Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 1995 г. N 542


О федеральной целевой программе "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"

____________________________________________________________________
Фактически  утратило силу в связи с истечением срока реализации
 федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия
 злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"

____________________________________________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" (далее именуется Программа).

2. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию начиная с 1996 года.

3. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, являющимся исполнителями мероприятий Программы на 1995 год, изыскать дополнительные возможности их финансирования в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1995 год".

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и осуществить комплексные региональные целевые программы противодействия злоупотреблению наркотиками и и незаконному обороту.

5. Рекомендовать теле- и радиокомпаниям Российской Федерации предоставлять на льготных условиях время в эфире для проведения передач, направленных на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

6. Контроль за выполнением Программы возложить на Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Шахрая С.М.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                      В.Черномырдин

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

  "Комплексные меры  противодействия  злоупотреблению наркотиками
          и их незаконному обороту  на   1995-1997   годы"

Разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации и в соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. В Программе учтены положения Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1991-1995 годы.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ

Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных глобальных проблем и вызывают растущую тревогу всего мирового сообщества. Сегодня на планете нет такого места, где бы эти опасные явления не проявили себя с негативной стороны. Для объединения усилий в борьбе с распространением наркомании созданы и действуют специальные международные организации, принимаются и реализуются программы совместной деятельности государств. Генеральная Ассамблея ООН, провозгласив Десятилетие (1991-2000 годы) по борьбе против злоупотребления наркотикам, предложила каждому правительству принять комплексные национальные программы противодействия.

Наркомания и связанная с ней преступность в Российской Федерации приобретают все более значительные масштабы и самым существенным образом сказываться на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Социологические исследования показывают, что их число в настоящее время составляет более 1,5 млн.человек, причем к 2000 году прогнозируется двукратное увеличение количества таких лиц. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков- лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет число таких преступлений увеличилось почти в четыре раза и превысило в 1993 году 50 тысяч. В отдельных регионах до 60 процентов имущественных преступлений совершается на почве наркомании. Прогрессирующее злоупотребление наркотиками и резкий рост цен на них создают благоприятные условия для появления и разрастания преступных структур, осуществляющих организованный сбыт наркотических средств.

Особенности геополитического положения России, несовершенство действующего законодательства, сложности в организации и обеспечении таможенного ограниченного контроля вызывают повышенный интерес международной наркомании, становится реальностью ее слияние с внутренним наркобизнесом. Отсутствие в стране системы контроля за доходами и осуществлением денежных операций дает возможность российским и иностранным наркогруппировкам не только легализовывать крупные капиталы, но и внедряться в экономику страны, использовать преступные доходы для коррумпирования представителей органов власти и управления.

Крайне неблагоприятен для Российской Федерации общий прогноз ситуации с наркотиками на ближайшие годы, усугубляемый, как подчеркнуто в Концепции государственной политики по контролю за наркотикам и в Российской Федерации, происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сферах.

Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между различными государственным структурами. Остается малоэффективной деятельность профсоюзов, женского движения, многочисленных ассоциаций и фондов, располагающих определенным опытом работы в данной области и значительным материальным потенциалом. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. Отсутствуют необходимые технические средства выявления и ликвидации посевов наркотикосодержащих растений, экологически чистые препараты для уничтожения дикорастущей конопли. Требует совершенствования республиканское законодательство, возникает необходимость приведения его к международным стандартам. Не создана действенная система антинаркотической пропаганды. Недостаточно используются возможности международных организаций в рамках принятой ООН Всемирной программы действий против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ.

В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к тому, что незаконное распространение наркотиков превратится в широкомасштабную угрозу для безопасности страны, здоровья и благополучия народов России.

Исходя из анализа складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу становится очевидной необходимость скорейшего принятия и реализации федеральной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных мер социального, медицинского, правового и организационного характера.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Выполнение Программы строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований, неправительственных организаций и граждан. При этом данная Программа предлагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов Российской Федерации, а также ведомственных целевых программ. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений.

КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.

Контроль исполнения Программы осуществляет Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (ПКПН).

Министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, указанные первыми в графе "исполнители" мероприятий Программы, являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий и представляют в ПКПН к 20 июля и 20 января каждого год доклады о работе над Программой. По результатам работы за полугодие ПКПН заслушивает руководителей министерств и ведомств исполнителей Программы. По итогам заслушивания принимается решение, обязательное для исполнителей Программы.

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками  и  их  незаконному
обороту на 1995-1997 годы"

     Дата принятия решения о         Поручения Правительства
     разработке Программы            Российской Федерации
                                     N ВШ-П12-18751 от 25.05.93,
                                     N ВШ-П37-33444 от 23.09.93,
                                     N ВШ-П12-35319 от 11.10.93 и
                                     N СШ-П7-26361 от 24.06.94

     Дата ее  утверждения            Постановление Правительства
     (наименование  и  номер         Российской Федерации от 3 июня
     соответствующего                1995 г. N 542.
     постановления, закона)

     Государственный заказчик        Министерство внутренних дел
                                     Российской Федерации

Исполнители

     Министерство внутренних дел     дарственный комитет Российской
     Российской Федерации,           Федерации по высшему образо-
     Министерство здравоохранения    ванию, Государственный
     и медицинской промышленности    таможенный  комитет  Российской
     Российской  Федерации,          Федерации, Комитет Российской
     Министерство внешних            Федерации по делам молодежи,
     экономических  связей           Государственный комитет
     Российской  Федерации,          Российской Федерации по статистике,
     Министерство иностранных дел    Министерство связи
     Российской Федерации, Минис-    Российской Федерации, Минис-
     терство образования             терство обороны Российской

Российской Федерации, Минис-    Федерации, Федеральная служба

     терство охраны окружающей среды России по телевидению и радио-
     и природных ресурсов Российской вещанию, Комитет Российской
     Федерации, Министерство сельс-  Федерации по печати, Федераль-
     кого хозяйства и продовольствия ная служба безопасности
     Российской Федерации, Министер- Российской Федерации, Федераль-
     ство социальной защиты населе-  ная пограничная служба
     ния Российской Федерации, Мини- Российской Федерации, Феде-
     стерство Российской Федерации   ральная служба геодезии и
     по сотрудничествуо с государ-   картографии России, Генераль-
     ствами-участниками Содружества  ная прокуратура Российской
     Независимых Государств, Ми-     Федерации, Верховный Суд
     нистерство путей сообщения      Российской Федерации, органы
     Российской Федерации, Минис-    исполнительной власти субъ-
     терство транспорта Российской   ектов Российской Федерации,
     Федерации, Министерство труда   Российская академия наук,
     Российской Федерации, Минис-    Российская академия сельско-
     терство финансов Российской     хозяйственных наук, Российская
     Федерации, Министерство эко-    академия медицинских наук,
     номики Российской               акционерное общество
     Федерации, Министерство юстиции "Росфармация"
     Российской Федерации, Госу-

     Разработчики                    Рабочая группа, образован-
                                     ная решение Правительственной
                                     комиссии по противодействию
                                     злоупотреблению наркотическими
                                     средствами и их незаконному
                                     обороту (протокол N 1 от 5 ав-
                                     густа 1994 года)

     Сроки и этапы реализации        1995-1997 годы
     Программы

     Основные программные            Совершенствование законода-
     мероприятия                     тельства, информационно-
                                     аналитического, методичес-
                                     кого, ресурсного, научного
                                     обеспечения противодействия
                                     распространению наркотиков,
                                     обеспечение профилактики
                                     наркомании: кадровое, мате-
                                     риально-техническое и финан-
                                     совое укрепление органов,
                                     ведущих борьбу с незаконным
                                     оборотом наркотиков, укреп-
                                     ление международного сотруд-
                                     ничества в этой области

     Ожидаемые результаты реа-       Качественное повышение эффектив-
     лизации Программы               ности противодействия незакон-
                                     ному распространению наркоти-
                                     ков, приостановление роста не-
                                     законного потребления и обо-
                                     рота наркотических средств,
                                     создание предпосылок для со-
                                     кращения наркомании и связан-
                                     ных с ней правонарушений до
                                     уровня минимальной опасности
                                     для общества

     Объемы и источники              Текущие затраты - 85 млрд.
     финансирования                  38,8 млн.рублей (в ценах по со-
                                     стоянию на III квартал 1994 г.)
                                     в т.ч. на НИОКР - 3  млрд.591,1
                                     млн.рублей
                                     Капитальные вложения -
                                     нет

Программа финансируется за счет целевых ассигнований из федерального бюджета, средств министерств, ведомств и организаций, а также внебюджетных средств (добровольные взносы неправительственных организаций и граждан, отчисления предприятий и др.).

Структура программы соответствует структуре самой проблемы, в которой специалисты МВД РФ выделяют три основных направления: профилактика злоупотребления наркотиками, лечение и реабилитация наркоманов, борьба с незаконным оборотом наркотических средств.

В документе скрупулезно и, за редким исключением, очень конкретно, до мелочей расписаны все необходимые мероприятия. А начинается все с исследований подводной части айсберга: фактического уровня наркотизации населения, уровня латентности незаконного оборота наркотических средств и связанной с наркоманией преступности, материальных потерь общества.

Первоочередной задачей ставится создание соответствующей правой базы. Уже в нынешнем году предполагается принять три основных закона: "О контроле за оборотом наркотических средств, сильнодействующих веществ и прекурсоров". "О противодействии незаконному обороту наркотических веществ", "О медицинской и социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов".

Как подчеркивают в МВД, в условиях отсутствия контроля за доходами и денежными операциями Россия стала очень удобным место для легализации капиталов, нажитых с помощью наркобизнеса. Поэтому авторы программы считают необходимым в самом срочном порядке обеспечить контроль за деятельностью банковских и коммерческих структур. Жизненно необходимо заключить договоры с широким кругом стран о совместных действиях по пресечению "отмывания" наркодоходов. Для начала будут проведены переговоры на эту тему с США, Италией, ФРГ, Англией, Швейцарией. Что касается международного сотрудничества в целом, то здесь намечается комплекс самых разнообразных мероприятий, от обмена чисто научными достижениями до совместных операций спецслужб.

Наиболее детально представлен в программе "Профилактический" раздел. Особое внимание - детям и подросткам. Если все задуманное воплотится, утверждают специалисты, то подрастающее поколение начнет получать психологический иммунитет уже с самого нежного ,дошкольного возраста.Хочется надеяться, что предлагаемые детям беседы, уроки, наглядные пособия не будут столь же бездарны, как картинки в поликлиниках о вреде курения. Впрочем, кроме традиционных форм пропаганды, программа предполагает и кое-что серьезнее. Например, создание в учреждениях народного образования психолого-педагогической службы.

В этом трудное время, когда многие наши сограждане находятся в состоянии перманентного стресса, представляется очень актуальной психологическая защита людей от употребления наркотиков в экстремальной ситуации. Но пока что задача эта скорее научная, нежели практическая. Поэтому слава Богу, что покупательная способность населения не позволяет большинству из нас впасть в наркотический транс. Впрочем, есть более дешевое "удовольствие", доступное каждому, - алкоголь.

Государственным заказчиком программы является Министерство внутренних дел. На него же ложится и основная тяжесть ее выполнения, особенно в самом опасном и трудном деле - в пресечении незаконного оборота наркотиков. Нравы наркомафии жестоки, средства для ведения сверхприбыльного бизнеса не ограничены. Поэтому численность и материально-техническая оснащенность органов, ведущих с ней борьбу,должны быть адекватны.

Вполне естественно, что предполагается значительно увеличить штаты оперативного состава, следователей, экспертов. Внедряются компьютерные системы сбора и анализа информации. Сюда предполагается направить высвобождающиеся в ходе сокращения Вооруженных Сил материальные ресурсы. Инженеры разрабатывают аппаратуру дистанционного обнаружения наркотиков. Сформулировано задание и для космонавтов - ведение аэрокосмического поиска незаконных посевов и ареалов дикорастущих наркотикосодержащих растений.

Одновременное выясняются возможности биологического вытеснения дикорастущей конопли из естественных биоценозов. Селекционеры работают над выведением новых, безопасных сортов конопли и снотворного как с низким содержанием опийных алкалоидов. Как знать, возможно, будущее в борьбе с наркоманией и наркобизнесом именно за биологией.

Авторы программы отдают себе полный отчет в том, с кем и с чем имеют дело. Поэтому никто не пытается убедит общественность, что через два года проблема будет ударно решена. Цель программы менее скромная, но вполне реальная - приостановить рост незаконного потребления и оборота наркотиков. Лишь затем можно будет строить более смелые планы.

     Комментарий подготовила                    Т.Смольякова

Текст документа сверен по:

"Российская газета", N 114 (1225),     15 июня 1995 года, стр.5.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»