• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий





П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О Федеральном законе "О соглашениях
о разделе продукции"

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 1995 года Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации постановляет:

1. Отклонить Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" ввиду неприемлемости отдельных его положений.

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в отдельные положения отклоненного Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (прилагаются).

3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации следующих депутатов: Болдырева Юрия Юрьевича, Саблина Леонида Ивановича, Спиридонова Юрия Алексеевича, Цветкова Валентина Ивановича, Шафраника Юрия Константиновича.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Совета Федерации Федерального Собрания

     Российской Федерации                             В. Ф. ШУМЕЙКО

Москва
3 октября 1995 года
N 594-I СФ

     -------------------

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 3 октября 1995 года
N 594-I СФ


П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
Совета Федерации по внесению изменений и дополнений
в отдельные положения Федерального закона
"О соглашениях о разделе продукции"

1. Название Федерального закона изложить в следующей редакции: "О договорах о разделе продукции при пользовании участками недр".

2. По всему тексту Федерального закона слово "соглашение" согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации заменить словом "договор" в соответствующих числе и падеже.

3. В статье 1:

пункт 2 изложить в следующей редакции: "Отношения в области налогообложения, порядок предоставления инвесторам налоговых и таможенных льгот, льгот по использованию валютной выручки, а также вопросы бюджетных отношений регулируются налоговым, таможенным, валютным и бюджетным законодательством Российской Федерации";

в абзаце втором пункта 3 исключить слова "если соглашением о разделе продукции, в котором участвуют иностранные граждане и (или) иностранные юридические лица, не установлено иное";

пункт 4 исключить.

4. Дополнить статью 2 частью второй следующего содержания:

"Условия пользования недрами, установленные в договоре, не должны противоречить требованиям Закона Российской Федерации "О недрах".

                                                 1     2

5. Дополнить Федеральный закон статьями 2 и 2 следующего содержания:

               1
     "Статья  2 . Компетенция органов государственной власти
                  Российской Федерации  в сфере отношений по
                  разделу продукции при пользовании недрами.

В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений по разделу продукции при пользовании недрами входят:

принятие Федеральным Собранием Российской Федерации федеральных законов об утверждении договоров о разделе продукции при пользовании участками недр федерального и регионального значения;

утверждение Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального и регионального значения, по которым предусматривается заключение договоров о разделе продукции;

подготовка и подписание Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации договоров о разделе продукции при пользовании участками недр федерального и регионального значения;

подготовка и подписание Правительством Российской Федерации договоров о разделе продукции при пользовании участками недр континентального шельфа Российской Федерации;

принятие Федеральным Собранием Российской Федерации федерального закона о распределении государственной доли продукции или ее стоимостного эквивалента по договорам о разделе продукции между бюджетами разных уровней.

              2
     Статья  2 . Компетенция органов государственной власти
                 субъектов   Российской  Федерации в  сфере
                 отношений   по   разделу   продукции   при
                 пользовании недрами.

В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений по разделу продукции при пользовании недрами на своих территориях входят:

принятие органами законодательной власти субъектов Российской Федерации законов и других нормативных актов об утверждении договоров о разделе продукции;

утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня объектов местного значения, по которым предусматривается заключение договоров о разделе продукции;

подготовка и подписание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации договоров о разделе продукции при пользовании участками недр федерального и регионального значения".

6. Пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции: "Право пользования недрами при заключении договора о разделе продукции предоставляется на основаниях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах";

в пункте 2 слова "в течение 30 дней с даты подписания соглашения" заменить словами "в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".

7. В статье 6:

дополнить пункт 1 абзацем вторым следующего содержания:

"Договора заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия договоров, общая сумма которых превышает 50 млн. ЭКЮ, утверждаются Федеральным Собранием Российской Федерации";

в пункте 2:

абзац второй изложить в следующей редакции: "интересы обороны и безопасности государства требуют заключения договора с определенным инвестором. В этом случае договор вступает в силу после утверждения Федеральным Собранием Российской Федерации",

абзац третий исключить;

в абзаце четвертом исключить слова "либо с другим юридическим лицом или с не имеющим статуса юридического лица объединением юридических лиц, созданными с участием этого пользователя недр";

абзац пятый исключить;

в абзаце шестом слова "не позднее чем через год" заменить на слова "не позднее чем через шесть месяцев";

в пункте 4: абзац первый после слов "Правительством Российской Федерации" дополнить словами или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр";

в абзаце третьем слова "или уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти" заменить словами "или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр";

дополнить пункт 5 новым абзацем следующего содержания:

"Договора о разделе продукции при разработке месторождений нефти с запасами более 100 млн. тонн, природного газа - 100 млрд. куб. метров, россыпного золота - 20 тонн, коренного золота - 3 тонн, а также при разработке месторождений драгоценных камней утверждаются федеральными законами;

пункт 6 после слов "Правительством Российской Федерации" дополнить словами "или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр".

7. Статью 8, пункт 2 статьи 9 и статью 13 исключить.

8. В статье 10:

в абзаце третьем пункта 1 исключить слова "величины учитываемых при разделе продукции между государством и инвестором налогов, подлежащих уплате в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и местные бюджеты; уровня социально-экономического развития территории, на которой проводятся работы по соглашению;";

в пункте 2 исключить слова "с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет. Указанная продукция, производство которой ожидается в соответствии с планами работ по соглашению, может быть использована в качестве предмета залога при получении кредитов на финансирование федеральных целевых программ".

9. Пункт 3 статьи 15 исключить.

10. В статье 16:

пункт 1 исключить;

в пункте 2 исключить слова "При этом необоснованный отказ государства от предоставления такого согласия не допускается".

11. Дополнить статью 20 пунктом 3 следующего содержания:

"3. Инвестор отвечает перед Российской Федерацией по своим обязательствам, вытекающим из договора о - разделе продукции, а также за ущерб, наносимый недрам, окружающей природной среде, принадлежащими ему на праве собственности финансовыми средствами и имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Запрещается заключать договор о разделе продукции с инвестором, не имеющим на момент заключения договора достаточных средств для возмещения материального ущерба, который может быть нанесен Российской Федерации в случаях ненадлежащего выполнения договорных обязательств или причинения вреда".

12. В статье 22 исключить слова "(в том числе в международных арбитражных институтах)".

13. Статью 23 исключить.

                          --------------

ЗАМЕЧАНИЯ
Совета Федерации по Федеральному закону
"О соглашениях о разделе продукции"

1. В законе не предусмотрено обязательное указание в соглашениях на возможность пересмотра условий соглашений в связи с такими форс-мажорными обстоятельствами, как значительное изменение цены соответствующих энергоресурсов на мировом рынке. В связи с исчерпанием мировых запасов природных ресурсов и прогнозируемым повышением их стоимости по сравнению со стоимостью технологического оборудования и затрат на добычу и переработку, целесообразно предусмотреть возможность корректировки соглашений в случае роста цены на добываемые ресурсы на мировом рынке более чем на определенную величину (например, более чем на 30-50 процентов) по сравнению с ценами на момент заключения соглашения.

2. Часть 2 пункта 3 статьи 1 закона предоставляет органам исполнительной власти право отступать от норм действующего законодательства при заключении соглашений с иностранными инвесторами в части определения прав и обязанностей сторон. Это не только открывает неограниченные возможности для бесконтрольного произвола, но и необоснованно предоставляет преимущества иностранным инвесторам, тем самым ущемляя интересы инвесторов отечественных. Необходимо предусмотреть, что все условия конкурсов и соответствующие соглашения определяются и подписываются строго в рамках действующих в России законов, хотя и с гарантиями неизменности условий в дальнейшем. С учетом того, что речь идет о государственном достоянии стоимостью, зачастую, более годового бюджета всей страны, необходимо предусмотреть обязательное вынесение на утверждение в парламент условий конкурсов, если предполагается даже малейшее отступление от норм действующих законов.

Более того, и в целом, начиная с определенной суммы стоимости проекта, условия объявляемого конкурса должны выноситься на парламент для принятия законом, что и явится лучшей гарантией неизменности условий в дальнейшем.

3. Часть 2 пункта 2 статьи 6 закона предоставляет органам исполнительной власти право заключать соглашения с конкретными инвесторами без проведения конкурса или аукциона не только исходя из требований государственной безопасности, но и при наличии "иных интересов", в том числе и "иных интересов" субъекта Федерации.

Часть 3 пункта 2 статьи 6 закона позволяет заключать соглашения без проведения конкурса или аукциона в случае признания конкурса несостоявшимся в связи с участием лишь одного инвестора.

В совокупности нормы пункта 2 статьи 6 сводят содержание закона к предоставлению органам исполнительной власти права произвольно выбирать партнера и заключать соглашения без проведения конкурса или аукциона. Необходимо изъять как необоснованные и нецелесообразные части 2, 3 и 5 пункта 2 статьи 6 закона, с тем, чтобы нормы настоящего закона позволяли органам исполнительной власти заключать соглашения исключительно с инвесторами, победившими в конкурсе.

В случае, если из соображений государственной безопасности действительно необходимо не проводить конкурс, а заключить соглашение с конкретным инвестором, необходимо предусмотреть, что такое соглашение может вступить в силу только после утверждения парламентом.

4. Пункт 5 статьи 6 закона предоставляет сторонам возможность уже после подведения итогов конкурса согласовывать технические, технологические, правовые и коммерческие условия соглашения, не являющиеся обязательными условиями конкурса или аукциона. Предусмотрено, что условия, на которых был определен победитель, могут быть изменены только в случае, "если такие изменения направлены на достижение более благоприятных для государства результатов реализации соглашения". Эта формулировка не является достаточной гарантией соблюдения интересов государства, так как вопрос о большей или меньшей благоприятности условий может быть спорным. Необходимо определить, что правовые и коммерческие условия (в отличие от технических и технологических) определяются исключительно в конкурсе. Это не препятствует заключению сторонами дополнительных соглашений, не снимающих с победителя конкурса обязательств по условиям конкурса.

5. Часть 5 пункта 2 статьи 7 закона предоставляет органам исполнительной власти и инвестору право "согласовать применение общепринятых в мировой практике ведения работ по разведке и добыче минерального сырья стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения при условии предварительного одобрения указанных стандартов (норм, правил) соответствующими государственными органами Российской Федерации". С учетом масштабов возможного воздействия на природную среду и здоровье населения, необходимо уточнить, что в случае отклонения этих "общепринятых" норм от требований российских законов, одобрение должно быть осуществлено парламентом, например, в форме принятия закона.

6. Пункт 6 статьи 13 закона предоставляет инвестору право осуществлять платежи по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан Российской Федерации "на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде". Часть 1 пункта 1 статьи 13 закона предусматривает освобождение инвестора от взимания обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В совокупности это означает, что если в коллективном и (или) индивидуальном трудовом договоре рабочие не сумеют предусмотреть платежи в Фонд обязательного медицинского страхования и в Государственный пенсионный фонд, инвестор окажется от этих платежей освобожден. Необходимо предусмотреть обязательность уплаты социальных платежей в соответствии с действующими федеральными законами, а не только законодательством о труде.

7. В законе не предусмотрены меры по поддержке отечественных производителей машиностроительной продукции. Более того, пункт 7 статьи 13 закона устанавливает освобождение операторов соглашения и юридических лиц, работающих по контракту с инвестором, от взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для проведения работ, что ставит отечественных производителей в худшие условия по сравнению с зарубежными. Необходимо обеспечить не худшие условия для отечественных производителей оборудования при налогообложении, а также, в целях стимулирования развития отечественного машиностроения, сохранения и создания новых рабочих мест, в законе необходимо предусмотреть обязательное указание в соглашениях, что не менее определенного процента необходимого технологического оборудования для добычи полезных ископаемых, а также для переработки, в случае организации переработки в России, должно производиться в России (начиная с определенной стоимости контракта - не менее 50-70 процентов оборудования; требуется расчет и оценка по 10-12 ключевым месторождениям).

8. Пункт 7 статьи 13 закона устанавливает освобождение операторов соглашения и юридических лиц, работающих по контракту с инвестором, от взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов при вывозе за пределы таможенной территории России не только минерального сырья, являющегося по условиям соглашения собственностью инвестора, но "и других товаров, подлежащих экспорту в соответствии с условиями соглашения, а также при экспорте указанных услуг". Это означает, что в соглашение произвольно может быть заложено право инвестора на беспошлинный и безналоговый экспорт любых товаров. Необходимо указанное положение из статьи 13 исключить.

9. Пункт 1 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности передачи прав инвестора иным юридическим лицам. Предлагается пункт исключить.

10. Пункт 2 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности передачи прав инвесторов иным юридическим лицам, хотя и с согласия государства, но в данном случае это означает - с согласия органов исполнительной власти. Предлагается пункт исключить, либо изменить процедуру, обеспечив гарантии интересов государства (участие представительных органов власти и т. п.).

11. Пункт 4 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности передачи прав инвестора иным юридическим лицам через механизм залога, хотя и с согласия государства, но в данном случае это означает - с согласия органов исполнительной власти. Предлагается пункт исключить.

12. Пункт 1 статьи 17 закона позволяет органам исполнительной власти совместно с инвестором произвольно вносить изменения в условия соглашений. Предлагается пункт исключить, либо изменить процедуру, обеспечив гарантии интересов государства (участие представительных органов власти и т. п.).

13. Статья 19 закона предусматривает контроль только за исполнением соглашений, и исключительно со стороны самой же исполнительной власти. Необходимо предусмотреть:

а) независимый от исполнительной власти контроль и за условиями заключаемых соглашений;

б) контроль со стороны представительных (законодательных) органов субъектов Федерации и со стороны Счетной палаты Российской Федерации.

                           -------------

Текст документа сверен по:
электронный текст НТЦ "Система".

О Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции"

Название документа: О Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции"

Номер документа: 594-1 СФ

Вид документа: Постановление Совета Федерации

Принявший орган: Совет Федерации

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 03 октября 1995

Дата начала действия: 03 октября 1995
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах