Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 июня 1995 года N 05-11/2507

____________________________________________________________________
Фактически не применяется.
Следует руководствоваться Положением о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
, утвержденное
 постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 года N 794

____________________________________________________________________


УТВЕРЖДЕНО
Заместитель министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
В.Ф.Костин
23 июня 1995 г.
N 05-11/2507

Заместитель министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.В.Хетагуров
3 августа 1995 г.

Заместитель председателя
Госкомсанэпиднадзора России
Г.Г.Онищенко
18 августа 1995 г.

Первый заместитель министра
сельского хозяйства и
продовольствия
Российской Федерации
В.Н.Щербак
4 июля 1995 г.

Заместитель руководителя
Росгидромета
С.И.Авдюшин
30 июня 1995 г.

Заместитель председателя
Роскомзема
С.Л.Громов
8 августа 1995 г.

Заместитель председателя
Роскомвода
С.М.Натальчук
август 1995 года

Заместитель председателя
Роскомнедр
Б.А.Яцкевич
1 августа 1995 г.

Первый заместитель
председателя
Роскомрыболовства
А.В.Родин
14 августа 1995 г.

Заместитель руководителя
Рослесхоза
Б.Д.Отставнов
10 августа 1995 г.

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально
высоком загрязнении окружающей природной среды

____________________________________________________________________
Фактически не применяется.
Следует руководствоваться Положением о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
, утвержденное
 постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 года N 794

____________________________________________________________________

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий документ разработан и утвержден в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 г. N АЗ-П9-08081 и определяет порядок взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзора России), Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), Комитета Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвода), Комитета Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовства), Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (Госкомнедр), Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзема), федеральной службы лесного хозяйства России (Гослесхоза России), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрода России) и их подведомственных и территориальных органов при чрезвычайных и аварийных ситуациях, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей природной среды, и в случаях выявления фактов экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды с целью ликвидации (снижения) их негативных последствий для здоровья населения и окружающей природной среды.

Система взаимодействия указанных федеральных органов исполнительной власти действует в рамках Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".

Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среде, здоровью и имуществу, физическим и юридическим лицам производится в полном объеме виновными в этом предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем организациями) и гражданами согласно статье 86 федерального Закона "Об охране окружающей природной среды".

Срок действия настоящего документа 3 года. По результатам его практической реализации будет разработано "Положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды", в которое могут быть внесены соответствующие уточнения.

2. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
И ДЕЙСТВИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И   ИХ  ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ  И  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ
ПРИ АВАРИЙНЫХ ВЫБРОСАХ И СБРОСАХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

2.1. Оценка последствий производится во всех случаях аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ организациями, объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения независимо от форм их собственности, расположенными на территории, континентальном шельфе и в экономической зоне России.

2.2. Передача информации на местах об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления схемой, к разработке которой привлекаются все заинтересованные подведомственные и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Головной организацией по разработке схем на местах являются региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Содержание информационных сообщений об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и их последствиях и типовая схема передачи таких сообщений приводятся в приложениях 1 и 3 к настоящему Временному положению.

2.3. Типовой схемой должны быть предусмотрены:

Немедленное (не более одних суток) оповещение региональных и территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о всех видах аварийных (залповых) выбросов и сбросах загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях, которые могут повлечь загрязнение окружающей природной среды.

Информационные сообщения об этом направляются в региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организациями, гражданами, подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Сокрытие и/или несвоевременное оповещение о таких фактах влечет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Передача подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в свои вышестоящие организации информации об авариях, их последствиях и принятых мерах.

При этом производится проверка и взаимное уточнение данных о последствиях аварий и уровнях загрязнения окружающей природной среды.

Передача в региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям дополнительной информации (по мере получения новых данных) о последствиях аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и принятых мерах, включая данные оперативного контроля за зоной загрязнения, прогнозы ее распространения и причиненного ущерба населению, окружающей природной среде и народному хозяйству.

Привлечение региональными и территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в случае возникновения аварийных ситуаций с выбросами и сбросами загрязняющих веществ, подведомственных и территориальных подразделений специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, Госкомсанэпиднадзора России и др. для оценки влияния последствий аварийного загрязнения на окружающую природную среду и на здоровье населения.

2.4. Порядок взаимодействия при получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ.

2.4.1. При получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:

информируют об аварийной ситуации органы исполнительной власти субъектов Федерации, соответствующие подведомственные и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и МЧС России;

осуществляют координацию работ по ликвидации последствий аварий и катастроф, а также их руководство и проведение специальных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;

осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности населения.

2.4.2. Органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.07.95 N 738 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статья 11) организуют комиссию для оценки последствий аварийной ситуации, состоящую из специалистов подведомственных и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и определения участия федеральных органов исполнительной власти, в том числе являющихся владельцами объектов-загрязнителей, в организации работ по ликвидации последствий аварийной ситуации.

2.4.3. Органы Минприроды России:

совместно с соответствующими подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и заинтересованными организациями выявляют источник аварийного загрязнения, обследуют его, участвуют в установлении причины возникновения аварии, возможности повторения выбросов (сбросов) и информируют МЧС России;

участвуют в разработке мер по ликвидации последствий аварии;

при необходимости выдают в установленном порядке предписание на приостановку работы предприятия (объекта);

устанавливают (уточняют) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и участвуют в определении уровней и зон загрязнения объектов окружающей природной среды;

организуют работы по определению масштабов негативного воздействия аварийного загрязнения на окружающую природную среду с учетом прогнозов органов Росгидромета по распространению зоны аварийного загрязнения и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти принимают меры к ликвидации (снижению) его последствий;

контролируют ход выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийного загрязнения для окружающей природной среды;

определяют ущерб, причиненный наземному животному миру в результате аварийного загрязнения;

совместно с другими федеральными органами исполнительной власти определяют общий ущерб, причиненный окружающей природной среде в результате аварийного загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к установленной законодательством административной ответственности.

2.4.4. Органы Госкомсанэпиднадзора России:

участвуют в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения;

осуществляют контроль за качеством воды водных объектов с точки зрения возможности ее использования для хозяйственно-питьевых и рекреационных нужд;

осуществляют контроль за составом атмосферного воздуха на территории организаций, в санитарно-защитной и селитебной зонах;

выявляют в окружающей среде биологические факторы воздействия на здоровье населения;

оценивают степень влияния аварийного загрязнения на продукты питания, здоровье населения и условия его проживания;

при необходимости приостанавливают работу организаций (объектов).

2.4.5. Органы Росгидромета:

обследуют зоны распространения аварийного загрязнения, производят отбор и анализ проб объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв) вне санитарно-защитной зоны предприятия;

составляют оперативные прогнозы распространения зоны аварийного загрязнения;

обеспечивают работу комиссии необходимой гидрометеорологической информацией и данными об уровнях загрязнения окружающей природной среды в районе аварии;

участвуют в установлении источника загрязнения.

2.4.6. Органы Роскомвода:

участвуют в выявлении и обследовании организации или иного источника аварийного загрязнения поверхностных вод суши и морских вод, установлении причин возникновения аварии, возможности повторения сбросов, других факторов;

совместно с органами Росгидромета осуществляют контроль за распространением зоны загрязнения;

участвуют в разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварийного загрязнения и контролируют ход их выполнения;

участвуют в определении размера ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.

2.4.7. Органы Роскомрыболовства:

осуществляют контроль за влиянием аварийного загрязнения на жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а также за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы, нагульные площади, миграционные пути);

участвуют в разработке мероприятий по максимальному снижению возможных потерь для рыбного хозяйства и контролируют ход их выполнения;

определяют ущерб рыбному хозяйству в результате аварийного загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и виновных привлекают к административной ответственности, установленной законодательством.

2.4.8. Органы Роскомнедр совместно с Роскомводом:

осуществляют контроль за качеством подземных вод в зоне аварийного загрязнения;

проводят расследование причин загрязнения подземных вод;

2.4.9. Органы Роскомнедр при необходимости выдают предписание по предложениям Роскомвода на приостановку работы организации и на ликвидацию очага и последствий загрязнения подземных вод.

2.4.10. Органы Минсельхозпрода России:

участвуют в обследовании зоны распространения аварийного загрязнения почв сельскохозяйственных угодий и определении размеров причиненного ущерба;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»