Недействующий

     

ГОСАРБИТРАЖ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 1977 г. N 7

ИНСТРУКЦИЯ
о рассмотрении арбитражами хозяйственных споров,
связанных с поставкой продукции и товаров
ненадлежащего качества или некомплектных*

______________________________________________

* Инструкция, приведенная на с.166-174 ч. 2, вып. 9 в редакции постановления Госарбитража СССР от 25 мая 1977 г. N 7, ныне не применяется.

________________________________________________________________

Утверждена постановлением Госарбитража СССР от 25 мая 1977 г. N 7 (действует в редакции,
утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 30 марта 1983 г. N 6, с изменениями,
внесенными постановлением Госарбитража СССР от 21 мая 1986 г. N 4)
(Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1987, N 1, с.9-20)
__________________________________________________________________________


I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция предусматривает особенности рассмотрения подведомственных арбитражам хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями*, связанных с поставкой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления**:

----------------

* В дальнейшем указывается "предприятие".

** В дальнейшем указывается "продукция".


забракованных как не соответствующих стандартам, техническим условиям или образцам (эталонам);

с производственными недостатками, которые могут быть устранены на месте;

соответствующих стандартам или техническим условиям, но не соответствующих повышенным требованиям к качеству, предусмотренным договором;

высшей категории качества, забракованных как не соответствующих стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам), или переведенных в более низкую категорию качества;

с конструктивными недостатками, обнаруженными в продукции, поставленной в качестве опытного промышленного образца (партии), а также в машинах и оборудовании индивидуального исполнения;

некомплектных;

более низкого сорта (качества);

     с другими недостатками*.
----------------

* В дальнейшем указывается "продукция ненадлежащего качества или некомплектная".


В порядке настоящей Инструкции рассматриваются и хозяйственные споры, связанные с поставкой продукции в ненадлежащей таре и упаковке, немаркированной или ненадлежаще маркированной продукции и тары, споры, связанные с повреждением или порчей продукции при транспортировке (поломка, бой, побитость, потертость и т.п.) при отсутствии в этом вины перевозчика, если они в соответствии с обязательными правилами отнесены к спорам, вытекающим из поставки продукции ненадлежащего качества.

2. Инструкция имеет целью обеспечить:

единообразие и правильное применение арбитражами законодательства о качестве и комплектности продукции при разрешении хозяйственных споров;

неуклонное применение арбитражами установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности к предприятиям, поставляющим продукцию ненадлежащего качества или некомплектную;

выявление и устранение причин и условий, способствовавших выпуску и поставке продукции, не соответствующей стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам), договорам или некомплектной, и порождающих споры, связанные с поставкой такой продукции;

активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия по предупреждению выпуска и поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной;

улучшение использования правовых средств для возложения на лиц, виновных в причинении ущерба, вызванного поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, материальной ответственности в порядке и в пределах, установленных законодательством, а также привлечение в установленном порядке указанных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

3. В соответствии с Законом о государственном арбитраже в СССР государственный арбитраж возбуждает дела по своей инициативе при наличии данных о допущенных предприятиями фактах поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной.

Возбуждение дел производится, в частности, по материалам печати, радио, телевидения, а также актов проверок органов Госстандарта СССР и других органов, осуществляющих контроль за качеством продукции, сообщений прокуратуры, судов, органов юстиции, внутренних дел, народного контроля, сообщений других государственных и общественных организаций, по материалам рассмотренных арбитражных дел и иных источников.

II. Предъявление исков

4. В соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами иски, связанные с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, предъявляются истцом-предприятием или в его интересах вышестоящим органом в государственный арбитраж по месту нахождения предприятия-ответчика. Если в деле участвуют несколько ответчиков, то иск предъявляется в государственный арбитраж по месту нахождения ответчика-изготовителя продукции, а если поставленная продукция произведена несколькими изготовителями, - по месту нахождения ответчика-поставщика. Регрессные иски, связанные с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, рассматриваются по месту нахождения ответчика.

Поставщик, не являющийся изготовителем продукции, привлекается к делу в качестве ответчика по иску, предъявленному к изготовителю, в том случае, когда поставщик участвует в расчетах за продукцию либо поставка (отпуск) продукции произведена с его склада, а также в других случаях, предусмотренных основными или особыми условиями поставки, иными обязательными для сторон правилами или договором.

Если изготовитель или его место нахождения покупателю (получателю) неизвестны, то иск предъявляется только к поставщику. В этом случае изготовитель может быть привлечен к делу в качестве ответчика по ходатайству стороны или по инициативе арбитража. Если в связи с привлечением изготовителя изменяется подведомственность хозяйственного спора, в определении о привлечении ответчиком изготовителя указывается о передаче дела по подведомственности в соответствии со ст.16 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.

В зависимости от обстоятельств хозяйственного спора покупатель (получатель) может предъявить одновременно иск и к отправителю, если поставщик и изготовитель не являются отправителями продукции.

При установлении несоответствия качества основного изделия стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам) или договору в связи с выходом из строя комплектующего изделия покупатель(получатель) предъявляет иск к изготовителю (поставщику) основного изделия, если иное не предусмотрено стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами.

Если хозяйственный спор возникает в связи с тем, что покупатель (получатель) отказался оплатить изготовителю (поставщику) стоимость продукции ввиду ее ненадлежащего качества или некомплектности, то иск предъявляется в государственный арбитраж по месту нахождения ответчика-покупателя (получателя), а если в качестве ответчиков привлекаются покупатель и получатель, иск предъявляется в государственный арбитраж по месту нахождения ответчика-получателя.

Иск изготовителя (поставщика) о признании не подлежащим исполнению предъявленного покупателем (получателем) в банк платежного требования на списание в безакцептном порядке со счета изготовителя (поставщика) излишне уплаченных сумм за продукцию ненадлежащего качества или некомплектную либо штрафа за поставку продукции, забракованной как не соответствующей по качеству стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам), или о возврате списанных в безакцептном порядке сумм за такую продукцию или соответственно штрафа предъявляется в государственный арбитраж по месту нахождения ответчика-покупателя (получателя).

Предъявление исков, связанных с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, в арбитражи министерств, государственных комитетов, ведомств производится по подведомственности, установленной для арбитражей министерств, государственных комитетов, ведомств.

5. Истец вправе соединить в одном исковом заявлении требования, вытекающие из поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной, и требования, вытекающие из других оснований (например, из недостачи продукции), в тех случаях, когда эти требования связаны с поставкой продукции по одному расчетному документу изготовителя (поставщика) или основаны на одном акте приемки продукции по качеству и количеству, а также в других случаях, когда законодательством или соответствующими нормативными актами допускается соединение исковых требований.

Если при соединении исковых требований хозяйственный спор по сумме подведомствен государственному арбитражу при Совете Министров союзной или автономной республики, при исполнительном комитете краевого, областного, городского Совета народных депутатов, исковые материалы направляются государственному арбитражу в соответствии с правилами, изложенными в пункте 4 настоящей Инструкции.

6. При предъявлении иска, связанного с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, истец обязан приложить к исковому заявлению документы, предусмотренные Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. При подаче искового заявления в арбитраж министерства, государственного комитета, ведомства учитываются также особенности применения Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, определенные министром, руководителем государственного комитета, ведомства.

При этом в обоснование исковых требований о возврате излишне уплаченных сумм за продукцию ненадлежащего качества или некомплектную и взыскании штрафа за поставку такой продукции к исковому заявлению прилагаются, в частности:

договор, принятый к исполнению наряд или заказ*, во исполнение которого произведена поставка, или соответствующая выписка из этих документов;

----------------

* В дальнейшем указывается "договор".

полученный от изготовителя (поставщика) продукции документ, удостоверяющий качество поставленной продукции (сертификат, паспорт, удостоверение о качестве, акт ОТК и т.п.);

акт, устанавливающий несоответствие качества или комплектности поставленной продукции стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам), а также требованиям, предусмотренным основными или особыми условиями поставки или договором; коммерческий акт, если в соответствии с действующими на транспорте правилами такой акт был составлен; акт перепроверки, если изготовителем в установленном порядке производилась перепроверка возвращенной ему продукции и этот акт имеется у истца;

в необходимых случаях - стандарты или технические условия, которым должна соответствовать поставленная продукция, либо заверенные выписки из них, акты отбора проб и анализы лабораторий;

     удостоверение представителя                      общественности
предприятия-получателя или  представителя другого предприятия,  если
он участвовал   в  приемке  продукции,  выданное  в  соответствии  с
Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной
Государственным арбитражем при Совете Министров СССР;

при поставке продукции железнодорожным, водным или воздушным транспортом - транспортная накладная (коносамент), при поставке продукции автомобильным транспортом - товарно-транспортная накладная или ненадлежаще заверенные копии указанных накладных;

копии писем, телеграмм или телефонограмм о вызове представителя изготовителя (поставщика) или других организаций для участия в проверке качества или комплектности продукции и составлении акта, если такой вызов предусмотрен упомянутой выше Инструкцией, основными или особыми условиями поставки, обязательными для сторон правилами или договором;

платежное требование поставщика (изготовителя) или надлежаще заверенная копия и доказательства его оплаты;

обоснованный расчет причитающихся по иску сумм;

в случаях уценки продукции или перевода ее в более низкую категорию качества - документ, подтверждающий оприходование ее фактически полученным сортом (качеством).

Если иск заявлен торговым предприятием, кроме указанных документов, оно в соответствующих случаях обязано представить доказательства доведения уценки до потребителя, переоценки или уничтожения скоропортящейся недоброкачественной продукции (подписанную руководителем и главным бухгалтером предприятия справку о реализации продукции по цене того сорта (качества), в который она переведена, или о произведенной переоценке, если продукция еще не реализована, справку за подписями тех же должностных лиц о перемаркировке продукции соответствующим сортом (качеством), надлежаще составленный акт об уничтожении скоропортящейся недоброкачественной продукции или заверенную копию этого акта).

В тех случаях, когда иск предъявлен к торговому предприятию в связи с его полным или частичным отказом от оплаты стоимости полученной продукции по мотиву ненадлежащего качества, торговое предприятие в соответствующих случаях обязано при отзыве на исковое заявление представить указанные справки и акт.

В случаях преждевременного выхода из строя товаров до истечения гарантийного срока и возврата их населением в торговую сеть на основании справок предприятий бытового обслуживания, осуществляющих гарантийный ремонт товаров, торговые предприятия к исковым заявлениям прилагают заявления покупателей-граждан и указанные справки или копии этих документов.

В соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами истец направляет ответчику копии прилагаемых к исковому заявлению документов, если они отсутствуют у ответчика.

III. Подготовка материалов к рассмотрению дел в заседании

7. При подготовке материалов к рассмотрению дел, связанных с поставкой продукции ненадлежащего качества или некомплектной, арбитр осуществляет действия, предусмотренные Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, в частности:

истребует материалы, перечисленные в пункте 6 настоящей Инструкции, если они не приложены к исковому заявлению, и другие документы, необходимые для правильного и своевременного разрешения спора;

привлекает в качестве ответчика покупателя, участвующего в расчетах, но не являющегося получателем, или предприятие, переотправившее продукцию.

8. При назначении дел к рассмотрению в заседании арбитр обязан разрешить вопрос о необходимости рассмотрения дела непосредственно на предприятии, являющемся стороной по делу.

При принятии решения о рассмотрении дела непосредственно на предприятии арбитраж обеспечивает организацию такого рассмотрения, определение круга лиц, которые должны участвовать в рассмотрении, для более полного исследования всех обстоятельств дела.

IV. Рассмотрение хозяйственных споров и принятие решений

9. Арбитраж при рассмотрении хозяйственного спора всесторонне и тщательно выясняет все обстоятельства дела, не ограничиваясь установлением факта поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной, выявляет причины и условия выпуска и поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной. В необходимых случаях арбитраж назначает экспертизу качества продукции, производит осмотр продукции на месте, а также вызывает в заседание должностных лиц, которые непосредственно связаны с изготовлением продукции и контролем за ее качеством (начальники цехов, смен, мастера, работники ОТК, товароведы и т.п.), или специалистов, принимавших участие в проверке качества или комплектности продукции и составлении акта, экспертов, давших заключение о качестве продукции, должностных лиц предприятий, не являющихся сторонами по делу, для дачи объяснений по существу хозяйственного спора.

К участию в рассмотрении хозяйственных споров арбитражем допускаются представители общественных организаций и трудовых коллективов предприятий, являющихся стороной по делу, для изложения арбитражу мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого спора.

При определении организации, которой поручается проведение экспертизы, арбитраж учитывает, что отдельными стандартами, техническими условиями, основными или особыми условиями поставки, а также договорами могут быть предусмотрены организации, которым поручается проведение экспертизы (анализа) при возникновении споров о качестве продукции.

10. При рассмотрении хозяйственных споров арбитражи проверяют соблюдение грузополучателем установленных правил приемки грузов от транспортных организаций, оценивают коммерческие акты, другие документы, свидетельствующие о том, была ли обеспечена сохранность качества продукции при перевозке.

Материалы, имеющиеся в деле, в том числе заключения экспертизы, научно-исследовательских институтов, министерств и ведомств, должны подвергаться арбитражем критической оценке. Арбитраж, в частности, проверяет соблюдение требований стандартов, технических условий, другой нормативно-технической документации при приемке продукции по качеству или комплектности, в том числе в отношении отбора проб и образцов, методов испытания продукции лицами, участвовавшими в проверке качества или комплектности продукции, а также лицами, давшими заключение по существу разногласий, возникших между сторонами по делу.

11. Результаты выборочной проверки качества продукции распространяются на всю партию, если такая проверка произведена покупателем (получателем) на основании стандартов, технических условий и других обязательных для сторон правил или договора и с соблюдением установленного порядка.

В остальных случаях результаты выборочной проверки не подлежат распространению на всю поставленную партию и могут быть применены лишь в отношении проверенной части продукции.

12. Если торговое предприятие, предъявившее иск о взыскании суммы уценки продукции вследствие перевода ее в более низкий сорт (качество) и о взыскании соответствующего штрафа, не представит по требованию арбитража предусмотренных в пункте 6 настоящей Инструкции доказательств доведения уценки до потребителя, переоценки или уничтожения скоропортящейся недоброкачественной продукции, то взыскивается в доход союзного бюджета полностью сумма, излишне полученная изготовителем (поставщиком) за продукцию (уценка), а подлежащий уплате штраф арбитраж вправе обратить полностью или частично в доход союзного бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»