СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 1987 года N 1387

О генеральном плане развития г. Ленинграда и
Ленинградской области на период
до 2005 года

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что трудящиеся г. Ленинграда и Ленинградской области, выполняя решения XXVII съезда партии, вносят достойный вклад в экономическое и социальное развитие страны. Трудящиеся города и области выступили инициаторами борьбы за интенсификацию общественного производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса, реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий и объединений, за повышение качества продукции, рациональное использование и экономию трудовых, материальных, финансовых ресурсов и основных фондов, за ускорение решения выдвинутых партией социальных проблем, комплексное развитие городского хозяйства и улучшение архитектурного облика г. Ленинграда и населенных пунктов Ленинградской области.

Ленинград - город революционных, боевых и трудовых традиций, один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров страны. В Ленинградской области создан современный аграрно-промышленный комплекс.

В ходе реализации утвержденного в 1966 году генерального плана развития г. Ленинграда и схемы районной планировки Ленинградской области объем промышленного и сельскохозяйственного производства в городе и области возрос более чем в два раза. Опережающими темпами развивались отрасли промышленности, использующие труд высокой квалификации, прогрессивные фундаментальные и прикладные научные исследования, проектно-конструкторские и технологические разработки. Осуществлены меры по интеграции науки и производства, внедрена система комплексного экономического и социального планирования развития г. Ленинграда и Ленинградской области.

Реконструированы такие крупнейшие производственные объединения как "Кировский завод", "Ленинградский металлический завод", "Электросила", "Светлана", "Ижорский завод", Ленинградское оптико-механическое объединение имени В.И.Ленина, а также судостроительный завод имени А.А.Жданова и многие другие предприятия, что позволило существенно повысить производительность труда, технический уровень и качество выпускаемой продукции. Введены в действие Ленинградская атомная электростанция имени В.И.Ленина, объединения "Фосфорит" и "Киришинефтеоргсинтез", филиал производственного объединения "Кировский завод" в г.Тихвине и другие объекты.

Сооружены новые морской и речной вокзалы, аэровокзальный комплекс. Протяженность линий метрополитена возросла в 3,5 раза, построены новые мосты через реку Неву, ведется строительство сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений.

За последние 20 лет большинство семей в г. Ленинграде и Ленинградской области улучшили свои жилищные условия. Средняя обеспеченность населения города и области жилой площадью увеличилась в полтора раза. Созданы новые благоустроенные жилые районы, введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью около 60 млн.кв.метров, крупные объекты коммунального хозяйства, больницы на 23 тыс.коек, 173 поликлиники, 485 общеобразовательных школ и другие учреждения культурно-бытового назначения. Близка к полному решению проблема удовлетворения потребности в детских учреждениях.

На основе бережного сохранения исторических традиций дальнейшее развитие получили архитектура и градостроительство г. Ленинграда. Созданы новый облик морского фасада города на Васильевском острове, ряд архитектурных ансамблей на набережных реки Невы и основных городских магистралях. Построены крупные общественные здания: концертный зал "Октябрьский", Дворец спорта "Юбилейный", спортивно-концертный комплекс имени В.И.Ленина, Дом политического просвещения и другие объекты.

Восстанавливаются и реставрируются уникальные историко-художественные памятники г. Ленинграда и его пригородов. На линии героической обороны города в годы Великой Отечественной войны средствами монументальной пропаганды и озеленения создается мемориальный комплекс Славы.

Интенсивное строительство ведется в населенных пунктах Ленинградской области. Улучшился и стал более разнообразным их архитектурный облик, повысились уровень благоустройства и качество озеленения. На базе крупных промышленных предприятий возникли новые современные города Кириши и Сосновый Бор.

В то же время созданный за годы реализации предыдущего генерального плана народнохозяйственный потенциал г. Ленинграда и Ленинградской области требует дальнейшего пропорционального развития всех отраслей городского хозяйства, социальной, производственной и инженерной инфраструктуры. Назрела необходимость в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС приступить к осуществлению нового этапа развития народнохозяйственного и социально-культурного комплекса г. Ленинграда и Ленинградской области.

В целях дальнейшего планомерного и комплексного развития г. Ленинграда и Ленинградской области, создания наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения, улучшения архитектурного облика г. Ленинграда и населенных пунктов Ленинградской области Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. Одобрить разработанный Ленгорисполкомом и Леноблисполкомом и согласованный с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Советом Министров РСФСР генеральный план развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.

Утвердить прилагаемые Основные положения генерального плана развития г.Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.

Отметить, что при разработке генерального плана впервые предусмотрено взаимоувязанное развитие города и области, сочетание экономического и социального планирования и градостроительного проектирования.

2. Госплану СССР, Совету Министров РСФСР, Ленгорисполкому, Леноблисполкому, министерствам и ведомствам СССР при разработке проектов пятилетних и годовых планов комплексного экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности в части, касающейся города и области, руководствоваться Основными положения генерального плана развития г.Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года. При этом исходить из необходимости обеспечения единства и архитектурного своеобразия городской застройки, формирования выразительных ансамблей, тесной увязки нового строительства с имеющимися уникальными историческими и архитектурными памятниками.

3. Ленгорисполкому и Леноблисполкому:

а) разработать в 1987 - 1988 годах на основе генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года и утвердить в установленном порядке:

правила застройки г. Ленинграда и Ленинградской области, обязательные для всех министерств и ведомств, осуществляющих проектирование и строительство объектов в городе и области;

программу решения жилищной проблемы в г. Ленинграде и Ленинградской области, предусматривающую обеспечение каждой семьи к 2000 году отдельной квартирой или индивидуальным домом;

генеральную схему развития строительного комплекса г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года с учетом необходимости осуществления ремонта и реставрации объектов городского хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области;

б) разработать в 1988 - 1990 годах совместно с ВЦСПС:

схему размещения в г. Ленинграде и Ленинградской области культурно-оздоровительных и спортивных комплексов, центров досуга с целью более гармоничного нравственного и физического воспитания населения;

схему развития всех форм туризма, предусмотрев в ней размещение туристских комплексов и учреждений обслуживания туристов, определение объектов и маршрутов туризма и укрепление его материально-технической базы;

в) разработать и представить в 1988 году в Совет Министров СССР проект постановления Совета Министров СССР "О комплексном развитии и сохранении исторически сложившегося центра г. Ленинграда", предусмотрев в нем завершение до 2005 года работ по капитальному ремонту, реставрации и модернизации жилых и общественных зданий, по инженерному оборудованию, транспортному обеспечению и благоустройству соответствующей территории города, а также развитие мощностей ремонтно-строительных организаций, с тем, чтобы довести ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов после всех видов капитального ремонта не менее чем до одного миллиона квадратных метров в год;

г) обеспечить в 1988 - 1990 годах разработку с участием Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства связи СССР и Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и утверждение в установленном порядке схем развития систем инженерного оборудования и инженерной подготовки территории г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года;

д) разработать сводные взаимоувязанные балансы водных и топливно-энергетических ресурсов с эффективной структурой энергопотребления г. Ленинграда и Ленинградской области;

е) разрабатывать на основе генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года и утверждать на каждые пять лет в соответствии с пятилетними планами комплексного экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области единые проекты размещения всех видов строительства на территории г. Ленинграда и Ленинградской области, а также схемы генеральных планов промышленных узлов (совместно с Госстроем РСФСР).

4. Ленгорисполкому в 1987 - 1988 годах разработать и по согласованию с Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР утвердить нормы проектирования планировки и застройки г. Ленинграда, обеспечивающие увеличение плотности застройки и учитывающие специфические особенности города.

5. Министерству гражданской авиации СССР разработать с участием Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития ленинградского авиационного узла на период до 2005 года.

6. Министерству морского флота СССР, Министерству путей сообщения СССР разработать с участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития магистральных автомобильных и железных дорог, водных путей и транспорта г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.

7. Госагропрому СССР разработать с участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития ленинградского агропромышленного комплекса на период до 2005 года.

8. Государственному комитету СССР по лесному хозяйству разработать с участием Совета Министров РСФСР, Ленгорисполкома и Леноблисполкома и утвердить в 1989 году генеральную схему развития лесного и лесопаркового хозяйства г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года с определением границ зеленой зоны г. Ленинграда и городов области.

9. Поручить Ленгорисполкому и Леноблисполкому совместно с ВЦСПС подготовить проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об ускоренном развитии территории Карельского перешейка с размещением здесь зон отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений, объектов всесоюзного и международного туризма и спорта.

10. Ленгорисполкому и Леноблисполкому вносить раз в 5 лет уточнения в разработанные на основе генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года проектные предложения по его реализации с соответствующим изменением по согласованию с Госпланом СССР и Советом Министров РСФСР расчетов генерального плана на очередные 5 лет.

11. В целях проведения комплексных научных исследований по проблемам развития г. Ленинграда и Ленинградской области и осуществления разработок, связанных с реализацией генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, в увязке с отраслевыми и территориальными схемами размещения и развития производительных сил создать в г. Ленинграде Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Ленинграда и Ленинградской области.

Создание указанного института осуществить в пределах финансовых и материальных ресурсов, планов по труду, бюджетных ассигнований и других лимитов и нормативов, устанавливаемых Ленгорисполкому и Леноблисполкому.

Ленгорисполкому и Леноблисполкому, Государственному комитету СССР по науке и технике и Госстрою СССР внести в 3-месячный срок соответствующие предложения в Совет Министров СССР.

* * *

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что партийные, советские и хозяйственные органы, общественные организации и трудовые коллективы г. Ленинграда и Ленинградской области приложат все силы для успешной реализации генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, перевода народного хозяйства города и области на интенсивный путь развития, создания на этой основе наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения, достижения качественно нового уровня архитектуры и градостроительства города Ленинграда и Ленинградской области, неразрывно связанных в сознании советских людей со становлением и развитием первого в мире социалистического государства.

     Секретарь
     Центрального Комитета КПСС                       М.Горбачев

     Председатель
     Совета Министров СССР                            Н.Рыжков


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением  ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 5 декабря 1987 года N 1387

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
генерального плана развития  г. Ленинграда и Ленинградской
области  на период до 2005 года

Генеральным планом развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года предусматривается:

     I. По  основным  направлениям  экономического   и   социального
        развития г. Ленинграда и Ленинградской области и численности
        их населения

1. Дальнейший неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни населения г. Ленинграда и Ленинградской области, увеличение вклада города и области в экономику, науку и культуру страны путем ускорения экономического и социального развития, всемерной интенсификации и повышения эффективности общественного производства на базе научно-технического прогресса.

2. Обеспечение взаимоувязанного комплексного развития г. Ленинграда и Ленинградской области, предусматривающего опережающие темпы экономического и социального развития области, рост объемов промышленного производства в 2,4 - 2,6 раза, а производительности труда в промышленности - в 2,7 - 2,8 раза по сравнению с 1985 годом.

3. Дальнейшее повышение эффективности и интенсификации общественного производства на базе ускорения внедрения достижений научно-технического прогресса, улучшения его структуры и организации, совершенствование хозяйственного механизма по следующим основным направлениям:

а) опережающее развитие машиностроения, науки и подготовки кадров высшей квалификации, преимущественная ориентация экономики на выпуск технически сложной продукции, разработку и освоение головных, экспериментальных и уникальных образцов техники, создание новых прогрессивных технологий, ускоренное обновление основных производственных фондов, прежде всего, их активной части;

б) запрещение строительства в г. Ленинграде новых предприятий, требующих дополнительных трудовых ресурсов и территорий, продолжение курса на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий при ограничении расширения (за счет нового строительства) существующих промышленных предприятий и цехов, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, экспериментальных баз, высших учебных заведений и техникумов;

в) создание новых и расширение действующих предприятий и объектов, необходимых для непосредственного обслуживания населения и нужд жилищно-гражданского строительства, коммунального хозяйства и транспорта;

г) обеспечение прироста объемов производства и повышение фондоотдачи за счет роста производительности труда при сокращении численности работников и более эффективного использования прогрессивного оборудования, ликвидации тяжелого физического труда, снижение доли занятых ручным трудом до 20 процентов;

д) повышение эффективности капитальных вложений, направление их в первую очередь на решение важнейших задач экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области, сокращение сроков и улучшение качества строительства.

4. Дальнейшее углубление специализации и кооперирования промышленности за счет опережающего развития отраслей, обеспечивающих ускорение темпов научно-технического прогресса: энергомашиностроения, судостроения, точного машиностроения, приборостроения, станкостроения и радиоэлектроники, а также отраслей, производящих высококачественные товары народного потребления.

5. Снижение затрат топливно-энергетических и других материальных ресурсов за счет внедрения безотходных и ресурсосберегающих технологий, расширение использования местных природных сырьевых ресурсов, рациональная организация переработки отходов производства и вторичного сырья.

6. Сосредоточение научных исследований и разработок на решении актуальных проблем ускорения экономического и социального развития г. Ленинграда и Ленинградской области при коренном укреплении связи науки с практикой, росте ее влияния на эффективность общественного производства и качество продукции.

Укрепление материально-технической и опытно-экспериментальной базы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и учебных заведений с целью сокращения сроков внедрения достижений научно-технического прогресса в практику.

Развитие системы подготовки кадров при увеличении выпуска специалистов отраслей народного хозяйства и промышленности, связанных с ускорением научно-технического прогресса.

7. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в 1,6 раза за счет роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства на основе мелиорации, химизации, совершенствовании агротехники, комплексной механизации, внедрения интенсивных технологий и достижений селекции и генетики, широкого развития личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. Обеспечение населения г. Ленинграда цельномолочной продукцией, яйцами и овощами полностью, а картофелем в основном за счет местного производства.

8. Увеличение самообеспечения города и области всеми видами лесной продукции с 50 до 75 - 85 процентов на основе более полного и рационального использования лесных ресурсов, повышения надежности и качественного уровня их воспроизводства, полной утилизации заготовленной древесины и побочных продуктов переработки леса.

9. Увеличение мощностей подрядных организаций и предприятий строительной индустрии за чет роста производительности труда в строительстве в 2,2 раза с углублением их отраслевой и технологической специализации, зонирование их деятельности в соответствии с адресной программой строительства и размещением предприятий строительной индустрии.

Совершенствование технологии и организации строительного производства. Осуществление укрупненной сборки индустриальных элементов на объектах, повышение технической оснащенности строительно-монтажных работ, широкое применение новых эффективных конструкций, материалов и изделий.

Совершенствование хозяйственного механизма в строительстве на основе укрепления договорных отношений, развития подрядных форм организации строительного производства, перевода строительных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

10. Создание региональной системы управления трудовыми ресурсами, направленной на совершенствование их распределения, обеспечение сбалансированности между рабочими местами и трудовыми ресурсами, трудоустройство высвобождаемых в результате внедрения достижений научно-технического прогресса работников, их переподготовка и переквалификация, развитие профессионально-технического образования и профессионально-ориентационной работы со школьниками с созданием системы консультационных пунктов и укреплением их материальной базы.

11. Расчетная численность населения г. Ленинграда и Ленинградской области - 7200 - 7350 тыс. человек, в том числе г. Ленинграда вместе с населенными пунктами, находящимися в административном подчинения Ленгорисполкома, 5400 - 5500 тыс. человек и Ленинградской области 1800 - 1850 тыс. человек.

Постепенное сокращение размеров механического прироста населения в г. Ленинграде и его стабилизация в Ленинградской области. Прекращение в ближайшее время привлечения рабочей силы в народное хозяйство г. Ленинграда и Ленинградской области из других районов страны.




Текст документа сверен по:     

официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»