НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК НА ВНУТРИСОЮЗНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР (НОП ГА-83)
(Извлечение)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтранса России от 4 декабря 2020 года N 541
____________________________________________________________________
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации СССР (НОП ГА-83) разработано в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР и Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР.
2.2. НОП ГА-83 определяет основные принципы обеспечения в организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации, а также взаимоотношения с пассажирами и клиентурой по договору воздушной перевозки.
2.3. Требования НОП ГА-83 распространяются на деятельность авиационных предприятий гражданской авиации и являются обязательными для исполнения и соблюдения всеми должностными лицами агентств, служб организации перевозок и бортпроводниками, а также членами экипажей воздушных судов.
2.4. Выполнение требований НОП ГА-83 обеспечивается:
постоянной целенаправленной организаторской и политико-воспитательной работой командно-руководящих кадров и общественных организаций с личным составом служб;
высокой профессиональной подготовкой личного состава и постоянным совершенствованием специальных знаний;
поддержанием высокой трудовой и производственной дисциплиной личного состава;
осуществлением постоянного контроля за исполнением требований настоящего Наставления и других руководящих документов, регламентирующих организацию перевозок.
2.5. Высокий уровень организации перевозок является одним из основных условий высокого качества обслуживания пассажиров и клиентуры, повышения эффективности использования парка воздушных судов.
2.6. Четкая организация перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов является важнейшей обязанностью командно-руководящего состава управлений, авиационных предприятий и агентств гражданской авиации и достигается путем поддержания высокой трудовой и производственной дисциплины личного состава, внедрения более совершенных форм и методов обслуживания, прогрессивных производственно-технологических процессов, средств механизации и автоматизации, умелым руководством службой.
2.7. На основе требований настоящего Наставления и других руководящих документов МГА на местах должны быть разработаны технологии и должностные инструкции для всех категорий работников служб организации перевозок, бортпроводников и агентств.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПАССАЖИРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ
ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ
4.1.1. Служба организации (пассажирских) перевозок обеспечивает выполнение государственного плана воздушных перевозок пассажиров, организует перевозки пассажиров и багажа, осуществляет мероприятия по рациональному и эффективному использованию воздушных судов и обеспечению высокой культуры обслуживания пассажиров.
4.1.2. Основными задачами службы организации (пассажирских) перевозок являются:
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозке пассажиров на воздушном транспорте;
проведение организационных мероприятий по выполнению плана воздушных перевозок пассажиров на внутрисоюзных воздушных линиях;
совершенствование технологии и организации пассажирских перевозок;
обеспечение правильности применения тарифных расстояний и тарифов на перевозку пассажиров и за услуги, оказываемые авиационным предприятиям;
организация обслуживания пассажиров в аэропорту и на борту воздушного судна;
разработка и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и своевременной доставки багажа пассажиров;
рассмотрение жалоб и претензий пассажиров;
проведение мероприятий по улучшению охраны труда и техники безопасности.
4.1.3. Структура и штаты службы организации (пассажирских) перевозок предприятия разрабатываются на основании Типовой структуры и Типовых нормативов численности, утвержденных МГА.
4.2.1. Для перевозки пассажиров и их вещей должен быть организован комплекс работ по наземному обслуживанию, выполняемой (СОПП) аэропорта и сотрудниками агентства воздушных сообщений до вылета и после прибытия воздушных судов.
4.2.2. Наземное обслуживание пассажиров включает следующие виды деятельности: информирование по вопросам перевозки, бронирование мест трансферным пассажирам, регистрацию билетов, оформление, прием и обработку багажа и ручной клади, выдачу багажа, временное хранение вещей, транспортировку и посадку пассажиров на воздушное судно, доставку и погрузку багажа (ручной клади) на воздушное судно, расчет загрузки и центровки, оформление и передачу перевозочных документов, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров.
4.2.3. Пассажиры должны прибывать в аэропорт или в городской аэровокзал не позднее времени, установленного для регистрации билетов. Оформление багажа должно быть обеспечено за счет соответствующей организации работ транспортных средств доставки пассажиров из города в аэропорт, в городской аэровокзал, а также четкого информирования пассажиров о порядке обслуживания при продаже билетов с указанием времени начала регистрации в билете. Ответственность за доставку пассажиров из города в аэропорт и обратно возлагается на агентства воздушных сообщений.
4.2.4. Очередность наземного обслуживания пассажиров и обработки их багажа устанавливается перевозчиком.
4.2.5. Бинокли, радиоприемники, фото- и киноаппаратура принимаются к перевозке только упакованными в чемоданы, ящики и т.п. Пассажирам запрещается иметь при себе эти предметы и пользоваться ими во время нахождения на воздушном судне.
4.2.6. К перевозке не должны допускаться пассажиры в болезненном состоянии, угрожающем здоровью окружающих, в нетрезвом виде, а также нарушающие общественный порядок и отказывающиеся от прохождения досмотра.
4.2.7. Посадка на воздушное судно должна производиться только после прохождения досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров в установленном порядке.
4.2.8. Без сопровождения работниками аэропорта пассажирам категорически запрещается выход и въезд на автотранспорте на перрон и к стоянкам воздушных судов, хождение по перрону, курение у стоянок воздушных судов.
4.3.1.1. Регистрация билетов и оформление багажа к перевозке должны проводиться в аэровокзале за одним или несколькими рабочими местами в зависимости от пассажировместимости воздушного судна.
4.3.1.2. Применяются два вида регистрации билетов и оформления багажа к перевозке: порейсовый и свободный.
Порейсовая регистрация может осуществляться двумя методами: основным или упрощенным.
Свободная регистрация используется при автоматизации и механизации процессов регистрации билетов, оформлении приема и сортировки багажа по направлениям полета.
4.3.1.3. На воздушных линиях союзного значения следует применять основной или упрощенный метод при порейсовом виде регистрации. На местных воздушных линиях регистрация билетов должна проводиться, как правило, упрощенным методом.
4.3.1.4. При контейнерных перевозках багажа регистрация билетов может проводиться:
основным или упрощенным методом в случае размещения зон регистрации и контроля в одной секции (накопителе);
только основным методом в случае нахождения зон в разных помещениях, на разных уровнях.
4.3.1.5. Время проведения регистрации билетов (начала, окончания) устанавливается перевозчиком в зависимости от метода регистрации, класса воздушного судна, с учетом руководящих документов МГА, регламентирующих порядок производства обслуживания в аэропорту, в городских агентствах. Время должно быть указано в билете или другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета.
4.3.1.6. В аэровокзалах аэропорта или городского агентства, в котором производится оформление вылетающих пассажиров, должно быть организовано информирование пассажиров о ходе регистрации, прекращении ее и окончании допуска пассажиров на посадку на воздушное судно. Информация должна передаваться по сети радиооповещения, с помощью информационных табло, справочных бюро, а также устно обслуживающим персоналом.
4.3.1.7. Оформление вылетающих пассажиров арендованного воздушного судна должно производиться в установленном порядке по предъявлении представителем заказчика "Заявки на полет" и списка пассажиров, заверенного подписью и печатью заказчика.
4.3.1.8. Регистрацию билетов и оформление багажа, ручной клади к перевозке проводят сотрудники службы организации пассажирских перевозок - дежурные по регистрации, приемосдатчики багажа.
4.3.1.9. При основном методе регистрации используется ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа по установленной форме:
пассажиры предъявляют дежурному по регистрации билеты с гарантированной датой, вещи, подлежащие перевозке. Приемосдатчик багажа принимает к перевозке багаж, оформляет его, производит отметку в багажной квитанции;
дежурный по регистрации проверяет правильность оформления билета с гарантированной датой, сведений о багаже, ручной клади, записывает данные в ведомость регистрации, изымает контрольный талон билета, отмечает факт регистрации оттиском своего личного штампа в билете, передает пассажиру билет, отрывной талон багажной бирки и направляет его в зону контроля (пункт досмотра). При регистрации группового билета записывает порядковые номера регистрации, общую массу багажа, отрывает контрольный талон билета и приобщает его вместе со списком к ведомости регистрации; возвращает старшему руководителю группы групповой билет, отрывные номерные талоны багажных бирок.
4.3.1.10. При упрощенном методе регистрации:
ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа не ведется. Проводится проверка билета с гарантированной датой, внесение в него порядкового номера регистрации билета пассажира по карте регистрации и контроля явки пассажиров, изъятие из билета контрольного талона;
багажная квитанция в билете не заполняется. На каждое место багажа пассажиру выдается номерной отрывной талон багажной бирки;
итоги приема багажа на рейс заносятся в багажную ведомость, данные по пассажирам и багажу (незарегистрированному багажу) - в сводно-загрузочную ведомость.
4.3.2.1. Оформление вещей к перевозке может осуществляться в качестве багажа (под ответственность перевозчика), в качестве незарегистрированного багажа и ручной клади под ответственность пассажира, за исключением перевозки на самолете Ил-86, на котором незарегистрированный багаж сдается под ответственность авиационного предприятия. Каждое место багажа оформляется багажной биркой.
4.3.2.2. Багаж, ручная кладь принимаются к перевозке до аэропорта назначения или до аэропорта трансфера, до которого следует пассажир.
4.3.2.3. Каждому взрослому пассажиру, а также ребенку, перевозимому по детскому билету, предоставлено право бесплатной перевозки вещей определенной массы. Нормы массы бесплатной перевозки багажа (незарегистрированного багажа) установлена по типу воздушного судна:
30 кг - на самолетах, имеющих салон первого класса (только для пассажиров первого класса);
20 кг - на самолетах Ил-86, Ил-62, Ил-18, Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40, Ан-24, Ил-14, на вертолетах Ми-4, Ми-6, Ми-8;
10 - на Ан-2, Л-410, на вертолетах Ка-15, Ка-18, Ми-1.
Норма бесплатной перевозки багажа сохраняется для пассажиров, следующих по льготным, бесплатным и служебным билетам. На детей, перевозимых бесплатно, норма не распространяется.
4.3.2.4. Масса каждого места багажа не должна превышать 30 кг, а его размеры - не более 50 х 50 х 100 см.
4.3.2.5. Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа (незарегистрированного багажа) пассажир может перевезти бесплатно в салоне вещи и предметы, не вложенные в багаж, и которые могут пригодиться ему в полете. Перечень их устанавливается Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП). Вещи, на которые не распространяется норма бесплатного провоза, оплачиваются по их фактической массе согласно правилам применения тарифов.
4.3.2.6. Пассажиру предоставлено право объявить ценность своего багажа. Прием его к перевозке с объявленной ценностью удостоверяется выдачей пассажиру квитанции платного багажа с записью в билете ее номера и суммы объявленной ценности.
4.3.2.7. Перевозчик имеет право проверить содержание ценного багажа. При несоответствии суммы объявленной ценности содержимому багажа перевозчик может установить действительную его стоимость или отказать в приеме к перевозке с объявленной ценностью.
4.3.2.8. Оплата перевозки сверхнормативного багажа (незарегистрированного багажа) удостоверяется выдачей пассажиру квитанции платного багажа (незарегистрированного багажа).
4.3.2.9. Багаж может загружаться на воздушные суда разными способами: поштучным, в контейнерах, смешанным.
4.3.2.10. Незарегистрированный багаж после оформления находится при пассажире, досматривается в пунктах досмотра вместе с пассажиром, доставляется им к воздушному судну. Погрузка его на воздушное судно и выгрузка осуществляется методом самообслуживания под руководством дежурного службы организации пассажирских перевозок и контролем бортпроводника в соответствии с установленным порядком.
4.3.3.1. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров производится органами гражданской авиации и милиции в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов.
4.3.3.2. Досмотр организуется в зоне контроля, состоящей из одного или нескольких пунктов досмотра, в аэропорту или в городском аэровокзале. Зона контроля должна быть оснащена необходимыми техническими средствами досмотра, согласно действующим положениям в гражданской авиации.
4.3.3.3. В городском аэровокзале досмотр осуществляется только в тех случаях, когда пассажиры доставляются непосредственно к трапу воздушного судна. Ответственность за организацию доставки пассажиров, прошедших досмотр, от зоны ожидания посадки (накопителя) до трапа воздушного судна, за предотвращение контактов в пути следования с другими лицами возлагается на начальников городских аэровокзалов.
4.3.3.4. Перед началом проведения досмотра дежурная смена группы досмотра обязана: получить необходимую информацию от диспетчера СОПП о предстоящем обслуживании; проверить состояние помещения зоны контроля (пунктов досмотра), техническую исправность аппаратуры, применяемой при досмотре; подготовить планшетки (карты) для учета пассажиров, проходящих на посадку через зону контроля; явиться в нужную зону контроля (пункт досмотра) до прибытия пассажиров.