Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 24 ноября 1993 года N 01-12/994

О мерах по организации проверок финансово-
хозяйственной деятельности участников ВЭД

     (с изменениями на 7 августа 1997 года)
____________________________________________________________________
Признано недействующим на основании
приказа ГТК России от 4 февраля 2002 года N 101
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     указанием ГТК России от 7 августа 1997 года N 01-14/1062.
____________________________________________________________________


В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"


обязываю:

1. Возложить проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, на отделы таможенной стоимости и валютного контроля региональных таможенных управлений и таможен с привлечением, в случае необходимости, сотрудников иных подразделений таможенных органов.

2. Одобрить прилагаемые Методические рекомендации по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, в целях обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства.

При проведении проверок ориентироваться на названные рекомендации.

3. Начальникам региональных управлений, начальникам таможен:

1) обеспечить изучение одобренных методических рекомендаций в соответствующих подразделениях таможенных органов;

2) при необходимости в срок до 1 января 1994 года представить в Отдел валютного контроля ГТК России обоснование выделения дополнительной штатной численности для организации работы по проведению проверок.

4. Проверки финансово-хозяйственной деятельности проводить на основании:

1) календарного плана проведения плановых проверок, утверждаемого начальником таможенного органа;

2) поручений ГТК России;

3) распоряжений начальников региональных таможенных управлений или начальников таможен.

5. Результаты проверок оформлять в виде акта произвольной формы, подписываемого должностными лицами таможенных органов, участвующими в проверке, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия (организации). Акт составлять в трех экземплярах. Первый экземпляр акта направляется в дела таможни, второй (в случае, если в ходе проверки рассмотрены вопросы соблюдения участником ВЭД валютного законодательства, а также требований, предъявляемых актами государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок) - в структурное подразделение валютного контроля вышестоящего таможенного органа, третий экземпляр передается предприятию (организации). Результаты проведенной проверки, зафиксированные в акте, в случае обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства могут служить основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил, возбуждения уголовного дела о контрабанде или ином преступлении в сфере таможенного дела (абзац в редакции указания ГТК России от 7 августа 1997 года N 01-14/1062).

В случае обнаружения в результате проверок нарушений, по которым привлечение к ответственности виновных лиц не входит в компетенцию таможенных органов, копию акта направлять в соответствующие государственные органы (МВД, МБ, ГНС и др.).

6. Управлению кадров и учебных заведений (Лютов Н.А.) организовать в I квартале 1994 года обучение сотрудников таможенных органов по вопросам организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности.

7. Отделу валютного контроля ГТК России (Кутепов А.Н.) в двухмесячный срок:

1) подготовить предложения по обеспечению взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности.

2) разработать и довести до региональных управлений и таможен формы и порядок представления в ГТК России отчетности по мероприятиям таможенных органов в части организации проверок участников внешнеэкономической деятельности.

8. Отделу валютного контроля ГТК России (Кутепов А.Н.) обеспечить своевременную корректировку Методических рекомендаций по организации проверок участников ВЭД в целях обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства, связанную с текущими изменениями нормативной базы финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций).

9. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В.И.Мещерякова.

Первый Заместитель Председателя
 Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
 В.Ф.Кругликов

Одобрено
Указанием ГТК РФ
от 24.11.93
N 01-12/994

Методические рекомендации
по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности
лиц, перемещающих товары и транспортные средства через
границу Российской Федерации, в целях обнаружения
нарушений таможенного и валютного законодательства

Аннотация

Данные методические рекомендации разработаны во исполнение требований Таможенного кодекса Российской Федерации и предназначены для обнаружения в процессе проверок, проводимых таможенными органами, возможных нарушений таможенного законодательства (наличие товарно-материальных ценностей, перемещенных через границу Российской Федерации без предъявления к таможенному оформлению, занижение таможенной стоимости), а также нарушений валютного законодательства в пределах компетенции таможенных органов (непоступление экспортной валютной выручки, необоснованные валютные платежи и пр.).

Методика организации проверки основана на использовании существующего в Российской Федерации механизма учета и регистрации товарно-материальных ценностей и движения денежных средств на счетах предприятий (организаций), вытекающих из требований Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10), обязательного к исполнению всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Проведение указанных проверок осуществляется как в профилактических целях (на основе планов организации проверок), так и в целях организации проверок конкретных фактов возможных нарушений таможенного и валютного законодательства, полученных в результате анализа внешнеэкономической деятельности участников ВЭД или из других источников оперативной информации.

В данный порядок включены основополагающие документы, на основе которых подготовлена методика организации проверок, указания по контролю конкретных статей финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, основные формы отчетности.

Представляемая методика организации проверок предполагает возможность прослеживания движения товарно-материальных ценностей от продавца к покупателю, в том числе определения происхождения товаров, находящихся на хранении у предприятий (организаций), что позволяет при использовании методов бухгалтерского учета выявить товары, полученные (экспортированные) на основании внешнеторгового договора купли-продажи.

В методике определена применяемая технология оприходования и расходования товарно-материальных ценностей, а также схема учета и движения денежных средств и расчетов.

Введение

Проверка финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД предполагает анализ внешнеторговой деятельности данных участников, позволяющий выявить направленность и состояние его экспортно-импортных отношений с иностранными партнерами, нарушения таможенного и валютного законодательства или негативные тенденции во внешнеторговой деятельности, позволяющие таможенным органам особенно тщательно контролировать операции данного участника ВЭД.

С этой целью для документальной проверки необходимо предварительное рассмотрение следующих документов: ГТД, ДТС, контрактов, счетов-фактуры, транспортных и страховых документов, другой информации о деятельности участника ВЭД. Анализ финансового положения предприятия (организации) позволит выявить возможные нарушения законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Документальные проверки проводятся за конкретный период деятельности предприятия в сфере внешней торговли и уточняются условиями, предусмотренными планом проверки, утвержденным руководителем таможенного органа.

Проверку следует проводить по детальной программе, составленной самим проверяющим с четкой формулировкой целей проверки.

Методы, приемы и способы проведения документальной проверки участника ВЭД определяются настоящими "Методическими рекомендациями" и уточняются конкретными условиями и целями проверки.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным и выборочным методами.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются в основном кассовые и банковские операции. Расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами подвергаются сплошной проверке при необходимости.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в проверяемом периоде. Если при выборочной проверке устанавливаются серьезные нарушения законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом с изъятием в соответствии с порядком изъятия, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, документов и товарно-материальных ценностей.

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального и фактического контроля.

При формальной проверке устанавливаются:

- правильность заполнения всех реквизитов документов;

- наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста;

- подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц.

При возникновении сомнений по конкретным фактам хозяйственных операций следует получить объяснение от должностного лица.

При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах.

При проведении встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи, учетные данные проверяемого предприятия сличаются сданными соответствующих документов тех предприятий, от которого получены или которым выданы средства и материальные ценности. Решения о проведении встречных проверок принимают руководители таможенных органов, в зоне деятельности которых находятся проверяемые предприятия (организации).

Проведение проверки валютных операций предприятий
(организаций)

1. Общие положения



Данный порядок охватывает экспортно-импортные операции участников ВЭС при поставке товара за наличные с расчетами через банки и при бартерных сделках.

Основной целью проверки является выявление фактов нарушения валютного законодательства.

Проверка валютных операций предприятий (организаций) может осуществляться как в соответствии с планом проведения проверок, так и для подтверждения информации о возможных нарушениях валютного законодательства.

Перед проверкой составляется план ее проведения, в котором должно быть отражено:

- наименование участника ВЭС, форма собственности, состав учредителей, адрес, его финансовые и банковские реквизиты;

- цель проверки;

- период проведения проверки.

Используя имеющуюся в распоряжении таможенного органа информацию, перед проверкой необходимо провести краткий анализ внешнеэкономической деятельности объекта проверки.

При этом рекомендуется подготовить подборку ГТД за анализируемый период или их реестр, выявить не предоставлены ли данному предприятию какие-либо льготы в области тарифного и нетарифного регулирования, исполнения валютного законодательства. В обязательном порядке при подготовке проверки должны быть использованы материалы таможенно-банковского контроля (информация о полноте и сроках поступления валютной выручки).

Все материалы по подготовке и проведению проверки формируются в отдельное досье и хранятся в отделе таможенной стоимости и валютного контроля.


2. Проверка экспортных операций



2.1. Проведение плановой профилактической проверки

Для проведения проверки используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность:

- главная книга или оборотный баланс;

- журналы-ордера NN 1, 2, 11;

- первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, транспортные накладные на перевозку грузов железнодорожным, водным и др. транспортом);

- банковские выписки по движению денежных средств по расчетному и валютному счетам;

- платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции;

- пропуск на вывоз продукции с территории предприятия.

Используя информацию ГТД об экспортных отгрузках участников ВЭС за отчетный период, сопоставить данные о наименованиях покупателей товаров с зафиксированными наименованиями в ведомости учета расчетов с поставщиками и покупателями (форма В-7), либо в ведомости учета расчетов и прочих операций (форма В-5). При этом возможны следующие ситуации.

Данные о наименовании иностранного партнера в ГТД совпадают с данными указанных ведомостей. В этом случае необходимо сравнить общие суммы отправок за отчетный период по каждому покупателю с соответствующими данными указанных ведомостей по каждому покупателю в оборотной части ведомости. Если производится отгрузка продукции, то одновременно возможна проверка ведомости учета реализации (форма В-6, отгрузка), в которой в графе "Направлено в продажу продукции по отпускным ценам" должны быть указаны отгрузки со склада предприятия. Как правило, количество этих операций будет совпадать с количеством экспортных отправок, идентичны должны быть и натуральные единицы измерения. Однако необходимо обратить внимание, что стоимостная часть отправок, зафиксированная в ведомости В-6, будет ниже фактурной стоимости товара, указанной в ГТД.

В случае, если данные об экспортных отправках, зафиксированных в ГТД, подтвердились, необходимо перейти к контролю поступления валютной выручки. Исходной информацией должны быть данные, поступающие от уполномоченного банка в процессе таможенно-банковского контроля.

Основным учетным документом поступлений экспортной валютной выручки на предприятии являются выписки банка.

Выписка банка по расчетно-кассовым операциям представляет собой таблицу, состоящую из трех горизонтальных блоков.

1-й блок состоит из одной строки, которая является составляющей 8 групп цифр, где первые четыре группы цифр несут информацию о клиенте банка. Пятая группа содержит дату выписки банка, шестая дату, предшествующую данной выписке банка, седьмая - сумму остатка средств клиента на начало дня выписки, и последняя группа - номер операционного окна в банка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»