         через каждые   2-3   часа.   В  пригородных
                         поездах, в автобусах, на    железнодорожных
                         платформах и автобусных остановках в лесных
                         районах такие      передачи      проводятся
                         систематически.               Увеличивается
                         продолжительность полетов    самолетов    и
                         вертолетов для      передачи      указанных
                         напоминаний с   помощью   звукоусилительных
                         установок. Максимально ограничивается въезд
                         в леса   отдельных   лесничеств,   лесхозов
                         средств транспорта,  а также посещения леса
                         населением. Закрываются    имеющиеся     на
                         дорогах в  лес  шлагбаумы,  устанавливаются
                         щиты-сигналы, предупреждающие             о
                         чрезвычайной пожарной            опасности,
                         выставляются контрольные      посты      из
                         работников лесной   охраны   и  милиции.  В
                         конторах лесхозов,  лесничеств   и   других
                         работающих в лесах предприятий,  учреждений
                         и организаций на весь  период  чрезвычайной
                         пожарной опасности             организуется
                         круглосуточное дежурство.

Приложение. Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (Из Инструкции по устройству государственного лесного фонда)

ПРИЛОЖЕНИЕ

--------------------------------------------------------------------
Класс    ¦ Объект  загорания  (характерные ¦ Наиболее вероятные виды
пожарной ¦           типы леса             ¦ пожаров,    условия   и
опасности¦ и типы вырубок, другие категории¦ продолжительность
         ¦ насаждений     и      безлесных ¦ периода из   возможного
         ¦ пространств)                    ¦ возникновения   и
         ¦                                 ¦ распространения
--------------------------------------------------------------------

   I       Хвойные   молодняки.   Сплошные     В    течение    всего
         вырубки: лишайниковые, вересковые  пожароопасного    сезона
         и    другие   типы   вырубок   по  возможны низовые пожары,
         суходолам (особенно захламленные)  а на участках с наличием
           Сосняки      лишайниковые     и  древостоя  верховые.  На
         верещатники.        Расстроенные,  вейниковых    и   других
         отмирающие и сильно  поврежденные  травяных  типах  вырубок
         древостои (сухостойники,  участки  по  суходолу    особенно
         бурелома и ветровала,  недорубы),  значительна     пожарная
         участки     условно-сплошных    и  опасность  весной,  а  в
         интенсивных   выборочных   рубок.  некоторых    районах   и
         Захламленные гари.                 осенью.

   II      Сосняки  брусничники,  особенно     Низовые        пожары
         с наличием соснового подроста или  возможны в течение всего
         подлеска  из  можжевельника  выше  пожароопасного   сезона;
         средней густоты. Листвяги кедрово  верховые -   в   периоды
         -стланцевые.                       пожарных максимумов.

  III     Сосняки кисличники и черничники.     Низовые   и  верховые
         Листвяги брусничники.  Кедровники  пожары возможны в период
         всех типов, кроме  приручейных  и  летнего        пожарного
         сфагновых. Ельники брусничники  и  максимума,     а       в
         кисличники.                        кедровниках, кроме того,
                                            в периоды  весеннего   и
                                            особенно        осеннего
                                            максимумов.

  IV       Сплошные вырубки  таволговых  и     Возникновение пожаров
         долгомошниковых  типов  (особенно  (в    первую     очередь
         захламленные). Сосняки,  листвяги  низовых)   возможно    в
         и   насаждения  лиственных  пород  травяных типах леса и на
         травяных типов.                    таволговых  вырубках   в
           Сосняки  и   ельники   сложные,  периоды   весеннего    и
         липняковые лещиновые, дубняковые.  осеннего        пожарных
         Ельники черничники.                максимумов; в  остальных
           Сосняки       сфагновые       и  типах    леса    и    на
         долгомошники.          Кедровники  долгомошниковых вырубках
         приручейные сфагновые. Березняки:  - в   периоды    летнего
         брусничники,          кисличники,  максимума.
         черничники       и     сфагновые.
         Осинники кисличники и черничники.
         Мари.

   V       Ельники, березняки  и  осинники     Возникновение  пожара
         долгомошники. Ельники сфагновые и  возможно    только   при
         приручейные. Ольшаники всех типов  особо    неблагоприятных
                                            условиях     (длительная
                                            засуха).

________________

Примечание.

1. Пожарная опасность устанавливается на класс выше:

а) для хвойных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных, значительная захламленность и т.п.);

б) для небольших участков леса на суходолах, окруженных площадями с повышенной горимостью;
в) для лесных участков, примыкающих к дорогам общего пользования, железным дорогам или расположенных в непосредственной близости от огнедействующих лесных предприятий.

2. Кедровники с наличием густого подроста или разновозрастные с вертикальной сомкнутостью полога относятся ко II классу пожарной опасности.



Текст документа сверен по: официальная рассылка

Указания по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб

Название документа: Указания по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб

Номер документа: 289

Вид документа: Приказ Рослесхоза (Федеральной службы лесного хозяйства России)

Принявший орган: Рослесхоз (Федеральная служба лесного хозяйства России)

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 29 октября 1993