ОБРАЩЕНИЕ

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину
"О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений
в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР
(Банке России)"


Уважаемый Борис Николаевич!

Совет Федерации отклонил Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 27 января 1995 года, и предложил создать согласительную комиссию для его доработки (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 февраля 1995 года N 348-I СФ).

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 24 февраля 1995 года повторно голосовала по указанному закону и приняла его двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Неприемлемыми, на наш взгляд, являются следующие положения отклоненного Федерального закона:

1. Статья 2 определяет, что Центральный банк Российской Федерации (Банк России) не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Банка России.

Действительно, задачи и полномочия Банка России таковы, что нецелесообразно возлагать на него ответственность по обязательствам государства. Однако это не должно снимать с государства ответственности по обязательствам Банка России.

В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия. Эти важнейшие полномочия государства отнесены статьей 4 указанного Федерального закона к компетенции Банка России. Таким образом, положение указанного Федерального закона о том, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, по существу означает, что в законе предпринята попытка освободить государство от ответственности за реализацию полномочий, прямо отнесенных статьей 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации. Очевидно, что государство, передавая Банку России свои важнейшие монопольные функции, обязано принимать на себя и ответственность за его действия. Формулировку "государство не отвечает по обязательствам Банка России" необходимо исключить.

2. Нуждается в уточнении статус Банка России, который определяется статьей 2 указанного Федерального закона как юридическое лицо "с особым статусом". При этом не указывается на то, что Банк России является государственным учреждением. В то же время в соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти". Таким образом, Конституция Российской Федерации относит Банк России к числу органов государственной власти. Поэтому определение указанным Федеральным законом статуса Банка России как особого, отличного от статуса органов государственной власти вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации. Необходимо в соответствии с Конституцией Российской Федерации четко определить статус Банка России именно как государственного учреждения, пусть даже в чем-то и "с особым статусом".

3. Банк России в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона - организация, не ставящая целью своей деятельности получение прибыли и не являющаяся в соответствии со статьями 2 и 26 плательщиком налогов. В то же время в соответствии со статьями 16, 26, 90, 91, 93 Банк России из своих доходов произвольно устанавливает объем средств, расходуемых на заработную плату своих служащих, определяя ее уровень, вправе создавать из своих доходов фонды для дополнительного их пенсионного обеспечения, выделять им кредиты на личные нужды. При этом не оговорен ни лимит части доходов Банка России, расходуемых на самообеспечение, ни размер средств, расходуемых таким образом на одного служащего Банка России.

Необходимо четко определить правила распределения доходов Банка России и, в частности, порядок определения уровня заработной платы служащих Банка России, а также абсолютные и относительные (в процентах от доходов Банка России) ограничения на объем средств, выделяемых из доходов Банка России на социальное и иное обеспечение служащих Банка России.

4. Имеются также серьезные замечания по вопросу о полномочиях Банка России по управлению собственностью, находящейся на его балансе, а также по иным положениям статей 2, 3, 6, 18, 19, 20, 26, 82 и по другим.

На основании изложенного обращаемся к Вам с просьбой: в целях недопущения введения в действие недоработанного указанного Федерального закона, ряд положений которого вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, воспользоваться Вашим правом в соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации и отклонить Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и предложить Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию по его доработке.


Совет Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

Москва

2 марта 1995 года

N 390-I СФ




Текст документа сверен по:

электронный текст НТЦ "Система".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»