Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 1994 года N 1146


Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге

(с изменениями на 5 апреля 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратило  силу с 17 июня 2000 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
 от 1 июня 2000 года N 426

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374.
____________________________________________________________________

     

В целях организации выявления, оценки и прогнозирования изменений в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления и устранения вредного влияния среды обитания человека на его здоровье Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о социально-гигиеническом мониторинге.

2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374.

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374):

принять в 1994-1995 годах меры по организации ведения социально-гигиенического мониторинга;

осуществлять координацию деятельности органов, учреждений и организаций, обеспечивающих ведение социально-гигиенического мониторинга;

разработать совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить в 1994 году нормативные документы и методические материалы, определяющие структуру, содержание и порядок организации ведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации;

осуществлять научное, информационное и инженерно-техническое обеспечение работ по ведению социально-гигиенического мониторинга за счет средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых на выполнение Федеральной целевой программы развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 1993-1995 годах и Государственной программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-196 годы, а также за счет иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организовать совместно с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах осуществление необходимых работ по обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга;

оказывать финансовую и материально-техническую помощь соответствующим органам, учреждениям и организациям, участвующим в ведении социально-гигиенического мониторинга.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации
В.Черномырдин


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 1994 года
 N 1146


ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-гигиеническом мониторинге

(с изменениями на 5 апреля 1999 года)



I. Общие положения

1. Социально-гигиенический мониторинг является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека.

2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.

3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического населения.

4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:

организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состояния среды обитания человека и его здоровья;

системный анализ и оценка получаемой информации;

программное и инженерно-техническое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных научных решений и эффективных электронно-вычислительных комплексов;

обеспечение органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а также граждан информацией, полученной при осуществлении социально-гигиенического мониторинга;

подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на его здоровье для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

5. При проведении социально-гигиенического мониторинга обеспечиваются:

организация наблюдения за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых, научно-технических и региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

получение и обработка информации государственных и отраслевых систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, а также данных государственной статистики;

сбор, хранение и обработка данных наблюдения для их дальнейшего использования;

выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;

разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в связи с изменением среды обитания человека;

создание информационных и информационно-аналитических систем, сетей, программных материалов и баз данных социально-гигиенического мониторинга;

организация нормативно-справочной информации, используемой в статистических регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации;

подготовка информации (публикации, бюллетени и т.д.);

передача информации пользователям социально-гигиенического мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;

использование единых и обязательных нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.

II. Организационная структура социально-гигиенического
мониторинга

6. Ведение социально-гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах осуществляется Минздравом России, соответствующими центрами, учреждениями и организациями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций районов и городов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374).

7. Центры госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями в районах и городах:

обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека на его здоровье, передают ее в центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, а также формирую первичные базы данных;

подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов и городов, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами местного самоуправления.

8. Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:

осуществляют анализ полученных данных, выявляют с участием соответствующих научно-исследовательских учреждений причинно-следственные связи между изменением состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и средой обитания человека, составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и ведут соответствующие базы данных;

подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

передают информацию в Российский информационно-аналитический центр Минздрава России (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374).

9. Российский информационно-аналитический центр Минздрава России анализирует полученную информацию, составляет прогноз обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, изменения состояния здоровья человека в связи со средой его обитания, а также ведет соответствующие федеральные базы данных (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374).

III. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга

10. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдения, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы дынных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.

11. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга состоит из данных, характеризующих:

здоровье населения;

состояние среды обитания человека;

качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;

показатели социально-экономического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, районов и городов, оказывающие влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среду его обитания.

12. Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются:

базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, а также международных организаций;

базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, ведение которого осуществляется Минздравом России, Минсоцзащиты России, Госкомстатом России и подведомственными им организациями и учреждениями (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374);

базы данных наблюдения за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и среды обитания человека, ведение которого осуществляется Минздравом России и подведомственными ему организациями и учреждениями (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374);

базы данных наблюдения за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомнедрами, Рослесхозом, Роскомводом, Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и учреждениями;

базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой Росгидрометом, Минздравом России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374);

базы данных наблюдения за состоянием социальной среды обитания человека, социально-экономическим положением в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, районах и городах, ведение которого осуществляется в рамках государственной системы учета и статистики Госкомстатом России и подведомственными ему организациями и учреждениями;

базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда, ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы Минтрудом России, Минздравом России и подведомственными им организациями и учреждениями (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374);

базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством питания населения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого осуществляется Минздравом России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года N 374).

13. Базы данных социально-гигиенического мониторинга поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, районов и городов.

14. Программно-технологическое обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и представление всех видов показателей, включенных в базы данных социально-гигиенического мониторинга.

15. Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями - на договорной основе.

16. Пользователями данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане.

17. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам на коммерческой основе.     


Редакция документа с учетом

изменений и дополнений

"КОДЕКС"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»