ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 15.06.95 N 18


О состоянии контрольной работы за поступлением
в бюджет ресурсных платежей

Коллегия Госналогслужбы России, рассмотрев доклад Управления налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога о состоянии контрольной работы в Управлении и налоговых органах России за поступлением платежей за природные ресурсы, результаты проверок и состояние организации работы по этому вопросу в государственных налоговых инспекциях по Свердловской и Самарской областям, Удмуртской Республике и Ханты-Мансийскому автономному округу (с заслушиванием информации руководителей этих инспекций Безрукова Г.Г., Филонова В.Я., Уфимцева Г.Н. и Ефимова А.В.), отмечает.

Управление налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога проводит определенную работу по выполнению решений коллегии Госналогслужбы России от 29 ноября 1994 г. и от 1 февраля 1995 г. по обеспечению поступления ресурсных платежей в размерах, предусмотренных в бюджете 1995 года.

За 5 месяцев т.г. фактически поступило в бюджет платежей за природные ресурсы, включая акцизы по минеральному сырью и плату за землю в 7 раз больше, чем за тот же период прошлого года или свыше 58 % от годовых назначений, предусмотренных в бюджете 1995 года.

Во многих налоговых инспекциях в текущем году больше внимания стало уделяться организации контроля за правильным начислением и поступлением платежей за природные ресурсы. Возросло не только количество, но и удельный вес проверенных недропользователей в общем числе проверенных плательщиков, значительно увеличилось доначисление платежей в расчете на одного плательщика как против соответствующего периода прошлого года, так и против общих отчетных данных.

В помощь налоговым инспекциям и плательщикам ресурсных налогов управлением на основании обобщения практического опыта работы со второй половины прошлого года и в текущем году подготовлены и направлены на места 6 крупных обобщающих писем с разъяснениями и анализом, методическими подходами и рекомендациями по обеспечению организации действенного контроля за начислением и уплатой платежей за природные ресурсы. Кроме того, подготовлено и направлено на места более 2 тысяч писем и разъяснений по отдельным практическим вопросам.

Управление систематически изучает работу налоговых инспекций, оказывает им на месте необходимую практическую помощь в организации выполнения указанных документов Госналогслужбы России и налаживании квалифицированной работы с налогоплательщиками.

Только во второй половине 1994 года и 5 месяцев текущего года организовано 35 выездов работников управления на места. Несмотря на ограниченное время проверок на предприятиях дополнительно начислено платежей около 15 млрд.рублей.

Вместе с тем, как показывают отчетные данные и материалы проверок, ряд налоговых инспекций субъектов Российской Федерации недостаточно уделяют внимания практической работе по обеспечению полного и своевременного поступления в бюджет платежей за природные ресурсы, акцизов за нефть и газовый конденсат, природный газ.

По состоянию на 1 июня т.г. поступило в федеральный бюджет акцизов на нефть менее 20 процентов от годовых сумм, учтенных в расчетах бюджета по Республикам Коми, Татарстан, Башкортостан, Удмуртской Республике, Ульяновской области и Краснодарскому краю.

Проверка на местах показала, что Государственная налоговая инспекция по Свердловской области не приняла исчерпывающих мер по обеспечению выполнения решений коллегии Госналогслужбы России от 29.11.94 "О состоянии контрольной работы за поступлением платежей за природные ресурсы" и пункта 13 решения коллегии от 1.02.95 в части усиления контроля за обеспечением бюджетных назначений платежей. Бюджетом на 1995 год по Свердловской области определены платежи за природные ресурсы, включая акцизы на газ в сумме 321,5 млрд.руб., однако по состоянию на 1 июня т.г. эти поступления составили 60 млрд.руб. или только 18,7 %, при этом поступления в федеральный бюджет акциза на природный газ составили 12,5 млрд.руб. или всего лишь 7 процентов от бюджетных назначений. Недоимка только по акцизу на природный газ по Свердловской области на 01.06.95. превысила 150 млрд.руб. или выросла за 5 месяцев т.г. более чем в 2 раза.

По Самарской области уровень уплачиваемости платежей за природные ресурсы, включая акцизы на минеральное сырье на 1 июня т.г. составил менее 60 %, а в отдельных районах этой области даже ниже 40 процентов. Тогда как в целом по налогам этот показатель в 1,5 - 2 раза выше.

Налоговыми органами Самарской области не принято необходимых мер по выполнению пункта 16 инструкции "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", утвержденной Минфином России, Госналогслужбой России и Госгортехнадзором России 30.01/4.02.93 N 8/17/01-17/41, и постановке на учет метрополитена и его строящихся объектов. В результате в течение трех лет ежегодно недоначислялось платежей почти по 450 млн.руб.

Аналогичные нарушения вскрыты по г.Нижний Новгород, где ежегодно недоначислялось более 800 млн.руб. указанных платежей.

В текущем году значительно снизилась уплачиваемость по ресурсным платежам по Удмуртской республике (35,6 пунктов), Ханты-Мансийскому автономному округу (6 пунктов), сумма недоимки выросла соответственно в 2,6 и 2 раза.

Нефтяными компаниями этого автономного округа в апреле и первой декаде мая текущего года отгружено нефти в счет товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям на 730 млрд.рублей. Однако до настоящего времени из-за непредоставления необходимых документов в Министерство финансов России налоговые освобождения по этим нефтяным компаниям не оформлены.

Госналогслужба России неоднократно поручала начальникам налоговых инспекций усилить контроль по выполнению пункта 15 постановления Правительства России от 10 марта 1995 г. N 240 и утвержденного 31 марта 1995 г. Председателем Правительства России В.С.Черномырдиным Временного порядка оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельхозпроизводителям, установив тесный контакт в работе с финансовыми, казначейскими органами, нефтяными компаниями и поставщиками горюче-смазочных материалов сельхозпроизводителям с тем, чтобы обеспечить своевременное оформление и представление документов на налоговое освобождение конкретных предприятий.

По состоянию на 01.06.95 поставлено в целом по Российской Федерации горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям почти на один триллион рублей, однако налоговые освобождения практически не оформлены.

Ряд госналогинспекций по субъектам Российской Федерации не уделяют должного внимания контролю за правильным и своевременным внесением в бюджет земельного налога. При проверке только трех объектов в г.Йошкар-Ола в текущем году работниками Росгосналогслужбы доначислено в бюджет 331 млн.рублей, аналогичные нарушения имели место в других регионах.

В Управлении налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога имеются факты недостаточно оперативного решения отдельных вопросов налогообложения природных ресурсов, требуется значительное улучшение подготовки нормативно-методических материалов.

Коллегия Госналогслужбы России решила:

1. Начальникам Госналогинспекций по субъектам Российской федерации:

- детально рассмотреть состояние контрольной работы в налоговых инспекциях за правильным исчислением, полным и своевременным поступлением платежей за природные ресурсы;

- принять дополнительные меры по проведению документальных проверок недропользователей по своевременному и полному поступлению ресурсных платежей и обеспечению предусмотренных объемов в бюджете 1995 года, обратив особое внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" поимущественные налоги, включая ресурсные платежи, вносятся в бюджет в первоочередном порядке;

- учитывая неудовлетворительное поступление акцизов на нефть и газовый конденсат, обратить особое внимание на обеспечение полного и своевременного перечисления в федеральный бюджет этого платежа, имея в виду, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1995 года N 304 с 1 апреля текущего года и до установления Правительством дифференцированных ставок все нефтегазодобывающие предприятия являются плательщиками акциза на нефть;

- усилить контроль за выполнением пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.95 N 240 "Временного Порядка оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным производителям в 1995 году", утвержденного 31.03.95 Председателем Правительства Российской Федерации и письма Минфина России, Минтопэнерго России и Минсельхозпрода России от 4 мая 1995 г. N 39, установив тесный контакт в работе с финансовыми и казначейскими органами, нефтяными компаниями и сельхозпроизводителями с тем, чтобы обеспечить своевременное оформление налогового освобождения и зачета задолженности в федеральный бюджет топливно-энергетического комплекса.

2. Обратить внимание начальников налоговых инспекций по Свердловской области Безрукова Г.Г., Самарской области Фмлонова В.Я., по Удмуртской республике Уфимцева Г.Н., по Ханты-Мансийскому автономному округу Ефимова А.В. на имеющиеся существенные недостатки в организации контроля за поступлением платежей за природные ресурсы, и неполное выполнение решения Коллегии Госналогслужбы России от 29 ноября 1994 г. по повышению уплачиваемости ресурсных платежей, резкому сокращению недоимки и обеспечению поступлений указанных платежей в размерах, предусмотренных в бюджете.

3. Управлению налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога (Выскребенцеву И.К.):

- усилить организаторскую роль и требовательность к работе налоговых органов в обеспечении надлежащего контроля за своевременным и полным поступлением платежей за природные ресурсы, особенно акцизов на нефть и платежей за право пользования недрами;

- совместно со Сводным отделом налоговых реформ уточнить предварительную прогнозную оценку платежей за природные ресурсы, предусмотренных в бюджетной системе Российской Федерации на 1995 год, в разрезе территорий и довести до налоговых органов;

- принять активное участие в подготовке предложений по совершенствованию системы налогообложения природных ресурсов. В этих целях:

- в июне т.г. направить в Госкомприроду России замечания и предложения в проект Закона Российской Федерации "Об охране атмосферы";

- до 1 июля т.г. направить в Комитет по экологии Государственной Думы замечания и поправки в действующий Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";

- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. N 730-р подготовить предложения в Роскомнедра до 1 августа т.г. о размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в августе т.г. о приведении ранее принятых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"; и в сентябре т.г. о порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядке освобождения пользователей недр от указанных отчислений в соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации "О недрах";

- усилить методическую и практическую помощь государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации в организации и дальнейшем совершенствовании контроля за полным поступлением ресурсных платежей. В этих целях:

- в месячный срок после принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" совместно с Минфином России уточнить инструкции "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" и "О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы";

- в III квартале т.г. разработать методические рекомендации о порядке проведения документальных проверок лесных податей;

- в июле т.г. совместно с Минфином России подготовить и довести до налоговых органов примерную программу проверки правильности и своевременности уплаты платежей за природные ресурсы;

- продолжить выполнение мероприятий по оказанию помощи работникам налоговых инспекций, предусмотренных пунктом 5 решения коллегии от 29 ноября 1994 года.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Заместителя Руководителя Госналогслужбы России Попова Н.В.

     Председатель Коллегии                                В.В.Гусев


Текст документа сверен по:     официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»