ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 июля 1995 года N 458

Об итогах комплексной проверки таможен

Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ГТК России "Об итогах комплексной проверки таможен" (прилагается).

Во исполнение указанного решения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководителям организаций и учреждений, подведомственных ГТК России, взять под личный контроль осуществление предусмотренных решением мер, обеспечить их выполнение в указанные сроки.

2. О ходе выполнения приказа доложить до 15 января 1996 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя ГТК России С.М.Бекова.

     Председатель
     Государственного таможенного
     комитета Российской Федерации
А.С.Круглов

РЕШЕНИЕ
Коллегии Государственного таможенного
комитета Российской Федерации

Об итогах комплексной проверки таможен

В целях контроля за ходом выполнения распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и указаний ГТК России, программ развития таможенной службы в регионах и оказания таможням практической помощи в совершенствовании организации и повышения эффективности таможенного контроля при участии представителей ГТК России и региональных таможенных управлений была организована и проведена комплексная проверка Сыктывкарской, Тувинской, Петропавловск-Камчатской, Белгородской и Рязанской таможен.

Заслушав и обсудив информацию начальника Управления организации таможенного контроля А.Г.Васильева об итогах комплексной проверки таможен и материалы, представленные на рассмотрение коллегии ГТК России, а также заслушав выступления участников заседания по обсуждаемому вопросу, коллегия ГТК России отмечает важность проведенных комплексных проверок как формы изучения действительного положения дел в таможенной системе, повышения эффективности таможенного контроля, активизации работы таможенных органов и оказания им помощи в становлении и текущей оперативной деятельности.

Результаты проверок таможенных органов, производящих таможенный контроль на различных направлениях внешнеэкономической деятельности и в разных регионах страны, показали, что проведенная в последнее время работа по организации таможенного декларирования и таможенного оформления, развитию таможенной инфраструктуры, кадровому подбору и профессиональному обучению позволила обеспечить значительный прорыв в работе по организации таможенной статистики, повышении эффективности сбора таможенных платежей, борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил.

По итогам обсуждения результатов комплексной проверки Белгородской, Сыктывкарской, Рязанской, Петропавловск-Камчатской и Тувинской таможен коллегия ГТК России решила:

1. Согласиться с Планом мероприятий по организации таможенного оформления в целях создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономических связей предприятиями и организациями Российской Федерации (приложение 1) и предложениями Управления организации таможенного контроля ГТК России, изложенными в справке, прилагаемой к настоящему решению (приложение 2).

2. Управлению организации таможенного контроля (А.Г.Васильев):

- совместно с Управлением кадров и учебных заведений (В.А.Шамахов) продолжить работу по совершенствованию таможенной инфраструктуры, (обращая внимание при создании новых таможенных органов на соблюдение всех необходимых требований, одобренных решением коллегии ГТК России от 21.04.94) и в соответствии с программами развития таможенной службы в регионах, утвержденными ГТК России;

- совместно с Правовым управлением (В.А.Галдин) провести обобщение нормативных актов по вопросам контроля доставки товаров и разработать на их основе проект общего Положения о доставке товаров. Срок - 1 месяц;

- разработать технологическую схему оформления акцизных товаров, в том числе автомобилей, на пунктах пропуска либо доставки их под таможенным контролем в близрасположенные таможенные склады и терминалы для проведения фактического досмотра в специально приспособленных для этого местах. Срок - 1 месяц;

- совместно с Правовым управлением (В.А.Галдин) и Управлением собственной безопасности (В.А.Маметьев) разработать инструкции по таможенному оформлению на складах временного хранения, таможенных складах и таможенных терминалах с указанием перечня требуемых для таможенного оформления документов и необходимых реквизитов, прав и обязанностей сотрудников таможни, смежных служб и представителей организаций, оформляющих товары;

- совместно с начальниками региональных таможенных управлений обеспечить постоянную ротацию кадров сотрудников, производящих таможенное оформление и контроль на складах временного хранения, а также наличие наглядной информации на складах временного хранения, таможенных складах и таможенных терминалах с указанием перечня требуемых для таможенного оформления документов и необходимых реквизитов;

- проработать возможность внедрения бесконтактной (обезличенной) технологии таможенного оформления товаров и представить свои предложения. Срок - 1 месяц.

3. Начальникам региональных таможенных управлений в срок до 1 сентября с.г.:

- осуществить проверку учета и таможенного оформления товаров в режимах переработки по выданным и незакрытым разрешениям и представить свои отчеты о проведенной работе с предложениями в Управление организации таможенного контроля;

- провести анализ в отношении производства таможенного оформления автотранспортных средств физическими и юридическими лицами и представить отчеты о проделанной работе в Управление организации таможенного контроля.

Управлению организации таможенного контроля в срок до 1 ноября провести обобщение указанных материалов и внести соответствующие предложения по совершенствованию таможенного контроля.

4. Управлению организации таможенного контроля (А.Г.Васильев) разработать и внедрить единую типовую технологию таможенного оформления с созданием в таможнях отделов таможенного оформления и контроля, а также завершить разработку и утверждение приказа о создании и деятельности таких отделов, Типового положения об отделе таможенного оформления и контроля. Срок - 1 месяц;

5. Управлению по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (М.В.Ванин) совместно с ГНИВЦ (Ю.А.Чеботов) создать единый банк данных организаций, допускающих неоднократные нарушения порядка доставки товаров, декларирующих товары не своим наименованием или допустивших иные нарушения таможенного законодательства. Срок - до окончания 1995 г.

6. Управлению организации таможенного контроля (А.Г.Васильев) совместно с начальниками региональных таможенных управлений провести конкретные мероприятия по единообразному применению технологии таможенного оформления товаров и транспортных средств, увеличению количества фактически досмотренных товаров и транспортных средств, а также организовать постоянный контроль за исполнением договоров переработки товаров, ежемесячно подводить итоги их реализации и передавать в ГТК России обобщенные данные.

7. Управлению кадров и учебных заведений (В.А.Шамахов):

- по согласованию с Управлением организации таможенного контроля (А.Г.Васильев) в месячный срок определить приоритетные направления по выделению штатной численности для обеспечения развития таможенных органов во 2-ом полугодии 1995 года и при участии Российской таможенной академии (Н.М.Блинов), региональных таможенных управлений разработать научно обоснованные нормативы определения штатной численности таможенных органов и количественного соотношения работников, занятых непосредственно оформлением и контролем, и работников, занятых на сопутствующих направлениях деятельности таможенных органов, решении других вопросов, связанных с интенсификацией труда в таможенной службе;

- совместно с управлениями и самостоятельными подразделениями ГТК России, региональными таможенными управлениями разработать методику комплексных проверок и проверок по направлениям деятельности таможенных органов. Срок - 3 квартал.

8. Обратить внимание ГНИВЦ (Ю.В.Чеботов) на неудовлетворительную работу по организации локальных компьютерных сетей и обеспечению таможенных органов программными продуктами, а также недостаточное изучение опыта региональных таможенных управлений.

9. ГНИВЦ (Ю.А.Чеботов) совместно с Управлением организации таможенного контроля (А.Г.Васильев) подготовить предложения по созданию в одном из региональных таможенных управлений экспериментальной локальной компьютерной сети с распространением в дальнейшем полученного опыта на другие регионы. Срок - 1 августа 1995 г.

10. Начальникам региональных таможенных управлений сформировать организационно-структурные комиссии для решения вопросов создания и реорганизации таможенных органов и их подразделений, а также перераспределения численности в подведомственных зонах деятельности. Срок - до 1 августа 1995 г.

Рекомендовать организационно-структурной комиссии ГТК России принимать к рассмотрению предложения о создании новых подразделений таможенных органов только после согласования их с Управлением организации таможенного контроля и Управлением кадров и учебных заведений.

11. Региональному таможенному управлению по материально-техническому обеспечению таможенных органов Российской Федерации (Н.В.Уваров) по согласованию с Управлением организации таможенного контроля (А.Г.Васильев) и Финансовым управлением (А.Д.Листопад) в целях обеспечения фактического контроля товаров, досматриваемых непосредственно на пунктах пропуска, закупить необходимое количество погрузочно-разгрузочной техники и обеспечить ее распределение. Срок - 3 квартал с.г.

12. Начальникам региональных таможенных управлений довести до подчиненных коллективов таможен и таможенных постов результаты комплексных проверок и настоящее решение коллегии ГТК России.

13. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя ГТК России С.М.Бекова.

     Председатель коллегии,
     Председатель
     Государственного таможенного
     комитета Российской Федерации               А.С.Круглов


Приложение 1

План мероприятий по организации таможенного
оформления в целях создания благоприятных условий для
осуществления внешнеэкономических связей предприятиями
и организациями Российской Федерации

За время существования таможенной службы Российской Федерации была проделана большая работа по организации надежного таможенного контроля в стране. На основе нового российского таможенного законодательства, принятого в 1993 г., ГТК России разработал ряд нормативных документов, направленных на регулирование большинства аспектов организации таможенного контроля. Российское законодательство по сравнению с законодательством бывшего СССР предусматривает новые для таможенной службы функции, с которыми система таможенных органов успешно справляется.

За три с небольшим года существования в России была создана достаточно развитая таможенная инфраструктура, позволившая организовать таможенное оформление и контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации, пресекать попытки их незаконного перемещения, вести борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства. Были разработаны схемы и технологии основных операций таможенного оформления, взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, осуществления валютного контроля.

Таким образом, можно говорить о том, что таможенные органы Российской Федерации в достаточно короткое время прошли этап своего становления и вступили в период совершенствования таможенного контроля и оформления. Настало время предпринимать меры для выполнения функций по созданию условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации и содействию развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, что предусматривается п.п.10 и 13 ст.10 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным предлагается следующая Программа мероприятий по организации таможенного оформления в целях создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономических связей предприятий и организаций Российской Федерации.

1. Реорганизация структуры таможенных органов
Российской Федерации, создание в ней отделов таможенного
оформления и таможенного контроля и их рациональное размещение

Необходимость реорганизации структуры таможенных органов назрела давно, т.к. на сегодняшний день структура различных региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов не одинакова и не соответствует структуре центрального аппарата ГТК России, утвержденной приказом ГТК России от 17 февраля 1995 г. N 103. Таким образом, единая структура региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов отсутствует.

При разработке структуры таможенных органов необходимо уделить внимание усилению подразделений, выполняющих функции непосредственного таможенного контроля и оформления и осуществляющих организацию их деятельности. Особое значение в этом вопросе нужно уделить созданию и организации деятельности отделов таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе строгому подчинению сотрудников отделов на принципах единоначалия, рационального размещения этих подразделений и обеспечения их техникой и связью.

Разрабатываемая структура таможенных органов должна решить также проблему не только строгого подчинения соответствующих подразделений по вертикали, но и проблему эффективного взаимодействия отделов конкретного таможенного органа по горизонтали, включая разработку методологий для каждого отдельного этапа таможенного контроля и оформления.

Новая структура должна способствовать и рациональному распределению штатной численности в таможенных органах.

Первый этап выполнения этого пункта программы должен быть завершен в июле-августе 1995 г. силами Управления организации таможенного контроля при участии других подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен.

2. Совершенствование таможенных процедур
(совершенствование процедур,  связанных  с  временным  хранением
товаров; разработка типовой технологии проведения основных
операций таможенного оформления и контроля в увязке с
процедурой временного хранения)

Необходимость внесения изменений в Положение о временном хранении (складах временного хранения), утвержденное приказом ГТК России от 7 октября 1993 г. N 388, вызвана наличием значительного числа складов временного хранения (особенно в московском регионе) и разбросанностью, в связи с этим мест таможенного оформления товаров, что вызывает значительные неудобства как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для самих таможенных органов, особенностями, связанными с условиями транспортировки отдельных товаров различными видами транспорта.

Деятельность таможенных органов в области создания складов временного хранения должна быть переориентирована на организацию ограниченного количества специализированных крупных терминалов по хранению и таможенному оформлению товаров. Надлежит дать подробное описание этапа помещения товаров на склады временного хранения и выдачи товаров после завершения их таможенного оформления, максимально упрочив их.

Срок исполнения первого этапа данного пункта Программы - август 1995 г.

Ответственные исполнители - Управление организации таможенного контроля, Правовое управление, соисполнители УФТД, УВК, ТТУ, Управление статистики и анализа, УБК.

3. Определение мест таможенного оформления
(подготовка нового нормативного акта, предусматривающего
проведение оформления в морских портах наливных, насыпных
и т.п. грузов без согласования с таможней, в регионе
деятельности которой располагаются отправители или получатели
товара)

Принятие этого нормативного акта помимо ускорения процесса таможенного оформления должно решить проблему перегруженности ряда внутренних таможен и контроля доставки товаров после их перегрузки в морских портах.

Срок исполнения - август 1995 г.

Ответственный исполнитель - Управление организации таможенного контроля. Это позволит сократить количество ГТД и других, оформленных таможней документов, т.к. декларироваться будут не отдельные вагоны или составы, а коносаментные партии.

4. Нормативное регулирование декларирования товаров
(разработка и введение в действие нормативных актов,
регулирующих деятельность таможенных брокеров и специалистов
по таможенному оформлению, а также декларирование товаров путем
подачи временных и периодических деклараций)

Принятие данных нормативных актов позволит подвести правовую основу под деятельность предприятий и организаций, занимающихся декларированием товаров на основе договоров, и ускорит процесс таможенного оформления товаров, отправителями или получателями которых являются, например, предприятия металлургической, нефтеперерабатывающей и ряда других отраслей экономики.

Срок исполнения - июль-август 1995 г.

Ответственный исполнитель - Управление организации таможенного контроля и Правовое управление.

5. Организация информирования и консультирования
участников внешнеэкономической деятельности (принятие
нормативного акта по данному вопросу, проведение регулярных
семинаров)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»