Недействующий

     

УКАЗАНИЯ
о порядке патентования советских изобретений за границей

(Работы по подготовке и регистрации за границей промышленных образцов
производятся аналогично порядку, предусмотренному настоящими Указаниями)
(в редакции постановлений Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
от 22 декабря 1983 года N 5(20) и от 25 октября 1984 года N 1 (20))
___________________________________________________________________
Фактически утратили силу.
Следует руководствоваться Патентным законом Российской Федерации
от 23 сентября 1992 года N 3517-1
и приказом Роспатента
от 10 февраля 1995 года N 14
.
____________________________________________________________________

   

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
от 12 ноября 1981 года N 3 (23)

     

ВВЕДЕНИЕ

Патентование советских изобретений за границей производится с целью защиты экономических интересов СССР, как правило, при:

поставке продукции на экспорт (машин, материалов, приборов, оборудования);

продаже лицензий иностранным фирмам, организациям, предприятиям;

оказании помощи зарубежным странам при строительстве объектов (разработке технологических процессов, выпуске продукции и т. п.);

осуществлении научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

В качестве охранного документа на изобретение в большинстве стран выдается патент. К патентам на изобретения относятся различные виды промышленных патентов, например, ввозные патенты, дополнительные патенты, свидетельства и т.п.

В ряде социалистических стран (НРБ, ЧССР, МНР) основным видом охранного документа, наряду с патентом, является авторское свидетельство, в ГДР - документ типа авторского свидетельства хозяйственный патент.

Патентные законодательства многих стран содержат требования о том, что изобретениями признаются технические решения, обладающие новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, и несоблюдение этих требований может привести к отказу в выдаче патента.

Патентным законодательством некоторых стран предусмотрена охрана полезных моделей (полезных образцов). Однако, этот вид защиты промышленной собственности введен в небольшом круге стран (Япония, ФРГ, Италия, Испания, ПНР, Португалия, Филиппины, Бразилия, Южная Корея, Венесуэла, Сомали).

Полезная модель является средством охраны конструктивных технических решений, на которые из-за их недостаточно высокого уровня патенты могут быть не выданы. Поэтому охранный документ, выдаваемый на полезную модель, называют иногда "малым патентом" и срок его действия составляет в большинстве стран от 3 до 10 лет.

Подготавливая предложения для патентования изобретений, необходимо учитывать основные положения патентных законов тех зарубежных стран, где предполагается патентовать изобретение. Знание зарубежных патентных законов и правил их применения позволит патентующим организациям лучше ориентироваться в определении целесообразности патентования конкретных изобретений, в выборе стран патентования.

Необходимо эффективно использовать при патентовании изобретений положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации, Соглашения о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения.

1. Общие положения

1.1. Патентование за границей изобретений, созданных в СССР, производится по решению Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий (в дальнейшем - Госкомизобретений), принимаемому на основании предложений министерств, ведомств, а в необходимых случаях - с учетом рекомендаций Междуведомственной комиссии по патентно-лицензионным вопросам при Госкомизобретений.

Подача за границу заявок на изобретения допускается, как правило, только после того, как эти изобретения будут заявлены в СССР. Госкомизобретений может в необходимых случаях разрешить патентование изобретений за границей до подачи заявок на них в СССР.

1.2. Патентование изобретения за границей производится определенным в решении Госкомизобретений предприятием, организацией, учреждением или с согласия этого предприятия, организации, учреждения (в дальнейшем - организация) автором изобретения в установленном порядке.

Организация, которая ведет работы по патентованию изобретения, является патентующей.

Патентующая организация обеспечивает подготовку заявочных материалов на выдачу патентов, авторских свидетельств или иных охранных документов на изобретения (в дальнейшем - охранный документ) и осуществляет последующие работы по защите прав по этим изобретениям.

Вопрос об изменении патентующей организации решается Госкомизобретений по предложениям министерств, ведомств, организаций.

1.3. Подготовка материалов для патентования советских изобретений за границей (описание, чертежи и др.) осуществляются патентующей организацией.

Оказание помощи организациям в составлении заявок на выдачу охранных документов в соответствии с требованиями законодательств стран патентования, переводе описаний изобретений на иностранные языки, подготовке ответов на запросы патентных поверенных и решения иностранных патентных ведомств осуществляется Всесоюзным центром патентных услуг (в дальнейшем - ВЦПУ) на основе хозяйственного расчета.

1.4. Работы по патентованию советских изобретений за границей проводятся через Торгово-промышленную палату СССР (в дальнейшем ТПП СССР) (За исключением отдельных операций на международной стадии по международным заявкам (раздел 8 настоящих Указаний) и работ по Соглашению о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения, когда за границей испрашивается признание охранного документа неисключительного права (раздел 7 настоящих Указаний). Она выполняет функции патентного поверенного для советских граждан и организаций, оказывает помощь заявителям в оформлении документов юридического характера (доверенности, передаточные акты и др.), направляет заявки за границу, осуществляет связь с иностранными патентными ведомствами (через зарубежных патентных поверенных), выполняет переводы решений патентных ведомств, запросов патентных поверенных, оказывает помощь в подготовке ответов на эти решения и запросы, а также при рассмотрении дел по советским изобретениям в патентных, административных, апелляционных и других судах.

2. Отбор изобретений для патентования за границей

2.1. Министерства и ведомства ведут систематическую работу по защите охранными документами за рубежом изобретений, созданных в подведомственных организациях.

2.2. Предлагая изобретения для зарубежного патентования, организации, министерства, ведомства должны определиться, будут ли объекты, в которых использованы эти изобретения, поставляться на экспорт (включая комплектные поставки) или на эти объекты предполагается продажа лицензий, или они будут разрабатываться, изготовляться путем кооперации с зарубежными фирмами, организациями.

Патентование изобретений целесообразно, если применение их в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические результаты по сравнению с лучшими зарубежными машинами, оборудованием, приборами, материалами и технологическими процессами. При этом патентующей организацией должны быть внесены в патентный паспорт (форма патентного паспорта и пояснений по его заполнению прилагаются к настоящим Указаниям) сведения, по которым можно судить о преимуществах данного объекта, перспективах развития за рубежом отрасли техники и промышленности, к которой относится объект.

Особой проработки требует вопрос о патентовании изобретений, применение которых ограничивается внутренними потребностями заводов, строящихся объектов, геологических партий, карьеров, приисков и т. п., а также технологических процессов (способов). Если эти изобретения могут быть выполнены по описанию, приложенному к патенту, или на основании опубликованных заявочных материалов, и для этого не требуется специальных знаний типа "ноу-хау" и участия специализированных фирм-изготовителей, а по изделиям, осуществленным по запатентованной технологии невозможно определить, каким способом они выполнены, заявители практически не смогут проконтролировать использование их изобретений за рубежом. Патентование таких изобретений за границей, как правило, нецелесообразно, так как в этих случаях обеспечивается лишь информация иностранных заинтересованных фирм и отсутствует перспектива коммерческой реализации изобретений на внешнем рынке.

Не следует , как правило, представлять на патентование изобретения, значимость которых в объекте, где они использованы, невелика, или предлагаемые решения легко могут быть обойдены другими вариантами исполнения.

2.3. Предложения о патентовании изобретений за границей должны содержать обоснования целесообразности патентования и выбора стран, в которых следует патентовать изобретения.

Каждое изобретение, предлагаемое для патентования, должно быть своевременно освоено промышленностью. С этой целью патентующие организации, министерства и ведомства принимают меры к использованию патентуемых изобретений в СССР и включают их в соответствующие планы экономического и социального развития СССР (отрасли, республики), поскольку без промышленного освоения изобретения не может быть ни экспорта, ни выгодно проданной лицензии.

Патентующие организации, министерства, ведомства при направлении в Госкомизобретений предложений на патентование изобретений за границей указывают сроки освоения объектов техники, содержащих эти изобретения, со ссылкой на соответствующие утвержденные планы и делают об этом запись в патентном паспорте.

Патентующим организациям, министерствам, ведомствам по патентуемым и освоенным промышленностью изобретениям следует своевременно обеспечивать рекламу, способствующую реализации изобретений на внешнем рынке (экспонирование изделий на выставках и ярмарках в СССР и за рубежом, издание рекламных материалов, выступление с докладами на проводимых симпозиумах и конгрессах, публикации в печати и т.д.).

В ряде случаев для решения вопроса о патентовании целесообразно осуществить рекламу по изобретению до подачи заявок в зарубежные патентные ведомства (при затруднении в определении стран патентования, отсутствии достоверных сведений о существующем уровне техники, при отсутствии данных о спросе на изделия, технологию на внешнем рынке и т.д.). Однако реклама должна проводиться, в основном, при наличии у патентующей организации работоспособных образцов (изделий) проверенной технологии, в которых использованы предлагаемые к патентованию изобретения.

2.4. Заявка на изобретения, которые предполагается патентовать за границей, направляются во Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (в дальнейшем ВИИГПЭ) в установленном порядке (См. Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях).

Организации, предлагающие изобретения для патентования за границей, как правило, при получении приоритетной справки из ВНИИГПЭ незамедлительно направляют министерству, ведомству по подчиненности заполненный патентный паспорт, в котором указан номер заявки на выдачу охранного документа, присвоенный ВНИИГПЭ, и внесены все необходимые сведения, подтверждающие целесообразность патентования изобретения за границей. К патентному паспорту необходимо приложить копии описания изобретения, поданного с заявкой во ВНИИГПЭ, и приоритетной справки.

Министерство, ведомство в месячный срок рассматривает предоставленные материалы и при положительном решении направляет их с предложением руководства министерства, ведомства в Госкомизобретений и ставит об этом в известность патентующую организацию.

2.5. Если заявителями в СССР по предлагаемому на патентование изобретению являются несколько организаций, согласие на патентование должны представит все эти организации.

Если заявители в СССР являются организациями разных министерств, ведомств, по крайней мере одно министерство, ведомство должно представить предложение на патентование, а другие - согласие на патентование.

2.6. С целью ускорения прохождения материалов по изобретениям, отобранным для патентования, повышения качества заявочной документации и использования конвенционного приоритета организациям, имеющим разработку, выполненные на уровне изобретений, которые предполагается патентовать за границей, рекомендуется воспользоваться услугами ВЦПУ для подготовки одновременно описаний к заявкам для подачи в Госкомизобретений и в зарубежные патентные ведомства.

2.7. В тех случаях, когда при подаче заявки на выдачу авторского свидетельства организация не располагает достаточными данными о целесообразности зарубежного патентования, предложение на патентование может быть направлено в Госкомизобретений позднее. Однако при этом необходимо принять меры, препятствующие преждевременной публикации (раскрытию) существа изобретения.

2.8. Госкомизобретений после получения всех материалов, необходимых для решения вопроса о целесообразности патентования изобретений за границей, в соответствии с пп. 2.4. 2.7. настоящих Указаний, в отдельных случаях - рекомендаций Министерства внешней торговли, Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (в дальнейшем - ГКЭС), внешнеторговых объединений и др. в месячный срок рассматривает эти материалы и принимает соответствующее решение.

При необходимости получения заключения о целесообразности патентования изобретения от министерства, ведомства, отвечающего за развитие техники в данной области, Госкомизобретений направляет в это министерство, ведомство соответствующие материалы. Министерство, ведомство в месячный срок со дня получения материалов рассматривает и представляет в Госкомизобретений обоснованное заключение и рекомендации относительно патентования изобретения за границей.

2.9. Госкомизобретений ставит о принятом положительном решении в известность министерство, ведомство, рекомендовавшее изобретение, патентующую организацию, ТПП СССР, ВЦПУ.

Одновременно Госкомизобретений дает указание ВНИИГПЭ о срочном проведении экспертизы по заявке.

Если Госкомизобретений не разрешил патентование изобретения за границей, он ставит в известность об этом патентующую организацию, министерство, ведомство.

2.10. Неправильно оформленные патентные паспорта, имеющие неопределенные и необоснованные доказательства целесообразности патентования, не укомплектованные документами в соответствии с пп. 2.4. и 2.7. настоящих Указаний, не дающие возможности Госкомизобретений принять решение о патентовании, возвращаются министерствам и ведомствам на доработку.

2.11. При возникновении затруднений в выборе стран патентования министерствам и ведомствам следует обратиться за соответствующими рекомендациями в Министерство внешней торговли, ГКЭС, всесоюзные (внешнеторговые) объединения и другие компетентные организации, которые в месячный срок со дня поступления запроса сообщают свои рекомендации.

2.12. Авторы изобретений, самостоятельно ходатайствующие о патентовании своих изобретений за границей, представляют в соответствующее министерство, ведомство предложение о патентовании, заполненный патентный паспорт, копии описания изобретения, поданного с заявкой во ВНИИГПЭ, и решения ВНИИГПЭ о выдаче охранного документа.

Министерства и ведомства рассматривают указанные предложения и в месячный срок представляют Госкомизобретений обоснованные предложения о патентовании изобретений с указанием стран патентования и патентующей организации, а при отрицательном заключении возвращают материалы авторам изобретений.

Решение о патентовании изобретений за границей принимается Госкомизобретений в месячный срок со дня получения предложений министерств, ведомств.

2.13. Госкомизобретений информирует соответствующие министерства и ведомства об отдельных наиболее интересных изобретениях, патентование которых целесообразно по мнению заявителей, экспертов ВНИИГПЭ или специалистов Госкомизобретений, но по которым им не получены рекомендации о патентовании, и высылает в адрес этих министерств, ведомств копии описаний изобретений для рассмотрения вопроса о целесообразности патентования.

Заключения по этому вопросу министерства и ведомства представляют в Госкомизобретений в 2-месячный срок со дня получения информации.

2.14. Если организация рекомендует для патентования за границей изобретение, которое совершенствует объект (изобретение), ранее разрешенный Госкомизобретений для патентования за границей, министерству, ведомству достаточно направить в Госкомизобретений копии описания изобретения, поданного с заявкой во ВНИИГПЭ, приоритетной справки, последнего решения Государственной научно-технической экспертизы (если оно имеется) и предложение с обоснованием целесообразности патентования. В предложении министерства, ведомства следует указать также название и номера заявок по изобретениям, ранее разрешенным Госкомизобретений для патентования и предлагаемым, страны патентования, состояние и перспективы освоения объекта с использованием этого изобретения, о проведенной работе по рекламированию уже патентуемых изобретений и перспективах коммерческой реализации объекта патентования за рубежом, а также другие сведения, предусмотренные п. 10 патентного паспорта.

3. Подготовка материалов заявок на получение
охранных документов за границей

3.1. Патентующая организация, получив решение Госкомизобретений на патентование изобретения за границей, в трехмесячный срок, если для заявления конвенционного приоритета или по иным обстоятельствам не требуется более короткий срок, готовит описания изобретения (и поясняющие его чертежи) в соответствии с требованиями, предъявляемыми патентными законодательствами стран, где предполагается патентование изобретения, на русском и иностранных языках, размножает их в соответствующем количестве экземпляров и перед направлением в ТПП СССР согласовывает описания изобретения и чертежи в ВЦПУ (служба загранпатентования).

3.2. Описание изобретения должно быть четким, с достаточной полнотой раскрывающим суть изобретения, содержать, в случае необходимости, поясняющие чертежи и быть в меру насыщено примерами.

3.3. Организациям,у которых возникают затруднения с подготовкой и оформлением заявочных материалов для зарубежного патентования, рекомендуется незамедлительно обратиться в ВЦПУ, который в трехмесячный срок выполняет эту работу с привлечением, в необходимых случаях, специалистов-представителей патентующих организаций (авторов изобретений).

Если при подготовке описания для патентования за границей возникнет необходимость присоединения к нему изобретений, ранее не рекомендованных на патентование, по этим изобретениям следует предоставить в Госкомизобретений предложения в соответствии с п. 2.14. настоящих Указаний.

Подготовленные для зарубежного патентования заявочные материалы ВЦПУ направляет на согласование патентующей организации, которая в 3-недельный срок обеспечивает согласование материалов заявки с авторами или формулирует свои замечания и направляет их в ВЦПУ. Если от организации в установленный срок не будет получено никаких замечаний, ВЦПУ считает материал согласованным и направляет его в ТПП СССР.

Установление ошибок,допущенных работниками ВЦПУ,производится за счет ВЦПУ в 10-дневный срок. Устранение ошибок, допущенных патентующей организацией, производится за счет этой организации.

Во всех случаях работы, связанные с согласованием заявочных материалов, не должны быть причиной потери конвенционного приоритета.

3.4. Патентующая организация, не ожидая специального запроса, в 2-недельный срок со дня получения решения о патентовании изобретения сообщает ТПП СССР сведения об авторах, заявителях, необходимые для оформления и ведения дел за границей по патентованию изобретений, согласно письму-извещению Госкомизобретений.

4. Оформление патентования советских изобретений
за границей

4.1. Направление заявок на патентование советских изобретений в зарубежные патентные ведомства и переписка по ним осуществляется через ТПП СССР.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»