МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ
"МЕДИАТЕКА - НОВОЕ СТРУКТУРНОЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ"
Москва, 12-13 мая 1993 года
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МЕДИАЦЕНТРОВ
Рекомендации по организации медиацентров в учреждениях образования
(Материал подготовлен на базе научных разработок
Института средств обучения Российской Академии образования)
ВВЕДЕНИЕ
Современный учебно-воспитательный процесс, как и вся педагогическая деятельность школы, направлен на становление самостоятельно мыслящего, творчески активного, эмоционально и нравственно богатого человека. На это направлены все средства педагогического воздействия и создаются необходимые условия в учебных кабинетах, лабораториях, на спортплощадках и на пришкольных участках, а также в школьных библиотеках. Это обусловлено тесными контактами библиотеки со всеми сторонами педагогического процесса при наличии профессиональных библиотечных работников, осознающих важность подобных контактов, готовых прийти на помощь как учащимся, так и учителям в подборе учебного материала, в поисках источников информации.
В последнее время функции школьной библиотеки расширились под влиянием внедрения средств новых информационных технологий. Школьная библиотека может стать центром, где обеспечивается доступ к различного рода информации. Надо, чтобы учителя и учащиеся имели возможность при необходимости не только получать информацию, но и работать с ней творчески, выполняя как индивидуальные, так и совместные работы, в которых участвует группа учащихся и учителей, возможно даже из разных школ. Все это создает реальные благоприятные условия для творческой активности и самостоятельности учащихся, повышения профессионального уровня учителей, для их непрерывного самообразования. Такие условия могут быть созданы в школьном медиацентре.
Медиацентр - это подразделение школы, предназначенное для самостоятельной работы учителя и учащихся с различными источниками информации. Включает совокупность фонда книг и разнообразных информационных и технических средств. Располагает педагогически обоснованной системой оборудования, размещенного по определенным рабочим "зонам": телевидеоцентр с видеотекой, компьютерный и телекоммуникационный блок, фоно- и диатека и другие помещения.
Размещение в медиацентре средств информационных технологий обеспечивает не только успешное применение традиционных методов работы с книгой, но и обусловливает появление новых оригинальных методических приемов и форм организации воспитательного процесса. Создаются условия для интеллектуального развития школьников, формирования у них навыков и умений самостоятельной творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
В учебном процессе медиацентр выступает информационным, методическим, культурно-эстетическим и профессионально-ориентационным центрами, базой для разнообразной внеклассной творческой деятельности учащихся и учителей, а в ряде случаев и жителей микрорайона. Сам медиацентр становится как бы "открытым университетом", центром общественной жизни и одновременно местом отдыха.
Приступая к организации медиацентра в своей школе, руководителям школ необходимо наметить этапы работы. Для этого надо четко представлять основные составляющие эффективного его функционирования. Речь идет прежде всего о деятельности учителей, учащихся и сотрудников медиацентра, фонде средств информации и аппаратуре, достаточных помещениях для успешного их применения, количестве сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры в рабочем состоянии, а также об адекватном финансировании, ориентированном на развитие медиацентра.
Организационно-методические формы деятельности
Медиацентр, предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, их познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, может внести конструктивные изменения в школьное образование. Использование медиацентра в школе будет ориентировано при этом на учебную работу как по основным предметам, так и по курсу углубленного изучения; на индивидуальную и широкую внеурочную деятельность в группах.
Деятельность учителя. Учителя в медиацентре получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Учителя проводят индивидуальную работу по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых непосредственно на уроке или во внеклассное время; в целях создания самодельных средств самим учителем: магнитозаписей, видеозаписей, слайдфильмов и пр. Непосредственно из медиацентра учитель может связаться с педагогами других городов, стран, работа в рамках телекоммуникационных проектов. Здесь же может проводиться работа с учащимися в рамках проектов по видеообмену (создание видеоматериалов). На базе медиацентра, в специально отведенном для этого месте, могут проводиться некоторые формы занятий, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: книгами, видеоматериалами, магнитозаписями и пр. по определенной теме учебной программы и графику, составленному учителем совместно с сотрудниками медиатеки.
Деятельность учащегося. Учащийся, самостоятельно работая в медиацентре, имеет возможность читать не только книги, периодику, но микрофиши; прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, работать с компьютерными программами, используя все это для ликвидации пробелов в изучаемом учебном материале, углубленного изучения отдельных разделов предметов, подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров; подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др. Ученик подбирает разнообразные средства информации к созданию самодельных средств творческой деятельности для общешкольных мероприятий, школьного радио, видеоклуба на базе школы; для иллюстрирования выступлений по предмету, докладов на семинаре и пр. В этом случае учащийся самостоятелен в выборе средств, приемов, организации деятельности. Одновременно школьник учится работать с компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями.
Деятельность сотрудника медиацентра. Специфика деятельности сотрудника школьного медиацентра предполагает не только проведение достаточно механической работы: обработки новых поступлений, составления актов поступления и убытия книг, заполнения каталогов и картотек, дневника читателя, написания планов, отчетов и пр., но и организацию широкой воспитательной работы, индивидуальное обслуживание читателей самого разного возраста: от шестилетних ребятишек до широкой возрастной палитры педагогического коллектива. Внедрение средств новых информационных технологий в школьный медиацентр способно преобразовать рутинную работу сотрудников и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс.
Сотрудник медиацентра использует в своей работе информацию, подготовленную на базе библиотеки своего учреждения и полученную посредством телекоммуникационной связи из других национальных центров. Сотрудник медиацентра организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей, он помогает: а) учащимся работать не только с книгой, но и с техническими и информационными средствами (с компьютерными программными средствами по коррекции и обобщению знаний, с диафильмами, фоно- и магнитными записями и пр.; б) учителям подготовиться к урокам с использованием любых средств информации, готовить разовые мероприятия (тематические вечера, устные журналы, аудио- и видеоконференции), совершенствовать свое профессиональное мастерство, обеспечивая их методическими материалами посредством баз данных; в) и тем, и другим - создавать новые средства творческой деятельности (на основе имеющихся в фонде): видеоматериалы, фоно- и магнитозаписи, слайдфильмы и др.
Школьный медиацентр по своей сути может охватывать разнообразные варианты применения материальных средств в помощь учебному процессу и внеурочной воспитательной деятельности школы. Нельзя не учитывать при этом и конкретные потребности различных типов школы, ее ориентации на социальный заказ района, области, города. Для организации всей этой деятельности необходимы определенным образом созданные условия.
СОСТАВ ШКОЛЬНОГО МЕДИАЦЕНТРА
Состав фонда и аппаратуры, помещений и мебели медиацентра каждой конкретной школы следует рассматривать с точки зрения функционального назначения его рабочих зон: библиотеки, видео-, фоно- и диатеки, компьютерной рабочей зоны.
Библиотека. Фонд книг и учебников, возможно наличие микрофишей с аппаратурой для просмотра. Компьютер, снабженный программным банком данных, и копировально-множительная техника. 2 помещения для читального зала и для хранения фонда книг и учебников. 3
сотрудника: зав. библиотекой, библиотекарь (выполняющие функции по комплектованию и обработке фондов нетрадиционных средств информации и работы с компьютерным каталогом).
Видеотека. Фонд видеозаписей. 2 видеомагнитофона, видеокамера, телевизор, возможно кабельное соединение с предметными кабинетами через видеоцентр. Места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией. Один сотрудник координирует работу с видеоматериалами, магнитными записями, диафильмами и диапозитивами.
Фонотека. Фонд фоно- и магнитных записей. Аппаратура и комплекты наушников для прослушивания фоно- и магнитных записей. Места для индивидуальной и групповой работы с фоно- и магнитными записями.
Диатека. Фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов). Аппаратура для просмотра диафильмов и диапозитивов. Места для индивидуального и группового просмотра диафильмов и диапозитивов.
Компьютерная рабочая зона. Дискотека (фонд компьтерных программ для самостоятельной работы учащихся по коррекции и обобщению знаний; учителей и сотрудников медиацентра с каталогами и информационными образовательными базами данных, в том числе "электронная почта". Несколько (исходя из возможностей школы) персональных ЭВМ, программно-совместимых с IBM-PC, принтеры, модем (с телефонными аппаратом). Места для самостоятельной деятельности учащихся и учителей в телекоммуникационных проектах. Один технический сотрудник координирует работу в телекоммуникационных проектах, осуществляет помощь в работе с программными средствами, отвечает за рабочее состояние техники.
Выбор средств, доступных для прослушивания и просмотра учителем и учащимися, должен быть представлен в школьном медиацентре достаточно полно. Прежде всего - это книги, журналы, газеты, дополненные видеозаписями, звукозаписями, компьютерными программами, репродукциями, плакатами, фотографиями.
В настоящее время школы при создании медиацентров могут ориентироваться на уже имеющееся оборудование. Диапроекторы, магнитофоны и проигрыватели могут быть использованы в медиацентре для коллективных форм работы. Для индивидуальной работы необходимы технические средства, позволяющие работать в специальных кабинах или на обычных столах с ширмами. Проигрыватели и магнитофоны должны снабжаться наушниками.
Наличие в медиацентре видеоаппаратуры, видеокамеры не только дает возможность создавать собственные любительские фильмы (как учебно-методические, так и связанные с личными интересами школьников), но и способно помочь в индивидуальной деятельности, связанной с коррекцией и обобщением знаний учащихся, с повышением профессионального уровня учителей. Установка пульта кабельного телевидения в школьном медиацетре дает возможность включать разнообразные видеопрограммы и в классно-урочную деятельность.
Интерактивное видео в самое ближайшее время придет в школьные медиацетры. Оно обладает уникальными возможностями, так как на одном лазерном диске помещается большой объем не только текстовой информации, но видеоряд и звук.
Применение микрофильмов и микрофишей в школе (представляется более разумным использовать их для хранения подшивок периодических изданий, энциклопедических и словарных сведений) предусматривает наличие аппаратов их просмотра, чтения и копирования.
Медиацентры, оснащенные компьютером, создают условия для составления каталогов, создания информационных банков данных, контроля за обращением книжного фонда. Наличие в медиацентре компьютера помогает учителю и ученику подготовиться к учебным занятиям: получить библиографическую справку, подобрать нужную литературу по теме или просто ознакомиться с содержанием интересующего текста, используя при этом и другие нетрадиционные носители информации.
Использование компьютерных телекоммуникационных сетей позволяет осуществить передачу текста на большие расстояния ("электронная почта"), подключаться к создаваемым в медиацентрах и архивах страны компьютерным банкам. Через медиацентры учителя смогут получить необходимую информацию для повышения своего профессионального уровня, что особенно важно для сельских школ.
Вопрос о выделении помещений для школьных медиацентров наиболее труден и актуален, так как в типовых проектах школ подобные помещения еще не предусматриваются. Постепенное преобразование имеющихся площадей в школьные медиацентры может идти за счет использования рядом расположенных кабинетов (одного, двух, трех), т.е. создания своеобразных блоков, за счет пристроек и пр. Другим вариантом может быть приближение к помещениям библиотек, существующих в школах технических, аудио- и видеоцентров, в которых созданы условия для самостоятельной работы учителей и учащихся.
ПЛАНИРОВКА МЕДИАЦЕНТРОВ
Не только состав, но и назначение школьного медиацентра могут быть различными в зависимости от возможностей школы и решаемых педагогических задач. На примере разработки проектов моделирования некоторых медиатек и медиацентров школ различного типа рассмотрим в самых общих чертах несколько вариантов их организации.
Медиацентр школы-ГИМНАЗИИ (Москва, N 1512), рисунок 1. Такого рода центр можно отнести к специализированному типу. Он обеспечивает обслуживание большого количества школьников (30-50 человека), предполагает широкое самостоятельное использование средств информации и наличие оборудования по предметам, углубленно изучаемым в гимназии (экономика, математики, иностранные языки). Вариантом разделения площадей центра на рабочие зоны является разделение их по средствам (библиотека: книги, периодические издания, медиатека: видео-, фоно- и диатека, компьютерная зона, зона прослушивания магнитных и фонозаписей и просмотра диафильмов и диапозитивов). Включение компьютера, расположенного в центре, в телекоммуникационные сети способствует деятельности учителей и учащихся в совместных с зарубежными партнерами проектах, работе сотрудников и учителей с информационно-образовательными базами данных крупных библиотек (ГНПБ им.К.Д.Ушинского), в недалеком будущем - с базами данных Академии Управления, с которой гимназия тесно сотрудничает, и другими культурными, научными и образовательными учреждениями. Наличие пульта кабельного телевидения позволяет транслировать учебные видеозаписи и школьные видеоновости не только в кабинеты, но ив микрорайон, где расположена школа.
Медиатека школы в учебно-воспитательном комплекса (г.Когамлы, N 2 и 8), рисунок 2. Школа N 8 является часть учебно-воспитательного комплекса (детсад - школа - "пролицей" - школа - "лицей" - вуз). Медиатека этой школы (по своему типу - медиатека индивидуального обслуживания) располагается территориально в нескольких помещениях школьного здания, по проекту специально предназначенных для размещения библиотеки, и имеет систему служб за пределами школы. Она тесно взаимосвязана в своей работе с медиатекой другой школы комплекса ("пролицея"), которая обслуживает учащихся младшего и среднего школьного возраста. В этом небольшом помещении (2 классные комнаты и 3 лаборантские, одна из которых отведена для хранения учебников и расположена на значительном расстоянии от основных помещений) имеется справочная служба (картотеки, каталоги, компьютер), фонды информационных средств. Здесь выделены места для индивидуальной работы, минимально оснащенные соответствующим оборудованием и техническими средствами. Основное внимание уделено компьютеру, подключенному посредством телекоммуникаций к банкам данных центральной библиотеки и педагогического института, курирующего школы комплекса. В специальном помещении просматриваются (индивидуально или в небольших группах) диа- и видеоматериалы, Выделены места для создания собственных оригинальных средств: магнитозаписей, слайдфильмов, компьютерных альманахов и сборников. Эта медиатека является информационно-методическим центром школ комплекса.
Медиатека сельской школы (пос.Рыбниково Екатеринбургской области), рисунки 3-4. При разработке модели медиатеки сельской школы было предложено 2 варианта медиатеки-игротеки. Подобный тип медиатек ориентирован в основном на нужды детей младшего и среднего школьного возраста, а также педагогического коллектива школы. Главная функция такой медиатеки - совмещение ее работы с работой группы продленного дня, что означает предоставление возможности полезного и продуктивного времяпрепровождения учащихся в течение всего дня, успешную подготовку к урокам при использовании различных информационных средств (книг, видео-, магнито- и диазаписей), а при необходимости - взаимодействия библиотекаря, учителей, школьников и, в ряде случаев, населения в рамках внеурочной деятельности. Проектом предусматривается быстрая перегруппировка мебели, доступность оборудования и свободное его перемещение. Постоянное повышение квалификации сельских учителей, осложненное удаленностью от культурно-просветительских учреждений, обеспечивается в медиатеке телекоммуникационной связью с информационно-образовательными банками данных Екатеринбургского сельскохозяйственного института и крупной областной библиотеки.
Текст документа сверен по:
Общее среднее образование в России:
Сб.нормат.документов.
1992-1993. В 2-х кн. Кн.1.М., 1993.