• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 1995 г. N 542


О федеральной целевой программе "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока реализации
федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"

____________________________________________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" (далее именуется Программа).

2. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию начиная с 1996 года.

3. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, являющимся исполнителями мероприятий Программы на 1995 год, изыскать дополнительные возможности их финансирования в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1995 год".

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и осуществить комплексные региональные целевые программы противодействия злоупотреблению наркотиками и и незаконному обороту.

5. Рекомендовать теле- и радиокомпаниям Российской Федерации предоставлять на льготных условиях время в эфире для проведения передач, направленных на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

6. Контроль за выполнением Программы возложить на Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Шахрая С.М.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                      В.Черномырдин

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 

  "Комплексные меры  противодействия  злоупотреблению наркотиками
          и их незаконному обороту  на   1995-1997   годы"

Разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации и в соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. В Программе учтены положения Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1991-1995 годы.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ

Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных глобальных проблем и вызывают растущую тревогу всего мирового сообщества. Сегодня на планете нет такого места, где бы эти опасные явления не проявили себя с негативной стороны. Для объединения усилий в борьбе с распространением наркомании созданы и действуют специальные международные организации, принимаются и реализуются программы совместной деятельности государств. Генеральная Ассамблея ООН, провозгласив Десятилетие (1991-2000 годы) по борьбе против злоупотребления наркотикам, предложила каждому правительству принять комплексные национальные программы противодействия.

Наркомания и связанная с ней преступность в Российской Федерации приобретают все более значительные масштабы и самым существенным образом сказываться на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Социологические исследования показывают, что их число в настоящее время составляет более 1,5 млн.человек, причем к 2000 году прогнозируется двукратное увеличение количества таких лиц. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков- лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет число таких преступлений увеличилось почти в четыре раза и превысило в 1993 году 50 тысяч. В отдельных регионах до 60 процентов имущественных преступлений совершается на почве наркомании. Прогрессирующее злоупотребление наркотиками и резкий рост цен на них создают благоприятные условия для появления и разрастания преступных структур, осуществляющих организованный сбыт наркотических средств.

Особенности геополитического положения России, несовершенство действующего законодательства, сложности в организации и обеспечении таможенного ограниченного контроля вызывают повышенный интерес международной наркомании, становится реальностью ее слияние с внутренним наркобизнесом. Отсутствие в стране системы контроля за доходами и осуществлением денежных операций дает возможность российским и иностранным наркогруппировкам не только легализовывать крупные капиталы, но и внедряться в экономику страны, использовать преступные доходы для коррумпирования представителей органов власти и управления.

Крайне неблагоприятен для Российской Федерации общий прогноз ситуации с наркотиками на ближайшие годы, усугубляемый, как подчеркнуто в Концепции государственной политики по контролю за наркотикам и в Российской Федерации, происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сферах.

Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между различными государственным структурами. Остается малоэффективной деятельность профсоюзов, женского движения, многочисленных ассоциаций и фондов, располагающих определенным опытом работы в данной области и значительным материальным потенциалом. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. Отсутствуют необходимые технические средства выявления и ликвидации посевов наркотикосодержащих растений, экологически чистые препараты для уничтожения дикорастущей конопли. Требует совершенствования республиканское законодательство, возникает необходимость приведения его к международным стандартам. Не создана действенная система антинаркотической пропаганды. Недостаточно используются возможности международных организаций в рамках принятой ООН Всемирной программы действий против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ.

В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к тому, что незаконное распространение наркотиков превратится в широкомасштабную угрозу для безопасности страны, здоровья и благополучия народов России.

Исходя из анализа складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу становится очевидной необходимость скорейшего принятия и реализации федеральной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных мер социального, медицинского, правового и организационного характера.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Выполнение Программы строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований, неправительственных организаций и граждан. При этом данная Программа предлагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов Российской Федерации, а также ведомственных целевых программ. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений.

КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.

Контроль исполнения Программы осуществляет Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (ПКПН).

Министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, указанные первыми в графе "исполнители" мероприятий Программы, являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий и представляют в ПКПН к 20 июля и 20 января каждого год доклады о работе над Программой. По результатам работы за полугодие ПКПН заслушивает руководителей министерств и ведомств исполнителей Программы. По итогам заслушивания принимается решение, обязательное для исполнителей Программы.

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками  и  их  незаконному
обороту на 1995-1997 годы"

     Дата принятия решения о         Поручения Правительства
     разработке Программы            Российской Федерации
                                     N ВШ-П12-18751 от 25.05.93,
                                     N ВШ-П37-33444 от 23.09.93,
                                     N ВШ-П12-35319 от 11.10.93 и
                                     N СШ-П7-26361 от 24.06.94

     Дата ее  утверждения            Постановление Правительства
     (наименование  и  номер         Российской Федерации от 3 июня
     соответствующего                1995 г. N 542.
     постановления, закона)

     Государственный заказчик        Министерство внутренних дел
                                     Российской Федерации

Исполнители

     Министерство внутренних дел     дарственный комитет Российской
     Российской Федерации,           Федерации по высшему образо-
     Министерство здравоохранения    ванию, Государственный
     и медицинской промышленности    таможенный  комитет  Российской
     Российской  Федерации,          Федерации, Комитет Российской
     Министерство внешних            Федерации по делам молодежи,
     экономических  связей           Государственный комитет
     Российской  Федерации,          Российской Федерации по стати-
     Министерство иностранных дел    стике, Министерство связи
     Российской Федерации, Минис-    Российской Федерации, Минис-
     терство образования             терство обороны Российской

     Российской Федерации, Минис-    Федерации, Федеральная служба

     терство охраны окружающей среды России по телевидению и радио-
     и природных ресурсов Российской вещанию, Комитет Российской
     Федерации, Министерство сельс-  Федерации по печати, Федераль-
     кого хозяйства и продовольствия ная служба безопасности
     Российской Федерации, Министер- Российской Федерации, Федераль-
     ство социальной защиты населе-  ная пограничная служба
     ния Российской Федерации, Мини- Российской Федерации, Феде-
     стерство Российской Федерации   ральная служба геодезии и
     по сотрудничествуо с государ-   картографии России, Генераль-
     ствами-участниками Содружества  ная прокуратура Российской
     Независимых Государств, Ми-     Федерации, Верховный Суд
     нистерство путей сообщения      Российской Федерации, органы
     Российской Федерации, Минис-    исполнительной власти субъ-
     терство транспорта Российской   ектов Российской Федерации,
     Федерации, Министерство труда   Российская академия наук,
     Российской Федерации, Минис-    Российская академия сельско-
     терство финансов Российской     хозяйственных наук, Российская
     Федерации, Министерство эко-    академия медицинских наук,
     номики Российской               акционерное общество
     Федерации, Министерство юстиции "Росфармация"
     Российской Федерации, Госу-

     Разработчики                    Рабочая группа, образован-
                                     ная решение Правительственной
                                     комиссии по противодействию
                                     злоупотреблению наркотическими
                                     средствами и их незаконному
                                     обороту (протокол N 1 от 5 ав-
                                     густа 1994 года)

     Сроки и этапы реализации        1995-1997 годы
     Программы

     Основные программные            Совершенствование законода-
     мероприятия                     тельства, информационно-
                                     аналитического, методичес-
                                     кого, ресурсного, научного
                                     обеспечения противодействия
                                     распространению наркотиков,
                                     обеспечение профилактики
                                     наркомании: кадровое, мате-
                                     риально-техническое и финан-
                                     совое укрепление органов,
                                     ведущих борьбу с незаконным
                                     оборотом наркотиков, укреп-
                                     ление международного сотруд-
                                     ничества в этой области

     Ожидаемые результаты реа-       Качественное повышение эффектив-
     лизации Программы               ности противодействия незакон-
                                     ному распространению наркоти-
                                     ков, приостановление роста не-
                                     законного потребления и обо-
                                     рота наркотических средств,
                                     создание предпосылок для со-
                                     кращения наркомании и связан-
                                     ных с ней правонарушений до
                                     уровня минимальной опасности
                                     для общества

     Объемы и источники              Текущие затраты - 85 млрд.
     финансирования                  38,8 млн.рублей (в ценах по со-
                                     стоянию на III квартал 1994 г.)
                                     в т.ч. на НИОКР - 3  млрд.591,1
                                     млн.рублей
                                     Капитальные вложения -
                                     нет

Программа финансируется за счет целевых ассигнований из федерального бюджета, средств министерств, ведомств и организаций, а также внебюджетных средств (добровольные взносы неправительственных организаций и граждан, отчисления предприятий и др.).

Структура программы соответствует структуре самой проблемы, в которой специалисты МВД РФ выделяют три основных направления: профилактика злоупотребления наркотиками, лечение и реабилитация наркоманов, борьба с незаконным оборотом наркотических средств.

В документе скрупулезно и, за редким исключением, очень конкретно, до мелочей расписаны все необходимые мероприятия. А начинается все с исследований подводной части айсберга: фактического уровня наркотизации населения, уровня латентности незаконного оборота наркотических средств и связанной с наркоманией преступности, материальных потерь общества.

Первоочередной задачей ставится создание соответствующей правой базы. Уже в нынешнем году предполагается принять три основных закона: "О контроле за оборотом наркотических средств, сильнодействующих веществ и прекурсоров". "О противодействии незаконному обороту наркотических веществ", "О медицинской и социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов".

Как подчеркивают в МВД, в условиях отсутствия контроля за доходами и денежными операциями Россия стала очень удобным место для легализации капиталов, нажитых с помощью наркобизнеса. Поэтому авторы программы считают необходимым в самом срочном порядке обеспечить контроль за деятельностью банковских и коммерческих структур. Жизненно необходимо заключить договоры с широким кругом стран о совместных действиях по пресечению "отмывания" наркодоходов. Для начала будут проведены переговоры на эту тему с США, Италией, ФРГ, Англией, Швейцарией. Что касается международного сотрудничества в целом, то здесь намечается комплекс самых разнообразных мероприятий, от обмена чисто научными достижениями до совместных операций спецслужб.

Наиболее детально представлен в программе "Профилактический" раздел. Особое внимание - детям и подросткам. Если все задуманное воплотится, утверждают специалисты, то подрастающее поколение начнет получать психологический иммунитет уже с самого нежного ,дошкольного возраста.Хочется надеяться, что предлагаемые детям беседы, уроки, наглядные пособия не будут столь же бездарны, как картинки в поликлиниках о вреде курения. Впрочем, кроме традиционных форм пропаганды, программа предполагает и кое-что серьезнее. Например, создание в учреждениях народного образования психолого-педагогической службы.

В этом трудное время, когда многие наши сограждане находятся в состоянии перманентного стресса, представляется очень актуальной психологическая защита людей от употребления наркотиков в экстремальной ситуации. Но пока что задача эта скорее научная, нежели практическая. Поэтому слава Богу, что покупательная способность населения не позволяет большинству из нас впасть в наркотический транс. Впрочем, есть более дешевое "удовольствие", доступное каждому, - алкоголь.

Государственным заказчиком программы является Министерство внутренних дел. На него же ложится и основная тяжесть ее выполнения, особенно в самом опасном и трудном деле - в пресечении незаконного оборота наркотиков. Нравы наркомафии жестоки, средства для ведения сверхприбыльного бизнеса не ограничены. Поэтому численность и материально-техническая оснащенность органов, ведущих с ней борьбу,должны быть адекватны.

Вполне естественно, что предполагается значительно увеличить штаты оперативного состава, следователей, экспертов. Внедряются компьютерные системы сбора и анализа информации. Сюда предполагается направить высвобождающиеся в ходе сокращения Вооруженных Сил материальные ресурсы. Инженеры разрабатывают аппаратуру дистанционного обнаружения наркотиков. Сформулировано задание и для космонавтов - ведение аэрокосмического поиска незаконных посевов и ареалов дикорастущих наркотикосодержащих растений.

Одновременное выясняются возможности биологического вытеснения дикорастущей конопли из естественных биоценозов. Селекционеры работают над выведением новых, безопасных сортов конопли и снотворного как с низким содержанием опийных алкалоидов. Как знать, возможно, будущее в борьбе с наркоманией и наркобизнесом именно за биологией.

Авторы программы отдают себе полный отчет в том, с кем и с чем имеют дело. Поэтому никто не пытается убедит общественность, что через два года проблема будет ударно решена. Цель программы менее скромная, но вполне реальная - приостановить рост незаконного потребления и оборота наркотиков. Лишь затем можно будет строить более смелые планы.

     Комментарий подготовила                    Т.Смольякова

Текст документа сверен по:
"Российская газета", N 114 (1225), 15 июня 1995 года, стр.5.

О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы" (фактически утратило силу)

Название документа: О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы" (фактически утратило силу)

Номер документа: 542

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Недействующий

Опубликован: Российская газета N 114, 15.06.95
Дата принятия: 03 июня 1995

Дата начала действия: 03 июня 1995
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах